ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2023 г. N АКПИ23-805

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям С., общества с ограниченной ответственностью "Спецоблгаз-сервис", общества с ограниченной ответственностью "Развитие общедоступного современного строительства газопроводов", общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление" о признании частично недействующими подпункта "в" пункта 1, подпункта "в" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 859 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта "ж" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091", абзаца четырнадцатого пункта 2, пунктов 6, 7, 10, 16, 24 - 30, 31(1), 32, 34, 37, 63(1), 80, 88(1) Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410, абзаца двенадцатого пункта 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549,

установил:

21 июля 2008 г. постановлением Правительства Российской Федерации N 549 (далее также - Постановление N 549) утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее также - Правила поставки газа). Нормативный правовой акт опубликован 28 июля 2008 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, 1 августа 2008 г. в "Российской газете".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 (далее также - Постановление N 410) утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее также - Правила пользования газом). Нормативный правовой акт 24 мая 2013 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), 27 мая 2013 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 859 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта "ж" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091" (далее также - Постановление N 859) утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации (далее также - Изменения). Нормативный правовой акт 30 мая 2023 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru), 5 июня 2023 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации.

Подпунктом "в" пункта 1 Изменений изложены в новой редакции отдельные положения Правил поставки газа, в частности абзац двенадцатый пункта 3 изложен в новой редакции, согласно которой специализированная организация понимается как соответствующая требованиям, установленным Правилами пользования газом, газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, а также осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. В случае, когда в качестве топлива используются сжиженные углеводородные газы, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), может выступать любая газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа по газораспределительным сетям.

Подпунктом "в" пункта 4 Изменений внесены изменения в отдельные положения Правил пользования газом:

абзац четырнадцатый пункта 2 изложен в новой редакции, согласно которой специализированная организация понимается как соответствующая требованиям, установленным данными правилами, газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, а также осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации;

пункт 6 изложен в новой редакции, согласно которой работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), заключенных между заказчиком и исполнителем по типовым формам договоров, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (абзац первый). Перечень работ, выполняемых по указанным договорам, должен предусматривать техническое обслуживание и ремонт (применительно к внутридомовому газовому оборудованию в многоквартирном доме) всего газового оборудования заказчика и не может быть менее минимального перечня услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме согласно приложению (абзац второй). Техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в этом же многоквартирном доме осуществляются одной специализированной организацией, за исключением случая, установленного частью 11 статьи 157.3 Жилищного кодекса Российской Федерации (абзац третий). Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) осуществляется на основании договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключенного собственником жилого дома (домовладения) со специализированной организацией (абзац четвертый);

абзацы четвертый и шестой пункта 7 признаны утратившими силу;

пункт 16 изложен в новой редакции, согласно которой договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) являются публичными и заключаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и данными правилами (абзац первый). В случае когда в качестве топлива используются сжиженные углеводородные газы, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), может выступать любая газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа по газораспределительным сетям (абзац второй);

в абзаце первом пункта 27 слова "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" заменены словами "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении)";

в пункте 28 слова "внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в 2 экземплярах, которые вручаются заявителю под роспись или направляются почтовым отправлением с уведомлением" заменены словами "внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении). После подписания соответствующего договора специализированная организация направляет заявителю подписанный договор в 2 экземплярах почтовым отправлением с уведомлением о вручении.";

пункт 29 изложен в новой редакции, согласно которой оба экземпляра договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), полученные от специализированной организации, подписываются заявителем, при этом один из подписанных сторонами экземпляров договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) возвращается заявителем специализированной организации.";

в абзаце первом пункта 30 слова "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" заменены словами "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении)";

в абзаце втором пункта 30 слова "или управляющую организацию" исключены;

данные правила дополнены пунктом 31(1) следующего содержания: "В отсутствие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) специализированная организация вправе инициировать перед поставщиком газа приостановление им своих обязательств по поставке газа по основанию, предусмотренному подпунктом "е" пункта 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан";

пункт 32 изложен в новой редакции, согласно которой лицо, выступающее на стороне заказчика, вправе отказаться от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) и не может быть понуждено к его заключению в следующих случаях: а) в случае если от имени собственника помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме уже заключен лицом, указанным в пункте 17 данных правил; б) в случае если собственником жилого дома (домовладения) договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) уже заключен с другой специализированной организацией (при использовании в качестве топлива сжиженного углеводородного газа); в) в случае если подача газа на внутриквартирное газовое оборудование в многоквартирном доме или внутридомовое газовое оборудование не осуществляется в связи с отсутствием договора поставки газа с поставщиком газа или расторжением такого договора в порядке, предусмотренном Правилами поставки газа;

в пункте 34 слова "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" заменены словами "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении)";

пункт 37 изложен в новой редакции, согласно которой договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) заключаются в письменной форме по типовым формам договоров, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на срок не менее 3 лет и вступают в силу со дня их подписания последней из подписывающих сторон соответствующего договора, если иной срок вступления в силу не указан в договоре (абзац первый). Договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) может быть расторгнут в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации и данными правилами (абзац второй). В случае заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) до завершения процедуры подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в отношении которых заключается соответствующий договор, исполнение обязательств специализированной организации осуществляется со дня подписания газораспределительной организацией и потребителем акта о подключении (технологическом присоединении) (абзац третий). Специализированная организация обязана направить поставщику газа уведомление о заключенных или прекративших действие договорах о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договорах о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договорах о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) в течение 30 календарных дней со дня заключения или прекращения действия таких договоров путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими установить факт получения поставщиком газа такого уведомления (абзац четвертый);

данные правила дополнены пунктом 63(1), согласно которому основанием для одностороннего отказа исполнителя от договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) (их исполнения) является несоответствие исполнителя требованиям к специализированным организациям, установленным данными правилами;

в подпункте "б" пункта 80 слова "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" заменены словами "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении)";

пункт 88(1) изложен в следующей редакции: "Работы по приостановлению и возобновлению подачи газа на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании, в том числе связанные с отключением и подключением бытового газоиспользующего оборудования, а также работы по приостановлению и возобновлению подачи газа, устранению утечек газа на распределительных газопроводах проводятся специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении).".

Правилами пользования газом в действующей редакции в пункте 10 закреплено, что замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется в следующих случаях: истечение установленных изготовителем сроков эксплуатации оборудования или сроков, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, если эти сроки не продлены по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также истечение сроков эксплуатации этого оборудования, продленных по результатам его технического диагностирования (абзацы первый и второй); признание газоиспользующего оборудования не подлежащим ремонту (непригодным для ремонта) в ходе технического обслуживания либо по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (абзац третий); заявка заказчика (абзац четвертый). Замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и (или) договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении). Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается (абзац пятый). Оплата работ по замене (ремонту) оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется собственником этого оборудования (абзац шестой).

Пунктом 24 Правил пользования газом в действующей редакции установлено, что специализированная организация не вправе требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных данными правилами (абзац первый). Документы, предусмотренные пунктами 19 - 23 названных правил, представляемые в виде копий, заверяются лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов (абзац второй). Заявитель вправе представить специализированной организации одновременно оригиналы и копии документов, предусмотренных пунктами 19 - 23 этих Правил. После сверки при приеме заявки (оферты) с приложенными к ней документами идентичности копии и оригинала документа оригинал возвращается заявителю (абзац третий).

Согласно пункту 25 Правил пользования газом в действующей редакции направляемая заявителем заявка (оферта) оформляется в 2 экземплярах и регистрируется специализированной организацией в день поступления. Один экземпляр заявки (оферты) остается у специализированной организации, а другой возвращается заявителю с отметкой о дате принятия заявки (оферты) и представленных документов к рассмотрению (абзац первый).

Пунктом 26 названных правил в этой же редакции предусмотрено, что специализированная организация в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявки (оферты), осуществляет проверку комплектности и правильности оформления представленных документов, в том числе на предмет полноты и достоверности содержащихся в них сведений.

В силу пункта 27 этих правил непредставление заявителем всей информации, предусмотренной пунктом 18 Правил пользования газом, представление заявителем документов, предусмотренных пунктами 19 - 23 данных правил, в неполном объеме или неправильное их оформление не являются основанием для отказа в заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) (абзац первый). В этом случае специализированная организация сообщает заявителю о допущенных несоответствиях в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, после чего приостанавливает рассмотрение представленных документов без их возврата заявителю вплоть до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов или недостающей информации. В случае если недостающие (правильно оформленные) документы и недостающая информация не будут представлены заявителем специализированной организации в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения представленных документов, специализированная организация вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты) и возвратить документы заявителю, который вправе направить повторную заявку (оферту) этой же специализированной организации после устранения недостатков, послуживших основанием для прекращения ее рассмотрения (абзац второй).

Пунктом 28 поименованных правил установлено, что по результатам проверки, предусмотренной пунктом 26 Правил пользования газом, и при отсутствии замечаний к приложенным к заявке (оферте) документам специализированная организация составляет и подписывает со своей стороны договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении). После подписания соответствующего договора специализированная организация направляет заявителю подписанный договор в 2 экземплярах почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Специализированная организация вправе по собственной инициативе направить заявку (оферту) заявителю (заказчику) о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) на условиях прилагаемого к такой заявке (оферте) проекта указанного договора, подготовленного в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данными правилами и подписанного со стороны специализированной организации. Специализированная организация в целях направления заявителю (заказчику) указанной заявки (оферты) может привлекать третьих лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в том числе расчетно-кассовый центр (абзацы первый и второй пункта 30 Правил пользования газом).

Пунктом 80 Правил пользования газом установлено, что исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в следующих случаях: а) отказ заказчика 2 и более раза в допуске специализированной организации для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (при условии соблюдения положений, предусмотренных пунктами 48 - 53 данных правил); б) отсутствие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении); в) истечение у внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (отдельного оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования) нормативного срока службы, установленного изготовителем, и отсутствие положительного заключения по результатам технического диагностирования указанного оборудования, а в случае продления этого срока по результатам диагностирования - истечение продленного срока службы указанного оборудования.

С., общество с ограниченной ответственностью "Спецоблгаз-сервис" (далее также - ООО "Спецоблгаз-сервис"), общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление" (далее также - ООО "Ремонтно-строительное управление"), общество с ограниченной ответственностью "Развитие общедоступного современного строительства газопроводов" (далее также - ООО "Росстройгаз") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями о признании недействующими подпункта "в" пункта 1, подпункта "в" пункта 4 Изменений, абзаца четырнадцатого пункта 2, пунктов 6, 7, 10, 16, 24 - 30, 31(1), 32, 34, 37, 63(1), 80, 88(1) Правил пользования газом, абзаца двенадцатого пункта 3 Правил поставки газа в той части, в какой они наделяют исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту, аварийно-диспетчерскому обеспечению и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные положения не соответствуют пункту 2 статьи 1, пункту 1 статьи 49, пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), абзацу тринадцатому статьи 2, статье 5 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), статье 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), статье 6 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), статье 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства), Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) и нарушают их права и интересы, предусмотренные пунктом 2 статьи 1, пунктом 2 статьи 49, пунктом 1 статьи 421 ГК РФ, статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности), создают правовую неопределенность в части применения указанного закона и Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).

Полагают, что Изменения утверждены в нарушение Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, и Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", поскольку проект Постановления N 859 не был размещен на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

В обоснование требований административные истцы указали, что С. является собственником газифицированного жилого помещения, ею заключен договор газоснабжения с поставщиком газа, техническое обслуживание системы газоснабжения дома, в котором она проживает, осуществляется специализированной организацией. Оспариваемые нормы нарушают ее права как собственника жилого помещения в многоквартирном доме на оплату услуг и работ по содержанию общего имущества (препятствуют реализации обязанности по несению бремени содержания имущества), на получение услуг и работ по содержанию общего имущества надлежащего качества, права на свободу заключения договора по проведению работ по его ремонту, а также нарушают ее права как собственника внутриквартирного газоиспользующего оборудования и прибора учета на свободу заключения договора (в том числе выбора контрагента) о проведении работ по его ремонту и установке, на получение услуг и работ по содержанию имущества надлежащего качества. ООО "Спецоблгаз-сервис" является организацией, осуществляющей деятельность по технической эксплуатации сетей газоснабжения (газопотребления и газораспределения), а также техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, ООО "Ремонтно-строительное управление" осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на основе заключенных договоров с гражданами, управляющими организациями, ТСЖ и ЖСК, ООО "Росстройгаз" является газораспределительной организацией, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы. По их мнению, оспариваемые нормы наделяют исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту, аварийно-диспетчерскому обеспечению и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, в связи с чем хозяйствующие субъекты, в том числе и они, не являющиеся газораспределительными организациями, осуществляющими транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, лишены права выполнять работы (оказывать услуги) по техническому обслуживанию, ремонту, аварийно-диспетчерскому обеспечению и замене внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Установление к хозяйствующим субъектам требований, не предусмотренных федеральным законом и необоснованно препятствующих осуществлению их деятельности, привело к ограничению гражданских прав административных истцов, устранению конкуренции в соответствующей сфере товарного рынка, лишило потребителей коммунальной услуги по газоснабжению свободного выбора контрагента по договору о техническом обслуживании и ремонте указанного газового оборудования из числа газораспределительных организаций.

Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) (поручения от 20 и 26 сентября 2023 г. N 9656-П51-ДГ, 10220-П51-ДГ), просившему в письменных возражениях на административные иски отказать в удовлетворении заявленных требований и указавшему, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Представители административных истцов: С. - К.Ю., ООО "Спецоблгаз-сервис" - К.Е.В., О., ООО "Росстройгаз" - В., ООО "Ремонтно-строительное управление" - М. и Т. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Российской Федерации К.Е.А. возражала против удовлетворения административных исковых заявлений по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 5 которого закреплено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).

На момент принятия Постановления N 549 и Постановления N 410 аналогичные положения были закреплены в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулирует Закон о газоснабжении, который направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов (статья 1).

Статьей 8 поименованного закона определены полномочия Правительства Российской Федерации в области газоснабжения, в том числе по утверждению правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (абзац третий части второй).

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением N 549 утвердило Правила поставки газа, Постановлением N 410 - Правила пользования газом.

Порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов соблюден. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N АКПИ13-826, от 21 мая 2014 г. N АКПИ13-1053, от 16 февраля 2017 г. N АКПИ16-1300, от 19 декабря 2018 г. N АКПИ18-1084, от 13 марта 2019 г. N АКПИ19-2, от 11 ноября 2020 г. N АКПИ20-606, от 21 марта 2023 г. N АКПИ23-55 и другими.

Федеральным законом от 18 марта 2023 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее также - Закон N 71-ФЗ) Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 157.3, определяющей условия предоставления коммунальной услуги газоснабжения, и внесены изменения в абзац четырнадцатый статьи 2 Закона о газоснабжении, содержащий понятие "газораспределительная организация", и статью 3 указанного закона, устанавливающую законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона о газоснабжении в редакции указанного федерального закона законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из данного федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

Под газораспределительной организацией в абзаце четырнадцатом статьи 2 Закона о газоснабжении в редакции Закона N 71-ФЗ понимается специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.

Введенной Законом N 71-ФЗ статьей 157.3 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что коммунальная услуга газоснабжения собственникам помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, а также собственникам жилых домов предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме в порядке, предусмотренном этим кодексом (часть 1).

Техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме осуществляются специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, заключенного с управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в таком доме (часть 2 статьи 157.3 ЖК РФ).

Техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме осуществляется специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, заключенного с каждым собственником помещения и нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, если общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме не принято решение об определении лица, которое от имени указанных собственников и нанимателей уполномочено на заключение договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме (часть 3 статьи 157.3 ЖК РФ).

Частью 4 названной статьи ЖК РФ установлено, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в этом же многоквартирном доме осуществляются одной специализированной организацией, за исключением случая, установленного частью 11 этой статьи.

Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме осуществляется на основании договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключенного собственником жилого дома со специализированной организацией (часть 5 статьи 157.3 ЖК РФ).

Специализированная организация осуществляет техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации (часть 6 статьи 157.3 ЖК РФ).

Требования к специализированной организации, порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме, минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, порядок их оказания (выполнения) устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 157.3 ЖК РФ).

Реализуя предоставленные полномочия, с учетом изменений, внесенных Законом N 71-ФЗ в статьи 2 и 3 Закона о газоснабжении и Жилищный кодекс Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановлением N 859 утвердило Изменения. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден.

Не могут быть признаны состоятельными доводы административных истцов о том, что Постановление N 859 принято с нарушением процедуры, поскольку проект этого постановления не был размещен на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

Порядок раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения установлен Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, пунктом 11 которых предусмотрено, что в случае если решением Правительства Российской Федерации (Президиума Правительства Российской Федерации) или поручением Председателя Правительства, в том числе принятым во исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации, установлен срок разработки проекта нормативного правового акта, не превышающий 20 календарных дней, общественное обсуждение такого проекта нормативного правового акта не проводится.

Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 (далее - Правила N 96), в пункте 5 закреплено, что в случае если проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации и проекты постановлений Правительства Российской Федерации регулируют отношения, предусмотренные пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318).

Правила N 1318 устанавливают порядок проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (далее - проекты актов) и проектов решений Евразийской экономической комиссии (далее - проекты решений) (пункт 1). Данные правила не применяются в отношении проектов актов, проектов решений или их отдельных положений, подготовленных на основании поручений или указаний Президента Российской Федерации или поручений Председателя Правительства Российской Федерации, в которых содержится прямое указание на необходимость их разработки в сжатые сроки (не более 10 дней) (пункт 2).

Проект Постановления N 859 разработан и внесен в Правительство Российской Федерации на основании поручения Председателя Правительства Российской от 28 апреля 2023 г. N ММ-П51-6071, которым Минстрою России предписано в сжатые сроки (10 дней) разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, направленный на реализацию норм Федерального закона от 18 марта 2023 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации".

Следовательно, при разработке и утверждении Постановления N 859 не подлежали применению требования Правил N 96 и Правил N 1318 о размещении проекта на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и проведении независимой антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

При этом в силу пункта 2 статьи 1 названного кодекса гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, иным указанным в этой правовой норме органам и организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, согласно пункту 2 части 1 данной статьи запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Из приведенных законоположений следует, что права хозяйствующего субъекта на осуществление какого-либо вида деятельности могут быть ограничены исключительно на основании федерального закона либо в предусмотренных федеральным законом случаях.

Условия предоставления коммунальной услуги газоснабжения закреплены в статье 157.3 ЖК РФ, эта услуга, по смыслу данной статьи, предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме в порядке, предусмотренном названным кодексом.

Под газоснабжением Закон о газоснабжении понимает одну из форм энергоснабжения, представляющую собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа (абзац третий статьи 2), под газоснабжающей организацией (поставщиком) - собственника газа или уполномоченного им лица, осуществляющего поставки газа потребителям по договорам (абзац десятый статьи 2).

Из содержания статьи 157.3 ЖК РФ следует, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме осуществляются одной специализированной организацией с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации, на основании соответствующего договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования или внутридомового газового оборудования. При этом требования к специализированной организации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Закон о газоснабжении в абзаце четырнадцатом статьи 2 относит к специализированной организации, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, газораспределительную организацию, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям.

Из системного толкования приведенных норм следует, что нормативно-правовое регулирование в части предоставления коммунальной услуги газоснабжения, включающей в себя как поставку газа, так и техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме, осуществляется как Жилищным кодексом Российской Федерации, так и Законом о газоснабжении.

При этом Законом о газоснабжении обязанность по осуществлению технического обслуживания и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования возложена на газораспределительную организацию, являющуюся специализированной организацией в данной области правового регулирования.

Жилищный кодекс Российской Федерации закрепил, что такое обслуживание специализированной организацией осуществляется на основании соответствующего договора, наделив при этом Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению требований к специализированной организации, порядка и условий заключения, изменения и расторжения договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, а также требований к минимальному перечню услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Правительство Российской Федерации в целях реализации предоставленных полномочий в разделе IX Правил пользования газом установило требования к специализированным организациям, а в приложении к этим правилам - минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. В разделах III и VI данных правил Правительство Российской Федерации установило порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора.

Понятие специализированной организации, приведенное в подпункте "в" пункта 1, подпункте "в" пункта 4 Изменений, в абзаце четырнадцатом пункта 2 Правил пользования газом и в абзаце двенадцатом пункта 3 Правил поставки газа, в полной мере соответствует указанным нормам закона и, вопреки доводам административных истцов, не нарушает требований, связанных с ограничением и устранением конкуренции и свободой договора, установленных в пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 49, пункте 1 статьи 421 ГК РФ, статье 1 ЖК РФ, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статье 4 Закона о естественных монополиях.

Закрепленные в приведенных нормах Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона о газоснабжении правовые предписания, возлагающие на газораспределительную организацию обязанность по осуществлению технического обслуживания и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на основании соответствующего договора, реализованные Правительством Российской Федерации в оспариваемых административными истцами правовых нормах, направлены на обеспечение безопасной эксплуатации системы газоснабжения как в многоквартирных жилых домах, так и в жилых домах (домовладениях), а также на обеспечение надлежащего технического обслуживания и своевременного ремонта газового оборудования, повышение безопасности его эксплуатации и на соблюдение прав и законных интересов других лиц, в том числе в области их безопасности.

По этим же основаниям не могут быть признаны обоснованными доводы административных истцов о незаконности пунктов 6, 7, 10, 16, 24 - 30, 31(1), 32, 34, 37, 63(1), 80, 88(1) Правил пользования газом, оспариваемых административными истцами в части, предусматривающей наделение газораспределительной организации, осуществляющей транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, обязанностью осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту, аварийно-диспетчерскому обеспечению и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, и расположенных в разделах II, III, VI, VIII, регулирующих организацию безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования; порядок и условия заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении); порядок и условия изменения и расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении); порядок и условия приостановления подачи газа.

Выполнение аварийно-диспетчерского обеспечения круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации, установленное пунктом 7 Правил пользования газом, соответствует статье 33 Закона о газоснабжении, в силу которой организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления ряда мероприятий, включая создание аварийно-спасательной службы или привлечение на условиях договоров соответствующих специализированных служб. Данная норма признана вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2020 г. по делу N АКПИ20-606 соответствующей действующему законодательству, а установленное ею правовое регулирование направленным прежде всего на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, то есть на локализацию аварийной ситуации.

Частью 10 статьи 157.3 ЖК РФ закреплено, что услуги (работы) по установке, замене или ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, не указанные в минимальном перечне услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, предусмотренном частью 7 данной статьи, осуществляются собственником такого оборудования в соответствии с отдельными договорами.

Исходя из приведенного правового регулирования, нельзя согласиться с доводом административных истцов об ограничении права хозяйствующих субъектов на занятие предпринимательской деятельностью в области предоставления услуг (работ) по установке, замене или ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме.

Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых норм статье 6 Закона о защите прав потребителей, статье 6 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, Закону об энергосбережении, статье 9 Закона о промышленной безопасности и Закону о лицензировании основаны на неправильном толковании норм материального права, имеющих иной предмет правового регулирования.

Какой-либо правовой неопределенности в части применения Закона о промышленной безопасности и Закона о лицензировании оспариваемые нормы не содержат.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административных исковых заявлений С., общества с ограниченной ответственностью "Спецоблгаз-сервис", общества с ограниченной ответственностью "Развитие общедоступного современного строительства газопроводов", общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление" о признании частично недействующими подпункта "в" пункта 1, подпункта "в" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 859 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта "ж" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091", абзаца четырнадцатого пункта 2, пунктов 6, 7, 10, 16, 24 - 30, 31(1), 32, 34, 37, 63(1), 80, 88(1) Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410, абзаца двенадцатого пункта 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Л.А.КАЛИНИНА
С.И.КУЗЬМИЧЕВ