ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2021 г. N 2148

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Национальная система пространственных данных".

1(1). Установить, что положения абзацев третьего и четвертого пункта 13 приложения к государственной программе Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2024 год (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов).

2. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии разместить государственную программу Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2021 г. N 2148

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ"

I. Стратегические приоритеты государственной программы
Российской Федерации "Национальная система
пространственных данных"

1. Оценка текущего состояния сферы управления
пространственными данными Российской Федерации

Управление сферой развития пространственных данных Российской Федерации затрагивает интересы неограниченного круга лиц, в том числе органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц (далее - заинтересованные лица).

Национальная система пространственных данных включает в себя данные об объектах недвижимости, пространственные данные, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и государственной кадастровой оценке.

Законодательную основу, регулирующую отношения в сфере национальной системы пространственных данных, составляют в первую очередь следующие нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Жилищный кодекс Российской Федерации;

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости";

Федеральный закон "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Федеральный закон "О землеустройстве";

Федеральный закон "О наименованиях географических объектов";

Федеральный закон "О кадастровой деятельности";

Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке".

При этом до разработки и утверждения государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" (далее - Программа) отсутствовал базовый документ стратегического планирования, отражающий комплексный подход при формировании и реализации мероприятий в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных, определяющий на федеральном уровне основные принципы, взаимосвязанные цели и задачи реализации государственной политики в этой сфере на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Реализация указанных мероприятий в настоящее время носит разрозненный характер и предусмотрена в нескольких программных направлениях деятельности различных органов государственной власти.

В 2020 году завершена реализация федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 903 "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)", которой предусматривался комплекс мероприятий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной налоговой службы, Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В ходе реализации указанной федеральной целевой программы обеспечено объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Внедрение федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости во всех субъектах Российской Федерации завершено в конце 2020 года.

В целях обеспечения дальнейшего совершенствования и развития системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных требуется реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие полученных результатов, в том числе с использованием возможностей национальной системы управления данными, а также на основе технологий искусственного интеллекта.

Кроме того, в 2020 году истек срок действия Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 297-р.

При этом сохраняется проблема интенсивности наполнения Единого государственного реестра недвижимости сведениями о пространственных данных. Так, на 1 января 2021 г. в Едином государственном реестре недвижимости учтено 169,6 млн. объектов недвижимости (на 1 января 2020 г. - 168,6 млн. объектов недвижимости), из них земельных участков - 61,04 млн. единиц (на 1 января 2020 г. - 60,58 млн. единиц), в том числе с установленными границами - 37,79 млн. единиц, или 61,9 процента (на 1 января 2020 г. - 36,45 млн. объектов недвижимости (60,2 процента).

По состоянию на 1 июля 2021 г. в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о порядке 175 млн. объектов недвижимости и 215 млн. зарегистрированных прав на недвижимое имущество. По состоянию на 1 июля 2021 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о 43,1 процента участков границ между субъектами Российской Федерации (на 1 июля 2020 г. - 34,9 процента), 39,2 процента границ населенных пунктов (на 1 июля 2020 г. - 32,28 процента), 76,2 процента границ муниципальных образований субъектов Российской Федерации (на 1 июля 2020 г. - 71,16 процента), а также о 26,1 процента границ территориальных зон (на 1 января 2020 г. - 15,6 процента).

Таким образом, более 23 млн. земельных участков не имеют установленных границ, что сопровождается большим количеством споров, в отношении 48,3 млн. объектов недвижимости отсутствуют сведения о правообладателе.

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, за первое полугодие 2021 года осуществлено около 21,6 млн. учетно-регистрационных действий, из которых около 36,4 процента в электронном виде, и выдано порядка 58 млн. сведений из Единого государственного реестра недвижимости (или 5 услуг в секунду).

Кроме того, в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержится значительное количество реестровых ошибок, что может повлечь за собой риски снижения темпов территориального развития.

По оценке экспертов, деятельность в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных задействована в формировании валовой добавленной стоимости широкого круга отраслей экономики Российской Федерации (по итогам 2020 года), в том числе в таких отраслях, как строительство и управление недвижимостью, добыча полезных ископаемых, государственное управление, финансовая и страховая деятельность, сельское и лесное хозяйство (научно-исследовательская работа "Исследование вклада Росреестра в развитие экономики Российской Федерации", выполненная на основании государственного контракта от 7 сентября 2020 г. N 0039-02-20, исполнитель - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" совместно с некоммерческим партнерством "Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования").

При этом в настоящее время в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных существует ряд определенных проблем.

Ограниченное использование современных российских геоинформационных технологий, высокопроизводительной обработки пространственных данных, искусственного интеллекта для повышения эффективности цифровизации этой сферы, а также отсутствие отечественной геоплатформы, объединяющей сведения, содержащиеся в ведомственных и региональных информационных ресурсах, реестрах и базах данных.

Существующие услуги и сервисы по предоставлению пространственных данных строятся органами публичной власти и хозяйствующими субъектами на основе различных, в том числе иностранных, цифровых картографических продуктов, что в условиях современных реалий создает потенциальную угрозу национальной безопасности.

Различия в подходах и несогласованность в процессе учета, использования и управления пространственными данными в федеральных органах исполнительной власти, реализующих полномочия собственника в отношении федеральных земельных участков, негативно сказываются на эффективности оборота земель.

Система сбора информации об объектах недвижимости, пространственных данных в полной мере не обеспечивает достоверность и сопоставимость сведений.

Проблема заключается в ведомственной разобщенности государственных информационных ресурсов, содержащих сведения о земле как объекте недвижимости, природном ресурсе, лесах и лесных участках, водных объектах, сельскохозяйственных угодьях, иных природных объектах.

Информация о земле и об объектах недвижимости содержится в следующих информационных ресурсах:

Единый государственный реестр недвижимости (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии);

реестр федерального имущества (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом);

информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации (субъекты Российской Федерации);

государственный лесной реестр (Федеральное агентство лесного хозяйства);

Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации);

государственный водный реестр (Федеральное агентство водных ресурсов);

информационная система обеспечения работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы (Федеральное агентство по недропользованию).

Разрозненность информации об объектах недвижимости, пространственных данных, несогласованность форматов и отсутствие механизмов интеграции данных приводят к низкой эффективности использования объектов недвижимости, земельных ресурсов, управления отдельными территориями, ограничению данных о неиспользуемых земельных ресурсах для вовлечения их в хозяйственный оборот, недостаточному распространению цифровых сервисов для заинтересованных лиц, неэффективному расходованию бюджетных средств в связи с необходимостью сбора одних и тех же данных, рискам при принятии управленческих решений и осуществлении инвестиционной деятельности.

Отсутствие обязательных требований для использования органами власти различных уровней базовой цифровой картографической основы с актуальным набором пространственных данных сдерживает и затрудняет реализацию инфраструктурных проектов, в том числе темпы жилищного строительства и развития бизнеса, снижает доступность информации для заинтересованных лиц.

Низкие темпы сбора и актуализации пространственных данных, отсутствие единой технологической базы свидетельствуют о том, что наполнение единой электронной картографической основы составляет 30 процентов территории России.

В мировой практике при создании цифровых карт используется целый набор слоев данных из разных источников (вплоть до подземных коммуникаций).

Неполнота данных связана в том числе с отсутствием дополнительных слоев данных, представляющих интерес для заинтересованных лиц, но находящихся в зоне ответственности других ведомств, например, информации о коммуникациях или зонах с особыми условиями использования территории.

Ввиду отсутствия сведений о координатах характерных точек границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и иных территорий (лесничества, особо охраняемые природные территории, зоны с особыми условиями использования территории, сельскохозяйственные угодья) заинтересованное лицо не имеет четкого представления о том, с какими именно уполномоченными органами власти нужно построить диалог по вопросу приобретения прав на землю.

Таким образом, затягивается процесс улучшения предпринимательского климата и привлечения потенциальных инвесторов для развития территорий муниципальных образований и повышения эффективности налогообложения, что, в свою очередь, является одним из препятствий в достижении национальных целей развития Российской Федерации.

Несовершенство организационно-технической и информационной обеспеченности процесса проведения государственной кадастровой оценки.

Ключевым недостатком в этой сфере остается то, что взаимодействие всех основных участников процесса осуществляется преимущественно на бумажных носителях.

Имеет место отсутствие структурированных сведений об объекте оценки, использованных при расчете кадастровой стоимости, доступных и понятных для потребителя, в связи с чем сохраняется непрозрачность алгоритмов расчета кадастровой стоимости.

Разный уровень финансирования государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации в сфере государственной кадастровой оценки приводит к разному уровню организационно-технологической, кадровой, информационной обеспеченности процесса проведения государственной кадастровой оценки, соответственно, разному уровню качества государственной кадастровой оценки (от 3 млн. рублей до более 100 млн. рублей).

Отсутствует единая платформа информационного взаимодействия всех участников государственной кадастровой оценки, включая правообладателей объектов недвижимости, основных источников ценообразующих факторов (органы местного самоуправления, ресурсоснабжающие организации, организации, осуществлявшие до 1 января 2013 г. государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, и др.), агрегаторов рыночной информации и др.

Мониторинг и сопровождение государственной кадастровой оценки осуществляются преимущественно в ручном режиме.

Таким образом, в первую очередь требуется создание механизма консолидации всех сведений и материалов, используемых в государственной кадастровой оценке, включая отчеты о рыночной стоимости объектов недвижимости. Для последнего предлагается обеспечить реализацию мероприятий по созданию, развитию и функционированию информационных систем (сервисов) в сфере оценочной деятельности.

Еще одной существенной проблемой является отсутствие удобного эффективного инструмента информирования правообладателей об изменениях либо планируемых изменениях кадастровой стоимости объектов недвижимости, что приводит к росту оспариваний и недовольства кадастровой оценкой.

В части кадастровой стоимости объектов недвижимости как потенциала развития территории при принятии градостроительных решений проблемой является также то, что в Российской Федерации применяют ряд систем и моделей по оценке, анализу и прогнозированию экономического потенциала территорий, которые обладают рядом недостатков, возникающих в том числе и по объективной причине:

невозможность получения и консолидации необходимых для проведения анализа данных в полном объеме и в одной точке;

невозможность сравнения территорий разных субъектов Российской Федерации;

проведение стоимостных анализов изменений стоимости объектов недвижимости на основе исключительно цен предложений;

проведение анализа на нерелевантных, разнородных по своей природе, зачастую не сопоставимых источниках данных, сопровождающееся применением неверифицированных и разрозненных методик проведения расчетов.

Недостаточное распространение цифровых сервисов в процессе управления территориями и объектами недвижимости на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В условиях цифровизации первоочередное значение для создания новых возможностей динамичного развития страны приобретает сфера оказания услуг в области предоставления пространственных данных, а также создание сервисов, функционирующих на их основе.

С учетом возросшей более чем в 2 раза нагрузки на базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и необходимости удовлетворения потребностей заинтересованных лиц в услугах по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в части реализации новых электронных сервисов существующие информационные системы требуют модернизации и перепроектирования.

Низкий уровень материально-технического оснащения контрольно-надзорной деятельности (в том числе высокоточным геодезическим оборудованием, беспилотными воздушными судами) не позволяет обеспечить получение данных дистанционного зондирования Земли высокого разрешения, используемых для проведения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии проверочных мероприятий, увеличить площади обследуемых территорий, что в настоящее время необходимо для решения вопросов исправления реестровых ошибок, проведения мероприятий по вовлечению в оборот неэффективно используемых земельных участков, мониторинга использования земельных участков для строительства, наполнения данными дистанционного зондирования Земли высокого разрешения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации государственной программы
Российской Федерации "Национальная система
пространственных данных"

Реализация разрабатываемой Программы направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации "Цифровая трансформация" и "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и соответствующих им показателей:

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года;

улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год.

Программа также учитывает положения, определенные Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", и предусматривает мероприятия, направленные на:

повышение качества жизни граждан;

защиту граждан и всех форм собственности;

развитие информационных технологий, необходимых для решения задач в области цифровизации экономики и государственного управления.

Мероприятия, предлагаемые к реализации в рамках Программы, направлены, кроме того, на решение задач, отраженных в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, в том числе на создание единой электронной картографической основы, мониторинг ее актуальности, обновление и предоставление доступа к пространственным данным.

Программой поставлены цели:

в рамках достижения показателя, характеризующего достижение национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация", по увеличению доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов - повышение качества государственных услуг по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе в связи с доступностью государственных услуг в электронном виде до 95 процентов к концу 2030 года;

в рамках достижения показателя, характеризующего достижение национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация", по увеличению вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года - создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с муниципальными и региональными информационными системами, на территориях 85 субъектов Российской Федерации к концу 2030 года;

в рамках достижения показателя, характеризующего достижение национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация", по достижению "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления - достижение "цифровой зрелости" в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество при организации инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации (100 процентов) к концу 2030 года;

в рамках достижения показателя, характеризующего достижение национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни", по улучшению качества городской среды в 1,5 раза - обеспечение полноты и качества сведений в Едином государственном реестре недвижимости в объеме 95 процентов к концу 2030 года.

3. Задачи государственного управления и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации, способы
их эффективного решения в сфере реализации Программы

Для решения обозначенных проблем в сфере развития земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных, необходимо обеспечить:

а) в рамках достижения цели Программы "Повышение качества государственных услуг по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе в связи с доступностью государственных услуг в электронном виде до 95 процентов к концу 2030 года" - осуществление комплекса мероприятий по реализации функций ответственного исполнителя Программы и иных мероприятий в сфере содействия повышению качества государственных услуг и повышению качества пространственных данных, обеспечение работоспособности цифровых сервисов и систем, мониторинг состояния и использования земель, создание инфраструктуры пространственных данных;

б) в рамках достижения цели Программы "Создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с муниципальными и региональными информационными системами, на территориях 85 субъектов Российской Федерации к концу 2030 года" - создание единой цифровой платформы пространственных данных на территории всех субъектов Российской Федерации, а также создание единой электронной картографической основы, в том числе крупных масштабов, в целях наполнения государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы;

в) в рамках достижения цели Программы "Достижение "цифровой зрелости" в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество при организации инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации (100 процентов) к концу 2030 года" - обеспечение функционирования и развития Единого государственного реестра недвижимости, иных систем и сервисов;

г) в рамках достижения цели Программы "Обеспечение полноты и качества сведений в Едином государственном реестре недвижимости в объеме 95 процентов к концу 2030 года" - уточнение данных Единого государственного реестра недвижимости (в том числе исправление реестровых ошибок), увеличение масштаба проведения комплексных кадастровых работ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об административных границах (границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, населенных пунктов и территориальных зон), формирование цифрового архива, оснащение техническими средствами в целях осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора).

4. Задачи, определенные в соответствии
с национальными целями

Для достижения национальных целей развития Российской Федерации в рамках Программы планируется реализация мероприятий, направленных на повышение качества государственных услуг по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе в связи с доступностью государственных услуг в электронном виде, а также мероприятий, предусмотренных в рамках цели Программы "Достижение "цифровой зрелости" в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество при организации инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации (100 процентов) к концу 2030 года".

Для достижения национальных целей развития Российской Федерации также планируется реализация мероприятий, предусмотренных в рамках достижения целей Программы "Создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с муниципальными и региональными информационными системами, на территориях 85 субъектов Российской Федерации к концу 2030 года" и "Обеспечение полноты и качества сведений в Едином государственном реестре недвижимости в объеме 95 процентов к концу 2030 года", а также мероприятий в области картографо-геодезического обеспечения Российской Федерации.

5. Общие требования к политике субъектов
Российской Федерации в сфере реализации Программы, задачи
обеспечения достижения показателей социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав
приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше
среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи
в сфере реализации комплексных программ

В рамках Программы с 2022 года планируется реализация мероприятий на всей территории Российской Федерации, при этом приоритетный порядок может быть определен в отношении субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены перспективные крупные центры экономического роста Российской Федерации, - города, образующие крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации, которые обеспечивают вклад в экономический рост Российской Федерации (перечень таких центров устанавливается Правительством Российской Федерации).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации заинтересованы в реализации мероприятий в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных, геодезии и картографии, так как это дает возможность сокращения затрат соответствующих бюджетов на реализацию части мероприятий, а также улучшения системы управления земельными ресурсами.

Заинтересованность субъектов Российской Федерации в образовании земельных участков и проведении указанных работ обусловливается возможностью вовлечения в оборот неиспользуемых объектов недвижимости и, как следствие, ростом доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имущественных налогов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Работы, связанные с установлением административных границ и границ территориальных зон, относятся к полномочиям региональных властей и органов местного самоуправления. В связи с этим указанные работы должны быть запланированы к проведению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Участие субъектов Российской Федерации планируется преимущественно в достижении цели Программы "Обеспечение полноты и качества сведений в Едином государственном реестре недвижимости в объеме 95 процентов к концу 2030 года" и предусматривает реализацию мероприятий по определению местоположения границ земельных участков и местоположения (контуров) объектов капитального строительства на земельных участках, если соответствующие сведения об объектах недвижимости не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, установлению правообладателей указанных объектов недвижимости, внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о развитии территорий и иных сведений в рамках проведения комплексных кадастровых работ.

Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут задействованы в мероприятиях, направленных на достижение цели Программы "Создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с муниципальными и региональными информационными системами, на территориях 85 субъектов Российской Федерации к концу 2030 года", в том числе по итогам проводимого в 2021 году эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2429 "О проведении в 2021 году эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости".

Реализация указанных направлений осуществляется как за счет собственных средств региональных и местных бюджетов, так и при финансовой поддержке из федерального бюджета.

II. Правила предоставления и распределения субсидий

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при проведении комплексных кадастровых работ, приведены в приложении.

Приложение
к государственной программе
Российской Федерации
"Национальная система
пространственных данных"

ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ
СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
КОМПЛЕКСНЫХ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ

1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при проведении комплексных кадастровых работ, в том числе для последующего предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на указанные цели, в рамках реализации федерального проекта "Национальная система пространственных данных" направления (подпрограммы) 2 "Капитализация территории страны" государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" (далее - субсидии).

2. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

3. Условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - перечень мероприятий);

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования субсидий).

4. В перечне мероприятий определяются мероприятия (действия), подлежащие выполнению в соответствии с частью 2 статьи 42.1 Федерального закона "О кадастровой деятельности" при комплексных кадастровых работах на территориях определенных кадастровых кварталов, график (сроки) организации и проведения конкурсных процедур для заключения государственных (муниципальных) контрактов на выполнение соответствующих мероприятий (действий), а также уполномоченные должностные лица исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего контроль за исполнением мероприятий.

5. Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий (далее - критерии отбора) являются:

а) наличие перечня кадастровых кварталов, в границах которых предполагается проведение комплексных кадастровых работ (далее - перечень кадастровых кварталов), утвержденного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации либо уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации;

б) не менее 80 процентов кадастровых кварталов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, расположены в границах территорий муниципальных образований, входящих в состав перспективных центров экономического роста субъектов Российской Федерации и (или) геостратегических территорий Российской Федерации, предусмотренных приложением N 3 и разделом I приложения N 4 к Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, а также прилегающих к ним муниципальных образований;

в) наличие в границах кадастровых кварталов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, включенных в перечень кадастровых кварталов, объектов недвижимости, в отношении которых планируется проведение комплексных кадастровых работ, в количестве, превышающем минимальный предел (Nmin), рассчитываемый по формуле:

Nmin = 0,15 x (Nон общ / n),

где:

Nон общ - общее количество объектов недвижимости, расположенных на территориях кадастровых кварталов, включенных в перечни кадастровых кварталов, во всех субъектах Российской Федерации, представивших документы для участия в государственной программе Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2148 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", и соответствующих критериям отбора, предусмотренным подпунктами "а", "б", "г" и "д" настоящего пункта;

n - общее количество субъектов Российской Федерации, представивших документы для предоставления субсидии и соответствующих критериям отбора, предусмотренным подпунктами "а", "б", "г" и "д" настоящего пункта;

г) наличие в отношении объектов недвижимости, указанных в части 6 статьи 42.1 Федерального закона "О кадастровой деятельности", соответствующих документов;

д) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.04.2022 N 784.

6. Для получения субсидии в очередном финансовом году высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии заявку на предоставление субсидии (далее - заявка) с приложением необходимых документов, подтверждающих соответствие субъекта Российской Федерации критериям отбора.

Заявка должна содержать информацию о соответствии субъекта Российской Федерации критериям отбора и требованиям к уровню софинансирования, установленному в соответствии с пунктом 13 Правил формирования субсидий, а также расчет размера субсидии и соответствующие обоснования. Форма заявки, порядок и сроки ее подачи, а также перечень необходимых документов, подтверждающих соответствие критериям отбора устанавливаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

7. Заявка не подлежит рассмотрению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в случае, если:

а) по форме и содержанию не соответствует требованиям, установленным пунктом 6 настоящих Правил;

б) нарушены сроки и (или) порядок подачи заявки;

в) документы, прилагаемые к заявке, представлены не в полном объеме и (или) не подтверждают соответствие субъекта Российской Федерации критериям отбора;

г) представлена не уполномоченным на представление заявки лицом.

8. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет"). Соглашение и дополнительные соглашения к соглашению, предусматривающие внесение в него изменений и его расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации.

9. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

10. Объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого из федерального бюджета, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (определяется сводной бюджетной росписью субъекта Российской Федерации) с учетом необходимости достижения установленных соглашением значений результатов использования субсидий, соответствующих показателям (индикаторам) Программы.

11. Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации осуществляется путем расчета размера субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации (Si), по формуле:

где:

S - общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление субсидии;

Ni - количество объектов недвижимости, в отношении которых планируется проведение комплексных кадастровых работ на территории i-го субъекта Российской Федерации;

УСi - предельный уровень софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленный Правительством Российской Федерации для i-го субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 Правил формирования субсидий;

Кi - коэффициент, характеризующий использование бюджетных средств, источником софинансирования которых является субсидия, ранее предоставленная бюджету субъекта Российской Федерации, рассчитываемый по формуле:

где:

Li - фактические расходы бюджета субъекта Российской Федерации из общего объема бюджетных средств, источником софинансирования которых является субсидия, ранее предоставленная бюджету субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году, в соответствии с представленным по его окончании отчетом об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (в системе "Электронный бюджет");

Ai - объем субсидии, предусмотренной i-му субъекту Российской Федерации в отчетном финансовом году в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.

В случае если субсидия бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году не предоставлялась, то Кi = 1;

n - общее количество субъектов Российской Федерации, представивших документы для предоставления субсидии и прошедших отбор.

12. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.04.2022 N 784.

13. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, не может превышать размер средств, указанных в заявке. Высвобождающийся при расчете размера субсидии остаток средств, превышающий потребность субъекта Российской Федерации, подлежит сокращению и может быть распределен другим субъектам Российской Федерации при наличии соответствующей потребности.

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, не может превышать 20 процентов объема бюджетных ассигнований, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, при наличии иных заявок, поступивших от субъектов Российской Федерации, соответствующих критериям отбора. Превышающая указанный предел сумма распределяется между остальными субъектами Российской Федерации, представившими заявки.

Не менее 5 процентов бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий финансовый год и плановый период, выделяется бюджетам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области при наличии соответствующих заявок, отвечающих установленным требованиям, с учетом ограничений, установленных абзацами первым и вторым настоящего пункта.

При рассмотрении заявок Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области критерии отбора, предусмотренные подпунктами "б" - "г" пункта 5 настоящих Правил, не применяются.

14. Уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительный орган субъекта Российской Федерации ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (в системе "Электронный бюджет").

Уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительный орган субъекта Российской Федерации несет ответственность за своевременность представления указанных отчетов и достоверность содержащихся в них сведений.

15. Оценка эффективности использования субсидии субъектом Российской Федерации в отчетном финансовом году осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на основании сравнения установленного соглашением и фактически достигнутого субъектом Российской Федерации по итогам отчетного финансового года значения результата использования субсидии - количества объектов недвижимости в кадастровых кварталах, в отношении которых проведены комплексные кадастровые работы.

16. Отчеты исполнительных органов субъектов Российской Федерации, уполномоченных высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации, о достижении значений результатов использования субсидии, установленных соглашением, представляются в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в системе "Электронный бюджет" в сроки, установленные соглашением.

17. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения обязательств субъекта Российской Федерации по достижению значений результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 18 и 20 Правил формирования субсидий.

18. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации порядка и условий предоставления субсидий осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и уполномоченными органами государственного финансового контроля.

19. В случае нарушения субъектом Российской Федерации целей, установленных при предоставлении субсидии, к нему применяются бюджетные меры принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

20. В случае невыполнения субъектом Российской Федерации условий соглашения субъект Российской Федерации несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.