ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 декабря 2021 г. N 3427-р

1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

2. Минпросвещения России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждено
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 2 декабря 2021 г. N 3427-р

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ
К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление), являются:

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 20-р;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N Пр-1648 по итогам совещания с членами Правительства;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 5 августа 2021 г. N Пр-1383.

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий ("Цифровой помощник ученика", "Цифровой помощник родителя", "Цифровой помощник учителя");

большие данные в части использования методов интеллектуального анализа значительных объемов информации для поддержки принятия управленческих решений и повышения качества данных ("Создание и внедрение системы управления в образовательной организации");

системы распределенного реестра ("Цифровое портфолио ученика");

облачные технологии ("Библиотека цифрового образовательного контента").

Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.

Стратегическое направление охватывает все уровни общего образования, а также среднего профессионального образования.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения: 2022 год - 37,5 процента, 2023 год - 39,5 процента, 2024 год - 40,8 процента, 2030 год - 100 процентов.

Предусмотрены создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, а также использование сервисов и создание единых форм услуг, в том числе с применением инфраструктуры федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Реализация стратегического направления предусматривает достижение целевых показателей национальной цели "Цифровая трансформация", установленных подпунктом "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.

II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации

Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью.

Задачами цифровой трансформации являются:

повышение эффективности процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

предоставление равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации всем категориям обучающихся;

формирование набора сервисов с возможностью получить образовательные сервисы посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам, направленным на повышение уровня цифровой культуры;

стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем Министерства просвещения Российской Федерации, региональных систем и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.

III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации

Проблемами текущего состояния образования, решаемыми при цифровизации, являются:

повышенная нагрузка на педагогических работников в результате работы с несколькими информационными системами и большим объемом данных, вводимых вручную;

разрозненность верифицированного цифрового образовательного контента, отсутствие единой точки "сборки" верифицированного контента, сопровождающейся едиными требованиями;

слабая интеграция цифровых технологий и продуктов в процесс обучения, воспитания и развития;

проблемы обработки больших данных и объективности данных, на основании которых принимаются управленческие решения, в результате отсутствия интегрированных информационных систем.

Вызовами цифровой трансформации являются:

предоставление доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам участникам образовательных отношений на безвозмездной основе;

предоставление доступа к проактивным сервисам подборки верифицированного цифрового образовательного контента, обеспечивающего высокое качество подготовки по общеобразовательным программам и развитие в соответствии с интересами и способностями;

организация использования сервисов по автоматизированному планированию образовательных программ и таргетированному подбору соответствующего верифицированного контента;

обеспечение разработки предложений по таргетированному перечню программ повышения квалификации в соответствии с профессиональными дефицитами и интересами педагогических работников;

организация использования образовательными организациями сервисов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ.

Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:

низкий уровень интеграции с едиными региональными информационными системами и ресурсами в сфере образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации;

недостаточный уровень цифровой культуры общества;

недостаточное финансирование системы образования на уровне субъектов Российской Федерации.

Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.

IV. Участники реализации стратегического направления

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию стратегического направления, является Министерство просвещения Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:

федеральные органы исполнительной власти;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

иные органы государственной власти Российской Федерации.

Приложение N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
образования, относящейся к сфере
деятельности Министерства
просвещения Российской Федерации

ПРОЕКТЫ
В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ
К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наименование проекта
Цель проекта
Срок реализации проекта
Краткое описание проекта
Заинтересованные лица
1.
Создание сервиса "Библиотека цифрового образовательного контента"
формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у обучающихся;
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;
достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики, социальной сферы;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ;
охват всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования
до 2030 года
сервис, позволяющий использовать современный верифицированный цифровой образовательный контент, реализовывать образовательные программы углубленного уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории, а также повышать уровень профессиональной компетентности педагогических работников
обучающиеся, родители (законные представители), педагогические работники
2.
Создание и внедрение сервиса для обучающихся "Цифровой помощник ученика"
формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у обучающихся;
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ;
охват всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования
до 2030 года
сервис, позволяющий с учетом подборки верифицированного цифрового образовательного контента выстраивать индивидуальный план обучения в соответствии с интересами и способностями обучающегося, а также управлять образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами
обучающиеся, родители (законные представители), педагогические работники
3.
Создание и внедрение сервиса "Цифровой помощник родителя"
формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у обучающихся;
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ;
охват всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования
до 2030 года
проактивный сервис, создающий комплексные возможности для организации образовательной деятельности обучающегося
родители (законные представители), обучающиеся
4.
Создание и внедрение сервиса для обучающихся "Цифровое портфолио ученика"
формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у обучающихся;
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде;
охват всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования
до 2030 года
сервис, обеспечивающий обучающимся возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования;
формирование цифрового портфолио ученика будет осуществляться с согласия родителей (законных представителей) обучающихся
обучающиеся, родители (законные представители), педагогические работники
5.
Создание и внедрение сервиса "Цифровой помощник учителя"
формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у обучающихся;
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ;
охват всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования
до 2030 года
сервис, автоматизирующий проверку домашних заданий и планирование образовательных программ с привлечением экспертных систем искусственного интеллекта, упрощающий и помогающий сформировать эффективную систему выявления, развития и поддержки талантов у детей, снизить административную нагрузку на педагогических работников
педагогические работники, обучающиеся
6.
Создание и внедрение системы управления в образовательной организации
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ
до 2030 года
построение системы управления образовательной организацией направлено на расширение возможности принятия управленческих решений на основе анализа больших данных, на насыщение такой системы интеллектуальными алгоритмами
образовательные организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления

Приложение N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
образования, относящейся к сфере
деятельности Министерства
просвещения Российской Федерации

ПОКАЗАТЕЛИ
В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ
К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наименование проекта
Ответственный исполнитель
Наименование показателя
Единица измерения показателя
Значения по годам
2022
2023
2024
1.
Создание сервиса "Библиотека цифрового образовательного контента"
Минпросвещения России
доля обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников, которым обеспечен равный доступ на безвозмездной основе к верифицированному цифровому образовательному контенту, создающему для всех участников образовательных отношений, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, равные образовательные возможности, нацеленному на реализацию образовательных программ, построение индивидуальных образовательных траекторий, а также на повышение профессиональной компетентности педагогических работников
процентов
35
40
45
2.
Создание и внедрение сервиса для обучающихся "Цифровой помощник ученика'
Минпросвещения России
доли используемых проактивных сервисов подборки цифрового образовательного контента, позволяющих обучающимся, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам эффективно планировать индивидуальный план (программу) обучения, а также обеспечить высокое качество реализации общеобразовательных программ
процентов
10
35
60
3.
Создание и внедрение сервиса "Цифровой помощник родителя"
Минпросвещения России
доля обучающихся и их родителей (законных представителей), которым создана возможность формирования эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у детей при помощи комплексного проактивного сервиса, среди прочего обеспечивающего автоматизированный подбор и поступление в общеобразовательные организации, запись на участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и (или) государственных итоговых аттестациях, получение документов об образовании
процентов
0
20
80
4.
Создание и внедрение сервиса для обучающихся "Цифровое портфолио ученика"
Минпросвещения России
доля обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников, которым обеспечена возможность эффективно планировать траекторию личностного роста обучающегося, что будет способствовать повышению качества профессиональной ориентации обучающихся всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования
процентов
15
25
40
5.
Создание и внедрение сервиса "Цифровой помощник учителя"
Минпросвещения России
доля педагогических работников, которым обеспечена возможность автоматизированного планирования образовательных программ, а также возможность осуществлять проверку домашних заданий с использованием экспертных систем искусственного интеллекта, что снизит уровень перегрузки рутинными процедурами, создаст возможности повышения квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников
процентов
0
10
90
6.
Создание и внедрение системы управления в образовательной организации
Минпросвещения России
доля образовательных организаций, введение электронного документооборота в которых позволит снизить уровень бюрократизации образовательной деятельности, даст возможность принимать управленческие решения на основе анализа больших данных с помощью интеллектуальных алгоритмов
процентов
0
10
90