В России нет запрета на участие в азартных играх, заключение пари и совершение других операций, связанных с риском и не поддающимся прогнозированию. Однако существует ст. 171.2 УК РФ, которая предписывает наказание за незаконную организацию и проведение азартных игр, а так же ФЗ № 244-ФЗ «О регулировании государством деятельности в области организации игр азартного характера».
Они создают общие правила, согласным которым, при соблюдении ряда условий, организация и проведение игр оказывается вполне возможным. Гражданское законодательство вносит в этой области существенное правило, устанавливаемое ст. 1062 ГК РФ. Оно гласит, что требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите.
Случаи, когда судебная защита возможна
Однако исключение делается для тех случаев, когда участие в мероприятии произошло под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари. В этом же список исключений попадают случаи, относящиеся к п. 5 ст. 1063 ГК РФ. В нём же содержится ссылка на п. 4 той же статьи. Речь идёт о случаях, когда те или иные лица выиграли в игру или лотерею, но имеют претензии, связанные с выдачей им выигрышей.
Логика этих поправок вполне понятна. Организовывать игры и другие алеаторные сделки в России всё же можно. Для этого законодательством выделены несколько игровых зон. Организаторы игр берут на себя определённую ответственность. В случае, если события развернулись так, что участник не имеет оснований на что-то претендовать, игра принесла только убытки, то он не имеет права на судебную защиту, поскольку изначально шёл на повышенный риск.
Другое дело, если по правилам игры или условиям заключения пари — он выиграл. В таком случае, если факт выигрыша удастся доказать, то организатор или тот, кто должен выплатить деньги или передать какие-то другие ценности, что вытекает из условий игры или пари, обязан это сделать.
Отсутствие судебной защиты победителей делало бы всех участников игр полностью бесправными и провоцировало бы неисполнение организаторами и операторами игр договорных обязанностей.
26 января 2007 вступил в силу ФЗ № 5-ФЗ «О внесении изменений в статью 1062 части второй ГК РФ». Они связаны с появлению в ней п. 2, который разделил сделки, имеющие признаки пари, на те, что подлежат и не подлежат судебной защите. Она дана как биржевым, так и внебиржевым сделкам, являющимся расчетными производными финансовыми инструментами.
До этого суды опирались на Постановлении от 08.06.1999 № 5347/98 Президиума ВАС РФ, которое признавало оправданной квалификацию сделок второго вида в качестве разновидности игровых, поэтому их участники не могли рассчитывать на защиту своих прав в судах. Впервые подход к решению проблемы изменился только в декабре 2002 года, когда в одном из своих определений Конституционный суд РФ указал на то, что классификации сделки в качестве пари или обычной предпринимательской должна проводиться судом в ходе анализа индивидуальных особенностей ситуации. Правда, в том же документе было указано на отсутствие в российском законодательстве критериев такого деления и отметил необходимость совершенствования законодательной базы.
Её итогом стало внесение изменений в ГК РФ, которые гарантировали судебную защиту в том случае, если сделка совершена при участии хотя бы одного юридического лица, имеющего специальную лицензию ЦБ РФ на операции с ценными бумагами или на осуществление банковской деятельности. Граждане могут надеяться на судебную защиту только в том случае, если они стали участниками сделки на бирже и при соблюдении условия о том, что вторая сторона обладает лицензиями и является юридическим лицом, а так же в других случаях, оговоренных законом.
Неожиданное использование п. 2 ст. 1062 ГК РФ
Подавляющая часть судебных решений, связанных со ст. 1062 ГК РФ, не имеет никакого отношения к играм и пари. Статья упоминается в них только в контексте возможности осуществления обеспечительного платежа, а дела могут касаться любых аспектов экономических отношений между лицами. К примеру, абзац начинается словами о том, что внесение какой-то суммы, на основании положений ст. 381.1 ГК РФ, представляет собой обеспечительный платёж, а правила о нём содержатся в параграфе 8 гл. 23 ГК РФ. Затем расписывается, что именно призван обеспечить платёж, а в конце абзаца идут слова «и обязательства, возникшие по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 1062 ГК РФ».
Конкретное содержание может меняться, но сущность сохраняется. С момента появления п. 2 ст. 1062 ГК РФ все не поддающиеся прогнозированию ситуации стали относить к тем, возможные неблагоприятные последствия которых должен компенсировать обеспечительный платеж.
Не исключено, что такая трактовка не рассматривалась законодателями в качестве основной. Всё же содержание п. 2 направлено в первую очередь на биржевые сделки, но такая традиция уже сформировалась и соответствуют сути понимания обеспечительных платежей.