Дарение в ГК РФ — сущность, форма, ограничения, последствия

Дарение в ГК РФ — сущность, форма, ограничения, последствия

Дарение — это безвозмездная передача чего-либо от дарителя к одариваемому, которая является сделкой, предусматривающей уменьшение имущества одной стороны и увеличение другой. Кроме этого законодательство не исключает возможность простых подарков на незначительную сумму, не превышающую 3 тыс. рублей, и пожертвования. Как и всякий вид сделок, дарение регулируется законодательством, относящимся к договорному праву.

В ГК РФ этой теме посвящёна гл. 32 ч. 2. Она открывается ст. 572 ГК РФ, которая создаёт правовые нормы, призванные регламентировать договоры дарения.

Правовая сущность дарения

Договор дарения — это сделка, которая может быть двухсторонней и односторонне-обязывающей, а предметами становятся вещи, имущественные права, освобождение кого-то от имущественной обязанности. Предмет может выражаться деньгами или ценными бумагами, а так же относиться к разряду движимости или недвижимости. В последнем случае на дарение распространяется все положения о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.

Субъекты договора получают название дарителя и одариваемого. Даритель должен обладать всеми признаками лица, способного совершать сделку, — дееспособностью и вещными правами на предмет договора. Из числа дарителей законодатель не исключил и юридические лица, но только не в том случае, когда и одариваемый и даритель являются коммерческими организациями, которые осуществляют свою деятельность для получения прибыли. На это прямо указывает подпункт 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ.

Дело в том, что дарение не может быть связано с корыстной мотивацией дарителя, расчетом на получение выгоды, которая была бы так или иначе связанной с передачей дара. Целью же любого предпринимательства является получение выгоды, которая неразрывно связана с любыми действиями участников. Поэтому дар от одной коммерческой структуры другой противоречит природе и сущности дарителя и одариваемого.

Кроме этого, запрет на дарение касается законных представителей малолетних граждан или лиц, признанных судами недееспособными, если сделка совершается от имени подопечных, а так же другие категории лиц, перечисленные в ст. 575 ГК РФ. Однако коммерческая организация всё же может быть дарителем, если одариваемый является физическим лицом или некоммерческой организацией.

Главное здесь в том, что дарение никак не может быть связано со встречными представлениями материального характера, хотя допускается некоторая его обусловленность. К примеру, отлагательные условия, часто связанные с наступлением определённых событий — вступление в брак, рождение ребёнка, поступление в ВУЗ или его окончание, просто — достижение определённого возраста.

Если даритель или одариваемый являются юридическими лицами, то договор в обязательном порядке должен составляться в письменной форме. Исключение составляют только подарки на сумму не выше 3 тыс. рублей.

По современному законодательству, договор дарения может быть ориентирован в будущее. Это выражается в виде обещания безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право, оформленные соответствующим образом. Об этом говорит п. 2 ст. 572 ГК РФ. Договор дарения, содержащий обещание, относится к числу консенсуальных и должен составляться только в письменной форме. Другим типом дарения является — реальный договор, предусматривающий, что до его заключения права и обязанности сторон возникнуть не могут, а после заключения возникают и часто не имеют обратной силы. Другое название реальных — вещные договора.

Каким будет какой-то конкретный договор дарения зависит только от его условий. Если в них нет никаких признаков отлагательных, то договор вступает в силу сразу с момента подписания. Конечно, когда одариваемый не имеет на этот счёт никаких возражений.

Договор дарения в будущем, содержащий обещание дарителя, может быть отменён им в том случае, если его материальное или семейное положение, а так же состояние здоровья, изменятся так, что исполнение условий договора в новых обстоятельствах повлечет за собой существенное снижение уровня жизни. При этом одариваемый не может предъявить к нему никаких претензий. Об этом говорит ст. 577 ГК РФ.

Другие причины отмены договора дарения, содержащего обещание подарить что-либо в будущем, устанавливает ст. 578 ГК РФ. Они связаны с криминальным поведением одариваемого. Отказ дарителя на основании этой статьи может произойти в силу того, что одариваемый покушался на жизнь дарителя или членов его семьи, либо причинил кому-то из них умышленные телесные повреждения.

Если речь идёт о передаче дара с наступлением смерти дарителя, то договор дарения признаётся ничтожным. Причина заключается в том, что к такого рода дарению должны применяться акты наследственного права.

Судебная практика по делам, связанным с дарением

Судебная практика по делам, связанным с дарением, весьма обширна. Довольно часто отдельные частные вопросы становятся предметом рассмотрения в обзорах, которые готовит специальный отдел высшего суда и утверждает его президиум. Так, в 2017 был подготовлен и утверждён 16.02.2017 года обзор, который содержит сведения о том, что в договоре дарения может быть обусловлено право дарителя отказаться от сделки в случае, если он переживёт одариваемого. В качестве примера приводилось дело, в котором даритель не смог добиться отмены дарения в судах начальной и апелляционной инстанций. Право дарителя отменить дарение в такой ситуации закреплено п. 4 ст. 578 ГК РФ.

Для этого нужно, чтобы условие об отмене договора дарения в случае смерти одариваемого имелось в договоре дарения. Однако добиться отмены с помощью проведения односторонней сделки истец смог только в суде высшей инстанции, о чём свидетельствует определение № 4-КГ16-3, хотя по закону достаточно было одного заявления в уполномоченный орган и регистрации права собственности на объект дарения, которым являлась комната в трёхкомнатной квартире.

Часто предметами споров являются иски, связанные с тем, что положения о дарении используются для маскировки каких-то других действий.

Это давно уже не вызывает никакого удивления. Но встречаются и обратные ситуации, когда договор не содержит никаких терминов, связанных с дарением, хотя в сущности является дарственной. Примером может стать определение по делу № 307-ЭС14-4188 от 05.11.2014 года. Союз садоводческих товариществ обратился в суд с иском о признании ничтожной сделки, по которой сетевое хозяйство, что согласно акту о балансовом разграничении находится в его ведении, вопреки воле садоводов, являющихся собственниками электросетей, передавалось ОАО «Объединённая энергетическая компания».

Сделано это было ассоциацией садоводческих некоммерческих товариществ «Трубниково». Садоводы организовали свой союз товариществ и подали иск в арбитражный суд. Он получил удовлетворение, но его решение было отменено апелляционным судом. Тогда была подана кассационная жалоба. В результате анализа дела было установлено, что в сделке присутствуют признаки договора дарения, поскольку ассоциация передала обществу объекты электросетей безвозмездно. Однако никакого права на это не имела, в силу того, что объекты электрохозяйства ей не принадлежат, что следует из учредительных документов.

Поэтому суд кассационной инстанции отменил решение суда апелляционной, оставив в силе решение арбитражного суда начальной инстанции. Обществу было отказано в передаче рассмотрения дела в судебной заседании СК по экономическим спорам. Таким образом ст. 572 ГК РФ была использована для того, чтобы признать сделку ничтожной, поскольку состоялась безвозмездная передача того, чем даритель не обладал.