ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2007 г. N ГКПИ07-755

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова,

при секретаре Е.Н. Бараненко,

с участием прокурора Л.Ф. Масаловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" о признании частично недействующими: абзацев 1 и 2 пункта 6, абзаца 2 пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, и частично пункта 1 Приложения N 1 к Правилам,

установил:

согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки (абзацы первый и второй).

Абзац 2 пункта 9 Правил устанавливает, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам определены требования к качеству коммунальных услуг, а именно: бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года.

Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими: абзацев 1 и 2 пункта 6, абзаца 2 пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, и частично пункта 1 Приложения N 1 к Правилам.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О защите конкуренции", ограничивают его права на занятие предпринимательской деятельностью.

В судебном заседании представители заявителя ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Клещева Н.И., Григорьева О.В. поддержали заявленные требования и пояснили суду, что предприятие является ресурсоснабжающей организацией, которая заключает договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведению также с населением.

Оспариваемые положения Правил не учитывают наличие технической возможности у ресурсоснабжающей организации для поставки воды круглосуточно, в связи с несовершенством внутригородской системы водоснабжения, недостаточной пропускной способностью магистральных трубопроводов, отсутствием уличных инженерных систем и сооружений на них (резервуаров).

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 25 июля 2007 г. N ДМ-П9-3651).

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Екимова Н.А., Акопян Г.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права заявителя.

Выслушав объяснения представителей ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Клещевой Н.И., Григорьевой О.В., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Екимовой Н.А., Акопян Г.Л., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 ГПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 115 1 июня 2006 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 23 5 июня 2006 г.

Пункт 6 Правил устанавливает, что состав коммунальных услуг, к каковым относятся: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предоставляется потребителю в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

Доводы заявителя о незаконности данного требования Правил, поскольку они не учитывают технические возможности ресурсоснабжающей организации для поставки холодной воды круглосуточно потребителю, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность. Правила являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ).

Пункт 2 статьи 547 Гражданского кодекса РФ предусматривает регулирование режима потребления энергии, осуществляемого на основании закона или иных правовых актов.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не предусматривают режим потребления водоснабжения.

В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Следовательно, являются несостоятельными доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений Правил пункту 2 статьи 547 Гражданского кодекса РФ.

Абзац 2 пункта 6, абзац 2 пункта 9 Правил, пункт 1 Приложения N 1 к Правилам содержат требования к качеству коммунальных услуг, а именно: водоснабжение должно быть бесперебойное круглосуточное.

Согласно статье 542 Гражданского кодекса РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.

Требования о бесперебойном круглосуточном водоснабжении обусловлены техническими требованиями, которые должны выполнять предприятия водоснабжения и канализации.

Одним из основных принципов водного законодательства является приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов (статья 3 Водного кодекса РФ).

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

С целью создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации Госстроем России утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (Приказ от 30 декабря 1999 г. N 168).

Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.

В соответствии с пунктом 2.10.1 ПТЭ водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

Технологические емкости должны иметь объем, достаточный для обеспечения оптимального режима работы сооружений и устройств каждого звена технологической цепочки. Распределительные емкости должны обеспечивать бесперебойность подачи воды потребителям как при нормальном техническом состоянии системы подачи и распределения воды, так и при возникновении аварийных ситуаций, а также оптимальный режим работы всего комплекса сооружений и устройств системы как единого целого.

При нормальном техническом состоянии системы должна обеспечиваться бесперебойная подача расчетных (проектных) расходов воды. При аварийных ситуациях снижение подачи воды не должно превышать допускаемого по проекту системы (в зависимости от ее категории). Системы хозяйственно-питьевого назначения должны обеспечивать круглосуточную подачу воды потребителям (пункты 2.11.2, 2.11.3 ПТЭ).

Оспариваемые нормы не ограничивают право хозяйствующих субъектов на занятие предпринимательской деятельностью, не предоставляют никаких преимуществ участникам этой деятельности и не противоречат требованиям статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

Доводы заявителя о возможности взыскания с него убытков от перерасчета оплаты за предоставленные коммунальные услуги ненадлежащего качества не могут служить основанием для признания недействующими оспариваемых положений нормативного правового акта, поскольку предприятие не лишено возможности в судебном порядке оспаривать правомерность предъявленных к нему требований и доказывать отсутствие вины в ненадлежащем исполнении обязательства.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям действующего законодательства, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права на занятие предпринимательской деятельностью, заявление ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" о признании частично недействующими: абзацев 1 и 2 пункта 6, абзаца 2 пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, и частично пункта 1 Приложения N 1 к Правилам - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ