Исчерпывающий перечень местных налогов и сборов содержится в ст. 15 НК РФ. К таковым относятся два вида налогов — земельный и на имущество физических лиц, а так же торговый сбор.
Понимают же под местными только налоги муниципального уровня. Такие налоги вводятся на территории муниципальных образований на основании НК РФ или в силу принятия местных локальных нормативных актов соответствующего характера. Наиболее актуальные признаки местных налогов содержатся во второй части НК РФ.
Перечень мог бы быть более широким, но некоторые предлагаемые виды налогов и сборов так и не были внедрены. К ним относятся налог на рекламу, местные лицензионные сборы. При этом налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, был отменён.
Федеральные, региональные, местные налоги как источник формирования бюджетов различных уровней
Исторически в России сложилась система формирования федерального, регионального и местных бюджетов по централизованному принципу. Большая часть того, что собирают в регионах в виде налогов и сборов, штрафов и прочих способов получения денег со всех участников гражданского правового оборота, всех юридических и физических лиц, уходит в федеральный бюджет.
Один раз в год происходит его распределение по различным сегментам затрат, начиная от обороны и заканчиваю государственной поддержкой предприятий, принадлежащих лояльным власти олигархам. В этот период часть средств возвращается в регионы в виде дотаций, кредитов, трансфертов и субвенций.
Другими словами, все субъекты федерации отправляют деньги в общий котёл, а уже оттуда что-то возвращается назад в регионы. Для собственных нужд им разрешено использовать только налоги с:
- приобретения объектов недвижимости;
- имущества юридических лиц и ИП;
- транспортных средств;
- прибыли от эксплуатации дорог;
- игорного бизнеса.
Так же в региональный бюджет идут лицензионные ежемесячные сборы.
Это не единственный источник формирования местных и региональных бюджетов. Кроме налогов и сборов в него идут все доходы от эксплуатации имущества, принадлежащего органам власти субъектов РФ или муниципалитетов, полученных в качестве оплаты услуг, оказываемых государственными учреждениями бюджетного финансирования.
Единого ответа на вопрос о том выгоден ли такой подход для граждан и предпринимателей на местах нет. С одной стороны, если позволить регионам оставлять у себя большую часть своих доходов, то сразу же возникает очень высокий риск того, что их разворуют. С другой стороны все мы прекрасно понимаем, что иногда проведёт федеральный центр какую-нибудь очередную олимпиаду, а окажется, что это был вовсе не «праздник спорта», а источник дохода крайне узкого спектра лиц.
Нас начинает несколько удивлять, что первое лицо в государстве говорит нам, что деньги у страны есть, но пенсии всем поколениям рождённых после 1968 года сдвинут подальше за средний срок жизни представителей этих поколений.
Удивляет нас даже не то, что это фактическое лишение людей пенсии, а просьба отнестись к этому с пониманием. Зачем? Вот начнём мы относиться с пониманием, то ненароком и поймём, что 99% доходов оседают в карманах 1% населения, а нас лишь просят отнестись к этому с пониманием. Если же в минуту очередной пандемии мы попросим помощи, то услышим о том, что это мародёрство.
В силу этих причин у нас складывается мнение о том, что существующую система формирования и последующего распределения казны не совсем идеальна.
Статьи расходов
На что же тратятся эти деньги? У местных бюджетов не менее 18 основных статей расходов. Они связаны с потребностями в экономическом и социальном развитии городов и посёлков.
Основным нормативным актом в этой области является Бюджетный кодекс РФ, который содержит положения о том, что местный бюджет направляется на финансирование органов местного самоуправления, обеспечение муниципальной собственности, содержание организаций культуры, спорта и образования, муниципальных органов охраны общественного порядка, содержание и развитие муниципального ЖКХ и многие другие цели.
Разумеется, названные налоги и сборы не могут дать средств на всё то, что нужно для обеспечения качественной жизни граждан и поддержку инфраструктуры, находящейся в ведении муниципалитета, на должном уровне. Поэтому включаются в действие механизмы дотаций.
На уровне финансового планирования довольно актуальным является консолидированный бюджет. Этот инструмент подразумевает, что региональный и местный бюджеты объединяются в единую систему экономического плана определённого субъекта РФ.
Если же объединить и бюджеты всех субъектов страны, то получается консолидированный бюджет федерации. Это некий условный механизм, который не проходит рассмотрение и утверждение представительскими органами. К нему можно относиться в качестве статистического показателя бюджетного свода, состоящего из ожидаемых статей доходов и расходов.
Долг по налогу за обладание транспортным средством взыскивается с наследников
Несмотря на то, что суммы налогов могут быть незначительными, разрешение спорных ситуаций, связанных с их уплатой, находится в ведении судов общей юрисдикции в рамках гражданского производства. При этом они должны руководствоваться общими правилами материального права.
Об этом свидетельствует определение СК по гражданским делам ВС РФ №75-КГ16-15 от 29 ноября 2016 г. Инспекции ФНС обратилась с иском к наследнику лица, которое умерло, но не заплатило налог на обладание транспортным средством. Налоговый орган намеревался получить его с наследника умершего обладателя автомобиля. Однако суд отказал инспекции в принятии искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст.134 ГПК РФ.
Суд начальной инстанции сделал вывод о том, что дело должно рассматриваться в порядке не гражданского, а административного производства. В этом его поддержал суд апелляционной инстанции.
Судьи ВС РФ нашли, что судебные постановления приняты с существенным нарушением норм процессуального права. В таком случае лицо, согласно положениям ст. 357 НК РФ, является налогоплательщиком транспортного налога.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, а ст. 1112 ГК РФ предусматривает, что в состав наследства входят имущественные права и обязанности.
Данный спор возник из гражданских правоотношений, поэтому налоговая инспекция правильно решила, что он подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В результате таких выводов дело было возвращено в суд начальной инстанции, а все предыдущие решения были отменены.
Однако суд шёл вокруг суммы в 1800 рублей налога в местный бюджет, которые без сомнения нельзя списать и нужно взыскивать с наследников. Конечно, если они вступили в наследственные права и получили хоть какое-то имущество любым образом, а его стоимость выше 1800 рублей. Выяснение этого и стало обязанностью суда.