ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2020 г. N АКПИ20-21

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.

при секретаре Г.Е.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.О. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования",

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402 (далее - Постановление) утверждена методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (далее - Методика).

Гражданин М.О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит пункту 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", части 1 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьям 6, 8, 9, 13, 14, части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нарушает его конституционные права, создает угрозу обеспечению военной безопасности Российской Федерации и возможности для различного рода злоупотреблений должностными полномочиями в военных образовательных организациях.

Как указывает административный истец, с 1 августа 2015 г. по 14 сентября 2018 г. он обучался в Краснодарском высшем военном училище имени генерала С.М. Штеменко. На основании Постановления 4 октября 2019 г. ему предъявлен иск о возмещении средств федерального бюджета на сумму 229 592 руб. По мнению административного истца, оспариваемым нормативным правовым актом создается дискриминация лиц, обучающихся в учебных заведениях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, по сравнению с лицами, обучающимися в учебных заведениях высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Утвержденная Постановлением Методика фактически перекладывает затраты, связанные с неэффективностью работы органов военного управления, на граждан Российской Федерации, количество вооружения, военной техники, элементов тренажерной базы, базы для общевоенной подготовки, стоимость расхода материальных запасов и численность преподавателей существенно завышены, а расходы за неэффективное управление возлагаются на граждан России. Полагает, что в Методику заложено исчисление предполагаемого размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, то есть средств, которые могут быть потрачены на обучение граждан, однако это не означает, что они будут потрачены.

В суде представитель административного истца по доверенности М.Я., представляющий также Межрегиональное общественное движение по защите прав военнослужащих и членов их семей "Совесть Закона", поддержал заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 1 февраля 2020 г. N ДГ-П4-535).

Представитель Правительства Российской Федерации Н. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца. Письменные возражения были направлены административному истцу и его представителям 18 марта 2020 г.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца М.О. по доверенности М.Я. и Межрегионального общественного движения по защите прав военнослужащих и членов их семей "Совесть Закона", административного ответчика Правительства Российской Федерации Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Согласно пункту 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1", "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 названного Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 25 июня 2007 г. N 402 утвердило Методику (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2014 г. N 1054).

Оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован в "Российской газете" 30 июня 2007 г., Собрании законодательства Российской Федерации 2 июля 2007 г., N 27.

Методика устанавливает общие подходы к порядку исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации, отчисленных из военных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы, а также граждан Российской Федерации, окончивших военные образовательные организации и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е" и "з" пункта 1 и подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военных образовательных организациях, согласно пункту 2 Методики определяется исходя из расходов, произведенных военной образовательной организацией для выполнения квалификационных требований.

Пункт 3 Методики определяет состав расходов, к коим относятся расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований, на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.

Перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, методики расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей в соответствии с пунктом 4 Методики определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военных образовательных организаций.

Период, на который определяются расходы, составляет 1 финансовый год (пункт 5 Методики).

Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, по формуле, приведенной в пункте 6 Методики, как сумма, которая включает в себя такие показатели, как стоимость износа основных средств, стоимость расхода материальных запасов, расходы на содержание преподавателей, штатная численность переменного состава военной образовательной организации.

Согласно пункту 7 Методики граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.

Устанавливая обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, когда они по своей вине не завершили обучение, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" определение правил исчисления размера возмещения средств относит к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, который, исходя из объективных критериев (стоимость износа основных средств, стоимость расхода материальных запасов, расходы на содержание преподавателей и штатная численность переменного состава военной образовательной организации), окончательный расчет затраченных на обучение гражданина средств определяет применительно к конкретной военной образовательной организации с учетом полных лет и полных месяцев обучения.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют законодательству, регулирующему отношения в области воинской обязанности и военной службы, законодательству в сфере образования. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному определял порядок исчисления размера возмещаемых средств, не имеется.

Регулируя отношения, возникающие в сфере образования, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" одним из принципов называет свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (пункт 7 части 1 статьи 3).

Выбор гражданином Российской Федерации военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы и заключение соответствующего контракта.

В силу пункта 2 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.

Согласно пункту 7.1 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, при заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер данных средств.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2011 г. N 129-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гасанова Романа Мамедовича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 5 статьи 20.1 и пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пункт 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права гражданина.

При этом оспариваемое законоположение не противоречит и конституционному принципу равенства, поскольку учитывает различия в правовом статусе граждан, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и, как следствие, являющихся военнослужащими, и лиц, реализовавших свое право на получение высшего профессионального образования посредством поступления в гражданское образовательное учреждение и обучения в нем.

Доводы административного истца о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта в нарушение требований Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" создают угрозу обеспечению военной безопасности Российской Федерации, являются несостоятельными. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Государственную тайну составляют, в частности, сведения в военной области о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке (абзац седьмой пункта 1 статьи 5). В Постановлении указанные сведения отсутствуют.

Доводы административного истца о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 6, 8, 9, 13, 14, части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и нарушают его права, являются ошибочными. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, и не определяет порядок исчисления размера возмещения средств.

По сути, доводы административного истца сводятся к несогласию с расчетом денежных средств, затраченных на его подготовку в военном училище.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления М.О. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
А.М.НАЗАРОВА