ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. N АКПИ13-863
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями", в части ограничения прав прокурорских работников,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации (далее - Постановление).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 12 за 2008 г.
Гражданин Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного Постановления, ссылаясь на то, что оно противоречит части 1 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", части 3 статьи 49, пункту 2 части 1 статьи 51, частям 1 и 2 статьи 52, части 1 статьи 57, статьям 60 и 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, частям 4, 5 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает права граждан, проходящих службу в органах прокуратуры, на улучшение жилищных условий путем заключения договора социального найма. Как указывает заявитель, он проходил службу в органах прокуратуры, и его семье было предоставлено дополнительное жилое помещение не по договору социального найма, а как служебное.
В суде Ф. поддержал заявленные требования и пояснил, что Правительство Российской Федерации не имело полномочий на издание нормативного правового акта, предписывающего относить приобретаемые для прокуроров жилые помещения к специализированному жилищному фонду.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 19 августа 2013 г. N СП-П4-5951).
Представитель Правительства Российской Федерации Б. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил в суде, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права прокурорских работников.
Выслушав объяснения Ф., представителя Правительства Российской Федерации Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Служба в органах и учреждениях прокуратуры является одним из видов государственной службы. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, правовое положение и условия службы которых определяются Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников установлено статьей 44 названного Федерального закона. В соответствии с абзацем вторым пункта 4 данной статьи прокуроры, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемым на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предоставленного ему федеральным законодателем полномочия Правительство Российской Федерации приняло постановление от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями", в соответствии с которым определило порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий прокуроров, и правовой режим передаваемых им жилых помещений.
Пунктом 4 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возлагалась обязанность предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации, благоустроенное жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев и независимо от срока их проживания в данном населенном пункте.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в абзац второй пункта 4 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 3 статьи 11). Законодатель отменил ранее установленный механизм предоставления органами местного самоуправления прокурорам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, делегировав полномочие по установлению порядка обеспечения жилыми помещениями прокурорских работников Правительству Российской Федерации. Положения пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ не признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации как неосновательно расширяющие компетенцию Правительства Российской Федерации и ограничивающие права лиц, имеющих статус сотрудников органов прокуратуры.
Следовательно, доводы заявителя о том, что Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия и в нарушение действующего законодательства издало нормативный правовой акт, предписывающий относить жилые помещения, приобретаемые для улучшения жилищных условий прокуроров, к специализированному жилищному фонду, являются несостоятельными.
Делегирование Правительству Российской Федерации полномочия по конкретизации предписаний федерального законодателя не может рассматриваться как противоречащее нормам гражданского и жилищного законодательства.
Согласно пункту 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение данного Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 5 устанавливает право Правительства Российской Федерации издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов.
Постановление направлено на улучшение жилищных условий лиц, имеющих статус сотрудников органов прокуратуры.
Из содержания части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма могут предоставляться иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" в пункте 4 статьи 44 предусматривает обеспечение прокурорских работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и не определяет правовой режим данных жилых помещений.
Оспариваемые положения нормативного правового акта регламентируют порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий прокуроров, определяя правовой режим этих помещений. Они не препятствуют улучшению жилищных условий в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации формах по основаниям, непосредственно не связанным со статусом сотрудника органов прокуратуры, поскольку не исключают общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма названным лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, который установлен статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не противоречат статьям 60 и 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющих содержание договора социального найма жилого помещения, права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
То же самое относится к доводам заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". В части 1 статьи 6 указанного Федерального закона, исходя из общего принципа действия закона во времени, законодатель установил, что с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Ф. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями", в части ограничения прав прокурорских работников, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ