ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2020 г. N ВКАПИ20-3
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Дербилова О.А. и Сокерина С.Г.,
при секретаре Л.,
с участием административного истца К. и его представителя Лунева В.Н., представителей Правительства Российской Федерации по доверенности Н. и П., прокурора Коробкина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление К. о признании недействующим абзаца 39 подпункта "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" в части установления льготного исчисления выслуги лет военнослужащим Ракетных войск стратегического назначения, несущим боевое дежурство в составе боевых расчетов боевых железнодорожных ракетных комплексов,
установил:
постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 утвержден порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, а также определен обычный и льготный порядок исчисления данной выслуги.
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 опубликовано для всеобщего сведения в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации 4 октября 1993 г., N 40.
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца 39 подпункта "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) в части установления льготного исчисления выслуги лет военнослужащим Ракетных войск стратегического назначения, несущим боевое дежурство в составе боевых расчетов боевых железнодорожных ракетных комплексов, утверждая о том, что оспариваемая им норма не соответствует части 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и порождает неопределенность в правоприменительной практике, поскольку Правительство Российской Федерации не определило, что является боевым расчетом, не установило критериев отнесения военнослужащих, несущих боевое дежурство, к военнослужащим, несущим боевое дежурство в составе боевых расчетов, не делегировало полномочия по этим вопросам Министерству обороны Российской Федерации либо иному органу военного управления, что, по мнению административного истца, привело к неправильному исчислению его выслуги лет на пенсию.
В судебном заседании административный истец К. и его представитель - адвокат Лунев В.Н. поддержали исковое заявление по изложенным в нем доводам и настаивали на его удовлетворении.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 13 мая 2020 г. N ЮБ-П4-5187).
Представители Правительства Российской Федерации Н. и П. требования административного истца не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что оспариваемое постановление издано в пределах полномочий и компетенции Правительства Российской Федерации, не противоречит Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, возражения представителей Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Коробкина А.А., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что административное исковое заявление К. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Одним из таких законов является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон), которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.
Закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая выслуга на военной службе, право на получение пенсии за выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона, в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания и в порядке реализации предоставленных ему статьями 114 и 115 Конституции Российской Федерации полномочий Правительством Российской Федерации издано постановление от 22 сентября 1993 г. N 941, в котором определен обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет определенной категории граждан.
Таким образом, частично оспариваемое административным истцом постановление принято в установленном порядке уполномоченным на то органом государственной власти - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции, официально опубликовано для всеобщего сведения, является обязательным для исполнения в Российской Федерации.
Правила предоставления названных льгот на исчисление выслуги лет различаются в зависимости от воинского звания лица, проходившего военную службу, условий прохождения военной службы, сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащим.
Оспариваемое К. положение устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет, направлено на обеспечение реализации права на пенсионное обеспечение военнослужащих Ракетных войск стратегического назначения, несущих боевое дежурство в составе боевых расчетов боевых железнодорожных ракетных комплексов, к категории которых, как установлено вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда г. Перми от 24 марта 2016 г. при рассмотрении исковых требований К. о правильности исчисления ему выслуги лет и о чем указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 55-О по жалобе К. на нарушение его конституционных прав упомянутой выше нормой постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, он не относится, что в силу требований части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не подлежит оспариванию при рассмотрении настоящего административного дела К.
Поскольку государство вправе, учитывая свои финансовые возможности и иные факторы, в целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи обороны страны и охраны правопорядка, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, иными значительными издержками этих видов профессиональной деятельности, устанавливать такого рода льготы, равно как и определять порядок их реализации во времени, в пространстве и по кругу лиц, то есть решать вопросы о целесообразности и времени введения льготного исчисления выслуги лет при прохождении службы в определенных условиях, то установление данной льготы для военнослужащих Ракетных войск стратегического назначения, несущих боевое дежурство в составе боевых расчетов боевых железнодорожных ракетных комплексов, не может свидетельствовать об отступлении от принципа равенства и нарушении прав административного истца.
Вопреки утверждению К., оспариваемая им норма по своему содержанию является определенной и не допускает неоднозначных толкований, в том числе в правоприменительной практике.
Кроме того, в силу Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, именно Министерство обороны, а не Правительство Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, для чего Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями решать задачи по поддержанию в необходимой готовности Вооруженных Сил, организовывать и проводить мероприятия по обеспечению боевой готовности, оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил, осуществлять правовое регулирование и иные функции в установленной сфере деятельности, в том числе несения боевого дежурства.
В связи с изложенным довод К. о том, что Правительство Российской Федерации должно установить критерии, что является боевым расчетом и кого относить к военнослужащим, несущим боевое дежурство в составе боевых расчетов боевых железнодорожных ракетных комплексов, является несостоятельным.
Не противоречит оспариваемая административным истцом норма и части 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, согласно которой время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона, а правом определять порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии в силу части 3 статьи 18 Закона наделено именно Правительство Российской Федерации, что и было установлено путем издания постановления от 22 сентября 1993 г. N 941.
В соответствии с пунктом 2 частью 2 статьи 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 издано в пределах компетенции и полномочий Правительства Российской Федерации, официально опубликовано для всеобщего сведения и в оспариваемой административным истцом части соответствует части 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", прав, свобод и законных интересов К. не нарушает, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении иска понесенные судебные расходы на уплату государственной пошлины возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления К. о признании недействующим абзаца 39 подпункта "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" в части установления льготного исчисления выслуги лет военнослужащим Ракетных войск стратегического назначения, несущим боевое дежурство в составе боевых расчетов боевых железнодорожных ракетных комплексов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий
А.Н.ЗАМАШНЮК
Судьи
О.А.ДЕРБИЛОВ
С.Г.СОКЕРИН