Во время проведения любой проверки, не только камеральной или выездной, но и других, к примеру, проверки обстоятельств, связанных с заявленным вычетом, налоговые органы могут запрашивать документы. Это происходит в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ, или при передаче требования руководителю организации лично под расписку. Нормы об истребовании документов содержатся в ст. 93 НК РФ.
Правовая сущность истребования
В ней нет уточнения того, какие именно проверки могут являться основанием для истребования документов. Поэтому она применяется и в ходе проведения камеральных проверок, но в таком случае сотрудники налоговых органов должны действовать в рамках ст. 88 НК РФ. В ней имеется п. 7, который устанавливает правило о том, что в ходе камеральной проверки налоговый орган не может истребовать дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено самой статьёй или представление каких-то из запрашиваемых документов совместно с декларацией не предусмотрено другими статьями НК РФ.
Документы могут быть затребованы на предоставление и предоставленными в электронном формате. Метод подходит не всем налогоплательщикам, а только тем, кто имеет электронную цифровую подпись и сертификат её ключей, а налоговый орган должен обладать соответствующим программным обеспечением.
Пересылка документов, которые имеют юридическую силу, отличается от обычной отправки сканов электронной почтой. Подробнее об этом в законодательстве об ЭЦП.
Истребование документов может произойти не только в ходе любой проверки, но и у самых разных группы лиц, которые имеют отношение к делу. Всё это вполне логично, к примеру, по налоговому законодательству РФ налоговыми агентами становятся работодатели. Разумеется, к ним и нужно обращаться за документами, поскольку работники никакой финансовой отчётности вести не обязаны и не ведут. Всё, что у них есть, — это зарплатная карта и листки с информацией о начислениях и удержаниях, которые по ТК РФ работодатели должны выдавать всем работникам в день перечисления зарплаты на их счета. Налоговые же органы интересуют другие документы.
Запрещается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговую инспекцию, но с оговоркой о том, что иной порядок может быть предусмотрен законодательством РФ. Сотрудникам налогового органа разрешается затребовать для ознакомления подлинники документов. Они не изымаются, а нужны только для того, чтобы иметь полную уверенность в том, что копия соответствует оригиналу.
Налогоплательщик обязан предоставить документы в течение 10 дней с момента получения требования от налогового органа.
Однако в статье содержится оговорка: если налогоплательщик не может предоставить в налоговый орган нужных документов, то он обязан отправить о том уведомление, сделав это не позднее дня, следующего за днём получения требования на документы. В уведомлении указываются причины и обстоятельства, являющиеся помехой для предоставления документов в установленный срок. Тогда налоговый орган должен продлить сроки, либо вынести по этой ситуации иное решение, о чём проинформировать налогоплательщика соответствующим образом.
Отказаться в предоставлении документов налогоплательщик тоже может, но в Кодексе прямо указано на то, что отказ является правонарушением. В случае, если налогоплательщик откажется от предоставления документов, либо выйдет за срок в 10 дней, то налоговый орган получает право провести выемку на основании положений ст. 94.
Пример судебной практики
В судебных актах статья чаще всего упоминается в силу того, что непредоставление или несвоевременное предоставление документов влечёт за собой ответственность по ст. 126 НК РФ, что и пытаются оспорить налогоплательщики. Однако сделать это не так просто, даже при возникновении обстоятельств, которые могут быть истолкованными в качестве того, что они влекут за собой освобождение от ответственности. Примером можно назвать дело № 306-КГ16-2522, определение по которому было вынесено 12.04.2016 г. СК по экономическим спорам ВС РФ.
Суть его в том, что налоговая инспекция для проведения камеральной налоговой проверки уточненной декларации № 1 по НДС за 4 квартал 2013 г. адресовало ему требование на различные документы, связанные с финансовой отчётностью, в общей сложности 17 штук. Получатель должен был их предоставить, однако этого не произошло.
До этого момента налоговый орган занимался камеральной проверкой первичной налоговой декларации, что с момента получения декларации № 2 делать перестал и начал камеральную налоговую проверку уточненной. В обществе сочли, что это достаточное основание для того, чтобы забыть про ответственность за непредоставление документов. Однако налоговый орган всё же подверг его штрафу, что оно попыталось опротестовать. Суды же нашли, что прекращение камеральной налоговой проверки одной декларации и начало новой не является основанием для освобождения от ответственности. С ними согласился и высший суд, в результате чего не дал ход кассационной жалобе общества.