См. Документы Федеральной службы по тарифам

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2013 г. N ВАС-2372/13

Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2013.

Полный текст решения изготовлен 28.06.2013.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Кирейковой Г.Г. и Шилохвоста О.Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бушмариной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлениям открытого акционерного общества "Федеральный исследовательский испытательный центр машиностроения" (далее - центр машиностроения) от 18.02.2013 N 58/13 и общества с ограниченной ответственностью "Росалко-Интеллект" (далее - общество) от 25.02.2013 N 25.02/13ю о признании недействующим абзаца третьего пункта 21 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э, как не соответствующего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (с учетом уточнения заявлений).

В судебном заседании приняли участие представители:

от центра машиностроения - Годжаев З.А. по доверенности от 15.04.2013 N 03;

от общества - Максимова М.А. по доверенности от 05.06.2013; Михайлов А.Б. по доверенности от 05.06.2013;

от Федеральной службы по тарифам - Бедняков Д.И. по доверенности от 17.04.2013 N ДБ/13; Мецаев Б.К. по доверенности от 16.08.2012 N 8/13; Степаненко И.Г. по доверенности от 24.10.2012 N 12/13.

Суд установил:

открытое акционерное общество "Федеральный исследовательский испытательный центр машиностроения" и общество с ограниченной ответственностью "Росалко-Интеллект" обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании абзаца третьего пункта 21 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э (далее - Регламент), не соответствующим абзацу пятому части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), абзацу второму части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования тарифов), имеющим большую юридическую силу, и недействующим (с учетом уточнения заявлений).

Согласно абзацу третьему пункта 21 Регламента орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отказывает в открытии дела по установлению тарифов (цен) (рассмотрении заявлений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней) в случае пропуска сроков направления заявления, предусмотренных пунктом 3 настоящего Регламента, и направляет в адрес организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об отказе в открытии дела об установлении тарифов с указанием причины отказа.

Центр машиностроения и общество в обоснование требования указывают на то, что являются территориальными сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии и до 2013 года получавшими оплату за них на основании индивидуальных тарифов, рассчитанных Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее - регулирующий орган) на второе полугодие 2012 года, 2013 - 2014 годы на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности, впоследствии признанных регулирующим органом утратившими силу. При этом регулирующий орган отказал заявителям в установлении индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии на 2013 - 2014 годы, сославшись на оспариваемую норму Регламента.

Центр машиностроения и общество поясняют, что вынуждены в силу пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, не препятствовать перетоку электрической энергии по своим сетям и ввиду отказа в открытии дела об установлении тарифа и в отсутствие тарифа на услуги по передаче электрической энергии заявители не вправе требовать за эти услуги оплату, в результате чего происходит ограничение их предпринимательской деятельности.

По мнению заявителей, абзац третий пункта 21 Регламента, не являющегося федеральным законом, нарушает их гражданское право на свободу предпринимательской деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии, гарантированное им Конституцией Российской Федерации, а также частью второй статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения гражданских прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Центр машиностроения и общество указывают, что положениями оспариваемой нормы они поставлены в неравные условия с организациями, для которых ранее не устанавливался тариф на услуги по передаче электрической энергии и которым в силу абзаца второго пункта 7 и абзаца первого пункта 18 Правил регулирования тарифов тарифы устанавливаются независимо от сроков подачи заявлений.

Заявители полагают, что абзац третий пункта 21 Регламента противоречит абзацу пятому части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике, так как при его применении нарушается общий принцип организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, а именно - свобода экономической деятельности в этой сфере и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

По мнению центра машиностроения и общества, оспариваемая норма противоречит положениям пункта 24 Правил регулирования тарифов, обязывающего регулирующий орган рассматривать вопрос об установлении тарифов в отношении организаций, осуществляющих регулируемую деятельность и не представивших предусмотренных этими Правилами материалов.

В судебном заседании представители центра машиностроения и общества поддержали требование о признании оспариваемого в части нормативного правового акта не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим.

ФСТ России в письменных возражениях на заявления и его представители в судебном заседании не согласились с требованием центра машиностроения и общества, указывая на принятие оспариваемого в части нормативного правового акта в пределах предоставленных полномочий.

По мнению ФСТ России, заявителями выбран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав, так как отказ регулирующего органа в установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2013 год со ссылкой на абзац третий пункта 21 Регламента при наличии законодательно установленного в пункте 24 Правил регулирования тарифов механизма для установления тарифов в случае пропуска сроков направления заявления в регулирующий орган не может являться подтверждением ограничения оспариваемой нормой прав и законных интересов сетевой компании.

По утверждению ФСТ России, нарушение прав заявителей выражается в отсутствии утвержденного в установленном порядке индивидуального тарифа на передачу электрической энергии на 2013 - 2014 годы и невозможности в связи с этим компенсировать им свои расходы, что обусловлено действием (бездействием) регулирующего органа, а не оспариваемой нормой. При этом в настоящее время регулирующий орган установил заявителям индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем ФСТ России полагает недоказанным нарушение их прав оспариваемой нормой, которая соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и просит в удовлетворении заявлений центра машиностроения и общества отказать.

Исследовав материалы дела и выслушав представителей центра машиностроения, общества, а также ФСТ России, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявлений.

Текст Регламента зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.06.2005 за N 6696 и опубликован в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 20.06.2005 N 25.

Регламент принят ФСТ России в пределах полномочий, предоставленных пунктом 15 ранее действовавших Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила регулирования N 109).

Пунктом 21 ныне действующих Правил регулирования тарифов ФСТ России также предоставлено полномочие по принятию соответствующего регламента, которое было реализовано, что подтверждается приказом от 28.03.2013 N 313-э, утвердившим Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

Из материалов дела следует, что регулирующий орган письмами от 02.11.2012 N 3210/11исх, от 12.02.2013 N 454/28-11исх, от 25.02.2013 N 615/28-11исх уведомил центр машиностроения и общество об отказе в открытии дела об установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2013 год, поскольку в нарушение пункта 12 Правил регулирования тарифов указанные лица до 01.05.2012 не представили письменные заявления об установлении тарифов на 2013 год, в обоснование чего сослался на абзац третий пункта 21 Регламента.

Согласно преамбуле оспариваемого в части Регламента он разработан в соответствии с Правилами регулирования N 109 и определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), а также принятия решений по указанным вопросам регулирующими органами.

Исходя из содержания пунктов 1, 3 Регламента, рассмотрение дел об установлении тарифов на электрическую энергию и на соответствующие услуги осуществляется как по заявлениям регулируемых организаций, представивших в регулирующий орган обоснованные предложения (материалы) в срок до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, так и по инициативе последнего. При этом указанный срок согласуется со сроком, предусмотренным пунктом 8 Правил регулирования N 109 и пунктом 12 Правил регулирования тарифов, и обусловлен необходимостью установления на розничном рынке регулируемых тарифов до начала очередного финансового года.

Правила регулирования тарифов, разработанные во исполнение статьи 24 Закона об электроэнергетике, определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178. Следовательно, указанные Правила подлежат применению регулирующими органами при установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования тарифов в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных названными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Таким образом, предусмотренное в оспариваемом абзаце третьем пункта 21 Регламента правило об отказе регулирующего органа в открытии дела по установлению тарифов в случае пропуска сроков направления заявления регулируемой организацией не препятствует регулирующему органу установить тариф на основании и в порядке, предусмотренном пунктом 24 Правил регулирования тарифов. В связи с этим оспариваемая норма не противоречит положениям указанного пункта названных Правил.

Кроме того, Комитет по ценам и тарифам Московской области распоряжениями от 19.06.2013 N 66-Р и N 67-Р установил индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области на 2013 - 2014 годы для заявителей.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются (помимо прочего) свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

Поскольку оспариваемая норма относится к процедуре принятия (непринятия) заявления регулируемой организации, не влияющей на предусмотренную пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике обязанность регулирующего органа установить тариф на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям независимо от открытия дела по установлению тарифа, суд не усматривает оснований для вывода о несоответствии абзаца третьего пункта 21 Регламента упомянутым нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона об электроэнергетике, а также о нарушении оспариваемой нормой прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное и руководствуясь частью 5 статьи 170, статьями 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

решил:

признать абзац третий пункта 21 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э, соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Гражданскому кодексу Российской Федерации и Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.

В удовлетворении заявлений открытого акционерного общества "Федеральный исследовательский испытательный центр машиностроения" и общества с ограниченной ответственностью "Росалко-Интеллект" отказать.

Решение может быть пересмотрено в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлению, поданному в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья
Г.Г.КИРЕЙКОВА

Судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ