ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2025 г. N 565

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 340; 2022, N 1, ст. 150; N 37, ст. 6370).

2. Признать утратившими силу подпункты "ж" и "к" - "м" пункта 1 и подпункт "е" пункта 4 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 г. N 1579 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2442" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 37, ст. 6370).

3. Министерству транспорта Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 апреля 2025 г. N 565

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ"

1. В разделе 1:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"Транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики, ее функционирование и развитие влияет на создание условий для повышения качества жизни и здоровья граждан, экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, укрепления безопасности и обороноспособности страны, реализации ее транспортного потенциала через опережающее развитие транспортной инфраструктуры и расширение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам с минимальным воздействием на окружающую среду и климат, использование географических особенностей Российской Федерации в качестве ее конкурентного преимущества.";

б) абзацы шестой - девятый изложить в следующей редакции:

"В 2020 году объем перевалки грузов в морских портах составил 820,9 млн. тонн (97,7 процента к уровню 2019 года), в том числе наливных грузов - 416,2 млн. тонн (89,6 процента к уровню 2019 года), сухих грузов - 404,7 млн. тонн (107,6 процента к уровню 2019 года).

В 2021 году объем перевозок грузов транспортным комплексом Российской Федерации составил 7,1 млрд. тонн (103,2 процента к уровню 2020 года), грузооборот - 3059,8 млрд. т-км (104,4 процента к уровню 2020 года).

Значительный урон нанесла пандемия COVID-19 пассажирскому транспортному сектору страны. В 2020 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена) снизился на 44,7 процента от уровня 2019 года (2019 год - 579,8 млрд. пасс.-км) и составил 320,7 млрд. пасс.-км, подвижность населения на транспорте общего пользования упала на 46,2 процента и составила 2,1 тыс. пасс.-км на 1 человека.

В 2021 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена) с учетом развития ситуации на мировом рынке услуг и государственной поддержки различных видов транспорта составил 449 млрд. пасс.-км (140 процентов к уровню 2020 года), подвижность населения на транспорте общего пользования (без учета городского электрического транспорта) - 3 тыс. пасс.-км на 1 человека (142,9 процента к уровню 2020 года).";

в) после абзаца девятого дополнить абзацами следующего содержания:

"Успешно преодолев последствия пандемии COVID-19, в 2022 году транспортная отрасль Российской Федерации столкнулась с новыми вызовами, причиной которых стали изменившаяся геополитическая обстановка и введенные санкционные ограничения со стороны иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.

Введенные ограничения на торговлю с Российской Федерацией, а также запреты для российских перевозчиков привели к существенному изменению географии и объемов спроса на перевозки, необходимость удовлетворения которых является первоочередной задачей транспортного комплекса Российской Федерации в среднесрочной перспективе.

Несмотря на существенное влияние внешних факторов, по итогам 2023 года транспортный комплекс Российской Федерации продемонстрировал стабильный рост основных показателей работы, а по некоторым из них - превышение уровней, которые были достигнуты до пандемии COVID-19 и введения санкций.

Объем перевозок грузов транспортным комплексом Российской Федерации по итогам 2023 года составил 8 млрд. тонн и превысил соответствующий показатель 2019 года на 10,1 процента. Грузооборот по итогам 2023 года составил 3127,9 млрд. т-км, что на 4,5 процента выше уровня 2019 года.

В структуре перевозок грузов транспортным комплексом Российской Федерации в 2023 году продолжает доминировать автомобильный транспорт, обеспечивающий более 80 процентов объема грузоперевозок. Вместе с тем основной объем грузооборота приходится на железнодорожный транспорт, доля которого составляет 84,3 процента.

В 2023 году продолжился рост объемов экспортных перевозок грузов, прежде всего в направлении портов Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов. Объем перевалки грузов в морских портах в 2023 году достиг 883,8 млн. тонн, что на 5,2 процента превысило уровень 2019 года.

Объем пассажирских перевозок, оказавшийся наиболее зависимым от пандемийных и санкционных ограничений, в 2023 году составил 10,3 млрд. пассажиров (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена), что на 14 процентов ниже уровня 2019 года. Несмотря на снятие пандемийных ограничений, новые ограничения, введенные в 2022 году, не позволили в полном объеме восстановить объемы пассажирских перевозок, в первую очередь в международном сообщении. Вместе с тем транспортный комплекс Российской Федерации демонстрирует стабильный рост пассажирских перевозок - относительно уровня 2022 года объем перевозок в 2023 году вырос на 6,1 процента, а пассажирооборот - на 11,8 процента за счет развития внутренних перевозок, в том числе туристских.

В 2023 году существенный рост пассажирооборота демонстрируют железнодорожный (11,3 процента к уровню 2022 года), внутренний водный (16,7 процента к уровню 2022 года) и воздушный (16,1 процента к уровню 2022 года) виды транспорта.";

г) абзац десятый изложить в следующей редакции:

"В результате введенных санкционных ограничений экспорт услуг транспортного комплекса Российской Федерации снизился и в 2023 году составил 12,8 млрд. долларов США, что более чем на 27,9 процента ниже уровня 2019 года.";

д) в абзаце тринадцатом слова "государственной программы "Развитие транспортной системы" в 2020 году" заменить словами "государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - Программа) в 2020 году";

е) после абзаца тринадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

"В 2021 - 2023 годах объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса Российской Федерации демонстрировал стабильный рост и по итогам 2023 года достиг 5116,4 млрд. рублей (3 процента валового внутреннего продукта и 15 процентов общего объема инвестиций в экономику), в том числе 2721,4 млрд. рублей за счет внебюджетных источников и 664,7 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. В указанный период наблюдался рост инвестиций за счет всех источников, в том числе за счет средств федерального бюджета. Объем инвестиций из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы составил 565 млрд. рублей (85 процентов общего объема инвестиций в транспортный комплекс Российской Федерации за счет средств федерального бюджета).";

ж) абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:

"Правительством Российской Федерации в 2020 году в условиях сокращения объема транспортных услуг реализован комплекс антикризисных мер, направленный на поддержку занятости и доходов населения, в том числе на системообразующих предприятиях отрасли. Среднесписочная численность занятых в организациях транспортного комплекса Российской Федерации составила в 2020 году 2,5 млн. человек (99,7 процента к уровню 2019 года). Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса Российской Федерации составила 64,9 тыс. рублей (103,5 процента к уровню 2019 года).";

з) после абзаца четырнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

"В условиях санкционного давления была продолжена реализация мер поддержки системообразующих организаций транспортной отрасли. Среднесписочная численность работников организаций транспортного комплекса Российской Федерации в 2023 году составила 2,6 млн. человек. Производительность труда работников транспортного комплекса Российской Федерации в 2023 году выросла на 6,1 процента относительно уровня 2022 года, а рост реальной заработной платы за аналогичный период составил 14 процентов.";

и) в абзаце пятнадцатом слова "за 2020 - 2021 годы" исключить;

к) после абзаца семнадцатого дополнить абзацами следующего содержания:

"Существующий уровень доступности транспортных услуг и развития транспортной инфраструктуры недостаточен и приводит к низкому показателю мобильности населения, в 2 - 2,5 раза ниже уровня развитых стран.

Сохраняются ограничения транспортной доступности удаленных территорий Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации. Круглогодичная транспортная доступность является необходимым условием для роста социально-экономического развития удаленных территорий, повышения удовлетворенности граждан уровнем жизни и повышения их мобильности.

Существующая провозная и пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей не в полной мере удовлетворяет спрос на перевозки грузов в направлении морских портов Дальневосточного бассейна, что является сдерживающим фактором социально-экономического развития экспортно ориентированных регионов и ограничивает экспортный потенциал Российской Федерации на зарубежных рынках. Недостаточной пропускной и провозной способностью обладают ближние и дальние железнодорожные подходы к портам Северо-Западного, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов.";

л) абзац восемнадцатый признать утратившим силу;

м) абзац девятнадцатый после слов "из-за низкой" дополнить словом "транспортной";

н) абзац двадцатый изложить в следующей редакции:

"Не решены проблемы в сегменте городского общественного транспорта. Даже в крупных городских агломерациях практически не находят применения современные комплексные решения по опережающему развитию скоростных видов городского транспорта. Внедрение интеллектуальных транспортных систем и технологий автономного движения транспорта находится на низком уровне.";

о) абзац двадцать второй дополнить словами ", недостаточном уровне развития дальних и ближних железнодорожных и автомобильных подходов к морским и речным портам";

п) после абзаца двадцать третьего дополнить абзацем следующего содержания:

"Начиная с 2022 года на фоне интенсивного роста количества средств индивидуальной мобильности (предоставляемых по договору проката и находящихся в собственности граждан) растет количество дорожно-транспортных происшествий с участием таких средств передвижения. По данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, за 2023 год зарегистрировано 3100 дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности (229,4 процента к уровню 2022 года), в результате которых погибли 43 человека (126,3 процента к уровню 2022 года), в том числе 7 несовершеннолетних. Ранения получили 3177 человек (225,5 процента к уровню 2022 года), в том числе 1041 несовершеннолетний. Данная проблема требует безотлагательного решения, в том числе посредством создания и развития инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности и велосипедов, дальнейшего совершенствования правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности.";

р) абзац двадцать четвертый изложить в следующей редакции:

"Высокий уровень негативного воздействия транспорта на экологию и здоровье населения сохраняется. Среди отраслей транспортного комплекса Российской Федерации лидирующее положение в части негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения сохраняет автомобильный транспорт. Доля автомобильного транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми источниками в 2022 году составила 22 процента, а в шумовом воздействии на население городов достигает 95 процентов.";

с) абзац двадцать шестой дополнить предложениями следующего содержания: "Увеличение объема грузовых перевозок в среднесрочной перспективе будет характеризоваться ростом уровня контейнеризации, который в настоящее время является невысоким относительно общего объема грузовых перевозок (около 3 процентов), что является следствием исторически сложившейся структуры производства и погрузки в Российской Федерации, тяготеющей к сырьевым грузам. Вместе с тем ожидающийся рост спроса на перевозки со стороны несырьевых секторов экономики и повышение глубины переработки отдельных видов сырьевых грузов могут привести к повышению уровня контейнеризации грузовых перевозок в 1,5 - 2 раза.";

т) после абзаца двадцать седьмого дополнить абзацами следующего содержания:

"К числу проблем, сдерживающих повышение эффективности работы транспортного комплекса Российской Федерации, относятся:

бумажный документооборот, отсутствие единых классификаторов, содержащих полную номенклатуру грузов, транспортных упаковок, отсутствие единых стандартов и форматов обмена данными в электронном виде на всех видах транспорта;

отсутствие единой верифицированной базы данных цифровых профилей перевозчиков;

отсутствие эффективной системы прослеживаемости движения грузов на протяжении всей цепочки поставок.

Дополнительными факторами, стимулирующими развитие спроса на перевозки в среднесрочной перспективе, могут стать дальнейшее развитие электронной коммерции и сокращение логистических издержек за счет внедрения новых цифровых и технологических решений.

В части пассажирского транспорта к основным проблемам в сфере цифровизации можно отнести:

отсутствие интеграции документов транспортного планирования и документов территориального планирования, отсутствие критериев определения потребности в технике и, как следствие, невозможность формирования в среднесрочной перспективе консолидированного заказа, который позволил бы планировать равномерную загрузку производственных мощностей отечественных производителей транспортных средств и комплектующих;

отсутствие достоверных первичных данных по пассажирским перевозкам, включая данные по маршрутам, расписаниям, тарифам в цифровом виде;

отсутствие государственных механизмов цифрового подтверждения права на льготу и субсидию для различных категорий получателей мер социальной поддержки (защиты).

Существенной проблемой является отсутствие информационных систем и сервисов, позволяющих собирать, хранить и обрабатывать большие данные о состоянии транспортных средств, инфраструктуры, маршрутной сети, планировать своевременное выполнение мероприятий для обновления парка транспортных средств и развития инфраструктуры. Отсутствие подобных цифровых решений осложняет внедрение современных (ориентированных на пассажира) принципов развития транспортного комплекса Российской Федерации и передовых методик обеспечения совместимости различных видов транспорта с целью развития мультимодальности.";

у) абзац двадцать восьмой дополнить предложениями следующего содержания: "Введенные ограничения еще больше сократили возможности российских перевозчиков по обновлению и обслуживанию парка техники зарубежного производства, что приводит к росту затрат, повышению среднего возраста эксплуатируемых воздушных и морских судов. Вместе с тем российские производители в недостаточной мере обеспечивают необходимые объемы импортозамещения.";

ф) абзац тридцатый изложить в следующей редакции:

"Рост объемов грузовых перевозок в среднесрочной перспективе до 2030 года будет определяться прогнозируемым увеличением объема внешнеторговых грузовых перевозок вследствие развития торговых отношений с дружественными странами, в первую очередь с Китайской Народной Республикой, Республикой Индией, другими странами Азии, Северной Африки и Ближнего Востока. Переориентация экспортных грузопотоков в данные страны приведет к переключению грузопотоков с наземных видов транспорта на морской и, соответственно, к дальнейшему росту объема перевалки грузов в морских портах.";

х) абзацы тридцатый первый, тридцать третий - тридцать пятый признать утратившими силу;

ц) в абзаце тридцать шестом слова "и конъюнктуры мирового рынка пассажирских транспортных услуг и снятия ограничений по передвижению граждан" заменить словами ", конъюнктуры мирового рынка пассажирских транспортных услуг, а также возможностей транспортного комплекса Российской Федерации по адаптации к имеющимся ограничениям, связанным с внешними факторами";

ч) после абзаца тридцать шестого дополнить абзацами следующего содержания:

"Развитие крупных городских агломераций приведет к росту объемов перевозок и пассажирооборота городского и пригородного транспорта. В данном виде перевозок ожидается увеличение доли рельсового транспорта (метрополитен, внутригородской и пригородный железнодорожный транспорт), а также доли такси и каршеринга. Ожидается активное развитие использования средств индивидуальной мобильности.

В дальнем сообщении рост объемов перевозок будет определяться развитием туристской инфраструктуры внутри Российской Федерации, а также формированием новых устойчивых туристских и деловых связей с дружественными странами. В связи с этим наибольший рост спроса ожидается на воздушные перевозки на средне- и дальнемагистральных воздушных судах.

Для обеспечения ожидаемого роста спроса на грузовые и пассажирские перевозки транспортный комплекс Российской Федерации в среднесрочной перспективе должен обеспечивать необходимые темпы развития, включая как ликвидацию существующих инфраструктурных и технологических ограничений, так и опережающее развитие на наиболее востребованных и перспективных направлениях перевозок.";

ш) абзац сорок второй изложить в следующей редакции:

"Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по видам деятельности транспортного комплекса Российской Федерации в 2030 году составит 164,6 процента к уровню 2021 года.".

2. В разделе 2:

а) в абзаце первом:

в предложении первом слова "Государственная программа "Развитие транспортной системы" (далее - Программа)" заменить словом "Программа";

в предложении втором слова "национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" заменить словами "национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", а также выполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

б) в предложении первом абзаца третьего слова "формированию и развитию" заменить словами "поддержанию в нормативном состоянии и развитию инфраструктуры";

в) абзац пятый дополнить словами ", а также должна способствовать увеличению доли использования строительной, дорожной и коммунальной техники российских производителей";

г) абзацы седьмой и восьмой изложить в следующей редакции:

"повышение доли соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения и дорог крупнейших городских агломераций до 85 процентов, опорной сети автомобильных дорог до 85 процентов, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения до 60 процентов к 2030 году;

увеличение глобальной конкурентоспособности российской транспортной инфраструктуры, в том числе за счет увеличения мощности инфраструктуры Единой опорной транспортной сети не менее чем в 1,5 раза к 2030 году от уровня 2023 года.";

д) в абзаце девятом:

предложение первое после слова "качества" дополнить словами "и мощности";

предложение второе исключить;

е) в предложении первом абзаца одиннадцатого слова "14,2 пасс.-км" заменить словами "14,2 тыс. пасс.-км";

ж) после абзаца одиннадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

"Приоритетом является поддержание объектов транспорта опорной сети объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза в нормативном состоянии, что позволит обеспечить построение оптимальных логистических маршрутов, а также регулярность и бесперебойность снабжения территорий северного завоза для обеспечения бесперебойного снабжения населения таких территорий грузами жизнеобеспечения.";

з) абзац тринадцатый после предложения первого дополнить предложением следующего содержания: "Целью Программы является повышение качества транспортных услуг за счет увеличения к 2030 году в агломерациях и городах доли парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, до 85 процентов.";

и) в абзаце пятнадцатом слова "Безопасные качественные дороги" заменить словами "Инфраструктура для жизни";

к) после абзаца двадцать второго дополнить абзацем следующего содержания:

"В целом важным аспектом обеспечения системного развития транспортного комплекса Российской Федерации является научно-техническое и методологическое сопровождение реализации мероприятий в указанной сфере, включая развитие нормативно-технической базы.";

л) абзац двадцать четвертый изложить в следующей редакции:

"создание национальной цифровой транспортно-логистической платформы, обеспечивающей внедрение единых стандартов и сервисов электронного взаимодействия и формирование единого цифрового пространства всех участников рынка транспортно-логистических услуг;";

м) после абзаца двадцать четвертого дополнить абзацем следующего содержания:

"создание и последующий перевод на межведомственный уровень государственной информационной системы поддержки принятия решений по развитию транспортной инфраструктуры на основе транспортно-экономического баланса Российской Федерации, обеспечивающей прогнозирование и моделирование работы транспортного комплекса Российской Федерации на основе данных о фактических и прогнозных транспортных потоках, сопоставляемых с возможностями транспортной инфраструктуры, и проведение отбора наиболее эффективных мероприятий для ликвидации инфраструктурных ограничений и развития транспортной инфраструктуры;";

н) абзац двадцать седьмой после слова "включая" дополнить словами "платформу для мониторинга осуществления перевозок пассажиров по межрегиональным и муниципальным маршрутам,";

о) после абзаца двадцать седьмого дополнить абзацами следующего содержания:

"обеспечение безопасности на объектах критической информационной инфраструктуры в транспортной отрасли;

развитие импортозамещения в сфере цифровых технологий.";

п) после абзаца двадцать восьмого дополнить абзацами следующего содержания:

"Развитие современных беспилотных авиационных систем в транспортной отрасли является приоритетным направлением государственной политики. Задачи их развития и повышения эффективности их использования будут реализованы по следующим направлениям:

обеспечение безопасности инфраструктуры воздушного транспорта и ее защиты от противоправного применения беспилотных воздушных судов;

оптимизация административных, технических и иных ограничений, препятствующих развитию беспилотной авиации гражданского назначения;

развитие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации беспилотных авиационных систем, в субъектах Российской Федерации к 2030 году;

формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем.";

р) в абзаце тридцать первом слова "индикаторы достижения национальных целей Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года" заменить словами "задачи, выполнение которых характеризует достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, установленные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

с) абзац тридцать второй изложить в следующей редакции:

"доля дорог крупнейших городских агломераций, соответствующих нормативным требованиям;";

т) после абзаца тридцать третьего дополнить абзацами следующего содержания:

"доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог опорной сети автомобильных дорог;

доля парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, в агломерациях и городах.";

у) в абзаце тридцать четвертом слова "Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года" заменить словами "достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

ф) абзац сорок третий после слова "автобусный" дополнить словами ", городской электрический".

3. Раздел 3 изложить в следующей редакции:

"3. Задачи государственного управления и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации в сфере
транспорта, способы их эффективного решения

Основные задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере транспорта до 2030 года и на перспективу до 2036 года определены с учетом Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р.

Цель 1 - повышение доли соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения и дорог крупнейших городских агломераций до 85 процентов, опорной сети автомобильных дорог до 85 процентов, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения до 60 процентов к 2030 году:

реализация мероприятий национального проекта "Инфраструктура для жизни", а также федеральных проектов, входящих в его состав, направленных на повышение качества транспортной инфраструктуры, обеспечивающей территориальную связанность и снятие инфраструктурных ограничений;

реализация мероприятий по приведению в нормативное состояние федеральных автомобильных дорог;

оказание поддержки субъектам Российской Федерации с целью повышения качества автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, в том числе дорог городских агломераций и сельских территорий;

повышение уровня транспортной обеспеченности сельских населенных пунктов на основе ускоренного развития дорожной сети и повышения уровня транспортного обслуживания.

Цель 2 - увеличение глобальной конкурентоспособности российской транспортной инфраструктуры, в том числе за счет увеличения мощности инфраструктуры Единой опорной транспортной сети не менее чем в 1,5 раза к 2030 году от уровня 2023 года:

реализация мероприятий национального проекта "Эффективная транспортная система" и входящих в его состав федеральных проектов, направленных на развитие магистральной инфраструктуры Единой опорной транспортной сети в части опорных сетей железных дорог, морских портов, внутренних водных путей и аэродромов, а также развитие приоритетных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и Большого Северного морского пути, в целях снятия инфраструктурных ограничений и формирования эффективной транспортной системы, удовлетворяющей спрос населения и экономики Российской Федерации;

реализация мероприятий федеральных проектов развития отдельных видов транспорта, не входящих в состав национальных проектов и предусматривающих реализацию конкретных инвестиционных мероприятий в отдельных отраслях транспортного комплекса Российской Федерации;

развитие механизмов проектного финансирования, в том числе с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств пенсионных накоплений и Фонда национального благосостояния;

поддержка инвестиционной активности через механизмы привлечения инвестиций в крупные частные инвестиционные проекты, реализация инвестиционных программ крупнейших компаний с государственным участием, повышение эффективности государственных капитальных вложений, улучшение делового климата, активизация развития и создания финансовых инструментов для финансирования инвестиционных проектов;

цифровая трансформация отрасли, включая создание и внедрение отраслевых цифровых платформ и государственных информационных систем, а также ускоренное внедрение новых технологий.

Цель 3 - повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения на уровне 14,2 тыс. пасс.-км на 1 жителя:

развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей в рамках реализации национального проекта "Эффективная транспортная система";

реализация мероприятий по субсидированию отдельных видов пассажирского транспорта и отдельных направлений перевозки пассажиров, включая переход к полностью безбумажному документообороту по льготным и субсидированным перевозкам;

развитие биометрических сервисов идентификации в аэропортах, на наземном городском транспорте и в метрополитене;

реализация программ по обновлению парка транспортных средств с применением различных механизмов (лизинг, субсидии и др.), закупке субъектами Российской Федерации автобусов, работающих на газомоторном топливе, трамваев и троллейбусов;

реализация мероприятий по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог, железных дорог, внутренних водных путей, аэропортов и аэродромов;

совершенствование нормативно-правовой деятельности, налогового и таможенно-тарифного регулирования в сфере пассажирских перевозок транспортного комплекса Российской Федерации;

развитие конкуренции на рынке транспортных услуг, создание условий для справедливой внутривидовой и межвидовой конкуренции операторов;

цифровая трансформация пассажирских перевозок, включая создание и внедрение отраслевых цифровых платформ и государственных информационных систем, а также цифровых сервисов для пассажиров;

создание эффективной системы управления государственной собственностью, в том числе за счет оптимизации состава государственного имущества и его приватизации и повышения эффективности деятельности организаций транспортного комплекса Российской Федерации.

Цель 4 - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств на 16,1 процента относительно уровня 2021 года:

реализация мероприятий национальных проектов "Инфраструктура для жизни", "Эффективная транспортная система", "Беспилотные авиационные системы", а также федеральных проектов, входящих в их состав;

реализация мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта;

реализация комплекса обеспечивающих мероприятий по повышению безопасности транспортного процесса на отдельных видах транспорта в рамках комплексов процессных мероприятий;

обеспечение безопасности инфраструктуры воздушного транспорта и ее защиты от противоправного применения беспилотных воздушных судов;

оптимизация административных, технических и иных ограничений, препятствующих развитию беспилотной авиации гражданского назначения;

формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем.

Цель 5 - повышение качества транспортных услуг за счет увеличения к 2030 году в агломерациях и городах доли парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, до 85 процентов:

реализация мероприятий национального проекта "Инфраструктура для жизни", а также федеральных проектов, входящих в его состав, направленных на обновление общественного транспорта;

повышение скорости сообщения наземного общественного пассажирского транспорта, внедрение новых механизмов бесконтактной оплаты проезда;

реализация мероприятий по контрольно-надзорной деятельности в отношении перевозчиков в городах и агломерациях.".

4. В разделе 4:

а) в наименовании и абзаце первом слова "Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" заменить словами "Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

б) абзац второй изложить в следующей редакции:

"Достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года в рамках Программы будет обеспечено за счет решения задач федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов "Инфраструктура для жизни", "Эффективная транспортная система" и "Беспилотные авиационные системы", а также других федеральных и ведомственных проектов.";

в) в абзаце третьем слова "здоровье и благополучие людей" заменить словами "укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи";

г) абзацы четвертый и пятый признать утратившими силу;

д) в абзаце двенадцатом:

слова "дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей" заменить словами "дорог крупнейших городских агломераций, соответствующих";

дополнить словами "к 2030 году";

е) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"увеличение к 2030 году в агломерациях и городах доли парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, не менее чем до 85 процентов;";

ж) абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:

"увеличение к 2030 году доли соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог опорной сети автомобильных дорог не менее чем до 85 процентов;";

з) абзац семнадцатый после слов "соответствующих нормативным требованиям," дополнить словами "не менее чем";

и) после абзаца семнадцатого дополнить абзацами следующего содержания:

"внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;

внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения.";

к) в абзаце двадцатом слова "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" заменить словами "Устойчивая и динамичная экономика";

л) в абзаце двадцать четвертом:

после слова "развитие" дополнить словами "опорной сети железных дорог с целью усиления";

слова "с целью" заменить словом "для";

м) в абзаце двадцать пятом цифры "850" заменить цифрами "844";

н) абзац двадцать шестой изложить в следующей редакции:

"развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей между крупными городами за счет создания в 2028 году выделенной высокоскоростной железнодорожной магистрали по маршруту "Москва - Санкт-Петербург" со специализацией под пассажирское движение;";

о) после абзаца тридцать пятого дополнить абзацами следующего содержания:

"создание эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров исходя из прогноза потребности в них в транспортной сфере;

создание институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации работников транспортной отрасли;

повышение качества и уровня нормативного состояния транспортной инфраструктуры международных транспортных коридоров;

увеличение мощности сети грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров;

развитие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации автономных транспортных средств.";

п) абзац тридцать шестой изложить в следующей редакции:

"Достижение национальных целей развития Российской Федерации "Технологическое лидерство" и "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы" обеспечивается решением следующих задач:";

р) абзац тридцать седьмой после слов "внедрение новых технологий, включая" дополнить словами "развитие беспилотных транспортных систем на грузовом транспорте, внедрение систем безналичной оплаты проезда с использованием технологий геолокации,";

с) абзац тридцать восьмой изложить в следующей редакции:

"создание инфраструктуры, необходимой для эксплуатации беспилотных авиационных систем, в субъектах Российской Федерации к 2030 году, оптимизация административных, технических и иных ограничений, препятствующих развитию беспилотной авиации гражданского назначения, и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем;";

т) абзац тридцать девятый признать утратившим силу;

у) дополнить абзацами следующего содержания:

"разработка единых стандартов и подходов к организации сбора, обработки и предоставления информации о работе пассажирского транспорта;

формирование единой среды электронного взаимодействия участников перевозок и перевод в единый цифровой формат нормативно-справочной информации на транспорте (расписания, маршруты, остановочные пункты, транспортные средства);

создание цифрового инструмента управления жизненным циклом транспортных средств, включая формирование заказа на производство транспортных средств в среднесрочной перспективе на основании объективной оценки состояния парка транспортных средств и потребности в их обновлении;

создание цифровых инструментов управления программами модернизации общественного транспорта, цифровизация контрольно-надзорной деятельности с целью уменьшения административного давления на бизнес;

создание цифрового инструмента формирования транспортно-экономического баланса Российской Федерации;

перевод подтверждения права на транспортную льготу или субсидию в цифровой формат.".

5. В разделе 5:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

"Субъекты Российской Федерации участвуют в рамках своих полномочий в реализации мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов "Инфраструктура для жизни", "Эффективная транспортная система" и "Беспилотные авиационные системы", а также ряда других федеральных и ведомственных отраслевых проектов.";

б) после абзаца десятого дополнить абзацем следующего содержания:

"Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область;";

в) предложение первое абзаца четырнадцатого после слов "связанности территорий Дальнего Востока" дополнить словами "и Арктической зоны Российской Федерации";

г) в абзаце шестнадцатом слова ", электрической сети и тяговых подстанций" исключить;

д) после абзаца семнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

"совершенствование автомобильных дорог федерального значения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в том числе автомобильной дороги Р-280 "Новороссия" Ростов-на-Дону - Мариуполь - Мелитополь - Симферополь, оказывающей существенное влияние на повышение пропускной способности и устойчивости функционирования автодорожных маршрутов, соединяющих дорожную сеть Республики Крым и г. Севастополя с дорожными сетями других субъектов Российской Федерации, на реализацию туристского и рекреационного потенциала соответствующих приоритетных территорий;".