ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, НАРУШЕНИЯ КОТОРЫХ
В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЕМ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ, ОТНЕСЕНЫ К КАТЕГОРИИ
ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РИСКА
1. Нарушения, которые в соответствии с Положением
о федеральном государственном надзоре в области связи
отнесены к категории значительного риска
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476, к категории значительного риска в сфере связи отнесена деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при наличии постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.4 (в случае создания радиопомех), частью 1 статьи 13.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.
Административным правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , является "нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения".
Административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 13.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , является "воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех".
2. Обязательные требования законодательства Российской
Федерации, нарушения которых приводит к созданию радиопомех
В последние годы отмечается стабильный рост количества РЭС гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации (в среднем он составляет 5 - 7% в год). Это усложняет электромагнитную обстановку в России. В результате имеет место устойчивая тенденция роста количества заявок на устранение радиопомех, поступающих в радиочастотную службу (рост на уровне 15...30% в год, то есть опережающими темпами по сравнению с ростом количества действующих РЭС).
Анализ причин создания радиопомех на территории Российской Федерации свидетельствуют, что основными из них являются:
использование радиочастотного спектра без специального разрешения;
нарушения условий использования радиочастотного спектра, установленных в разрешениях на использование радиочастот или радиочастотных каналов (далее - РИЧ) и в решениях Государственной комиссии по радиочастотам (далее - ГКРЧ);
нарушения Норм на параметры излучений и приема РЭС гражданского назначения (далее - Нормы на параметры излучений РЭС), утвержденных решениями ГКРЧ.
3. Рекомендации по получению РИЧ, продлению срока действия
РИЧ, переоформлению РИЧ, внесению изменений в РИЧ и порядку
прекращения РИЧ
Рекомендации по получению РИЧ, продлению срока действия РИЧ, переоформлению РИЧ, внесению изменений в РИЧ и порядку прекращения РИЧ размещены на официальном сайте Роскомнадзора в разделе "Связь".
4. Рекомендации по выполнению некоторых условий
использования радиочастот или радиочастотных каналов,
установленных РИЧ
4.1. Для того, чтобы место установки РЭС, их географические координаты соответствовали условиям использования радиочастот, установленным в РИЧ, необходимо разместить РЭС таким образом, чтобы:




4.2. Для того, чтобы высота подвеса антенны РЭС от уровня земли соответствовала условиям использования радиочастот, установленным РИЧ, необходимо разместить РЭС таким образом, чтобы:
- для РЭС цифрового и аналогового телевизионного вещания - высота подвеса антенны РЭС (фазового (геометрического) центра антенны передатчика) не отличалась от значений, указанных в РИЧ на величину более:





5. Рекомендации по выполнению требований Норм на параметры
излучений и приема РЭС гражданского назначения
Параметры излучений и приема РЭС гражданского назначения должны соответствовать Нормам на параметры излучений, перечень которых приведен в приложении 1.
Нормы на параметры излучений утверждаются решениями ГКРЧ и должны соблюдаться всеми лицами, использующими радиочастотный спектр на территории Российской Федерации.
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра при применении РЭС, должны осуществлять контроль параметров излучений и приема этих РЭС с периодичностью, указанной в эксплуатационной документации на данные РЭС.
Контроль параметров излучений и приема РЭС гражданского назначения на территории Российской Федерации должен осуществляться только с использованием средств измерений, включенных в Государственный реестр средств измерений, в соответствии:
- с методиками измерений, приведенными в Нормах на параметры излучений РЭС;
- с методиками измерений, приведенными в эксплуатационной документации на средства измерения, включенные в Государственный реестр средств измерений;
- с методиками измерений параметров излучений РЭС, утвержденными установленным в Российской Федерации порядком.
Приложение 1
НОРМЫ НА ПАРАМЕТРЫ ИЗЛУЧЕНИЯ РЭС ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
N п/п |
Наименование документа (обозначение) |
Сведения об утверждении |
Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования |
1 |
Нормы 19-13. Нормы на ширину полосы частот и внеполосные излучения радиопередатчиков гражданского применения |
решение ГКРЧ от 24.05.2013 N 13-18-03) |
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром) |
2 |
Нормы 19-02. Нормы на ширину полосы радиочастот и внеполосные излучения радиопередатчиков гражданского назначения |
решение ГКРЧ от 28.10.2002, протокол N 22/2 |
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром) |
3 |
Нормы 17-13. Радиопередатчики всех категорий гражданского применения. Требования на допустимые отклонения частоты |
решение ГКРЧ от 24.05.2013 N 13-18-03 |
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром) |
4 |
Нормы 17-08. Радиопередатчики всех категорий гражданского применения. Требования на допустимые отклонения частоты. Методы измерения и контроля |
решение ГКРЧ от 26.02.2008 N 08-23-07-001 |
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром) |
5 |
Нормы 18-13. Радиопередающие устройства гражданского назначения. Требования на допустимые уровни побочных излучений |
решение ГКРЧ от 24.05.2013 N 13-18-03 |
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром) |
6 |
Нормы 18-07. Радиопередающие устройства гражданского назначения. Требования на допустимые уровни побочных излучений. Методы контроля |
решение ГКРЧ от 12.02.2007 N 07-19-07- |
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром) |
7 |
Нормы 24-13. Нормы на защитные отношения для систем наземного эфирного телевизионного и звукового вещания |
решение ГКРЧ от 24.05.2013 N 13-18-03 |
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром) |
8 |
Нормы 24-88. Общесоюзные нормы на защитные отношения для системы телевизионного вещания |
решение ГКРЧ СССР от 30.12.1988 |
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром) |