Нарушение правил маневрирования и штрафы по ст. 12.14 КоАП РФ

Нарушение правил маневрирования и штрафы по ст. 12.14 КоАП РФ

Маневрирование на дорогах должно проходить сообразно ПДД. В ст. 12.14 КоАП РФ перечислены случаи, когда нарушение правил маневрирования становится административным правонарушением. Объект остаётся неизменным для всей гл. 12 данного кодекса. Это общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Объективная сторона меняется в разных частях статьи, хотя сумма штрафа остаётся постоянной и равняется 500 руб.

Объективная и субъективная сторона правонарушения

Рассматриваются следующие виды нарушений:

  • ч. 1 — не подан соответствующий сигнал перед манёвром в виде начала движения, перестроения, поворота, разворота или остановки;
  • ч. 1.1 — не занято крайнее положение перед поворотом направо, налево или разворотом;
  • ч. 2 — разворот или движение задним ходом в местах, где это запрещено;
  • ч. 3 — не пропущено транспортное средство, пользующееся преимущественным правом движения.

При этом части 2 и 3 исключают те ситуации, которые относятся к применению других статей КоАП РФ. Вторая — предусмотренные ч. 3 ст. 12.11 и ч. 2 ст. 12.16 Кодекса, а третья — исключает случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 12.13 и ст. 12.17 Кодекса.

Субъектами во всех случаях являются только водители, а субъектный состав предусматривает только умышленную форму вины. В российской правовой системе невозможна не подать сигнал без умысла, случайно. Если водитель забыл это сделать, то предполагается наличие причины. Усталость, состояние здоровья, употребление препаратов, снижающих концентрацию внимания, — всё это является явным критерием для того, чтобы воздержаться от вождения. Управление ТС могут осуществлять только водители, которые собраны, аккуратны, понимают значимость своих действий и без чрезмерного переутомления.

Выезд на трассу в неподобающем состоянии — это так же поступок, ответственность за который целиком ложится на водителя.

Особенности судебного производства по ст. 12.14 КоАП РФ

Анализ судебной практики показывает, что основной причиной, побуждающих граждан отстаивать свои интересы в судах, вплоть до высших судов, является не сумма штрафа в 500 рублей, а то, что признание водителя виновным делает его ответственным за причинение вреда, а значит и его компенсация может быть возложена на нарушителя этой статьи. Разумеется, в том случае, если нарушение привело к возникновению ДТП.

К примеру, в деле № 32-АД16-3, постановление по которому было вынесено 15.04.2016 г. СК по административным делам ВС РФ, прямо говорится о том, что в районном и областном суде не уделили внимание важным обстоятельствам и, оставляя постановление инспектора ДПС от 30.10.2014 г. без изменения, указали на отсутствие оснований полагать, что причиненный действиями водителя ущерб является меньшим по отношению к предотвращенному им. Он уклонился от выехавшего на встречную полосу автомобиля, но столкнулся с тем, который шёл одним с ним курсом.

На встречную полосу выехал другой водитель, который внезапно почувствовал себя плохо. Но многие инспекторы ДПС и судьи предпочитают не вдаваться в подробности дел и выносят свои решения в автоматическом порядке. Только в ВС РФ было применено положение п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, делающее действия лица, совершенные в состоянии крайней необходимости, исключающими производство по делу об административном правонарушении. Жалоба несправедливо обвинённого водителя была удовлетворена, а постановления инспектора и судов, которые с ним согласились, — отменены.