Водители всех транспортных средств должны соблюдать правила их стоянки и парковки. В общем случае отступление от этих правил трактуется в качестве правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ, что влечёт за собой предупреждение или штраф в размере 500 руб.
Объективная сторона ч. ч. 2-6 ст. 12.19 КоАП РФ
Исключения составляют ситуации по ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ и ч. ч. 2 - 6 рассматриваемой ст. 12.19 КоАП РФ. Объективный состав всех изъятий из ч. 1 предусматривает, что остановка произошла на каком-то определённом участке, где это запрещено отдельными правилами. К примеру, ч. 2 вводит санкцию за остановку на стоянке для инвалидов.
Части с 2 по 4 имеют свои исключения, к примеру, по ч. 3 исключению подлежат вынужденные остановки и случаи, предусмотренные ч. 6. Две финальные части выводят правонарушения, совершенные по ч. 1 и ч. ч. 3 — 4 в отдельные, которые связаны с совершением в городах Москва и Санкт-Петербург.
Имеет свою важность и разница между стоянкой и остановкой. Их понимание едино для всех пунктов ПДД, где они указываются. Под остановкой понимается прекращение движения ТС на срок до 5 мин., а также на большее время, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки. Под стоянкой понимается прекращение движения ТС на период более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой. В обоих случаях прекращение движения является преднамеренным, не связанным с поломками и другими неожиданными для водителя причинами.
Основным нормативным актом, который нарушается при совершении правонарушения, является п. 12.4, 12.5 ПДД, которые указывают места, где запрещается остановка и стоянка ТС. Имеет отношение к вопросу и п. 19 ПДД, который говорит о том, что при остановке и стоянке на дорогах в тёмное время суток на ТС должны быть включены габаритные огни; п. 12.2 ПДД, который разрешает стоянку на краю тротуара возле проезжей части только легковым автомобилям.
Объект правонарушения общий для всей гл. 12 — это общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Субъектами могут быть только водители, а субъективная сторона характеризуется наличием умысла.
Судебная практика и особенность привлечения к ответственности за нарушения по ст. 12.19 КоАП РФ
27 апреля 2016 года ВС РФ вынес определение по делу № 57-АПГ16-1, связанному с исковому заявлению гражданина Ануприенко А. И., который добивался отмены подпункта 5 пункта 9 главы 3 Правил благоустройства территории в части слов «и автотранспорта». Дело в том, что эти правила запрещали парковку автомобилей в определённых местах, чем выходили за компетенцию местных органов самоуправления. СК по гражданским делам определила признать этот подпункт недействующим.
Такое решение подтверждает, что вопрос о стоянках и остановках ТС находится в ведении федеральных органов, но никак не муниципальных и других органов местного самоуправления, включая городские советы депутатов.
Довольно характерная ситуация раскрывается и в деле № 31-АД13-6, постановление по которому вынесено 16 декабря 2013 г. Водитель признан виновным в нарушении КоАП РФ в ч. 1 ст. 12.16 и подвергнут штрафу в размере 300 рублей. Он счёл наказание несправедливым и подавал жалобы во все суды, пока не дошёл до ВС РФ. Только в последнем жалоба была удовлетворена. Водитель обвинялся в нарушении правил остановки, а значит его правонарушение должно было рассматриваться по ст. 12.19 КоАП РФ.
Водитель обвинялся на основании материалов, полученных от работающей в автоматическом режиме техники, а постановление инспектора так же было вынесено в почти автоматическом режиме. Вопрос о том, что использование таковых устройств, оснащённых средствами для создания фото- и видеоматериалов, подтверждающих правонарушения, повсеместно превращается в средство пополнения бюджета многократно поднимался, но ситуация не изменилась кардинальным образом в лучшую сторону со времён вынесения постановления по этому делу в 2013 году.