См. Документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 9 ноября 2011 г. N 392/49
ОБ УСИЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАДЕРЖАНИИ, ЗАКЛЮЧЕНИИ ПОД СТРАЖУ
И ПРОДЛЕНИИ СРОКА СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ
Изучение практики задержания подозреваемых в совершении преступлений и избрания в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения в виде заключения под стражу показывает, что требования Конституции Российской Федерации и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающие повышенный уровень гарантий права каждого на свободу и личную неприкосновенность, нередко не соблюдаются.
В целях исполнения требований закона о применении указанных мер уголовно-процессуального принуждения, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур:
1.1. Использовать в полном объеме имеющиеся полномочия для эффективного надзора за исполнением органами предварительного следствия и дознания требований закона, регламентирующих порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений; избрания и применения в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения в виде заключения под стражу, а также помещения подозреваемых, обвиняемых, не находящихся под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.
1.2. При осуществлении надзора за исполнением требований законодательства о применении указанных мер процессуального принуждения особое внимание обращать на соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, руководствуясь при этом соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, правовыми позициями и разъяснениями, изложенными в решениях Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, а также требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации и настоящего указания.
1.3. Тщательно проверять и оценивать законность и обоснованность фактов задержания лиц, особенно подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, и их последующего освобождения.
1.4. В целях выявления и пресечения нарушений прав граждан устанавливать соответствие указанного в протоколе времени задержания с фактическим, изучая необходимые материалы, в том числе рапорты сотрудников правоохранительных органов, произведших задержание; сопоставлять сведения о составлении протоколов задержания подозреваемых непосредственно после истечения срока их ареста за административные правонарушения; выполнять иные проверочные мероприятия.
1.5. Обеспечить системный надзор за соблюдением порядка и сроков содержания подозреваемых, обвиняемых в местах предварительного заключения.
Не реже одного раза в месяц проводить сверки сведений о задержанных и заключенных под стражу лицах с данными учетной документации территориальных подразделений соответствующих ведомств (ИВС, СИЗО, камер административно-задержанных), гауптвахт, а также органов предварительного расследования, судов и информационных центров при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
1.6. Обеспечить качественный надзор за законностью и обоснованностью принятых процессуальных решений по уголовным делам, по которым задержанные и заключенные под стражу лица в ходе предварительного расследования были освобождены.
В прокуратурах завести книгу учета лиц, освобожденных из ИВС, СИЗО и гауптвахт на досудебной стадии уголовного судопроизводства (приложение).
Во всех случаях освобождения лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений и содержавшихся в ИВС, СИЗО и на гауптвахтах, давать оценку законности этим действиям, принимая во внимание результаты расследования уголовных дел, по которым они были задержаны, в том числе прекращенных по реабилитирующим основаниям, приостановленных в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, а также тех, по которым изменена квалификация на менее тяжкие составы преступления.
1.7. В ходе рассмотрения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу применять взвешенный, избирательный подход; внимательно изучать представляемые в суд материалы уголовного дела, ответственно рассматривать каждый случай и оценивать доводы соответствующих ходатайств дознавателя, следователя, а также лиц, участвующих в судебном заседании, включая потерпевших, не допуская при этом формализма.
Исходить из того, что заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть избрано лишь при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В обязательном порядке изучать вопрос о возможности избрания меры пресечения, не связанной с лишением свободы.
1.8. Принимать во внимание, что по смыслу ч. 1 ст. 108 УПК РФ в постановлении дознавателя, следователя о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, которые требуют изоляции лица от общества.
В случаях систематического неисполнения дознавателем, следователем данных требований закона принимать меры прокурорского реагирования.
1.9. При недостаточности данных об обоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу заявлять ходатайство об отложении судебного заседания для представления дополнительных материалов.
1.10. При выборе правовой позиции по заявленному ходатайству давать оценку реальности содержащихся в нем сведений и обоснованности изложенных доводов. При отсутствии в прилагаемых материалах аргументированных выводов о необходимости заключения лица под стражу отказывать дознавателю в даче согласия на возбуждение соответствующего ходатайства, а также не поддерживать заявленное следователем ходатайство в суде.
1.11. Помимо указанных в законе обстоятельств и оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, руководствоваться тем, что применение данной меры пресечения должно носить исключительный характер в случаях, когда лица подозреваются, обвиняются в совершении преступлений, не относящихся к категориям тяжких и особо тяжких, а также не носящих насильственного характера.
1.12. Тщательно рассматривать вопросы о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних, лиц со слабым здоровьем и пожилого возраста, женщин и других лиц, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств дела и данных о личности.
Считать непосредственной обязанностью изучение вопроса о возможности нахождения несовершеннолетних на попечении близких родственников или иных лиц, а также их помещения в детские учреждения.
Иметь в виду, что к постановлению о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей либо иных нетрудоспособных иждивенцев, должны быть приобщены материалы, свидетельствующие о том, что дети, иные иждивенцы будут находиться на попечении близких родственников или других лиц, помещены в детские, социальные либо медицинские учреждения (соответствующие заявления близких родственников, документы органов опеки и попечительства об устройстве в детские, социальные либо медицинские учреждения, об установлении опеки и т.д.).
В случае поступления информации, в том числе жалоб, об ухудшении состояния здоровья лиц, содержащихся под стражей, проводить соответствующую проверку. При выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, ставить вопрос перед дознавателем, следователем об изменении меры пресечения на более мягкую.
1.13. Занимать принципиальную позицию, исключающую избрание меры пресечения в виде заключения под стражу за совершение в сфере предпринимательской деятельности преступлений, предусмотренных ст. 159, 160, 165 УК РФ, а также ст. 171 - 174, 174.1, 176 - 178, 180 - 183, 185 - 185.4, 190 - 199.2 УК РФ, если в представленных материалах не содержится данных, указывающих на наличие обстоятельств, перечисленных в пп. 1 - 4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ.
1.14. Анализировать причины вынесения судебных постановлений об избрании подозреваемым, обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу вопреки позиции прокурора. Принимать меры к своевременному обжалованию в кассационном и надзорном порядке таких решений суда.
Совершенствовать работу, направленную на устранение несогласованности действий следственных органов и прокуратуры при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
1.15. Учитывать, что в постановлении следователя, дознавателя о возбуждении перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей должны быть указаны данные, свидетельствующие об отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения, а также весомые и конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость дальнейшего содержания лица под стражей.
Абзацы второй - четвертый утратили силу. - Приказ Генпрокуратуры России от 22.02.2023 N 127.
1.16. При изменении меры пресечения, не связанной с лишением свободы, на более строгую устанавливать, имеются ли достаточные основания полагать, что подозреваемый, обвиняемый предпринимает активные действия, препятствующие нормальному расследованию по уголовному делу, или нарушает ранее данные обязательства (например, о явке по вызову следователя и др.).
1.17. По каждому случаю отмены или изменения меры пресечения обвиняемому, в отношении которого продлевался срок содержания под стражей, устанавливать причины принятого решения, при наличии оснований применять меры реагирования с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.
1.18. По результатам изучения сводок о происшествиях рассмотрение каждого сообщения о смерти лиц в помещениях органов внутренних дел, камерах ИВС, СИЗО и иных местах ограничения и лишения свободы, а также сообщений о применении незаконных методов расследования ставить на особый контроль.
При проверке законности и обоснованности вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела исходить из того, что в случае, если подозреваемым, обвиняемым, лицам, задержанным в административном порядке, причинены телесные повреждения во время их содержания под стражей, в процессуальном решении должны быть представлены убедительные и достаточные доказательства их некриминального происхождения.
2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур систематически обобщать и анализировать состояние исполнения требований закона о применении мер уголовно-процессуального принуждения. Соответствующую информацию отражать в докладных записках по итогам полугодия, доставление которых предусмотрено приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.11.2007 N 189 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве".
3. Контроль за исполнением указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА
Приложение
к указанию Генерального прокурора
Российской Федерации
от 09.11.2011 N 392/49
Прокуратура ___________________________________ (наименование органа прокуратуры) КНИГА УЧЕТА лиц, освобожденных из ИВС, СИЗО и гауптвахт на досудебной стадии уголовного судопроизводства НАЧАТА ___________________ ОКОНЧЕНА _________________ ХРАНИТЬ ______________ ЛЕТ
┌───┬──────────────┬───────────┬────────────────┬─────────────┬────────────┬──────────────┐ │ N │ Ф.И.О. лица, │ N │ Наименование │ Дата, время │ Основания │ Оценка │ │п/п│освобожденного│ уголовного│ органа │ и место │задержания: │ прокурором │ │ │ из-под │ дела; │предварительного│ задержания; │пп. 1, 2, 3 │обоснованности│ │ │ стражи после │кем и когда│ расследования; │ время │ч. 1 ст. 91 │ задержания; │ │ │ задержания и │возбуждено;│ Ф.И.О. │ составления │ УПК РФ │принятые меры │ │ │ (или) │ пункт, │ следователя, │ протокола; │ │реагирования, │ │ │заключения под│ часть, │ дознавателя, │ дата, время │ │ дата │ │ │ стражу, │ статья │ произведшего │ поступления │ │ │ │ │ гражданство, │ УК РФ │ задержание │ сообщения о │ │ │ │ │дата рождения │ │ │задержании в │ │ │ │ │ │ │ │ прокуратуру │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼──────────────┼───────────┼────────────────┼─────────────┼────────────┼──────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ ├───┼──────────────┼───────────┼────────────────┼─────────────┼────────────┼──────────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼──────────────┼───────────┼────────────────┼─────────────┼────────────┼──────────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ └───┴──────────────┴───────────┴────────────────┴─────────────┴────────────┴──────────────┘
┌───────────────┬───────────┬───────────────┬──────────────┬─────────────┬────────────┬────────────────┐ │ Действия │ Изменение │Решение в части│ Оценка │ Дата │Предъявление│ Меры │ │ и решения │ меры │ уголовного │ прокурором │признания за │лицом иска о│ответственности │ │ следователя, │пресечения │ преследования │ законности и │освобожденным│компенсации │ должностных │ │ дознавателя │ в виде │ лица │обоснованности│ права на │ за │ лиц, в т.ч. │ │ и суда │заключения │ и принятое │ применения │реабилитацию,│причиненный │ прокуроров, │ │ после │под стражу │по результатам │ меры │ кем │ вред; │ допустивших │ │ задержания │ на иную, │ расследования │ пресечения │оно признано;│ принятое │ нарушения прав │ │подозреваемого:│ более │ по уголовному │ в виде │ дата │ по иску │ участников │ │ освобожден, │ мягкую, │ делу: │ заключения │ направления │ решение, │ уголовного │ │ заключен │либо отмена│ направлено │ под стражу, │ прокурором │ дата │судопроизводства│ │ под стражу; │ меры │ в суд, │ а также │извинения от │ │ │ │ дата, время, │пресечения │ прекращено, │ принятого по │ имени │ │ │ │ основания │ в виде │приостановлено;│ результатам │ государства │ │ │ │ принятого │заключения │ основания │расследования │ │ │ │ │ решения │под стражу;│ принятых │решения; меры │ │ │ │ │ │ орган, │ решений │реагирования, │ │ │ │ │ │ принявший │ │ дата │ │ │ │ │ │ решение; │ │ │ │ │ │ │ │ дата и │ │ │ │ │ │ │ │ основания │ │ │ │ │ │ │ │ принятия │ │ │ │ │ │ │ │ такого │ │ │ │ │ │ │ │ решения │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼───────────┼───────────────┼──────────────┼─────────────┼────────────┼────────────────┤ │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │ 14 │ ├───────────────┼───────────┼───────────────┼──────────────┼─────────────┼────────────┼────────────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼───────────┼───────────────┼──────────────┼─────────────┼────────────┼────────────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ └───────────────┴───────────┴───────────────┴──────────────┴─────────────┴────────────┴────────────────┘