ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 мая 2018 г. N АКПИ18-268

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., Николаевой О.В.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Софт Стелс" о признании частично недействующими пунктов 2, 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, подпункта "а" пункта 1 приложения N 3 к ним,

установил:

согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии "безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и данным документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к названному документу, в котором установлено, что объем потребления электрической энергии (мощности) в соответствующей точке поставки, МВт·ч, определяется:

если в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, имеются данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств в соответствующей точке поставки, за исключением случая, указанного в абзаце седьмом данного подпункта, по формуле:

W = Pмакс · T,

где:

Pмакс - максимальная мощность энергопринимающих устройств, относящаяся к соответствующей точке поставки, а в случае, если в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, не предусмотрено распределение максимальной мощности по точкам поставки, то в целях применения данной формулы максимальная мощность энергопринимающих устройств в границах балансовой принадлежности распределяется по точкам поставки пропорционально величине допустимой длительной токовой нагрузки соответствующего вводного провода (кабеля), МВт;

T - количество часов в расчетном периоде, при определении объема потребления электрической энергии (мощности) за которые в соответствии с пунктами 166, 178, 179 и 181 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии подлежат применению указанные в данном приложении расчетные способы, или количество часов в определенном в соответствии с пунктом 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии периоде времени, в течение которого осуществлялось безучетное потребление электрической энергии, но не более 8760 часов, ч.

Общество с ограниченной ответственностью "Софт Стелс" (далее - ООО "Софт Стелс") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 2, 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, подпункта "а" пункта 1 приложения N 3 к ним, в части указания на пункт 195 в абзаце первом и слов в абзаце шестом данного подпункта "или количество часов в определенном в соответствии с пунктом 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии периоде времени, в течение которого осуществлялось безучетное потребление электрической энергии", ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 4 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьям 15, 309, 330, 393, 394 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку устанавливают порядок "возмещения" (без учета понесенных расходов) продавцу электроэнергии в случае нарушения договорных обязательств и нарушают имущественные права ООО "Софт Стелс", при их издании Правительство Российской Федерации вышло за пределы предоставленных полномочий.

Как указывает административный истец, между ООО "Софт Стелс" и ПАО "Мосэнергосбыт" 8 ноября 2007 г. заключен договор энергоснабжения. В связи с исчезновением приборов учета ООО "Софт Стелс", полагая, что приборы учета могли быть сняты сотрудниками ПАО "МОЭСК" в целях их проверки, 13 июня 2017 г. обратилось в ПАО "МОЭСК" с просьбой восстановить приборы учета. Представители ПАО "МОЭСК" 14 июня 2017 г. составили акты N ЗУЭ/В/ВП/6-46 и N ЗУЭ/В/ВП/6-47 об отсутствии приборов учета, а в письменном ответе сообщили, что демонтаж приборов учета ими не производился. Начальником Волоколамского производственного участка ЗУЭ филиала ПАО "МОЭСК" в отношении ООО "Софт Стелс" составлены акты от 22 июня 2017 г. N 001511 и N 001512 о неучтенном потреблении электрической энергии, согласно которым предыдущая контрольная проверка приборов учета была произведена 28 марта 2017 г., дата выявления безучетного потребления - 14 июня 2017 г., период безучетного потребления с 29 марта 2017 г. по 14 июня 2017 г. На основании указанных актов ПАО "Мосэнергосбыт" выставило ООО "Софт Стелс" счет от 30 июня 2017 г. N Э/03/01/8191 за июнь 2017 г. на сумму 6 106 920,67 руб. Поскольку ООО "Софт Стелс" отказалось оплачивать указанный счет, ПАО "Мосэнергосбыт" ввело частичное ограничение режима потребления ввиду наличия задолженности по оплате (уведомление от 29 сентября 2017 г. об ограничении режима потребления электрической энергии, акт от 9 октября 2017 г. о введении ограничения режима потребления).

По мнению административного истца, Правительство Российской Федерации установило случаи нарушения договора энергоснабжения (в части использования приборов учета), при которых определяется объем электрической энергии без учета фактического потребления, а значит без учета фактически понесенных убытков, однако при нарушении договорных обязательств должны быть возмещены убытки и (или) выплачена неустойка в случаях и в порядке, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

В суде представитель административного истца ООО "Софт Стелс" К.Д. поддержал заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 29 марта 2018 г. N СП-П9-1773).

Представитель Правительства Российской Федерации К.А. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "Софт Стелс" К.Д., административного ответчика Правительства Российской Федерации К.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Устанавливая правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяя полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, Федеральный закон "Об электроэнергетике" к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, правил организации учета электрической энергии на розничных рынках (пункты 1 и 2 статьи 21).

Осуществляя свои полномочия в сфере электроэнергетики, Правительство Российской Федерации постановлением от 4 мая 2012 г. N 442 (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1707) утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 4 июня 2012 г., N 23.

Раздел I Основных положений содержит общие положения, в частности, в пункте 2 дано понятие "безучетное потребление", которые используются в данном документе.

Исходя из полномочий по утверждению правил организации учета электрической энергии на розничных рынках Правительством Российской Федерации в пункте 2 Основных положений дано определение безучетного потребления электрической энергии, которое соответствует законодательству об электроэнергетике, энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, носит общий характер и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права потребителя электрической энергии.

Раздел X Основных положений содержит правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Согласно пункту 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 "Расчетные способы учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии" к Основным положениям. Подпункт "а" пункта 1 приложения N 3 содержит формулы, применяемые для определения объема потребления электрической энергии (мощности) в зависимости от того, имеются или нет данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств в соответствующей точке поставки.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных законов, указов Президента Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (пункт 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила § 6 главы 30 названного Кодекса применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации отдает предпочтение в регулировании отношений, возникающих в связи с заключением и исполнением договоров энергоснабжения специальному законодательству Российской Федерации об электроэнергетике.

Согласно статье 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Во исполнение указанных выше норм законодательства подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к Основным положениям предусмотрен расчетный способ определения объемов электрической энергии (мощности), стимулирующий потребителя к установке прибора учета электрической энергии, в котором используется величина максимальной мощности конкретного энергопринимающего оборудования потребителя.

Оспариваемые положения нормативного правового акта направлены на стимулирование потребителей соблюдать установленный договором энергоснабжения и Основными положениями порядок учета электрической энергии, обеспечивать целостность и сохранность приборов учета электрической энергии, а также на обеспечение баланса интересов сторон договора энергоснабжения в случае безучетного потребления электрической энергии, и, следовательно, доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта нормам гражданского законодательства являются несостоятельными.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ , Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Софт Стелс" о признании частично недействующими пунктов 2, 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, подпункта "а" пункта 1 приложения N 3 к ним отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

О.Н.НЕФЕДОВ

О.В.НИКОЛАЕВА