См. Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2012 г. N АКПИ12-905

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре К.И.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.В. о признании недействующими пункта 3, подпунктов 4, 6 пункта 16 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396, подпункта 4 пункта 1 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 413, описания образца водительского удостоверения, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 мая 2009 г. N 365,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (далее - Правила). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 27 декабря 1999 г., N 52, ст. 6396, "Российской газете" 31 декабря 1999 г., N 255.

В соответствии с пунктом 3 Правил образцы водительских удостоверений разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Правил лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий, представляет в Государственную инспекцию: 1) заявление; 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 3) документ, подтверждающий регистрацию кандидата в водители по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации); 4) медицинскую справку; 5) документ о прохождении обучения (за исключением лиц, получивших подготовку в индивидуальном порядке); 6) водительское удостоверение (если ранее выдавалось); 7) фотографию (за исключением случаев автоматизированного изготовления водительских удостоверений в Государственной инспекции); 8) квитанцию (платежное поручение) об оплате сдачи экзаменов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 413 (далее - Постановление от 2 мая 2012 г. N 413) утверждены Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации (далее - Изменения). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 14 мая 2012 г., N 20, ст. 2528.

Подпунктом 4 пункта 1 (заявителем ошибочно указан пункт 5.2.7(1) Изменений Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, дополнено подпунктом 5.2.7(1) следующего содержания: порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 мая 2009 г. N 365 "О введении в действие водительского удостоверения" (далее - Приказ от 13 мая 2009 г. N 365) утверждено описание образца водительского удостоверения (приложение N 1). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 июля 2009 г., N 14302, опубликован в "Российской газете" 21 июля 2009 г., N 132.

Абзацем вторым приложения N 1 к Приказу от 13 мая 2009 г. N 365 установлено, что удостоверение изготавливается на пластиковой основе по образцу, утвержденному в установленном порядке.

К.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 3 Правил, которым Министерству внутренних дел Российской Федерации предоставлено право разработать и утвердить образцы водительского удостоверения, подпунктов 4, 6 пункта 16 Правил в части, обязывающей для замены водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) представить медицинскую справку и водительское удостоверение, подпункта 4 пункта 1 Изменений, которым Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, по его мнению, в нарушение части 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон) предоставлено право устанавливать порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством; абзаца второго приложения N 1 к Приказу от 13 мая 2009 г. N 365, установившего изготовление водительского удостоверения только на пластиковой основе, ссылаясь на то, что оспариваемые положения ограничивают конституционные права и свободы гражданина на использование своих способностей, на пользование частной собственностью.

В судебное заседание заявитель не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 9 июля 2012 г. N РД-П4-3874).

В своих возражениях представители заинтересованных лиц Правительства Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения соответствуют требованиям Федерального закона и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации Ж. и Т., исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу статей 1, 23 и 29 Федерального закона одним из видов медицинского обеспечения безопасности дорожного движения является обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств, цель которого - определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

Названные требования направлены на выполнение задач Федерального закона по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов, а также защите интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Наличие противопоказаний к управлению транспортными средствами, подтвержденное соответствующим медицинским заключением, - одно из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами (пункт 1 статьи 28 Федерального закона).

В соответствии со статьей 27 Федерального закона Правительством Российской Федерации утверждены Правила, устанавливающие порядок выдачи водительских удостоверений, в т.ч. порядок их замены (раздел VII). Так, согласно пункту 38 Правил для замены водительского удостоверения, выдачи водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) в Государственную инспекцию представляются документы, указанные в пункте 16 данных Правил (кроме документа об оплате сдачи экзаменов), а также документ об оплате изготовления и (или) выдачи нового водительского удостоверения.

Установленное подпунктом 4 пункта 16 Правил требование о предоставлении медицинской справки, в т.ч. при замене водительского удостоверения, соответствует приведенным положениям Федерального закона и согласуется с нормами международного права (пункт 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, 1968 г.).

Довод заявителя о том, что отсутствует установленный законом порядок медицинского освидетельствования, является несостоятельным.

Согласно статье 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством является видом медицинского освидетельствования; медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По распоряжению Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 1174-р приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 831н утверждены единый образец медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами и инструкция по заполнению названной медицинской справки.

Суд не может признать обоснованным довод заявителя о том, что требование предоставить медицинскую справку ограничивает его право пользоваться принадлежащим ему автомобилем, использовать свои способности по управлению транспортным средством, поскольку эти ограничения установлены в соответствии с Федеральным законом для обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статья 17 Конституции Российской Федерации).

Установленное подпунктом 6 пункта 16 Правил требование представить водительское удостоверение не противоречит действующему законодательству и не нарушает права граждан, обратившихся за выдачей водительского удостоверения в связи с его утратой, поскольку, по смыслу пунктов 16, 38 Правил, данными нормами предусматривается представление гражданами имеющихся у них водительских удостоверений.

Не противоречит федеральному законодательству и пункт 3 Правил, которым Правительство Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 27 Федерального закона, поручило Министерству внутренних дел Российской Федерации разработать и утвердить образцы водительского удостоверения.

Изготовление водительского удостоверения из пластика, предусмотренное пунктом 1 приложения N 1 к Приказу от 13 мая 2009 г. N 365, не противоречит Федеральному закону, которым форма водительского удостоверения не установлена, а также Конвенции о дорожном движении 1968 г., допускающей изготовление национального водительского удостоверения или из пластика, или из бумаги (пункт 2 приложения 6 к Конвенции с поправками, вступившими в силу 26 марта 2006 г.).

Пунктом 33 Перечня утративших силу актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 655, пункт 1 Изменений признан утратившим силу и не применяется на территории Российской Федерации, вследствие чего подпункт 4 пункта 1 Изменений, которым был введен подпункт 5.2.7(1) в Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не может нарушать права и свободы заявителя.

Учитывая, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушают, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления К.В. о признании недействующими пункта 3, подпунктов 4, 6 пункта 16 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396, подпункта 4 пункта 1 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 413, описания образца водительского удостоверения, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 мая 2009 г. N 365, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА