См. Документы Министерства энергетики Российской Федерации

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2012 г. N ВАС-5811/12

Резолютивная часть решения объявлена 10.10.2012.
Полный текст решения изготовлен 11.10.2012.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бушмариной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный участок N 30 г. Барнаула" (г. Барнаул, далее - предприятие "ЖЭУ-30") о признании пункта 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936, не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя: предприятия "ЖЭУ-30" путем использования видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Кулик М.А.) - Горбунов А.Г. по доверенности от 26.01.2012;

Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России): Семейкин А.Ю. по доверенности от 27.09.2010 N СШ-8303/07;

Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт): Беляев Б.М. по доверенности от 08.08.2012 N ЕП-101-29/4371, Жуков А.И. по доверенности от 08.08.2012 N ЕП-101-29/4370,

суд установил:

предприятие "ЖЭУ-30" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936, не соответствующим пункту 1 статьи 1, пункту 1 статьи 541, пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", абзацу 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений", подпунктам 5.1 - 5.7 ГОСТ Р 8.591-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений. Теплосчетчики двухканальные для водяных систем теплоснабжения. Нормирование пределов допускаемой погрешности при измерениях потребленной абонентами тепловой энергии" (далее - ГОСТ Р 8.591-2002), подпунктам 8.1 - 8.7 ГОСТ Р 8.592-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений. Тепловая энергия, потребленная абонентами водяных систем теплоснабжения. Типовая методика выполнения измерений" (далее - ГОСТ Р 8.592-2002), имеющим большую юридическую силу, и недействующим в отношении потребителей, использующих двухканальные тепловычислители с 09.01.2001 (с учетом дополнений к заявлению от 08.06.2012 и от 13.07.2012).

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 N ВАС-5811/12 в целях всестороннего и полного исследования оснований и предмета заявленного требования к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) и Росстандарт.

Минрегион России, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил в соответствии с частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело без участия его представителей.

Правила учета тепловой энергии и теплоносителя утверждены Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила Вк-4936) и устанавливают требования к энергоснабжающим организациям и потребителям тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя.

Текст Правил Вк-4936 опубликован в печатном издании "Российские вести" от 26.10.1995, N 204.

Пунктом 3.2.1 Правил Вк-4936 предусмотрена формула для определения количества тепловой энергии и массы (или объема) теплоносителя, полученных потребителем. Указанное количество подлежит определению энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за определенный договором на отпуск и потребление тепловой энергии период.

В подтверждение нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности предприятие "ЖЭУ-30", являющееся исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения, ссылается на математическую неправильность спорной формулы, что приводит при использовании им двухканальных вычислителей к завышению количества тепловой энергии, поставляемой энергоснабжающей организацией в обслуживаемые предприятием "ЖЭУ-30" многоквартирные жилые дома, и, соответственно, к неосновательному обогащению энергоснабжающей организации.

В судебном заседании представитель предприятия "ЖЭУ-30" поддержали требование о признании пункта 3.2.1 Правил Вк-4936 не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим.

Минэнерго России в письменных отзывах на заявление и его представитель в судебном заседании не согласились с требованием предприятия "ЖЭУ-30", ссылаясь на соответствие оспариваемого пункта Правил Вк-4936 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Росстандарт в письменных пояснениях и его представители в судебном заседании указали на отсутствие оснований для проверки оспариваемых положений Правил Вк-4936 на соответствие ГОСТ Р 8.591-2002 и ГОСТ Р 8.592-2002, которые не являются нормативными правовыми актами.

Минрегион России в своем отзыве указал на то, что утверждение правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя к его полномочиям не относится.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства и выслушав объяснения представителей заявителя, Минэнерго России и Росстандарта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку полномочий органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.

Оспариваемые в части Правила Вк-4936 приняты Министерством топлива и энергетики Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий. В соответствии с Положением о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации (далее - Минтопэнерго России), утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.05.1993 N 504, к ведению Минтопэнерго России, являвшегося центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществлявшим руководство функционированием и развитием топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, а также координацию деятельности самостоятельных предприятий и организаций электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газификации и газоснабжения газового хозяйства, систем нефтепродуктообеспечения и магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов, специализированных машиностроительных, строительных, научных, проектных и других предприятий и организаций, в частности, относилось осуществление государственного регулирования деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса, в том числе путем утверждения норм и правил в области организации эксплуатации, ремонта и строительства предприятий комплекса и контроля за их соблюдением.

В обоснование нарушения процедуры принятия Правил Вк-4936 заявитель ссылается на положения статьи 5 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон об обеспечении единства измерений), в силу которых нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы, могли утверждаться только Госстандартом России либо Госстандартом России совместно с заинтересованными государственными органами управления Российской Федерации. Ссылку на Закон об обеспечении единства измерений суд считает необоснованной, поскольку, как следует из преамбулы, этот Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, тогда как пунктом 3.2.1 Правил Вк-4936 не регулируются вопросы изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта каких бы то ни было средств измерений, а лишь устанавливается, что количество тепловой энергии и масса (или объем) теплоносителя, полученные потребителем, определяется на основании показаний приборов его узла учета.

Кроме того, суд отмечает, что в пункте 1.2 дополнения к заявлению от 13.07.2012 заявитель обосновывает позицию о том, что спорные Правила Вк-4936 не являются нормативным документом в области обеспечения единства измерений, как раз ссылкой на то, что эти Правила не были утверждены Госстандартом России.

Из изложенного следует, что Правила Вк-4936 не подпадают под требования Закона об обеспечении единства измерений, а полномочия Минтопэнерго России по государственному регулированию деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса прямо предусмотрены положением о названном Министерстве, действовавшим на момент издания спорных Правил Вк-4936.

В подтверждение требования о признании пункта 3.2.1 Правил Вк-4936 недействующим заявитель ссылается на пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК), а также на подпункт 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).

В силу пункта 1 статьи 1 ГК гражданское законодательство основывается, в частности, на признании равенства участников регулируемых им отношений. Подпункт 5 пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении относит к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, в частности, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Как следует из заявления предприятия "ЖЭУ-30" и пояснений его представителя в судебном заседании, нарушение требований равенства участников гражданско-правовых отношений и баланса экономических интересов потребителей и производителей тепловой энергии проявляется в том, что при использовании формул, содержащихся в ГОСТ Р 8.591-2002 и ГОСТ Р 8.592-2002, количество подлежащей оплате потребителем тепловой энергии оказывается меньшим, чем количество тепловой энергии, рассчитанное в соответствии с пунктом 3.2.1 Правил Вк-4976. Суд считает некорректным непосредственное сопоставление формул, содержащихся в указанных ГОСТах, устанавливающих способ нормирования пределов допускаемой погрешности двухканальных теплосчетчиков и типовую методику измерения потребленной тепловой энергии, с оспариваемой формулой Правил Вк-4936, определяющих порядок учета отпуска и потребления тепловой энергии. Представители Росстандарта пояснили в судебном заседании, что для применения предусмотренного ГОСТ Р 8.591-2002 алгоритма измерений в целях учета тепловой энергии необходимо теплосчетчики устанавливать в обратном трубопроводе, а счетчик горячей воды - в подающем. В свою очередь, представитель заявителя не смог пояснить, какие точки измерения использовались им при расчетах по Правилам Вк-4936 и по ГОСТ Р 8.591-2002. Представитель заявителя в предварительном и в основном судебном заседании не ответил также на вопрос суда о соблюдении предприятием "ЖЭУ-30" требований пунктов 3.1.1 - 3.1.5 Правил Вк-4936, устанавливающих принципиальные схемы размещения точек измерения массы (или объема) теплоносителя, его температуры и давления, состав измеряемых и регистрируемых параметров теплоносителя, а также требований инструкции по эксплуатации используемых им средств измерений.

При таких условиях ссылка заявителя на различное количество тепловой энергии, получаемое при использовании Правил Вк-4936 и ГОСТ Р 8.591-2002 и ГОСТ Р 8.592-2002, не соответствует требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а, следовательно, не может служить подтверждением несоответствия оспариваемого пункта 3.2.1 Правил Вк-4936 пункту 1 статьи 1 ГК и подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении.

В подтверждение требования о признании пункта 3.2.1 Правил Вк-4936 недействующим, заявитель ссылается также на пункт 1 статьи 541 и пункт 1 статьи 544 ГК, предусматривающие, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении, а оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Суд отклоняет ссылку заявителя на приведенные нормы ГК ввиду того, что в оспариваемом пункте Правил Вк-4936 прямо предусматривается определение количества тепловой энергии на основании показаний приборов узла учета, а все составляющие спорной формулы (кроме величины тепловых потерь, правомерность согласования которой в договоре заявителем не оспаривается) определяются по показаниям теплосчетчика или водосчетчика.

Требование заявителя о проверке пункта 3.2.1 Правил Вк-4936 на соответствие ГОСТ Р 8.591-2002 и ГОСТ Р 8.592-2002 не подлежит рассмотрению как противоречащее указанию части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о проверке арбитражным судом нормативных правовых актов только на соответствие иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Настаивая на указанном требовании, представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что считает оспариваемые Правила и государственные стандарты нормативными актами равной юридической силы.

Поскольку в силу статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) стандартом является документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, ГОСТ Р 8.591-2002 и ГОСТ Р 8.592-2002, признаваемые как и все иные государственные стандарты, принятые до 01.07.2003, национальными стандартами, не обладают признаками нормативного правового акта.

Ссылку заявителя в обоснование обязательности ГОСТ Р 8.591-2002 и ГОСТ Р 8.592-2002 на пункт 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании, предусматривающий, что со дня вступления в силу названного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, суд считает ошибочным.

Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель не обосновал, что измерение количества тепловой энергии соответствует перечисленным в названной норме Закона о техническом регулировании целям, определяющим обязательность требований соответствующих актов Госстандарта России. Кроме того, нормирование ГОСТ Р 8.591-2002 пределов допускаемой погрешности при измерениях потребленной абонентами тепловой энергии и установленная ГОСТ Р 8.592-2002 типовая методика выполнения измерений не относятся к требованиям к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Ссылка заявителя на несоответствие пункта 3.2.1 Правил Вк-4936 Федеральному закону 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" отклоняется судом ввиду того, что урегулированные названными Правилами отношения по учету тепловой энергии и теплоносителя не относятся к сфере действия указанного закона, который регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

С учетом изложенного, доводы предприятия "ЖЭУ-30" не свидетельствуют о несоответствии оспариваемого пункта 3.2.1 Правил Вк-3946 Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", имеющим большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

решил:

1. В удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный участок N 30 г. Барнаула" отказать.

2. Признать пункт 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936, соответствующим Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", имеющим большую юридическую силу.

3. Решение может быть пересмотрено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в порядке надзора по заявлению, поданному в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ

Судьи
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Н.А.КСЕНОФОНТОВА