Начало течения срока исковой давности в соответствии со статьей 200 ГК РФ

Начало течения срока исковой давности в соответствии со статьей 200 ГК РФ

Срок исковой давности, в дальнейшем СИД, — это период, который законодательство отводит для защиты права. Ст. 200 ГК РФ предопределяет, что он начинает течь с того момента, когда лицо узнало о том, что его права нарушены и о том, кто является ответчиком по иску о защите права. Эти даты могут не совпадать.

К примеру, если владелец земельного участка увидел, что неизвестное лицо ведёт строительство дороги через его территорию, то СИД начинает исчисляться с того момента, когда он найдёт ответчика. Тогда днём начала течения срока будет считаться день, следующий за получением чёткой информации о том, какое лицо нарушило право.

Дело в том, что ст. 191 ГК РФ не включает день возникновения возможности оформить иск в соответствии с требованиями ГПК в общий СИД. В целом же институт определения СИД строится на совокупном применении ст. 200 и ст. 195 ГК РФ, которое делает важным обстоятельством саму принципиальную возможность подачи судебного иска.

Особенности применения ст. 200 ГК РФ

Юридическое лицо рассматривается в качестве субъекта права, который равен всем другим и обладает определёнными признаками автономности. Поэтому на изменение срока не может влиять то, что его руководитель был назначен недавно, а ранее не мог знать о том, что право было нарушено. Это приравнивало бы его к физическому лицу.

В случае, если нарушение права связано с исполнением обязательств по договору, которое должно произойти в обозначенный в нём срок, то течение СИД начинается в день, следующий за последним днём исполнения. Так, если договор содержал обязанность исполнителя завершить работы пятого числа, то СИД начинает течь с шестого.

Если договор не содержит сроков, то вступает в силу п. 2 ст. 314 ГК РФ, который устанавливает правило того, что обязательство должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения. СИД начнёт исчисляться со дня, следующего за днём окончания разумного срока исполнения. Сама по себе эта статья ГК РФ более сложная и определяет ещё и правила исполнения обязательства, срок которого определён моментом востребования. Если оно состоялось, начинает исчисляться срок в семь дней, довольно характерный для отечественного законодательства, а когда он завершается, начинает течь СИД.

По отношению к правилу п. 1 ст. 200 ГК РФ закон может устанавливать различные изъятия. Первое содержится уже в п. 2 этой же статьи. Примером других могут служить обстоятельства, изложенные в ст. 181 ГК РФ. Её п. 1 устанавливает правило, согласно которому иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлен в течение десяти лет со дня начала её исполнения. Очевидно, что ст. 181 ГК РФ оперирует абсолютным сроком, устанавливаемым п. 2. ст. 196 ГК РФ, который не может быть более десять лет со дня нарушения права, для защиты которого установлен общий СИД в три года.

Если же сделка была осуществлена под воздействием насилия и угрозы, то иск пострадавший может подавать в течение года после того, как последствия воздействия на него были устранены. Это правило устанавливает п. 2 ст. 181 ГК РФ.

Ответ на вопрос о том, когда истец должен был узнать о правонарушении зависит от обстоятельств конкретных обстоятельств и даётся судом. Следует понимать, что введение универсальных правил крайне затруднительно большим разнообразием различных ситуаций. Ст. 131 ГПК РФ содержит правила, согласно которым истец должен указать в исковом заявлении данные ответчика. Если они ему неизвестны, то суд оставит заявление без усмотрения.

В таком случае основным преимуществом лица, считающего свои права нарушенными, становится невозможность подать иск, которая трактуется в качестве причины, отодвигающей наступление даты начала СИД вплоть до того момента, когда появится возможность это сделать. Дополнительные даёт ст. 205 ГК РФ, позволяющая изменить срок наступления в связи с болезнью, неграмотностью или беспомощным состоянием лица, считающего свои права нарушенными.

Отражение ст. 200 ГК РФ в материалах высших судов

Каждое решение суда, направленное на установление чего-то, связанного со сроком исковой давности, можно рассматривать в качестве уникального. Найти что-то универсальное в этом вопросе до сих пор не удалось. Это видно по тому, что постановления пленумов ВАС и ВС, направленные на регулирование этого сегмента отношений, впоследствии оказались отменёнными. Так, постановление № 15/18 от 12.11.2001 и 15.11.2001 в настоящее время утратили свою силу, хотя общие принципы, изложенные в отдельных параграфах, продолжают оставаться актуальными.

Примером определения коллегии ВС может стать то, что было дано по делу № 04-ЭС16-5522 от 2 июня 2016 года. В нём администрация города Томска пыталась обжаловать решения судов арбитражной инстанции. Они приняли во внимании ходатайство частного предпринимателя о том, что в вопросе о самовольной постройке вышли сроки исковой давности. Видимо администрация не смогла с этим смириться и дошла до ВС РФ, но и там получила определение не в свою пользу.