См. Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2006 г. N ГКПИ06-1483
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., при секретаре Крюкове А.С., с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании недействующими в части подпункта "ж" пункта 35, пунктов 48 и 49 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 года N 59,
установил:
Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) утверждены Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 года N 59 (действуют в редакции Приказа от 26 марта 2005 года N 208), зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 марта 2003 года за N 4251, опубликованы в "Российской газете" 15 марта 2003 года, N 49.
Согласно подпункту "ж" пункта 35 Правил для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств в числе документов, указанных в этом пункте, представляют справку-счет, выданную торговой организацией или предпринимателем, либо заключенный в установленном порядке договор или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, в соответствии с законодательством Российской Федерации. К иным документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, могут относиться, в частности документы, выдаваемые органами социальной защиты населения о выделении транспортных средств инвалидам либо об изменении права собственности на такие транспортные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 48 Правил предусмотрено, что снятие с регистрационного учета транспортных средств на основании решений судов об их отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, может осуществляться по представлении заявлений соответственно: должностными лицами, определяемыми решениями судов; судебными приставами-исполнителями; уполномоченными на то должностными лицами органов социальной защиты населения либо иными лицами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном пунктом 35 Правил. В случае отсутствия регистрационных документов, паспортов транспортных средств, регистрационных знаков эти обстоятельства отражаются соответственно в постановлениях судебных приставов-исполнителей или решениях социальной защиты населения.
В соответствии с пунктом 49 Правил регистрационные действия с транспортными средствами, на которые судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления документов, выданных соответствующими органами и свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений, либо документов, указанных в пункте 48 Правил, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Б. оспорил в Верховный Суд Российской Федерации приведенные правовые нормы в той части, в которой они предусматривают представление выдаваемых органами социальной защиты документов об изменении права собственности; такое правило, по его мнению, в случае смерти инвалида препятствует наследникам снять с регистрационного учета транспортное средство, выданное умершему на льготных условиях органами социальной защиты населения, что нарушает права наследников на указанное имущество, установленные статьей 1184 Гражданского кодекса Российской Федерации и удостоверенные свидетельством о праве на наследство, лишает их возможности зарегистрировать переход права собственности на транспортное средство.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования.
Представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации Кирсанов В.А. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Покидова И.В. требования заявителя не признали, ссылаясь на то, что оспариваемое им нормативное положение не препятствует снятию автомобиля с регистрационного учета на основании свидетельства о праве на наследство, указанного в пункте 35 Правил, в составе документов, которые могут удостоверять право собственности на транспортное средство.
Обсудив доводы участвующих в деле лиц, проанализировав содержание оспариваемых нормативных положений, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего заявленные требования необоснованными, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии со статьями 11.1 и 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до внесения в них изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, инвалиды обеспечивались транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации бесплатно или на льготных условиях.
Пунктом 8 Инструкции о продаже инвалидам легковых автомобилей, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года N 156, предусмотрено, что продажа инвалидами автомобилей, приобретенных ими с зачетом стоимости полагающегося бесплатно автомобиля "Запорожец" с ручным управлением или мотоколяски, производится с разрешения органов социальной защиты населения по заявлениям инвалидов независимо от срока эксплуатации автомобиля.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 года по делу N ГКПИ04-729, оставленным без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2004 года N КАС04-399, признано, что названный нормативный правовой акт определяет необходимость получения разрешения органов социальной защиты в случае намерения инвалида распорядиться переданным ему в пользование транспортным средством, что не противоречит положениям статьи 246 ГК РФ, поскольку автомобиль, приобретенный в установленном этим актом порядке, является совместной долевой собственностью инвалида и государства.
Следовательно, документы, выдаваемые органами социальной защиты населения о выделении транспортных средств инвалидам и об изменении права собственности на такие транспортные средства в установленном законодательством порядке, могут относиться к документам, удостоверяющим право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, что и отражено в подпункте "ж" пункта 35 Правил и корреспондирующих ему пунктах 48 и 49 Правил.
Довод заявителя о противоречии данных пунктов Правил в оспоренной им части статье 1184 Гражданского кодекса Российской Федерации не соответствует действительности.
Согласно статье 1184 Гражданского кодекса Российской Федерации средства транспорта и другое имущество, предоставленные государством или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных этим Кодексом.
Оспоренные Б. нормативные положения допускают возможность отнесения перечисленных в них документов к документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, но не устанавливают обязанности наследников представлять выданные органами социальной защиты населения документы об изменении права собственности на транспортные средства, перешедшие в собственность наследников на основании статьи 1184 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Эти нормативные положения по своему содержанию и смыслу определяют лишь документы, которые может представить инвалид для совершения регистрационных действий в отношении выделенного ему на льготных условиях транспортного средства, и не распространяются на наследников. Они не могут рассматриваться в отрыве от других норм Правил, в частности от изложенной в последнем абзаце подпункта "ж" пункта 35 Правил нормы, относящей без какой-либо оговорки свидетельства о праве на наследство к представляемым собственником для совершения регистрационных действий документам, удостоверяющим право собственности на транспортное средство.
Пункты 48 и 49 Правил регулируют отношения, возникающие при совершении регистрационных действий с транспортными средствами на основании решений судов и иных правомочных органов и должностных лиц, а также при наличии запретов или ограничений по изменению права собственности, введенных уполномоченными на это органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Как следует из этих пунктов, непосредственно в них не установлено никаких запретов и ограничений, в том числе для совершения регистрационных действий с унаследованными после смерти инвалидов транспортными средствами, а содержится лишь отсылка к законодательству Российской Федерации, определяющему органы государственной власти и должностных лиц, компетентных принимать решения, влияющие на право собственности на имущество, вводить соответствующие запреты и ограничения по распоряжению этим имуществом.
Таким образом, подпункт "ж" пункта 35, пункты 48 и 49 Правил не содержат положений, препятствующих наследникам умершего инвалида снять с регистрационного учета транспортное средство, выделенное на льготных условиях инвалиду, представив для совершения регистрационных действий свидетельство о праве на наследство, удостоверяющее их право собственности на это имущество.
Несостоятелен и довод заявителя о том, что оспоренные нормы лишают наследников возможности зарегистрировать переход права собственности на транспортное средство. Правила не предусматривают регистрацию права и перехода права собственности на транспортные средства, а Государственная инспекция безопасности дорожного движения такую регистрацию не производит. Согласно пункту 1.1 Правил Госавтоинспекция осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Поскольку оспариваемые Б. нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, его прав и законных интересов не нарушают, в том числе и в случае наследования автомобиля, выделенного инвалиду на льготных условиях, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Б. в признании недействующими в части подпункта "ж" пункта 35, пунктов 48 и 49 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 года N 59, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий - судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ