ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2003 г. N ГКПИ 03-52

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

    председательствующего -
    судьи Верховного Суда РФ                     Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                   Савченко Д.В.,
    адвокатов                                         Сычева В.П.,
                                                  Шелеметьева К.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" о признании недействующим пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования",

установил:

жилищно-строительный кооператив "Исток-2 / вторая очередь" обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим п. 8 Постановления Правительства РФ от 13 мая 1992 г. N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования".

Как указывает заявитель, положения оспариваемого нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и нарушают права и законные интересы ЖСК, которому был выделен земельный участок для строительства жилого дома, но решением арбитражного суда постановление администрации города о предоставлении земельного участка признано недействительным.

В суде представители ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" адвокаты Шелеметьев К.Ф. и Сычев В.П. поддержали заявленные требования и пояснили, что федеральное законодательство не предусматривает участие отраслевых министерств в изъятии земель, поэтому наделение пунктом 8 Постановления Правительства РФ Минобразования России полномочиями по регулированию земельных отношений в части изъятия земель, предоставленных учреждениям образования, противоречит действующему законодательству.

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Сергунина Н.А., Федорова О.В. возражали против удовлетворения заявления и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает прав и законных интересов заявителя и соответствует действующему законодательству.

Выслушав объяснения представителей ЖСК "Исток-2 (вторая очередь)" адвокатов Шелеметьева К.Ф., Сычева В.П., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Сергуниной Н.А., Федоровой О.В., исследовав материалы дела и заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации 13 мая 1992 г. издало Постановление N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования".

Пунктом 8 Постановления установлено, что не допускается изъятие или изменение служебного назначения зданий и сооружений, используемых учреждениями, предприятиями и организациями системы образования, предоставленных им земельных участков без согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" устанавливают, что земельные участки, не переданные в частную собственность (собственность физических и юридических лиц) на момент принятия указанных законодательных актов, находятся в неразграниченной государственной собственности.

Из объяснений представителя заинтересованного лица Правительства РФ Сергуниной Н.А. следует, что земельные участки, находящиеся в неразграниченной государственной собственности, могут передаваться в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, предусмотренном земельным законодательством.

В силу пункта 10 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю порядок распоряжения указанными землями может быть определен Правительством Российской Федерации.

Пунктом 8 Постановления предусмотрено обязательное предварительное согласование с Министерством образования Российской Федерации предоставленных учреждениям системы образования земельных участков в случае их изъятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона РФ "Об образовании" за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в пункте 3 статьи 27 также предусматривает, что за государственным и муниципальным высшим учебным заведением закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки.

Земельный кодекс РФ в статье 20 устанавливает, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

При этом граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (статья 269 Гражданского кодекса РФ).

Из анализа гражданского законодательства, земельного, законодательства в сфере образования следует, что распоряжение учреждениями системы образования предоставленными им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками может регулироваться нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти.

Согласно пункту 2 статьи 2 Земельного кодекса РФ Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы заявителя о несоответствии пункта 8 Постановления требованиям действующего законодательства.

Ссылки представителей ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" на то, что порядок изъятия земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотрен Земельным кодексом РФ (статьи 28 - 31), а порядок изъятия земель, находящихся в муниципальной собственности, также регулируется Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 6, 29), не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Как указывалось выше, Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Правительству Российской Федерации предоставлено право до разграничения государственной собственности на землю определять Порядок распоряжения указанными землями.

Предусмотренные пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ основания для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков предполагают регулирование отношений по предоставлению свободных земельных участков, а не тех, которые уже предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование.

Принятие арбитражным судом решения о признании постановления администрации города о предоставлении заявителю земельного участка для строительства жилого дома недействительным не может рассматриваться как нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, т.к. последнее не лишено возможности обжаловать состоявшиеся судебные постановления в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта изданы в пределах компетенции Правительства РФ, соответствуют действующему законодательству и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц, заявление ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" о признании недействующим пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.