Нарушение правил перевозки грузов, буксировки и ответственность за это по ст. 12.21 КоАП РФ

Нарушение правил перевозки грузов, буксировки и ответственность за это по ст. 12.21 КоАП РФ

Водители всех транспортных средств несут ответственность за отступление от правил перевозки грузов и буксировки. Произошло ли оно в результате действия или бездействия, представляет собой правонарушение, установленное ст. 12.21 КоАП РФ и наказывается штрафом в размере 500 руб. Правда, должностное лицо обладает правом просто предупредить водителя о том, что тот допускает нарушение.

Сущность правонарушения по ст. 12.21 КоАП РФ

Объектом ст. 12.21 КоАП РФ выступают общественные отношения в области безопасного дорожного движения, а объективная сторона зависит от того, какие именно правила были нарушены.

Применительно к грузам это может быть перевозка их в таком объёме, который выходит за нормативы, указанные предприятием-изготовителем ТС, ограничивающим обзор дороги водителем или нарушающим устойчивость транспортного средства. Противоречащей правилам будет признана буксировка ТС с неисправным рулевым управлением, вышедшей из строя тормозной системой, а так же в том случае, когда масса буксируемого ТС превышает половину буксирующего. Запрещается буксировка любых ТС в гололёд на гибкой сцепке или буксировка нескольких ТС.

Наиболее важным для оценки с правовой точки зрения ситуаций, связанных с перевозкой грузов, является п. 23.3 ПДД, определяющий, что перевозка груза допускается только тогда, когда он не ограничивает водителю обзор; не затрудняет управление и не нарушает устойчивость ТС; не закрывает внешние световые приборы, государственные регистрационные и опознавательные знаки; не создает шума и пыли, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

В случаях, когда состояние и размещение груза не отвечают этим или другим требованиям ПДД, водитель должен принять меры к устранению нарушений либо прекратить дальнейшее движение. Аналогичную роль для буксировки играет п. 20.4 ПДД, в котором перечислены основные ограничения для транспортировки одного ТС другим. Субъектами правонарушения являются водители, которые допустили нарушение ПДД в данной области, а субъектный состав характеризуется наличием умысла.

Роль инспекторов ДПС и других должностных лиц в судебных слушаниях по административным делам

На одно немаловажное обстоятельство указывает решение № 12-320/2019 7-557/2019 от 30 июля 2019 г. по делу № 12-320/2019 Суда Ханты-Мансийского автономного округа. Его суть в том, что решением судьи Нижневартовского городского суда от 30.05.2019 года было отменено постановление инспектора ДПС от 02.04.2019 года, которое признавало водителя виновным в перевозке снега без использования полога.

Инспектор ДПС обратился с жалобой в суд Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в которой просил решение судьи отменить, поскольку считает, что вина водителя в совершенном правонарушении установлена, но суд не придал значения представленным доказательствам и не опросил его как свидетеля по делу.

Тем не менее, в решении суда было особенно подчёркнуто, что не исключается вызов в суд должностных лиц, когда это необходимо суду для установления всех обстоятельств, что не делает их участниками производства по делам об административных правонарушениях, если они сами участвовали в составлении протокола об административном правонарушении. Это следует из п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».

Данный инспектор был вызван в суд, в который он не явился. Поэтому и в суде вышестоящей инстанции сочли, что доводы городского суда о недоказанности вины водителя не подлежат сомнению.