ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 декабря 2021 г. N 3427-р
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
2. Минпросвещения России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 2 декабря 2021 г. N 3427-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ
К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление), являются:
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 20-р;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N Пр-1648 по итогам совещания с членами Правительства;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 5 августа 2021 г. N Пр-1383.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий ("Цифровой помощник ученика", "Цифровой помощник родителя", "Цифровой помощник учителя");
большие данные в части использования методов интеллектуального анализа значительных объемов информации для поддержки принятия управленческих решений и повышения качества данных ("Создание и внедрение системы управления в образовательной организации");
системы распределенного реестра ("Цифровое портфолио ученика");
облачные технологии ("Библиотека цифрового образовательного контента").
Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.
Стратегическое направление охватывает все уровни общего образования, а также среднего профессионального образования.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения: 2022 год - 37,5 процента, 2023 год - 39,5 процента, 2024 год - 40,8 процента, 2030 год - 100 процентов.
Предусмотрены создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, а также использование сервисов и создание единых форм услуг, в том числе с применением инфраструктуры федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Реализация стратегического направления предусматривает достижение целевых показателей национальной цели "Цифровая трансформация", установленных подпунктом "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации
Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью.
Задачами цифровой трансформации являются:
повышение эффективности процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
предоставление равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации всем категориям обучающихся;
формирование набора сервисов с возможностью получить образовательные сервисы посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам, направленным на повышение уровня цифровой культуры;
стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем Министерства просвещения Российской Федерации, региональных систем и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации
Проблемами текущего состояния образования, решаемыми при цифровизации, являются:
повышенная нагрузка на педагогических работников в результате работы с несколькими информационными системами и большим объемом данных, вводимых вручную;
разрозненность верифицированного цифрового образовательного контента, отсутствие единой точки "сборки" верифицированного контента, сопровождающейся едиными требованиями;
слабая интеграция цифровых технологий и продуктов в процесс обучения, воспитания и развития;
проблемы обработки больших данных и объективности данных, на основании которых принимаются управленческие решения, в результате отсутствия интегрированных информационных систем.
Вызовами цифровой трансформации являются:
предоставление доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам участникам образовательных отношений на безвозмездной основе;
предоставление доступа к проактивным сервисам подборки верифицированного цифрового образовательного контента, обеспечивающего высокое качество подготовки по общеобразовательным программам и развитие в соответствии с интересами и способностями;
организация использования сервисов по автоматизированному планированию образовательных программ и таргетированному подбору соответствующего верифицированного контента;
обеспечение разработки предложений по таргетированному перечню программ повышения квалификации в соответствии с профессиональными дефицитами и интересами педагогических работников;
организация использования образовательными организациями сервисов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:
низкий уровень интеграции с едиными региональными информационными системами и ресурсами в сфере образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации;
недостаточный уровень цифровой культуры общества;
недостаточное финансирование системы образования на уровне субъектов Российской Федерации.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
IV. Участники реализации стратегического направления
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию стратегического направления, является Министерство просвещения Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:
федеральные органы исполнительной власти;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
иные органы государственной власти Российской Федерации.
Приложение N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
образования, относящейся к сфере
деятельности Министерства
просвещения Российской Федерации
ПРОЕКТЫ
В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ
К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наименование проекта
|
Цель проекта
|
Срок реализации проекта
|
Краткое описание проекта
|
Заинтересованные лица
|
|
1.
|
Создание сервиса "Библиотека цифрового образовательного контента"
|
формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у обучающихся;
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;
достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики, социальной сферы;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ;
охват всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования
|
до 2030 года
|
сервис, позволяющий использовать современный верифицированный цифровой образовательный контент, реализовывать образовательные программы углубленного уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории, а также повышать уровень профессиональной компетентности педагогических работников
|
обучающиеся, родители (законные представители), педагогические работники
|
2.
|
Создание и внедрение сервиса для обучающихся "Цифровой помощник ученика"
|
формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у обучающихся;
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ;
охват всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования
|
до 2030 года
|
сервис, позволяющий с учетом подборки верифицированного цифрового образовательного контента выстраивать индивидуальный план обучения в соответствии с интересами и способностями обучающегося, а также управлять образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами
|
обучающиеся, родители (законные представители), педагогические работники
|
3.
|
Создание и внедрение сервиса "Цифровой помощник родителя"
|
формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у обучающихся;
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ;
охват всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования
|
до 2030 года
|
проактивный сервис, создающий комплексные возможности для организации образовательной деятельности обучающегося
|
родители (законные представители), обучающиеся
|
4.
|
Создание и внедрение сервиса для обучающихся "Цифровое портфолио ученика"
|
формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у обучающихся;
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде;
охват всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования
|
до 2030 года
|
сервис, обеспечивающий обучающимся возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования;
формирование цифрового портфолио ученика будет осуществляться с согласия родителей (законных представителей) обучающихся
|
обучающиеся, родители (законные представители), педагогические работники
|
5.
|
Создание и внедрение сервиса "Цифровой помощник учителя"
|
формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у обучающихся;
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ;
охват всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования
|
до 2030 года
|
сервис, автоматизирующий проверку домашних заданий и планирование образовательных программ с привлечением экспертных систем искусственного интеллекта, упрощающий и помогающий сформировать эффективную систему выявления, развития и поддержки талантов у детей, снизить административную нагрузку на педагогических работников
|
педагогические работники, обучающиеся
|
6.
|
Создание и внедрение системы управления в образовательной организации
|
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ
|
до 2030 года
|
построение системы управления образовательной организацией направлено на расширение возможности принятия управленческих решений на основе анализа больших данных, на насыщение такой системы интеллектуальными алгоритмами
|
образовательные организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления
|
Приложение N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
образования, относящейся к сфере
деятельности Министерства
просвещения Российской Федерации
ПОКАЗАТЕЛИ
В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ
К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наименование проекта
|
Ответственный исполнитель
|
Наименование показателя
|
Единица измерения показателя
|
Значения по годам
|
|||
2022
|
2023
|
2024
|
|||||
1.
|
Создание сервиса "Библиотека цифрового образовательного контента"
|
Минпросвещения России
|
доля обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников, которым обеспечен равный доступ на безвозмездной основе к верифицированному цифровому образовательному контенту, создающему для всех участников образовательных отношений, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, равные образовательные возможности, нацеленному на реализацию образовательных программ, построение индивидуальных образовательных траекторий, а также на повышение профессиональной компетентности педагогических работников
|
процентов
|
35
|
40
|
45
|
2.
|
Создание и внедрение сервиса для обучающихся "Цифровой помощник ученика'
|
Минпросвещения России
|
доли используемых проактивных сервисов подборки цифрового образовательного контента, позволяющих обучающимся, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам эффективно планировать индивидуальный план (программу) обучения, а также обеспечить высокое качество реализации общеобразовательных программ
|
процентов
|
10
|
35
|
60
|
3.
|
Создание и внедрение сервиса "Цифровой помощник родителя"
|
Минпросвещения России
|
доля обучающихся и их родителей (законных представителей), которым создана возможность формирования эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у детей при помощи комплексного проактивного сервиса, среди прочего обеспечивающего автоматизированный подбор и поступление в общеобразовательные организации, запись на участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и (или) государственных итоговых аттестациях, получение документов об образовании
|
процентов
|
0
|
20
|
80
|
4.
|
Создание и внедрение сервиса для обучающихся "Цифровое портфолио ученика"
|
Минпросвещения России
|
доля обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников, которым обеспечена возможность эффективно планировать траекторию личностного роста обучающегося, что будет способствовать повышению качества профессиональной ориентации обучающихся всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования
|
процентов
|
15
|
25
|
40
|
5.
|
Создание и внедрение сервиса "Цифровой помощник учителя"
|
Минпросвещения России
|
доля педагогических работников, которым обеспечена возможность автоматизированного планирования образовательных программ, а также возможность осуществлять проверку домашних заданий с использованием экспертных систем искусственного интеллекта, что снизит уровень перегрузки рутинными процедурами, создаст возможности повышения квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников
|
процентов
|
0
|
10
|
90
|
6.
|
Создание и внедрение системы управления в образовательной организации
|
Минпросвещения России
|
доля образовательных организаций, введение электронного документооборота в которых позволит снизить уровень бюрократизации образовательной деятельности, даст возможность принимать управленческие решения на основе анализа больших данных с помощью интеллектуальных алгоритмов
|
процентов
|
0
|
10
|
90
|