Налоговая ставка выражается в процентах, а её размер регулируется нормами ст. 284 НК РФ. В настоящее время используется ставка в 20%, если иной её размер не установлен этой же статьёй Кодекса.
Особенности практического применения норм о налоговых ставках
Сумма, полученная:
- по ставке в 2%, или 3% в 2017 - 2024 годах, направляется в федеральный бюджет;
- по ставке в 18%, или 17% в 2017 - 2024 годах, — в бюджеты субъектов.
Ставка налога, предназначенная для зачисления в бюджеты субъектов, законами этих субъектов может быть уменьшена для некоторых категорий налогоплательщиков.
Минфин РВ в письме от 22.03.2010 № 03-03-06/1/167 указывал, что законом субъекта подлежит установлению лишь ставка налога на прибыль организаций. При этом, после применения всех положений она не должна быть меньше 13,5%. Другие элементы налогообложения и порядок их исчисления в субъектах определяться не могут.
ФЗ от 30.11.2011 № 365-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ "Об особых экономических зонах" и некоторые законодательные акты» внесены изменения в рассматриваемую статью, которые выразились в виде добавления п. 1.2.
Некоторые нюансы обложения налогом производителей сельхозтоваров
Сообразно с положением ст. 2.1 ФЗ от 06.08.2001 № 110-ФЗ, ставка по налогу на прибыль организаций производителей сельхозтоваров не осуществивших переход на специальную систему обложения налогом, предназначенную для соответствующих товаропроизводителей — ЕСН, по деятельности, представляющей собой реализацию самостоятельно произведенной ими продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями сельскохозпродукции, устанавливается в следующих порядке и размере, начиная с 2016 года — 20%.
В письме Минфина от 10.08.2005 № 03-03-02/54 указано, что льгота по налогу на прибыль для таких производителей, что являются рыболовецкими артелями, установленная ФЗ № 110-ФЗ, можно использовать лишь в части прибыли, полученной в результате реализации собственной продукции, а доход от других видов деятельности подлежит налогообложению на общих основаниях.
Как указано в письме УФНС по г. Москве от 28.12.2009 № 16-15/137397, льготная ставка 0% используется производителями сельхозтоваров лишь тогда, когда они сами создали сельскохозяйственную продукцию, не использовав в процессе труд или продукцию иных лиц.
Если предприятие занято производством сельскозпродукции с помощью заключения договора подряда на полный цикл производства, то доход такого юрлица подлежит обложению налогом на общих основаниях, с применением ставок, установленных в рассматриваемой статье.
Из содержания письма Минфина от 14.09.2005 № 03-11-04/1/22 становится ясно, что предусмотренные действующим законодательством требования к производителям сельхозтоваров не содержат правил или ограничений о производстве и переработке продукции своими ресурсами. В силу этого, при установлении объемов реализации продукции и её первичной переработки, учитывается продукция первичной переработки, полученная от производства на давальческих основаниях.
При этом, сообразно данным письма Минфина от 14.05.2005 № 03-03-02-04/1/118, к прибыли производителей сельхозтоваров, полученной в результате реализации продукции, созданной из сельсхозсырья, отданного в переработку иной организации на давальческих основаниях, применяется ставка налогообложения, предусмотренная рассматриваемой статьёй.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2006 № А05-11646/2005-33 сделан вывод о том, что деятельность налогоплательщика, производимая на основании договора простого товарищества, была направлена на реализацию произведенной им рыбной продукции, выручка от чего облагается по ставке 0% по налогу на прибыль организаций и не должна учитываться в составе внереализационных доходов.
В Постановлении от 01.12.2005 № А05-9379/2005-18 ФАС Северо-Западного округа также содержится вывод о том, что деятельность простого товарищества, направленная на осуществление рыбного промысла, была направлена на производство и реализацию сельсхозпродукции, применение участником данного товарищества льготы по налогу на прибыль, предусматривающей ставку 0%, полностью правомерно.
Важные аспекты учёта прибыли в виде дивидендов
Необходимо принимать во внимание, что сообразно с п. 2 ст. 274 НК РФ налоговая база на прибыль, облагаемой по отличной от ставки, указанной в п. 1 рассматриваемой статьи, устанавливается автономно. Налогоплательщик должен вести раздельный учет доходов по операциям, которым на основании положений гл. 25 НК РФ установлен отличающийся от общего порядка учет доходов и расходов.
Минфин в письме от 21.02.2011 № 03-03-06/1/108, пояснял, что порядок установления налоговой базы по прибыли, облагаемой по другой ставке, чем предусмотрено в п. 1 рассматриваемой статьи, распространяется на все группы прибыли, в том числе и внереализационные доходы.
Из разъяснений Минфина, содержащихся в письме от 30.11.2010 № 03-03-06/1/748, можно сделать определённые выводы.
Сообразно с пп. 1 п. 3 рассматриваемой статьи к налоговой базе, устанавливаемой по доходам отечественных организаций в качестве дивидендов, применяется ставка 0% при условии, что в момент возникновения решения о выплате дивидендов получающая их организация в течение не менее 365 календарных дней постоянно владеет не менее чем 50% долей в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации, и при условии, что общая стоимость приобретения в соответствии с действующим законодательством в собственность вклада в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации, дающих право на получение дивидендов, выше 500 млн. руб.
В разъяснительном письме от 27.01.2011 № 03-03-06/1/3 Минфин говорил о том, что в случае, если в день принятия решения о выплате дивидендов условия, установленные пп. 1 п. 3 рассматриваемой статьи, полностью выполнены, то к доходам в виде дивидендов может быть применена налоговая ставка в размере 0%.
Если же организация, являющаяся резидентом нашей страны и получателем дивидендов, не соответствует приведённым условиям, что определены в этом подпункте, то такое юрлицо не имеет права применять налоговую ставку 0% при налогообложении дивидендов и сообразно пп. 2 п. 3 рассматриваемой статьи обязано применять к данным доходам ставку 9%.
При установлении в целях применения нормы пп. 1 п. 3 рассматриваемой статьи срока непрерывного владения вкладом или долей в уставном или складочном капитале выплачивающей дивиденды организации, созданной в результате преобразования, учитывается срок владения указанным вкладом с дня госрегистрации этого юрлица.
Сведения уточняющего характера содержатся в письме Минфина от 01.11.2010 № 03-03-06/1/678. Как сказано в письме Минфина от 12.11.2009 № 03-03-06/1/747, общая стоимость приобретения должна превышать 500 млн. руб. В целях применения налоговой ставки 0% непрерывное владение такой долей должно быть не меньше 365 календарных дней.
Практическое применение данных положений может быть тесно связано с нормами ст. 284.1 НК РФ. К примеру, из определения ВС № 301-КГ15-2846 от 27 апреля 2015 года становится ясно, что сообразно с нормой п. 4 ст. 284.1 НК РФ при несоблюдении организациями, которые перешли на налоговую ставку 0% в соответствии с правилом рассматриваемой статьи, хоть одного из указанных в ней условий, с начала налогового периода применяется ставка, установленная п. 1 рассматриваемой статьи.
Тогда сумма налога должна быть восстановлена и подлежит уплате в бюджет, вместе с пени, начисляемыми со дня, следующего за установленным ст. 287 НК РФ днем уплаты налога или авансового платежа по нему.
Организации, применявшие ставку 0% в соответствии с нормами рассматриваемой статьи и перешедшие на установленную её п. 1 ставку, в том числе в связи с несоблюдением условий п. 3 рассматриваемой статьи, не могут вновь перейти на ставку 0% в ходе периода в пять лет. Об этом говорит положение п. 8 ст. 284.1 НК РФ.
О чём ещё говорит судебная практика?
Связки статей Кодекса становятся актуальными во многих случаях, к примеру, дают возможность реализовать право на льготу при условии, что налогоплательщик представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми закон ассоциирует наличие права. Ими становятся положения ст. 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ.
Напомним, что п. 1 рассматриваемой статьи предусмотрено, что налог, установленный по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов. При этом ставка налога, подлежащего зачислению в такие бюджеты, может быть понижена законами субъектов.
Иногда важность приобретают ещё и локальные нормативные правовые акты. Подпунктом 1 п. 2 ст. 2 Закона Курганской области от 24.11.2004 № 822 «О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Курганской области» введены пониженные ставки для организаций, осуществляющих капитальные вложения. Льгота связана с долями капитальных вложений в размере от 13,5% до 16%.
Согласно пункту 1 ст. 3 указанного акта право на применение пониженных налоговых ставок имеют налогоплательщики, удовлетворяющие определённым условиям, а среди них те, что определяют долю капитальных вложений, которая должна превышать 1%, что подтверждается соответствующим расчетом.
Имеет актуальность и отношение среднемесячного размера начисленной заработной платы в расчете на 1 работника организации к величине МРОТ Курганской области для трудоспособного населения. Оно должно быть не менее 1,5. Об этом говорит резолютивная часть постановления № Ф09-4583/20 Арбитражного суда Уральского округа, которая объявлена 19 августа 2020 г. по делу № А34-14671/2018.