Под действием законов во времени понимается порядок вступления их в силу. Обычно оно отсчитывается со дня публикации, которая так же должна осуществляться сообразно с установленным законом порядком.
К этой же области относится наличие или отсутствия обратной силы, т. е. способности влиять на оценку ситуации в прошлом, до момента публикации и вступления в силу. Положения об этом устанавливаются ст. 5 НК РФ, которая относится к разряду процессуальных.
Особенности регулирования отношений ст. 5 НК РФ
Согласно п. 1 рассматриваемой статьи, новые законы о налогах вступают в силу, только по прошествии месяца со дня их публикации. Этот срок несколько выше того, что отводится обычно для вступления в силу ФЗ. Традиционного для этого даётся лишь 10 дней с момента официальной публикации.
В данном случае такой порядок вступления законов в силу принят в основном из-за того, что практика уплаты налогов во многом связана с бухгалтерским учётом, а в нём главенствующую роль играют периоды. Налоги и сборы платятся один раз в месяц, поэтому и вступление в силу новых налоговых нормативных актов имеет смысл привязывать к такой периодичности.
Публикация является такой важной из-за ст. 15 Конституции, устанавливающей правило о том, что все законы подлежат официальной публикации, а до этого не применяются и имеют такое же значение, как и все те, что ещё не вступили в силу.
Порядок публикации задаёт ФЗ от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ. Под ней понимается размещение материала закона или постановления в изданиях, которые считаются официальными.
Довольно важно, что все ФЗ, изменяющие сам НК РФ в плане добавления новых налогов вступают в силу только с начала года, следующего за годом их принятия. Это даёт возможность всем налогоплательщикам подготовиться и снижает вероятность того, что они будут обвинены в неуплате какого-то налога.
Согласно п. 2 данной статьи все законы, делающие положение труднее, обратной силы не имеют. Если же положение лиц улучшается в силу того, что уменьшается степень ответственности за нарушения или определённые обстоятельства перестают считаться влекущими за собой взыскания, то такие законы получают обратную силу на основании п. 3.
Пункт 4 рассматриваемой статьи так же допускает наличие обратной силы законов, но если они снижают размер ставок или отменяют налоги, отменяют определённые обязанности налогоплательщиков или налоговых агентов, или каким-то ещё образом улучшают положение налоговых резидентов. Однако в таком случае данное обстоятельство должно быть указано непосредственным образом в самом нормативном акте.
Судебная практика на основании ст. 5 НК РФ
Наиболее ярко обстоятельства, регулируемые данной статьёй, отражаются в области введения налогов субъектов федерации, а не налогов федерального уровня. В настоящее время каждый субъект — республика, край, автономный округ и другие, имеют собственные законы в этой сфере, а так же отдельные законы о правотворчестве в регионе. Всё дело в том, что и Конституция и НК РФ рассматривают обложение налогами в качестве находящего в совместном ведении федеральных и региональных палат и собраний.
Достаточно важное значение ст. 5 НК РФ имела в деле № 310-КГ16-3020, определение по которому было вынесено 20.04.2016 СК по экономическим спорам ВС РФ.
В нём указано, что формулируя свои решения по делу суды нижестоящих инстанций исходили из того, что разместив на сайте в Интернете данные о наличии решений 2013 года о приостановлении операций на счетах общества, распространив действие запрета, введенного с 01.01.2014, на свои ранее принятые решения, ФНС совершила действие, ухудшающее состояние налогоплательщика. А это дало судам основания применить положение ст. 5 НК РФ. Поэтому решения о приостановлении операций по счёту не могут распространятся на периоды до 01.01.2014 года.