Что такое использование земельных участков не по целевому назначению, и какие санкции за это предусмотрены статьей 8.8. КОАП РФ

Что такое использование земельных участков не по целевому назначению, и какие санкции за это предусмотрены статьей 8.8. КОАП РФ

Нецелевое использование земли, которое следует из классификатора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, влечёт за собой наложение административного штрафа. Такие же санкции предусматриваются и в случае неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственных работ или садоводческой деятельности, строительства. Назначается штраф и для тех случаев, когда владельцы участков не приводят их в надлежащий вид. Все виды административных штрафов предусмотрены ст. 8.8 КоАП РФ и логически вытекают из п. 2 ст. 7 ЗК РФ и ст. 37 ГК РФ.

Правовые особенности

Уклонение владельцев земельных участков от своих обязанностей приносит вред их соседям и ухудшает общее состояние земли в регионе, какой-то территории, находящейся в ведении государственных и местных органов, частных лиц. Если участок, предназначенный для сельскохозяйственных работ, создания сада или огорода, забросить, то он довольно быстро зарастёт сорняками, что отрицательно скажется на всех ближайших хозяйствах. Не сулит ничего хорошего и появление прав на земельный участок, предназначенный для строительства и находящийся в городской черте, который превратится пустырь.

Довольно часто положения ст. 8.8 КоАП РФ применяются и в том случае, когда участок предназначается для возведения жилого дома, а вместо этого собственник построил какой-то цех и занимается хозяйственной деятельностью. Это непременно отражается на всех владельцах соседних земельных наделов, которые использовали их по назначению и построили жилые дома. Подобные ситуации довольно часто становятся предметами судебных споров.

Закон устанавливает правило (ст. 42 ЗК РФ), согласно которому все владельцы земельных участков должны использовать их в соответствии с целевым назначением и при этом не нанося вред окружающей среде.

Всего у нас 7 категорий земли, которые отражены в п. 1 ст. 7 ЗК РФ.

При этом государственные ведомства или органы местного самоуправления наделены полномочия перевода отдельных территорий из одного раздела в другой. К примеру, Земельным и Градостроительным кодексами РФ допускается перевод участка в фонд земель для индивидуального жилищного строительства. Таким образом участки, предназначенные для сельскохозяйственных, огороднических, садоводческих работ или примыкающие к населённым пунктам и относящиеся к иным фондам, могут стать местом для возведения дома.

Вид разрешенного землепользования трактуется еще и в качестве вида целевого назначения участка. Для каждого существует специально регулирующие его эксплуатацию нормы права, которые и определяют, что можно и что нельзя делать, а так же сроки возможного простоя земли, когда на участке ничего не происходит. Если нормы права оказываются нарушенными действием или бездействием владельцев участка, то и возникает состав административного правонарушения, влекущий за собой применение санкций, предусмотренных ст. 8.8 КоАП РФ.

Выявлено нецелевое использование земли может быть различным образом, поэтому разным становится и тип расследования. Так, если одно лицо, считающее свои права нарушенными, подаст исковое заявление в суд, то, в зависимости от ситуации, на него может лечь бремя сбора доказательств.

К примеру, если владелец одного участка получает вред от того, что на соседнем кто-то построил мастерскую по обработке древесины, что создаёт слишком высокий уровень шума и загрязняет окружающую среду, то он может подавать иск на основании ст. 304 ГК РФ.

В таком случае будет назначена экспертиза, которая легко установит, что земля относилась или относится к жилому фонду, а на ней возведён хозяйственный коммерческий объект. А это послужит основанием для того, чтобы при подготовке судебного решения было бы учтено и правонарушение, влекущее административный штраф на основании ст. 8.8 КоАП РФ.

Но возможны и другие сценарии, к примеру, административное расследование в связи с мероприятиями, проводимыми в рамках какой-то инспекционной проверки полномочных органов.

Почему не все жалобы доходят до ВС РФ

Судебные споры, связанные с обжалованием различных постановлений уполномоченных органов, назначающих штрафы по ст. 8.8 КоАП РФ, различаются довольно большим разнообразием. До высших судов они доходят чаще всего в том случае, если наибольшую проблему вызывает не уплата штрафа, а нежелание владельцев участков земли, использование которых признано не относящимся к целевым, исправлять ситуацию.

Судебная коллегия ВС РФ в первую очередь рассматривает вопрос подведомственности дела судам арбитражной или других инстанций, а так же соответствия смыслу положений части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 АПК РФ, по которым кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ в том случае, если речь идёт о серьёзном экономическом ущербе. Обычно же административные штрафы по этой статье не являются высокими, поэтому дела до рассмотрения коллегией не доходят. Такая ситуация сложилась, к примеру, при рассмотрении дела № 309-АД15-11070 от 16 октября 2015 г. и множества других.