См. Документы Федеральной службы государственной статистики

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ
от 28 августа 2020 г. N 496

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ ПО СПЛОШНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СТАТИСТИЧЕСКОМУ
НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА 2020 ГОД

В целях реализации Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" приказываю:

утвердить прилагаемые Основные методологические и организационные положения по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2020 год.

Временно исполняющий обязанности
руководителя Федеральной службы
государственной статистики
С.Н.ЕГОРЕНКО

Приложение

Утверждены
приказом Росстата
от 28.08.2020 N 496

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО СПЛОШНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СТАТИСТИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА 2020 ГОД

Введение

Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - сплошное наблюдение) - это комплексное федеральное статистическое обследование, предусматривающее сбор основных экономических показателей по производству товаров (работ, услуг), занятости и оплате труда, финансовым результатам по состоянию на определенную дату. Сплошное наблюдение периодически проводится на всей территории Российской Федерации по единой официальной статистической методологии в целях получения официальной статистической информации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

1. Цели и задачи сплошного наблюдения

Целью сплошного наблюдения является формирование официальной статистической информации, содержащей комплексную и детализированную характеристику экономической деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъектов МСП), для улучшения качества социально-экономического прогнозирования и выработки мер по повышению эффективности функционирования российской экономики в целом и ее отдельных секторов в географическом распределении.

Достижение этой цели осуществляется за счет решения следующих задач:

повышения качества оценок по показателям, в отношении которых выборочный метод наблюдения не позволяет получить представительный результат;

определения базисных пропорций по экономическим показателям деятельности субъектов МСП в целях повышения представительности оценок по данному сектору экономики и по основным параметрам функционирования экономики в целом в период между проведениями сплошных наблюдений;

создания массива данных, которые будут использоваться при расчете показателя "Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП и ВРП" (национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы");

обеспечения возможности получения статистической информации в области малого и среднего предпринимательства по муниципальным образованиям;

уточнения круга экономически активных субъектов хозяйствования, видов экономической деятельности, которыми они фактически занимаются, их объемов и параметров;

создания актуальной основы выборок для планирования и организации скоординированной системы выборочных обследований деятельности хозяйствующих субъектов МСП по широкому спектру проблем;

расширения практики применения выборочного метода наблюдения в целях оптимизации нагрузки на респондентов по представлению ими информации в адрес государства.

Созданная в рамках проведения сплошного наблюдения официальная статистическая информация обеспечит повышение качества статистических оценок параметров и структуры экономики, наличия и использования ресурсного потенциала экономики страны, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

2. Нормативно-правовая база сплошного наблюдения

Сплошное наблюдение проводится в соответствии со следующими нормативными правовыми документами.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов МСП в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов МСП на основе представительной (репрезентативной) выборки.

Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.

В соответствии с пунктом 1.1.4. Федерального плана статистических работ итоги сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов МСП распространяются (публикуются) не реже одного раза в пять лет: предварительные - через 11 месяцев после отчетного периода, окончательные - через 18 месяцев после отчетного периода.

3. Сроки проведения сплошного наблюдения

Сбор первичных статистических данных по программе сплошного наблюдения осуществляется по итогам за 2020 год.

Срок представления сведений субъектами МСП - до 1 апреля 2021 года.

Подведение и опубликование итогов сплошного наблюдения: предварительные - в декабре 2021 года, окончательные - в июне 2022 года.

4. Объекты сплошного наблюдения

Объекты сплошного наблюдения определены в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Сплошному наблюдению подлежат следующие категории хозяйствующих субъектов.

Юридические лица, являющиеся коммерческими корпоративными организациями.

В категорию коммерческие корпоративные организации входят хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере), хозяйственные общества, акционерные общества (публичные и непубличные), общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Потребительские кооперативы (юридические лица, являющиеся некоммерческими корпоративными организациями), внесенные в единый государственный реестр юридических лиц.

В категорию потребительские кооперативы входят добровольные объединения граждан или граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемые путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.

Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (статья 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").

Крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, главы которых не прошли государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства и не подлежат сплошному наблюдению.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей и внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Параметры деятельности хозяйствующего субъекта для его отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства должны соответствовать установленным российским законодательством условиям по размеру дохода, среднесписочной численности работников, структуре уставного капитала (последнее только в отношении юридических лиц).

Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства":

средние предприятия - 2 млрд рублей;

малые предприятия (без микропредприятий) - 800 млн рублей;

микропредприятия - 120 млн рублей.

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

средние предприятия - от 101 до 250 человек включительно;

малые предприятия (без микропредприятий) - до 100 человек включительно;

микропредприятия - до 15 человек.

Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше вышеуказанного для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела C "Обрабатывающие производства" ОКВЭД2) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение. Соответствующий вид предпринимательской деятельности признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица <1>.

--------------------------------

<1> Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1412 предусмотрено предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом "б" пункта 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих требованиям, установленным пунктом 2.1 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, 1000 человек.

Структура уставного капитала для юридических лиц:

1. участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

на участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах 2 - 6;

2. акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3. деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

4. хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

5. учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";

6. участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ФНС России).

5. Система статистических показателей сплошного наблюдения

Разработка системы статистических показателей сплошного наблюдения базируется на принципах:

сопоставимости;

достоверности;

полноты.

Система статистических показателей сплошного наблюдения содержит не только показатели, характеризующие собственные ресурсы и финансово-экономические результаты их деятельности, но и позволяют оценить вклад наблюдаемого сектора в макроэкономические показатели.

Система статистических показателей обеспечивает получение официальной статистической информации о деятельности субъектов МСП по экономике страны в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Система статистических показателей сплошного наблюдения дифференцирована для различных типов хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в целях оптимизации нагрузки на учетный персонал, соответствия правилам первичного и бухгалтерского учета на предприятии, что позволит получить более достоверную и качественную информацию.

При этом информация, полученная по данной системе показателей, должна дать широкую и комплексную характеристику состояния и развития всего сектора МСП во всем его многообразии.

Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения, утверждаемым Федеральной службой государственной статистики.

Система статистических показателей сплошного наблюдения будет размещаться в следующих формах федерального статистического наблюдения (далее - формы сплошного наблюдения):

1. Форма N МП-сп "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2020 год";

2. Форма N 1-предприниматель "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2020 год";

3. Совокупность форм федерального статистического наблюдения, действующих в настоящее время для обследования средних предприятий (приложение N 1).

При разработке форм сплошного наблюдения и указаний по их заполнению (далее - статистический инструментарий) реализуются следующие этапы работ:

1. Определение системы показателей и образцов бланков форм сплошного наблюдения.

2. Апробирование проектов бланков форм и указаний по их заполнению в рамках научно-исследовательской работы по теме: "Разработка рекомендаций по сценариям и программе организации и проведения сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2020 год".

3. Разработка окончательных вариантов бланков форм сплошного наблюдения по малым предприятиям - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

4. Согласование проектов форм сплошного наблюдения с Министерством экономического развития Российской Федерации и АО "Корпорация МСП" <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с пунктом 6 "О новом формате проведения сплошного обследования малых и средних предприятий" протокола совещания по вопросу развития системы государственной статистики у Министра экономического развития Российской Федерации М.Г. Решетникова от 2 апреля 2020 г.

5. Утверждение форм сплошного наблюдения приказом Росстата и размещение их на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В ходе статистического наблюдения сбору будут подлежать следующие сведения о субъектах МСП:

адрес (место нахождения) согласно государственной регистрации и место(а) фактического осуществления экономической деятельности (наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования);

виды осуществляемой экономической деятельности;

параметры производственной деятельности (выручка от реализации товаров, работ, услуг по фактическим (основным и дополнительным) видам экономической деятельности);

стоимость и состав основных средств;

размеры и направления инвестиций в основной капитал;

численность работников и начисленная заработная плата;

информация об инновационной активности юридических лиц.

6. Составление списков объектов сплошного наблюдения

Главным условием формирования полных и достоверных данных сплошного наблюдения является обеспечение полноты охвата хозяйствующих субъектов данного сектора, фактически осуществлявших деятельность в отчетном году, максимальное получение информации от экономически активных хозяйствующих субъектов.

Ввиду большой мобильности сектора МСП это возможно лишь при тесном взаимодействии Росстата с органами исполнительной власти и другими организациями путем обмена имеющейся информации о субъектах МСП.

Основой формирования совокупности хозяйствующих субъектов, подлежащих сплошному наблюдению, является единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

По состоянию на 10 января 2020 г. единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства содержит в целом по России более 2,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся юридическими лицами, и около 3,4 млн индивидуальных предпринимателей.

Общая совокупность хозяйствующих субъектов, подлежащих сплошному наблюдению, составляет около 6 млн юридических и физических лиц.

7. Методы сбора сведений в ходе сплошного наблюдения

Сбор первичных статистических данных при проведении сплошного наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами в формах сплошного наблюдения.

Сбор сведений осуществляется в электронном виде и на бумажном носителе.

Возможны следующие методы получения первичной статистической информации от респондентов:

с использованием технологии web-сбора;

путем самостоятельного заполнения и представления в территориальный орган Росстата форм на бумажном носителе;

посредством опроса;

путем самостоятельного заполнения форм в электронном виде респондентами в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) на "Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ).

К сбору первичных статистических данных на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации привлекаются физические лица (на территориальном уровне) для выполнения работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения.

При формировании совокупного информационного ресурса по субъектам МСП будет использоваться комбинированный метод получения информации от респондентов.

Средние предприятия.

В настоящее время средние предприятия - юридические лица обследуются по весьма широкому кругу показателей, характеризующих различные аспекты их деятельности, в том числе в годовом режиме.

Официальная статистическая информация по средним предприятиям будет формироваться на основании действующих форм федерального статистического наблюдения с учетом сопряжения системы показателей и адаптации действующих программно-электронных комплексов обработки (далее - КЭОИ) к задачам сплошного наблюдения.

Малые предприятия - юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В отношении данной совокупности хозяйствующих субъектов будет организован сбор первичных данных с использованием форм статистического наблюдения в электронном виде и на бумажном носителе.

Статистический инструментарий, а также XML-шаблоны форм будут размещены на официальном сайте Росстата в сети Интернет и в Единой системе сбора отчетности (далее - ЕССО), на ЕПГУ.

Информирование респондентов о проведении сплошного наблюдения будет осуществляться с использованием собственных ресурсов Росстата (через систему Web-сбора), возможностей ЕПГУ, функционала "Личного кабинета налогоплательщика" ФНС России, ресурсов АО "Корпорация МСП" и операторов электронного документооборота.

Срок предоставления заполненных форм статистического наблюдения субъектами малого предпринимательства - до 1 апреля 2021 г.

8. Основные этапы подготовки и проведения
сплошного наблюдения

N п/п
Наименование мероприятий
Срок выполнения работ
Методологическое обеспечение
1
Разработка и утверждение Основных методологических и организационных положений по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2020 год
август 2020 года
2
Разработка и утверждение форм сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и указаний по их заполнению
август 2020 года
3
Разработка и утверждение официальной статистической методологии по формированию согласованных информационных ресурсов по средним предприятиям на основе действующих форм федерального статистического наблюдения
сентябрь 2020 года
4
Разработка организационно-технической схемы подготовки сплошного наблюдения, сбора сведений о респондентах, автоматизированной обработки полученной информации и подведения итогов сплошного наблюдения
октябрь 2020 года
5
Разработка и направление территориальным органам Росстата указаний по формированию списка респондентов - субъектов МСП
сентябрь 2020 года
Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение
6
Составление списка субъектов МСП
ноябрь 2020 года
7
Организация работы лиц, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением сплошного наблюдения за деятельностью субъектов МСП
IV квартал 2020 года - I квартал 2022 года
8
Проведение информационно-разъяснительной работы среди респондентов по вопросам проведения сплошного наблюдения
II полугодие 2020 года - I квартал 2021 года
9
Материально-техническое обеспечение и финансовое обеспечение
II полугодие 2020 года - I полугодие 2022 года
Проектно-технологические работы и подготовка к автоматизированной обработке данных
10
Подготовка экономических описаний по подготовке, проведению, обработке материалов и формированию итогов сплошного наблюдения субъектов МСП
II полугодие 2020 года
11
Разработка, проведение опытной эксплуатации и доработка программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата АС МиСП-2021
II полугодие 2020 года - I полугодие 2022 года
12
Организация установки и настройки подсистем АС МиСП территориального уровня
IV квартал 2020 года - I квартал 2021 года
Проведение сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная обработка
13
Сбор данных от респондентов:
по юридическим лицам - малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям;
по юридическим лицам - средним предприятиям
I полугодие 2021 года в сроки, определенные соответствующих формах статистического наблюдения
14
Ввод первичных данных с бланков форм на бумажном носителе, проведение формально-логического контроля
II - III квартал 2021 года
15
Ввод, контроль и обработка информации по юридическим лицам - средним предприятиям в рамках соответствующих КЭОИ
III квартал 2021 года
16
Создание базы согласованных данных и формирование предварительных сводных итогов сплошного наблюдения
IV квартал 2021 года
Подведение итогов сплошного наблюдения
17
Публикация сводных итогов (предварительные данные) сплошного наблюдения в электронном виде на официальном сайте Росстата в сети Интернет
декабрь 2021 года
18
Формирование детализированных итогов сплошного наблюдения
I полугодие 2022 года
19
Формирование публикационных таблиц (окончательные данные). Публикация детализированных итогов сплошного наблюдения в электронном виде на официальном сайте Росстата в сети Интернет
май - июнь 2022 года

9. Разграничение полномочий по уровням управления
при проведении сплошного наблюдения

Организация сплошного наблюдения осуществляется на федеральном, территориальном и районном уровнях.

На федеральном уровне выполняются следующие функции:

1. Формирование программы сплошного наблюдения.

2. Методологическое и организационное обеспечение, планирование, координация всех работ по подготовке, проведению сплошного наблюдения и автоматизированной обработке его материалов.

3. Подготовка соответствующих приказов Росстата по вопросам сплошного наблюдения.

4. Разработка мер, обеспечивающих гарантию защиты содержащихся в бланках форм сплошного наблюдения сведений о субъектах МСП.

5. Формирование и уточнение сметы затрат на подготовку, проведение сплошного наблюдения и подведения его итогов; обеспечение финансирования и контроль за использованием бюджетных средств.

6. Организация проведения научно-исследовательских работ по вопросам методологии и организации сплошного наблюдения, анализ результатов научно-исследовательских работ.

7. Подготовка, статистического инструментария и другой документации сплошного наблюдения.

8. Методическое сопровождение сбора и обработки информации.

9. Организация поставки в территориальные органы Росстата материально-технических средств.

10. Организация проведения информационно-разъяснительной работы при подготовке и проведении сплошного наблюдения; взаимодействие со средствами массовой информации.

11. Организация обучения специалистов территориальных органов Росстата по вопросам подготовки и проведения сплошного наблюдения.

12. Разработка системы автоматизированной обработки материалов и формирования итогов сплошного наблюдения.

13. Организация автоматизированной обработки материалов; формирование итогов сплошного наблюдения.

14. Формирование централизованной базы данных сплошного наблюдения.

15. Формирование официальной статистической информации (подведение итогов, подготовка публикационных макетов таблиц в электронном виде), хранение итогов сплошного наблюдения.

16. Анализ результатов сплошного наблюдения и опубликование официальной статистической информации в электронном виде.

17. Мониторинг подготовки и проведения сплошного наблюдения.

18. Координации работ регионального уровня.

На территориальном уровне выполняются следующие функции:

1. Координация в субъекте Российской Федерации действий органов государственной власти по подготовке и проведению сплошного наблюдения.

2. Информационно-разъяснительная работа среди респондентов. Организация встреч с работниками СМИ, мероприятий, "круглых столов".

3. Контроль качества выполнения работ по проведению сплошного наблюдения и собираемой информации.

4. Организация работы по составлению списков объектов сплошного наблюдения с использованием программных средств.

5. Организация работы по подбору физических лиц, привлекаемых для выполнения работ по сплошному наблюдению.

6. Контроль поступления заполненных форм статистического наблюдения от респондентов.

7. Проверка реквизитов поступивших отчетов по хозяйствующим субъектам.

8. Первичный визуальный контроль отчетов по хозяйствующим субъектам.

9. Автоматизированная обработка материалов сплошного наблюдения, включая:

ввод заполненных на бумажном носителе форм статистического наблюдения по малым предприятиям - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в XML-шаблон;

обработка заполненных форм статистического наблюдения, представленных в электронном виде;

формально-логический контроль первичных данных;

обработка информации по средним предприятиям в рамках соответствующих КЭОИ;

создание интегрированной базы первичных данных территориального уровня;

передача на федеральный уровень согласованных пообъектных данных.

10. Обеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации статистическими данными по итогам сплошного наблюдения по соответствующему субъекту Российской Федерации.

11. Мониторинг подготовки и проведения сплошного наблюдения.

12. Координация работ районного уровня,

На районном уровне выполняются следующие функции:

1. Взаимодействие с органами исполнительной власти районного уровня по вопросам подготовки и проведения сплошного наблюдения.

2. Информационно-разъяснительная работа среди респондентов.

3. Актуализация списков объектов.

4. Сбор сведений об объектах.

5. Мониторинг подготовки и проведения сплошного наблюдения.

10. Привлечение временного персонала

На период подготовки, проведения и автоматизированной обработки первичных статистических данных сплошного наблюдения в территориальных органах Росстата организуется подбор лиц, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению следующих работ, связанных с проведением сплошного наблюдения:

1. Сопровождение всего комплекса работ по сплошному наблюдению: формирование списков субъектов МСП, организация работы по доведению до респондентов статистического инструментария, контроль поступления заполненных отчетов, организация работы по добору не поступивших отчетов, организация автоматизированной обработки, подведение и анализ итогов наблюдения, подготовки к публикации итогов сплошного наблюдения начиная с IV квартала 2020 года.

2. Дополнительная работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не представившими отчетность в период сбора данных.

Сроки работы лиц (включая обучение), привлекаемых для выполнения работ, связанных со сплошным наблюдением <1>:

--------------------------------

<1> Сроки работы и перечень лиц, привлекаемых для выполнения работ, связанных со сплошным наблюдением в 2020 - 2022 годах, могут быть изменены исходя из объемов финансирования.

Территориальный уровень

N п/п
Категории привлекаемых лиц по сбору и обработке данных
Сроки привлечения
1
Инструктор территориального уровня
с 01.11.2020 по 30.06.2022
2
Оператор ввода статистической информации
с 01.04.2021 по 30.06.2021

При заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами, привлекаемыми для выполнения работ, связанных со сплошным наблюдением, следует руководствоваться требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Функциональные обязанности лиц, привлекаемых для выполнения работ, связанных со сплошным наблюдением, отражены в приложении N 2.

11. Организация и методы обучения работников, привлекаемых
для выполнения работ, связанных со сплошным наблюдением

Предусмотрено проведение 5 кустовых совещаний по вопросам организации и проведения сплошного наблюдения с охватом всех территориальных органов Росстата. Также предусмотрены командировки сотрудников ЦА Росстата в территориальные органы в целях оказания методологической и организационной помощи.

Обучение порядку подготовки первичных статистических данных сплошного наблюдения к автоматизированной обработке осуществляется с использованием инструктивного материала, предусмотренного в программном комплексе АС МиСП-2021.

12. Автоматизированная обработка материалов
сплошного наблюдения

Автоматизированная обработка материалов сплошного наблюдения осуществляется с использованием Автоматизированной системы для подготовки, проведения, обработки материалов и получения итогов сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства Информационно-вычислительной системы Росстата (АС ИВС Росстата) территориального и федерального уровней.

Территориальный уровень.

Данные, полученные из разных источников (web-сбор, введенные в XML-шаблон бумажные формы), прошедшие процедуру формально-логического контроля и редактирования, консолидируются по алгоритмам, описанным в Экономическом описании, и формируется первичный информационный фонд, который передается на федеральный уровень в соответствии с организационно-технической схемой подготовки, сбора сведений о респондентах, автоматизированной обработки полученной информации и подведения итогов сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный уровень.

Федеральный уровень включает в себя Центральный аппарат Росстата и центр обработки данных на федеральном уровне (далее - ЦОДФУ), который отвечает за обработку сведений на федеральном уровне. ЦОДФУ включает в себя комплекс IT-решений, высокотехнологичного оборудования и инженерных конструкций. Основная задача ЦОДФУ заключается в быстрой обработке любого объема данных, хранении информации, и ее выдаче в стандартизированном виде пользователю.

После проведения выверки и корректировки первичных данных они консолидируются на федеральном уровне, (с учетом данных, полученных через ЕПГУ), где проходят процедуры обработки, включающие повторный формально-логический контроль, авторедактирование и импутацию.

Далее осуществляется создание единой базы первичных данных (пообъектная и сводная), формируемой путем физического и логического объединения информационных массивов сведений. После проверки целостности базы данных формируются таблицы с итогами.

В период подготовки, проведения и обработки сведений сплошного наблюдения на федеральном, территориальном, районном уровнях осуществляется мониторинг результатов всех этапов проведения работ.

13. Обеспечение конфиденциальности данных, полученных
в ходе сплошного наблюдения

Гарантии защиты содержащихся в бланках сплошного наблюдения сведений о субъектах МСП определены в статье 9 "Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения и административных данных, доступ к которым ограничен федеральными законами" Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, признаются конфиденциальными, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов о потенциале и состоянии сектора малого и среднего предпринимательства России.

Обработка содержащихся в формах статистического наблюдения первичных статистических данных осуществляется в условиях, гарантирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения.

Должностные лица, а также иные лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имеют доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным по субъектам МСП, допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения о субъектах МСП, полученные в ходе проведения сплошного наблюдения, предусматривается договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку данных по объектам сплошного наблюдения, а в отношении должностных лиц - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных, указываемых индивидуальными предпринимателями при предоставлении отчетных данных для целей формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов, осуществляется при условии их обязательного обезличивания.

Обработка первичных данных и формирование итогов с учетом требований по защите государственной тайны осуществляется в установленном порядке в соответствии с перечнем видов экономической деятельности по ОКВЭД 2, утвержденным руководителем Росстата 25 ноября 2016 г. N 73-у.

Обеспечение защиты информации при ее обработке в АС МиСП ИВС Росстата на ФУ будут осуществляться в соответствии с требованиями нормативно-методических документов:

1. "Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (утверждены приказом ФСТЭК от 11 февраля 2013 г. N 17);

2. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне";

3. Меры защиты информации в государственных информационных системах (утверждены ФСТЭК России 11 февраля 2014 г.);

4. Требованиями других нормативных документов по защите информации.

14. Публикация итогов сплошного наблюдения

Сводные итоги сплошного наблюдения являются доступными и подлежат официальному опубликованию.

Подведение и публикацию сводных итогов сплошного наблюдения на федеральном уровне осуществить в два этапа:

предварительные данные (по краткой программе)
Срок - IV квартал 2021 года
окончательные данные (по полной программе)
Срок - до 1 июля 2022 года

Предварительные данные по основным экономическим показателям деятельности субъектов МСП будут опубликованы в электронном виде по России, а также субъектам Российской Федерации в группировке по видам экономической деятельности.

Окончательные данные будут опубликованы в электронном виде по основным показателям деятельности субъектов МСП, информация по которым получена в рамках проведения сплошного наблюдения. Данные будут приведены по более детализированным разрезам по видам экономической деятельности и в территориальном распределении в муниципальном разрезе, по районам Крайнего Севера и приравненным к ним местности, по Арктической зоне Российской Федерации. Публикация будет содержать группировки хозяйствующих субъектов по размерам бизнеса.

Публикация сводных итогов будет осуществляться с соблюдением требований законодательства по обеспечению конфиденциальности в отношении первичных данных, представленных респондентами.

15. Информационно-разъяснительная работа

Основной задачей проведения информационно-разъяснительной работы среди хозяйствующих субъектов МСП является повышение их мотивации участвовать в сплошном наблюдении и предоставить достоверные сведения о своей деятельности по программе сплошного наблюдения.

Информационно-разъяснительная работа будет проводиться при содействии и активном участии в мероприятиях Росстата Минэкономразвития России.

Проводимая разъяснительная работа должна обеспечить:

повышение осведомленности респондентов о целях и задачах сплошного наблюдения, о правовой обязанности участвовать в наблюдении и о возможных санкциях в случае отказа с их стороны, о гарантиях и механизмах соблюдения конфиденциальности в отношении представленной информации и тому подобное,

повышение осведомленности о выгодах от проведения и получения результатов сплошного наблюдения среди потенциальных пользователей, то есть респонденты должны осознать, что они являются также потенциальными пользователями и в конечном итоге выиграют в случае активного участия и точности представленной информации.

В состав информационно-разъяснительной работы среди субъектов МСП входят следующие мероприятия:

а) выступления и интервью руководства Минэкономразвития России и Росстата в федеральных средствах массовой информации;

б) интервью в местных средствах массовой информации руководителей территориальных органов Росстата, представителей структур поддержки МСП, а также размещение информационных материалов по вопросам сплошного наблюдения;

в) размещение методологических материалов сплошного наблюдения, организационных положений его проведения, информационных материалов на официальных сайтах Минэкономразвития России, ФНС России, Росстата, других органов исполнительной власти, АО "Корпорация МСП", общественных организаций в сети Интернет.

16. Материально-техническое обеспечение
сплошного наблюдения <1>

--------------------------------

<1> При наличии финансирования на эти цели.

Материально-техническое обеспечение сплошного наблюдения в 2020 - 2022 годы осуществляется в соответствии с План-графиком закупок товаров, работ, услуг на 2020 финансовый год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утверждаемым руководством Росстата) для нужд сплошного наблюдения и на основе разработанных нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке, проведению и подведению итогов сплошного наблюдения.

В целях материально-технического обеспечения работ по подготовке, проведению и подведению итогов сплошного наблюдения разрабатываются и утверждаются приказами Росстата нормативы обеспечения привлекаемых на договорной основе лиц техническими средствами, канцелярскими принадлежностями, необходимым инвентарем, а также нормы обеспечения территориальных органов Росстата расходными материалами.

Закупки однородных товаров (расходные материалы, канцелярские принадлежности) осуществляются централизованно Росстатом.

17. Финансирование сплошного наблюдения

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением сплошного наблюдения, обработкой ее материалов и публикацией итогов, в период с 2020 по 2022 годы осуществляется за счет лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Росстату на проведение указанных мероприятий на соответствующий год.

Территориальным органам Росстата, принимающим участие в подготовке, проведении и обработке полученной информации, лимиты бюджетных обязательств доводятся в установленном порядке.

Приложение N 1
к Основным методологическим
и организационным положениям
по сплошному федеральному
статистическому наблюдению
за деятельностью субъектов малого
и среднего предпринимательства
за 2020 год, утвержденным
приказом Росстата
от 28.08.2020 N 496

ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ДЛЯ СПЛОШНОГО
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА 2020 ГОД

Код формы по ОКУД
Наименование
N формы
0601009
Основные сведения о деятельности организации
ф. N 1-предприятие
0606010
Сведения о численности и заработной плате работников
ф. N П-4
0602001
Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов
ф. N 11
0609703
Сведения об объеме платных услуг населению
ф. N 1-услуги
0615071
Сведения об автотранспорте и о протяженности автодорог необщего пользования
ф. N 1-ТР (автотранспорт) - год
0617010
Сведения об инвестиционной деятельности
ф. N П-2 (инвест)
0604017
Сведения об инновационной деятельности организации
ф. N 4-инновации
0604011
Сведения о выполнении научных исследований и разработок
ф. N 2-наука
0710002
Отчет о финансовых результатах БОО

Приложение N 2
к Основным методологическим
и организационным положениям
по сплошному федеральному
статистическому наблюдению
за деятельностью субъектов малого
и среднего предпринимательства
за 2020 год, утвержденным
приказом Росстата
от 28.08.2020 N 496

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ,
ПРИВЛЕКАЕМЫХ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ В СООТВЕТСТВИИ
С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ
РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОДГОТОВКОЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ СПЛОШНОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА 2020 ГОД

Территориальный уровень

Категория привлекаемых лиц
Выполняемые функции
Инструктор территориального уровня
Прохождение обучения.
Подготовка материалов для взаимодействия с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации по вопросам подготовки и проведения сплошного наблюдения.
Сбор информации для анализа и подготовки информации по вопросам подготовки и проведения сплошного наблюдения, автоматизированной обработке данных, подведения предварительных и окончательных итогов сплошного наблюдения.
Организация и контроль за работой операторов ввода статистической информации.
Формирование информационного массива для подготовки предварительных и окончательных итогов сплошного наблюдения на территориальном уровне и отправка его на федеральный уровень.
Контроль в проверке комплектности форм, полученных на бумажном носителе.
Контроль ручного ввода информации форм, полученных на бумажном носителе, в АС МиСП-2021.
Контроль полноты и корректности ввода информации с форм, полученных на бумажном носителе.
Контроль в проведении формально-логического контроля информации, введенной в АС МиСП-2021 с форм, полученных на бумажном носителе.
Организация и контроль работ по сбору и обработке заполненных форм.
Сбор информации для мониторинга выполнения работ по сплошному наблюдению.
Подготовка материалов для принятия решений во внештатных ситуациях.
Формирование списков объектов сплошного наблюдения с использованием подсистемы ведения списков АС МиСП-2021.
Предварительный обход респондентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью вручения статистического инструментария
Сбор актуализированных списков объектов сплошного наблюдения от районного уровня для обеспечения полноты учета объектов.
Проверка результатов формально-логического контроля и корректировки респондентами ранее предоставленных данных в АС МиСП-2021.
Подготовка материалов для организации встреч с работниками СМИ, мероприятий, "круглых столов".
Обход и опрос юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не представивших заполненные формы статистического наблюдения в установленные сроки.
Заполнение форм статистического наблюдения на бумажном носителе по результатам опроса и обхода.
Обеспечение сохранности полученной информации от респондентов и неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе сплошного наблюдения.
Оператор ввода статистической информации
Прохождение обучения.
Проверка комплектности форм, полученных на бумажном носителе.
Ручной ввод информации с форм, полученных на бумажном носителе, в АС МиСП-2021.
Контроль полноты и корректности ввода информации с форм, полученных на бумажном носителе.
Проведение формально-логического контроля информации, введенной в АС МиСП-2021 с форм, полученных на бумажном носителе, с передачей протокола ФЛК инструктору территориального уровня.
Участие в формировании информационного массива сплошного наблюдения на территориальном уровне.
Обеспечение сохранности полученной информации от респондентов и неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе сплошного наблюдения.
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области