ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2012 г. N ВАС-4355/12

Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2012.
Полный текст решения изготовлен 28.06.2012.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Ксенофонтовой Н.А. и Шилохвоста О.Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кушнаренко Б.М. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" (далее - общественная организация) о признании частично недействующими пунктов 9, 12, 14, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, как не соответствующих нормативным правовым, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании приняли участие представители Правительства Российской Федерации в лице Федеральной антимонопольной службы (далее - Антимонопольная служба) на основании поручения от 25.04.2012 N ИС-П9-2351 - Воронин А.С. по доверенности от 19.12.2011 N ИА/47206, Огневская Д.В. по доверенности от 24.05.2012 N ИА/16337.

Представитель общественной организации, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения заявления, не явился.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Определением от 15.06.2012 N ВАС-4355/12 общественной организации отказано в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации путем использования системы видеоконференц-связи.

Суд установил:

общественная организация обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 9, 12, 14, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), в частях, устанавливающих: в качестве предварительного условия получения технических условий подачу заявки на заключение договора технологического присоединения; обязательное указание в заявке на выдачу технических условий максимальной мощности, сроков проектирования и поэтапного введения в действие энергопринимающих устройств; выдачу технических условий в составе договора технологического присоединения в течение 30, а не 14 дней, не соответствующими части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), имеющего большую юридическую силу.

Текст пунктов 9, 12, 14 и 15 Правил опубликован в печатном издании "Собрание законодательства Российской Федерации" от 27.12.2004, N 54 (часть II), ст. 5525; от 27.04.2009, N 17, ст. 2088; от 04.10.2010, N 40, ст. 5086.

Оспариваемые в части пункты 9, 12, 14 и 15 содержатся в разделе 2 Правил, регламентирующем порядок заключения и выполнения договора технологического присоединения.

Пункт 9 Правил предусматривает, что в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил) для заключения договора технологического присоединения, должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения:

г) максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов;

и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

к) поэтапное распределение мощности, сроков ввода и сведения о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям.

Согласно пункту 12 Правил в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, должны быть указаны:

а) сведения, указанные в подпунктах "а" - "в", "д", "е", "и", "к" пункта 9 настоящих Правил;

б) максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя;

в) характер нагрузки (вид производственной деятельности).

В пункте 14 Правил указано, что в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "и" пункта 9 настоящих Правил;

г) максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

Пункт 15 Правил предусматривает, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В подтверждение несоответствия оспариваемых пунктов Правил части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса, заявитель указывает на незаконность положений о выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям в составе договора технологического присоединения при условии подачи заявления, в котором указывается максимальная мощность энергопринимающих устройств, сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств, а также выдачу технических условий в течение 30 дней.

По мнению общественной организации, указанные положения незаконны, так как норма части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса не предусматривает обязательного условия о заключении договора технологического присоединения при выдаче сетевой организацией лицу, подавшему заявку, технических условий; в заявке не указывается максимальная мощность энергопринимающих устройств, сроки проектирования и введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств. При этом указанной нормой Градостроительного кодекса предусмотрено, что сетевая организация вначале в течение 14 дней выдает лицу, подавшему заявку, технические условия с указанием максимальной нагрузки, а затем в течение года это лицо определяет необходимую нагрузку в пределах указанного в технических условиях ее максимального размера.

Общественная организация полагает, что ее права нарушаются в форме возложения на нее не установленных законом обязанностей при подключении к инженерным сетям объекта капитального строительства, который ей предстоит возвести на арендуемом земельном участке.

Антимонопольная служба, действующая в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, в отзыве на заявление от 11.05.2012 N 09/14447 и в судебном заседании не согласилась с требованием общественной организации, ссылаясь на отсутствие противоречия оспариваемых пунктов Правил положениям части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса, не применяемым к процедуре подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе электроснабжения, и на недоказанность заявителем нарушения его прав и законных интересов применением оспариваемых положений Правил.

Общественная организация в возражениях на отзыв Антимонопольной службы указывает на ошибочность ее позиции, так как положения части 7 статьи 40 Градостроительного кодекса распространяются на процедуру подключения ко всем сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе к электрическим.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства и выслушав представителей Антимонопольной службы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Оспариваемые в части Правила приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) полномочий и в соответствии со статьей 25 "Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках" и статьей 26 "Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии" этого Закона.

Согласно части 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Нормы пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике предусматривают, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Согласно указанным нормам пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, помимо прочего, устанавливает: процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения; правила заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения и существенные условия такого договора.

Согласно пунктам 6, 7 Правил (не оспариваемым заявителем) технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, являющегося обязательным для сетевой организации. Процедура технологического присоединения, помимо прочего, предусматривает: подачу заявки лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.

Таким образом, упомянутые нормы пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике и не оспариваемые общественной организацией пункты 6, 7 Правил регулируют доступ к электрическим сетям и прямо предусматривают в целях технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителя заключение соответствующего договора по инициативе лица, которое имеет намерение на осуществление технологического присоединения, посредством подачи заявки.

Нормы оспариваемых в части пунктов 9, 12, 14 Правил об указании в заявке максимальной мощности энергопринимающих устройств, сроков проектирования и поэтапного их введения в эксплуатацию и поэтапное распределение мощности обусловлены необходимостью определения сетевой организацией возможности осуществления технологического присоединения без ущемления прав иных лиц, присоединенных к электрическим сетям или также подавших соответствующие заявки.

Правило пункта 15 о направлении сетевой организацией заявителю проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору в течение 30 дней со дня получения заявки соответствует сроку, установленному в статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок заключения договора в обязательном порядке.

Таким образом, суд не усматривает противоречия оспариваемых в части пунктов 9, 12, 14 и 15 Правил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим правоотношения при заключении публичного договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.

Утверждение заявителя о противоречии указанных оспариваемых в части пунктов Правил норме части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса неосновательно исходя из следующего.

Статья 48 Градостроительного кодекса регулирует правоотношения, возникающие при архитектурно-строительном проектировании, осуществляемом путем подготовки проектной документации. Согласно части 7 статьи 48 этого Кодекса технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение 14 дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.

Таким образом, сферы действия статьи 48 Градостроительного кодекса и раздела 2 Правил, регламентирующего порядок заключения договора технологического присоединения, различны. Правила принимались Правительством Российской Федерации не во исполнение Градостроительного кодекса, поэтому суд не усматривает оснований для вывода о несоответствии этому Кодексу оспариваемых пунктов Правил.

Вместе с тем суд констатирует соответствие оспариваемых пунктов Правил Закону об электроэнергетике, имеющему большую юридическую силу, поэтому, выполняя требование статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признает их соответствующими этому Закону.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,

решил:

1. В удовлетворении заявления Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" отказать.

2. Признать пункты 9, 12, 14, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, соответствующими Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", имеющему большую юридическую силу.

3. Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в течение трех месяцев по заявлениям лиц, участвующих в деле.

Председательствующий судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА

Судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ