Постановление Правительства РФ от 14.06.2002 N 426 (ред. от 19.12.2003) "Об урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ)"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2002 г. N 426

ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВНЕШНЕМУ ДОЛГУ БЫВШЕГО СССР
ПЕРЕД МЕЖДУНАРОДНЫМ БАНКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА (МБЭС) И МЕЖДУНАРОДНЫМ
ИНВЕСТИЦИОННЫМ БАНКОМ (МИБ)

В соответствии со статьей 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Урегулировать часть обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ) (далее именуются - обязательства бывшего СССР) путем обмена этих обязательств на обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами (далее именуются - обязательства МБЭС и МИБ) с их одновременным обменом на облигации внешних облигационных займов Российской Федерации, выпускаемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000 г. N 478 "Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 28, ст. 2976) и настоящим Постановлением (далее именуется - обмен обязательств Правительства Российской Федерации).

2. Установить, что обязательства бывшего СССР, подлежащие урегулированию в рамках обмена обязательств Правительства Российской Федерации, составляют обязательства Внешэкономбанка по кредитам и депозитам, которые были приняты в соответствии с соглашениями, заключенными с МБЭС и МИБ до 31 декабря 1991 г. включительно, на основании сводных валютных планов СССР, утвержденных Советом Министров СССР, и возникли по этим соглашениям как до, так и после 1991 года, а также права требования по которым получены кредиторами - нерезидентами Российской Федерации в результате принятия ими участия в обмене обязательств МБЭС и МИБ в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления.

3. Принять к сведению решения МБЭС и МИБ о том, что их участие в обмене в соответствии с настоящим Постановлением одновременно означает их отказ от требований к Российской Федерации по обязательствам бывшего СССР, включая требования по основному долгу, процентам, комиссиям и иным требованиям.

4. Установить, что обмен обязательств бывшего СССР на обязательства МБЭС и МИБ осуществляется следующим образом.

МБЭС и МИБ одновременно с обменом обязательств бывшего СССР в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления должны предложить кредиторам - нерезидентам Российской Федерации урегулировать свою задолженность путем обмена обязательств бывшего СССР в соответствии с вновь принимаемыми договорными обязательствами на такую же номинальную сумму обязательств МБЭС и МИБ перед коммерческими банками и финансовыми институтами по кредитам и депозитам (далее именуется - обмен обязательств МБЭС и МИБ).

5. Установить, что обмену подлежат обязательства МБЭС и МИБ, которые были приняты ими на себя в соответствии с соглашениями, заключенными с кредиторами - нерезидентами Российской Федерации до 31 декабря 1991 г. включительно, возникли по этим соглашениям как до, так и после 1991 года и оформлены на иностранных юридических и физических лиц.

Не подлежат обмену в соответствии с настоящим Постановлением обязательства МБЭС и МИБ, держателями которых на дату принятия настоящего Постановления являются МБЭС, МИБ или резидент Российской Федерации, а также иные держатели, прямо или косвенно контролируемые (в силу владения акциями, по договору либо иным образом) указанными лицами или резидентом Российской Федерации, либо иные лица, которым обязательства переданы в доверительное (трастовое) управление.

Установить, что кредиторы должны представить Российской Федерации документальное подтверждение права на участие в обмене обязательств МБЭС и МИБ, а также взять на себя обязательство об отказе от всех своих требований к МБЭС и МИБ, включая требования по основному долгу, процентам и комиссиям, и об участии в обмене обязательств Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления.

При этом сумма основного долга по обязательствам бывшего СССР, подлежащая урегулированию в рамках обмена в соответствии с настоящим Постановлением, должна быть равна сумме основного долга по обязательствам МБЭС и МИБ, которая допускается к участию в обмене.

6. Министерству финансов Российской Федерации для проведения обмена обязательств Правительства Российской Федерации:

а) осуществить от имени Российской Федерации дополнительную эмиссию облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах на общую сумму не более 700 млн. долларов США;

б) назначить в установленном порядке банки для выполнения функций агента по обмену облигаций, указанных в подпункте "а" настоящего пункта.

7. Утвердить прилагаемые финансовые условия обмена обязательств бывшего СССР.

8. Министерству финансов Российской Федерации провести обмен обязательств Правительства Российской Федерации после полной выверки Внешэкономбанком всех обязательств бывшего СССР на основании учетных документов Внешэкономбанка, а также всех обязательств МБЭС и МИБ на основании учетных документов МБЭС, МИБ и кредиторов МБЭС и МИБ.

Выверка обязательств МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами, а также обязательств бывшего СССР перед МБЭС и МИБ осуществляется Внешэкономбанком по согласованию с МБЭС и МИБ. В целях определения порядка взаимодействия с МБЭС и МИБ по вопросам выверки обязательств Внешэкономбанк имеет право подписать с каждым из указанных банков по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации соответствующие документы. Результаты выверки обязательств оформляются протоколами выверки, подписываемыми иностранными кредиторами, МБЭС или МИБ и Внешэкономбанком.

9. Установить, что обязательства бывшего СССР и обязательства МБЭС и МИБ считаются полностью выверенными после того, как сумма выверенных обязательств зафиксирована в документе, подписанном уполномоченными представителями Внешэкономбанка, МБЭС или МИБ (для обязательств бывшего СССР) либо уполномоченными представителями Внешэкономбанка, МБЭС или МИБ и кредиторов МБЭС и МИБ (для обязательств МБЭС и МИБ).

10. Установить, что не урегулированные настоящим Постановлением обязательства бывшего СССР подлежат урегулированию на условиях, согласованных Правительством Российской Федерации, МБЭС и МИБ, но не более выгодных, чем условия, предусмотренные настоящим Постановлением.

Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком до конца 2002 года внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по урегулированию не урегулированных настоящим Постановлением обязательств бывшего СССР.

11. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 июня 2002 г. N 426

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ
ОБМЕНА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ БЫВШЕГО СССР

1. Коммерческие банки и финансовые институты - нерезиденты Российской Федерации - держатели полностью выверенных обязательств Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) и Международного инвестиционного банка (МИБ), согласившиеся на обмен этих обязательств на условиях, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2002 г. N 426 "Об урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ)" и настоящими финансовыми условиями, рассматриваются как кредиторы, участвующие в обмене обязательств Правительства Российской Федерации в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.

2. Обязательства МБЭС и МИБ перед коммерческими банками и финансовыми институтами - нерезидентами Российской Федерации по основному долгу по состоянию на 2 декабря 1997 г. условно считаются кредитами, реструктуризированными в соответствии с Договором о реструктуризации от 6 октября 1997 г. (далее именуются - условные реструктуризированные кредиты).

3. Суммами процентов, в отношении которых условно выпущены процентные облигации в соответствии с Договором об обмене обязательств от 6 октября 1997 г. и Договором о реструктуризации от 6 октября 1997 г. (далее именуются - условные процентные облигации), считаются:

а) 100 процентов от сумм невыплаченных процентов, начисленных без промежуточной капитализации по обязательствам, указанным в пункте 2 настоящих финансовых условий, с соответствующих дат (включительно), произведенной МБЭС и МИБ последней своевременной выплаты в полном объеме договорных процентов, подлежащих уплате по указанным обязательствам (далее именуются - последние даты выплат договорных процентов), до 2 декабря 1997 г. (исключая эту дату) по годовой ставке для каждого календарного года, равной среднему значению ежедневных межбанковских ставок за этот календарный год (для 1997 года - за период до 2 декабря 1997 г., исключая эту дату) для 3-месячных депозитов в соответствующей валюте плюс маржа 0,25 процента годовых, исходя из фактического количества календарных дней в процентном периоде, деленного на 365, не учитывая для данных целей любые проценты и неустойки, выплаченные МБЭС и МИБ после последних дат выплат договорных процентов (далее именуются - оговоренные проценты);

б) 100 процентов от сумм процентов, начисленных по условным реструктуризированным кредитам, указанным в пункте 2 настоящих финансовых условий, и условным процентным облигациям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, за период со 2 декабря 1997 г. включительно и до 2 июня 1998 г., исключая эту дату;

в) 50 процентов от сумм процентов, начисленных по условным реструктуризированным кредитам, указанным в пункте 2 настоящих финансовых условий, а также 100 процентов от сумм процентов, начисленных по условным процентным облигациям, указанным в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, за период со 2 июня 1998 г. включительно и до 2 декабря 1998 г., исключая эту дату.

Расчет суммы условных процентных облигаций производится без учета процентов на суммы процентов и без применения дефолтной (штрафной) маржи и иных штрафных условий.

4. Обязательства по условным реструктуризированным кредитам, указанным в пункте 2 настоящих финансовых условий, и условным процентным облигациям, указанным в пункте 3 настоящих финансовых условий (за исключением случаев, для которых пунктом 6 настоящих финансовых условий установлено иное), подлежат обмену на облигации внешнего облигационного займа Российской Федерации с окончательной датой погашения в 2030 году (далее именуются - облигации 2030 года) на следующих условиях:

номинальная сумма условных реструктуризированных кредитов обменивается на облигации 2030 года с дисконтом 37,5 процента (100 единиц номинальной стоимости условных реструктуризированных кредитов обмениваются на 62,5 единицы номинальной стоимости облигаций 2030 года);

номинальная сумма условных процентных облигаций обменивается на облигации 2030 года с дисконтом 33 процента (100 единиц номинальной стоимости условных процентных облигаций обмениваются на 67 единиц номинальной стоимости облигаций 2030 года).

5. Просроченными процентами по условным реструктуризированным кредитам и условным процентным облигациям считаются:

а) 50 процентов от сумм процентов, которые были бы начислены на суммы условных реструктуризированных кредитов за период со 2 июня 1998 г. включительно и до 2 декабря 1998 г., исключая эту дату;

б) 100 процентов от сумм процентов, которые были бы начислены на суммы условных реструктуризированных кредитов за период со 2 декабря 1998 г. включительно и до 2 июня 1999 г., исключая эту дату, за период со 2 июня 1999 г. включительно и до 2 декабря 1999 г., исключая эту дату, и за период со 2 декабря 1999 г. включительно и до 31 марта 2000 г., исключая эту дату;

в) 100 процентов от сумм процентов, которые были бы начислены на суммы условных процентных облигаций за период со 2 декабря 1998 г. включительно и до 2 июня 1999 г., исключая эту дату, за период со 2 июня 1999 г. включительно и до 2 декабря 1999 г., исключая эту дату, и за период со 2 декабря 1999 г. включительно и до 31 марта 2000 г., исключая эту дату.

Расчет просроченных процентов производится без учета процентов на суммы процентов и без применения дефолтной (штрафной) маржи и иных штрафных условий.

На дату обмена обязательств МБЭС и МИБ сумма основного долга по этим обязательствам будет зачтена пропорционально сумме основного долга по обязательствам бывшего СССР по кредитным и депозитным соглашениям, заключенным между Внешэкономбанком и МБЭС либо МИБ.

Для зачета обязательства МБЭС и МИБ и обязательства бывшего СССР, выраженные в валюте, не являющейся долларами США, пересчитываются в доллары США по курсу этой валюты по состоянию на 29 марта 2000 г., применявшемуся при урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 49).

Все проценты, комиссии и расходы по обязательствам бывшего СССР, предусмотренные настоящим Постановлением, подлежат списанию.

6. Просроченные проценты и оговоренные проценты подлежат урегулированию следующим образом:

а) 100 процентов от сумм просроченных процентов, указанных в пункте 5 настоящих финансовых условий, обмениваются по номинальной стоимости на облигации внешнего облигационного займа Российской Федерации с окончательной датой погашения в 2010 году (далее именуются - облигации 2010 года), за исключением случаев, для которых подпунктом "б" настоящего пункта установлено иное;

б) 100 процентов от сумм оговоренных процентов по обязательствам, указанным в пункте 2 настоящих финансовых условий, используются для уменьшения суммы денежных средств, указанных в пункте 7 настоящих финансовых условий, которые выплачиваются по облигациям 2010 года и облигациям 2030 года, выпускаемым в обмен на обязательства Правительства Российской Федерации, а в случае исчерпания указанных сумм - для уменьшения суммы первоначальной выплаты в размере 9,5 процента основного долга, которая подлежала бы осуществлению по облигациям 2010 года;

в) для участия в обмене обязательств Правительства Российской Федерации на условиях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2002 г. N 426, кредиторы должны отказаться от права на получение процентов по принадлежащим им облигациям 2010 года, начисленных на сумму выплаты основного долга в размере 9,5 процента, которые в противном случае полагались бы им на дату обмена обязательств Правительства Российской Федерации.

7. На дату обмена обязательств Правительства Российской Федерации подлежат выплате денежными средствами 100 процентов от сумм процентов, которые по условиям внешних облигационных займов Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах подлежали бы выплате по облигациям 2010 года и облигациям 2030 года в период с 31 марта 2000 г. включительно и до даты обмена обязательств Правительства Российской Федерации, исключая эту дату, если бы выпущенные в рамках обмена обязательств Правительства Российской Федерации облигации 2010 года и облигации 2030 года находились в обращении в указанный период, без начисления процентов в указанный период (за исключением случаев, для которых пунктом 6 настоящих финансовых условий установлено иное).

8. При определении сумм условных реструктуризированных кредитов, сумм условных процентных облигаций и сумм оговоренных процентов, выплаченных по обязательствам МБЭС и МИБ, указанным в пункте 2 настоящих финансовых условий, применяется следующий порядок конверсии валют:

а) обязательства, указанные в пункте 2 и подпункте "а" пункта 3 настоящих финансовых условий, выраженные в долларах США, считаются обменянными по состоянию на 2 декабря 1997 г. по номинальной стоимости на условные реструктуризированные кредиты и условные процентные облигации соответственно;

б) обязательства, указанные в пункте 2 настоящих финансовых условий, выраженные в валюте, не являющейся долларами США, считаются обменянными по состоянию на 2 декабря 1997 г. на условные реструктуризированные кредиты по курсу пересчета этой валюты на доллары США по состоянию на 29 марта 2000 г.;

в) суммы процентов, начисленные в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящих финансовых условий, выраженные в валюте, не являющейся долларами США, считаются обменянными по состоянию на 2 декабря 1997 г. на условные процентные облигации по курсу пересчета в доллары США, применявшемуся при закрытии сделки по Договору об обмене обязательств от 6 октября 1997 г.;

г) суммы оговоренных процентов, выплаченных в валюте, не являющейся долларами США, по обязательствам МБЭС и МИБ, указанным в пункте 2 настоящих финансовых условий, считаются обменянными на доллары США по соответствующему курсу "спот" обмена этой валюты на доллары США на даты указанных процентных выплат.

9. Технический порядок обмена обязательств Правительства Российской Федерации будет определен в обращении Министерства финансов Российской Федерации, содержащем предложение об обмене и направляемом держателям, допускаемым к обмену требований, или их официальным представителям.

Министерство финансов Российской Федерации вправе при подготовке предложения об обмене долговых обязательств вносить в настоящие финансовые условия такие дополнения, как округление подлежащих урегулированию сумм, определение порядка установления процентных ставок и курсов пересчета для конкретной валюты и т.д., не приводящие к существенным изменениям настоящих финансовых условий.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области