См. Документы Федерального дорожного агентства

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 марта 2021 г. N 771-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПЕРИОД 2021 - 2025 ГОДОВ

В целях повышения эффективности применения инновационных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов на объектах дорожного хозяйства, повышения качества дорожных работ и реализации единой научно-технической политики:

1. Утвердить прилагаемый паспорт стратегии развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на период 2021 - 2025 годов (далее - Стратегия).

2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата Росавтодора, руководителям федеральных казенных и бюджетных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству, руководствоваться положениями Стратегии на стадии разработки предложений в план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федерального дорожного агентства, планирования и проведения дорожных работ, в том числе содержания автомобильных дорог, а также при формировании заданий на проектирование нового строительства (реконструкции), капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них.

3. Управлению научно-технических исследований и информационного обеспечения (А.Н. Каменских) при планировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организовать реализацию соответствующих мероприятий, предусмотренных Стратегией.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Е.А. Носова.

Врио руководителя
Р.В.НОВИКОВ

Утверждено
распоряжением
Федерального дорожного агентства
от 03.03.2021 N 771-р

ПАСПОРТ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПЕРИОД 2021 - 2025 ГОДОВ

ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ

1.
Наименование стратегии
Стратегия развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на период 2021 - 2025 годы
2.
Государственный заказчик - координатор Стратегии
Управление научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства
3.
Основные разработчики Стратегии
Ассоциация производителей и потребителей асфальтобетонных смесей "Р.О.С.АСФАЛЬТ" (Ассоциация "Р.О.С.АСФАЛЬТ")
4.
Системная социально-экономическая проблема, решаемая Стратегией (Видение)
Стать отраслью, где созданы условия для развития отечественной дорожной науки, а внедрение новейших материалов и технологий - прозрачный и хорошо управляемый процесс, который направлен на повышение безопасности и уровня качества автомобильных дорог, а также обеспечение экономической эффективности дорожного хозяйства
5.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы, вызовы, стоящие перед дорожной отраслью
Выполнение целей и задач, поставленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации", от 1 декабря 2016 г. N 642 "О стратегии научно-технического развития Российской Федерации", Перечнем поручений по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 26 июня 2019 г. N ПР-1381ГС, распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. N 868-р "О Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года", Паспортом национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденным протоколом от 24 декабря 2018 г. N 15 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596, Правилами формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 340, Порядком определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1458, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2019 г. N 773 "О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции", приказом Минтранса России от 28 сентября 2017 г. N 395 "Об утверждении перспективной программы стандартизации в области дорожного хозяйства", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 1415 "О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств".
Росавтодор принимает участие в реализации государственных программ развития автомобильных дорог, к которым относятся:
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р);
- государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596);
- национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (Паспорт нацпроекта разработан Минтрансом России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"):
- Федеральный проект "Дорожная сеть";
- Федеральный проект "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства".
6
Цели и задачи Стратегии
Основная цель разработки Стратегии развития инновационной деятельности Росавтодора - поддержать основные направления развития дорожной отрасли России: обеспечение безопасности дорожного движения, создание комфортной дорожной инфраструктуры, повышение долговечности дорожных конструкций, рациональное использование ресурсов и совершенствование системы управления дорожным хозяйством на основе ее цифровизации.
7
Сроки и этапы реализации Стратегии
Краткосрочный (1 - 2 года)
- не произойдет никаких серьезных изменений в Росавтодоре в части:
- Организационного построения Росавтодора и его подведомственных территориальных учреждений;
- Принципов взаимодействия и зон ответственности управлений Росавтодора и подведомственных территориальных учреждений;
- не произойдут изменения в федеральном законодательстве в части:
- Инновационной деятельности, в том числе в дорожном строительстве;
- Распределения полномочий между Минтрансом и Минстроем России,
- реализация первоочередных проектов организационного развития, внедрения процессов и инструментов управления инновационной деятельностью Росавтодора;
- применение запланированных ранее инноваций на объектах Росавтодора.
Ключевые факторы успеха:
- повышение эффективности управления инновационной деятельностью;
- управление рисками в инновационной деятельности.
Долгосрочный (3 - 5 лет)
- закончено внедрение процессов и инструментов управления инновационной деятельностью Росавтодора;
- рост экономического эффекта от применения инноваций в дорожном строительстве:
- рост количества подведомственных территориальных учреждений, применяющих инновации:
- Не менее 20 ФКУ по итогам 2023 года;
- Все ФКУ по итогам 2025 года.
- рост количества применяемых инноваций;
- увеличение количества поставщиков инноваций в Росавтодор.
Ключевые факторы успеха:
- увеличение объемов инновационной деятельности;
- фокус на экономическом эффекте от применения инноваций.
Инициативы плана развития инновационной деятельности Росавтодора:
- исследования в области экологии и ресурсосбережения до 2025 года;
- исследования в области грунтов до 2025 года;
- исследования в области каменных материалов до 2025 года;
- исследования в области органических вяжущих до 2025 года;
- исследования в области неорганических вяжущих до 2023 года;
- исследования в области геосинтетических материалов до 2025 года;
- исследования в области асфальтобетона до 2025 года;
- исследования в области цементобетона до 2023 года;
- исследования в области противогололедных материалов до 2024 года;
- исследования в области материалов для дорожной разметки до 2025 года;
- исследования в области материалов для гидроизоляции до 2025 года;
- исследования в области элементов обустройства до 2024 года;
- исследования в области изделий из полимерных композитов для водоотводных систем до 2024 года;
- исследования в области технологий проектирования до 2025 года;
- применение технологии холодного ресайклинга при капитальном ремонте автомобильных дорог до 2024 года;
- разработка и внедрение новых методов прогнозирования долговечности мостовых сооружений до 2023 года;
- бестраншейная прокладка водоотводных систем автомобильных дорог из полимерных композитных труб до 2024 года;
- исследования в области буро-инъекционных трубчатых систем и шпунтовых свай до 2023 года;
- исследование в области технологий изысканий до 2025 года;
- исследования в области технологий строительства и реконструкции до 2025 года;
- разработка методов оценки эффективности организации дорожного движения до 2025 года;
- разработка новых методов обеспечения безопасности дорожного движения до 2025 года;
- разработка новых методов анализа причин ДТП до 2025 года;
- исследования в области комплексного внедрения ИТС до 2025 года;
- совершенствование методов формирования цифровых моделей автомобильных дорог (ЦМАД) на основе данных аэрофотосъемки с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) до 2025 года;
- совершенствование методов формирования цифровых моделей автомобильных дорог (ЦМАД) на основе данных мобильного лазерного сканирования (МЛС) до 2023 года;
- использование технологий информационного моделирования до 2024 года;
- ежегодный обзор реализации Стратегии инновационной деятельности Росавтодора;
- разработка приказа Росавтодора "Применение инноваций в дорожной деятельности" в 2021 году;
- разработка рекомендаций "О применении инноваций в дорожной деятельности" до 2022 года;
- разработка положения и регламентов работы Комитета по инновациям Росавтодора в 2021 году;
- актуализация концепции создания сети опытно-экспериментальных полигонов в 2024 - 2025 годах;
- модернизация АСУ МКВИ в 2022 - 2024 годах;
- методологическая и техническая поддержка АСУ МКВИ в 2023 - 2025 годах.
8.
Принципы инновационной деятельности
Индивидуальный подход - Выбор инноваций для применения в конкретном подведомственном ФКУ основывается на анализе климатических, ресурсных, экономических и социальных факторов.
Широкий диапазон: инновационная деятельность Росавтодора охватывает помимо подведомственных ФКУ, проектные и строительные организации, профессиональные ассоциации, научно-исследовательские организации, а также испытательные лаборатории и организации, осуществляющие строительный контроль.
Стандартизация: инновации, применяемые в различных подведомственных ФКУ, должны иметь идентичные характеристики и методы контроля; использование унифицированных подходов для внедрения и оценки инноваций; совершенствование нормативной правовой и сметно-нормативной баз для поддержания темпов развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве.
Масштабируемость: у инновации должен быть потенциал широкого применения в максимальном количестве территориальных подведомственных ФКУ, осуществляющих функции заказчика по строительству и эксплуатации федеральных автомобильных дорог и мостовых сооружений на них.
Этапность: поэтапное внедрение от исследований в лаборатории, в том числе полевых испытаний, до широкого применения на автомобильных дорогах общего пользования.
Экономический эффект: любое решение о применении инновации должно основываться на оценке экономического эффекта.
9.
Перечень основных направлений инновационной деятельности
Приоритетные направления инновационной деятельности отражают ценность, которую они создают для территориальных подведомственных ФКУ, в достижении стоящих перед дорожной отраслью целей.
1. Безопасность дорожного движения:
- обеспечение устойчивых темпов снижения аварийности;
- снижение вероятности возникновения отдельных видов ДТП и тяжести их последствий;
- повышение эффективности реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и ликвидации мест концентрации ДТП;
- внедрение методов планирования мероприятий по снижению аварийности в целях профилактики возникновения ДТП и мест их концентрации.
2. Дорожные материалы и изделия:
- увеличение межремонтных сроков автомобильной дороги;
- обеспечение долговечности автомобильных дорог
- снижение уровня аварийности на автомобильных дорогах;
- обеспечение рационального применения ресурсов;
- экономическая оптимизация на уровне процессов жизненного цикла автомобильной дороги.
3. Технологии дорожной деятельности:
- сокращение сроков работ;
- повышения качества работ;
- увеличение межремонтных сроков;
- обеспечение рационального применения ресурсов;
- повышение производительности труда.
4. Экология и ресурсосбережение:
- рациональное и эффективное использование природных ресурсов;
- наращивание научно-технического потенциала вовлечения альтернативных материалов.
5. Цифровизация дорожной отрасли:
- повышение безопасности дорожного движения;
- повышение качества работ на всех этапах жизненного цикла автомобильной дороги;
- повышение качества мониторинга состояния дорожной сети и транспортной обстановки;
- повышение комфорта и транспортной мобильности населения.

Приложение
к паспорту стратегии
развития инновационной деятельности
в области дорожного хозяйства
на период 2021 - 2025 годов

ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ,
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ
В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экология и ресурсосбережение

1) Вторичные материалы (8.9)

- Исследование влияния восстанавливающих добавок на свойства переработанного асфальтобетона RAP с целью снижения потребности в не возобновляемых природных ресурсах

- Разработка методических пособий на правила проектирования асфальтобетонных смесей с применением переработанного асфальтобетона RAP и отработка технологий повторного использования дорожного асфальтобетона

- Разработка нормативно-правовых механизмов по применению вторичных ресурсов при реконструкции, капитальном ремонте и строительстве автомобильных дорог и дорожных сооружений

- Снижение количества вновь образуемых отходов (вторичных ресурсов) путем вовлечения их в хозяйственный оборот при реконструкции, капитальном ремонте и строительстве автомобильных дорог и дорожных сооружений

- Исследование методов и технологий повторного применения переработанной шинной резины в дорожных работах

- Разработка образовательных программ

- Организация Пилотных проектов

- База данных технологий по применению вторичных ресурсов в дорожном строительстве

Безопасность дорожного движения (1.3)

1) Совершенствование технических средств организации дорожного движения для обеспечения современных требований к безопасности дорожного движения

- Исследования современных требований к светофорным объектам с последующей разработкой рекомендаций по их содержанию и эксплуатации

2) Разработка новых методов обеспечения безопасности дорожного движения на основе прогнозирования уровня аварийности

3) Разработка новых методов анализа причин ДТП и оценки эффективности мероприятий по повышению безопасности движения, в том числе, в местах концентрации ДТП

Дорожные материалы и изделия

1) Грунты (8.1)

- Определение критериев оценки влияния на водно-физические свойства и характеристики несущей способности стабилизированных грунтов

- Мониторинг земляного полотна и слоев дорожных одежд, устроенных из укрепленных и стабилизированных грунтов по новым нормативным документам. Актуализация методов испытаний и нормируемых параметров

- Полевые и лабораторные исследования свойств грунтов, в том числе укрепленных, при промерзании и оттаивании с целью повышения точности оценки морозоустойчивости дорожных конструкций

- Исследование водно-теплового режима дорожных конструкций с целью увеличения их межремонтных сроков и сроков службы

2) Каменные материалы (8.2)

- Актуализации критериев оценки обработанных и необработанных щебеночно-гравийно-песчаных смесей с целью повышения сроков службы дорожных одежд

- Исследования влияния истирающего воздействия шипованной резины на щебень различных горных пород с прогнозированием свойств верхних слоев покрытий из асфальтобетона при эксплуатации автомобильных дорог

- Обновление межгосударственных стандартов на каменные материалы по результатам мониторинга применения материалов при строительстве автомобильных дорог общего пользования

3) Органические вяжущие (8.3)

- Исследования эксплуатационных свойств битумных материалов с целью совершенствования системы оценки качества

а) исследования низкотемпературных свойств (устойчивости к низкотемпературному растрескиванию) битумных вяжущих материалов с учетом различных внешних факторов (включая различные скорости охлаждения) с использованием современных методик (ABCD и др.). Совершенствование критериев прогнозирования и оценки низкотемпературных характеристик битумных вяжущих материалов

б) исследования усталостных (среднетемпературных) свойств (устойчивости к усталостному растрескиванию) битумных вяжущих материалов с учетом различных внешних факторов с применением современных методик (Las test и других). Совершенствование критериев прогнозирования и оценки среднетемпературных характеристик битумных вяжущих материалов

в) мониторинг автодорог с целью исследования причин образования трещин, исследования хрупких разрушений (трещин) дорожных покрытий, исследования битумных материалов, извлеченных на участках с трещинами, исследования методов устранения трещин, исследования влияния трещин на сроки службы дорожных покрытий, с разработкой классификации трещин и рекомендаций по предупреждению образования трещин

г) исследования колееобразования от глубины расположения слоя. Совершенствование критериев оценки качества битумных вяжущих с учетом глубины слоя при эксплуатации

д) исследования свойств битумных материалов, извлеченных из покрытий на различных эксплуатируемых участках автодорог. Совершенствование критериев оценки свойств битумных вяжущих материалов с учетом величины срока эксплуатации

- Исследования технологических свойств, процессов производства, модификации и эксплуатации битумных материалов с целью повышения их качества

а) исследования влияния процедуры подготовки проб на свойства различных битумных материалов (в том числе модифицированных и не модифицированных), а также на результаты испытаний по действующим методикам. Разработка оптимальных методик подготовки проб для испытаний различных видов битумных материалов, включая битумы нефтяные дорожные вязкие, полимерно-битумные вяжущие, битумные эмульсии. Совершенствование и систематизация методик подготовки проб для повышения точности результатов испытаний битумных вяжущих материалов

б) исследования изменения свойств при смешивании различных вяжущих материалов между собой, а также исследования процессов приготовления битумных вяжущих (компаундированием, модификацией и др.) Оценка совместимости и возможности смешивания битумных вяжущих материалов (в том числе модифицированных) при их транспортировке, хранении и применении

в) исследования свойств вяжущих при различных технологических стадиях и операциях (в том числе в процессе транспортировки различными способами и в различных условиях). Совершенствование правил транспортировки, хранения и использования при технологических процессах битумных вяжущих материалов

г) исследования старения битумных вяжущих при различных технологических процессах и на различных сроках эксплуатации с применением различных методик. Совершенствование прогнозирования и контроля свойств битумных вяжущих материалов на различных этапах жизненного цикла

д) исследования влияния различных модификаторов (в том числе комплексных) на свойства битумных вяжущих материалов. Исследования влияния способов модификации на свойства битумных вяжущих и свойства конечного продукта (асфальтобетона). Совершенствования рекомендаций по возможности модификации (в том числе с использованием инновационных модификаторов) битумных вяжущих материалов в дорожном строительстве, а также совершенствование критериев оценки эффективности модификации

е) исследования битумных вяжущих в составе асфальтобетона с разработкой рекомендаций по прогнозированию наличия модификатора и типа модификатора в исходном битумном вяжущем, а также прогнозированию свойств примененного исходного битумного вяжущего на основании свойств извлеченного битумного вяжущего из асфальтобетона

- Исследования и разработка новых методов испытаний с целью совершенствования оценки качества битумных материалов

а) мониторинг объектов устроенных с использованием мастик и (или) герметиков, исследования реологических свойств герметиков и мастик в том числе с использованием современных зарубежных методик (AASHTO TP 126-18 и др.) Совершенствование оценки качества герметиков и мастик

б) исследования химического группового состава битумных вяжущих материалов с применением различных методик и оборудования. Разработка метода определения химического группового состава битумных вяжущих

- Исследования, разработка и актуализация методов оценки и прогнозирования условий эксплуатации конструктивных слоев дорожных одежд с целью совершенствования выбора битумных материалов для дорожного строительства

а) мониторинг конструктивных слоев дорожных одежд и исследования климатических условий их эксплуатации. Исследования взаимосвязи температур и скорости изменения температур слоев со стандартными доступными климатическими данными (температурами воздуха и др.) с учетом различных внешних дополнительных факторов (ветер, осадки, облачность и др.) Совершенствования методов оценки условий эксплуатации битумных вяжущих материалов

б) разработка актуализированного справочника климатических и транспортных условий эксплуатации дорожной сети РФ. Совершенствование и актуализация данных по условиям эксплуатации конструктивных слоев дорожных одежд и увеличение зоны охвата, для которой в справочнике имеются готовые климатические данные

- исследования битумных вяжущих материалов с целью совершенствования требований и методов испытаний, позволяющие расширить область применения (включить аэродромные покрытия и др.)

4) Неорганические вяжущие (8.4)

- исследование различных типов вяжущих с целью повышения эффективности укрепления грунтов и рыхлых каменных материалов

- исследование влияния различных добавок на свойства минеральных вяжущих для укрепления грунтов

- исследования различных методов повышения морозостойкости материалов на основе минеральных вяжущих

5) Геосинтетические материалы (8.5)

- разработка технических требований к геосинтетическим материалам, выполняющим функцию дренирования и фильтрации

- исследования эксплуатационных свойств геосинтетических материалов при работе в конструкции подпорных стен

- исследование свойств геосинтетических материалов, характеризующих их долговечность на всех стадиях жизненного цикла

6) Материалы для дорожной разметки (8.6)

- Исследования горизонтальной дорожной разметки со структурной и профильной поверхностью. Определение оптимальных геометрических размеров разметки со структурной и профильной поверхностью с учетом требуемых параметров - повышение видимости в темное время суток в отраженном свете фар, повышения информативности за счет возникновения вибрации (и шумового эффекта) при наезде колеса транспортного средства на разметку, повышение пассивной безопасности горизонтальной дорожной разметки

- Исследования полимерных лент для горизонтальной дорожной разметки. Проведение комплексных испытаний полимерных лент для горизонтальной дорожной разметки в лабораторных и полевых условиях. Выявление наиболее эффективных направлений использования полимерных лент, включая ограждение мест производства работ в качестве временной горизонтальной дорожной разметки. Исследование различных технологий для устройства разметки полимерными лентами. Исследования полимерных лент с различной поверхностью

- Исследования световозвращающих элементов - микростеклошариков для горизонтальной дорожной разметки. Проведение комплексных испытаний микростеклошариков для разметки в лабораторных и полевых условиях. Определение оптимальных параметров микростеклошариков для обеспечения функциональной долговечности горизонтальной дорожной разметки

- Исследования факторов, влияющих на продолжительность функциональной долговечности горизонтальной дорожной разметки. Проведение лабораторных и полевых испытаний с использованием различных видов материалов и изделий и соответствующих технологий

- Исследования штучных форм для горизонтальной дорожной разметки. Проведение комплексных испытаний штучных форм для горизонтальной дорожной разметки в лабораторных и полевых условиях. Выявление наиболее эффективных направлений использования штучных форм, включая дублирование дорожных знаков, восстановления (ремонта) разрушенной горизонтальной дорожной разметки

7) Асфальтобетон (8.7)

- Исследования влияния качества и видов подгрунтовки на силу сцепления асфальтобетонных слоев с накоплением статистической базы для нормирования требований к сцеплению асфальтобетонных слоев

- Мониторинг применения разработанных систем проектирования асфальтобетонных смесей с целью их совершенствования, оптимизации и набора статистических данных

- Лабораторные исследования, натурная апробация и мониторинг покрытий из новых для РФ видов асфальтобетонов (высокомодульный и дренирующий) с целью повышения безопасности дорожного движения и экономической эффективности строительства автомобильных дорог

- Совершенствование нормативной базы в области методов определений усталостной долговечности асфальтобетонных смесей для увеличения сроков службы дорожных одежд

- Исследование применения теплых асфальтобетонных смесей в РФ, позволяющих снизить количество вредных выбросов и расходы на приготовления смесей и мониторинг участков, построенных по технологии теплых асфальтобетонных смесей

8) Цементобетон (8.8)

- Совершенствование требований к цементобетону для оснований и покрытий автомобильных дорог, а также изделий из цементобетона, с учетом обязательных требований по безопасности технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог"

9) Материалы для гидроизоляции (8.10)

- Исследование долговечности различных гидроизоляционных и гидрофобизирующих материалов (мастичные, рулонные битумно-полимерные, полимерные) с разработкой требований, методов испытаний и правил их применения

- Совершенствование конструктивных решений дорожной одежды мостового полотна

10) Противогололедные материалы (8.11)

- Исследования влияния противогололедных реагентов на сцепные качества колеса автомобиля с покрытием с целью обеспечения безопасности дорожного движения

- Совершенствование методов определения влияния противогололедных реагентов на свойства асфальтобетонов для повышения сроков эксплуатации покрытий автомобильных дорог

11) Элементы обустройства (9.1)

- Разработка методологических подходов по адаптации существующих элементов обустройства автомобильных дорог для использования инфраструктуры высокоавтоматизированными и беспилотными транспортными средствами наземного и надземного движения

- Совершенствование подходов к комплексному обустройству участков автомобильных дорог пешеходными и велосипедными дорожками

- Применение полиуретановых вяжущих для устройства площадок ожидания остановочных пунктов маршрутных транспортных средств

- Совершенствование средств и методов обеспечения антикоррозионной защиты элементов обустройства

- Создание новых материалов повышенной долговечности и улучшенными характеристиками для инженерного оборудования, средств организации движения и обустройства дорог

- Совершенствование требований к бортовым камням для увеличения их долговечности

12) изделия для водоотвода (9.2)

- Разработка новых эффективных методов конструирования систем водоотвода с учетом особенностей водно-теплового режима, обеспечивающих повышенную надежность и долговечность дорожных конструкций

- Совершенствование методов расчета и усиления эксплуатируемых систем водоотвода для обеспечения надежности и долговечности дорожных конструкций

13) Изделия (9.3)

- Исследования в области буро-инъекционных трубчатых систем с целью дальнейшей разработки комплекса национальных стандартов, устанавливающих требования к проектированию, строительству и эксплуатации, а также к производству комплектующих буро-инъекционных трубчатых систем

- Исследования в области шпунтовых свай с целью дальнейшей разработки комплекса национальных стандартов, устанавливающих требования к проектированию, строительству и эксплуатации, а также к общим техническим условиям производства шпунтовых свай из полимерных материалов, отвечающих требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог"

Технологии дорожной отрасли

1) Изыскания (2)

2) Проектирование (3)

- Совершенствование системы проектирования нежестких дорожных одежд

а) поэтапное совершенствование методики проектирования дорожных одежд, направленное на расчет многослойных конструкций взамен действующей методики послойного приведения многослойной конструкции к двухслойной

б) актуализация расчетных параметров нагружения и учет фактического воздействия транспортного потока на дорожную одежду

в) мониторинг строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог с целью поучения фактических эксплуатационных характеристик и учета их при проектировании дорожных одежд

- Актуализация расчетных характеристик дорожно-строительных материалов и грунтов, применяемых при проектировании дорожных одежд

а) исследования расчетных характеристик грунтов неукрепленных и укрепленных различными вяжущими материалами с целью повышения точности расчета дорожных одежд

б) исследование расчетных характеристик асфальтобетонов в различных температурах и условиях нагружения с целью повышения точности расчета дорожных одежд

в) исследование расчетных характеристик конструктивных слоев из неукрепленных каменных материалов с целью повышения точности расчета дорожных одежд

г) исследование расчетных характеристик конструктивных слоев из укрепленных каменных материалов с целью повышения точности расчета дорожных одежд

д) исследование влияния геосинтетических материалов на работу дорожной одежды с разработкой предложений по методике проектирования нежестких дорожных одежд с геосинтетическими материалами

- Разработка, формирование и ведение базы данных по постоянному мониторингу температурных диапазонов эксплуатации конструктивных слоев дорожных одежд на территории РФ на основе действующих дорожных метеостанций

- Разработка современных методов расчета и конструирования искусственных сооружений повышенной надежности и долговечности

- Исследование области рационального применения и методов испытаний арматурного проката, в том числе с антикоррозионным покрытием

- Исследования в области технологий борьбы с эрозией на откосах, противообвальных и противооползневых мероприятий с дальнейшей разработкой комплекса национальных стандартов, устанавливающих требования к проектированию, строительству и эксплуатации, а также к техническим условиям производства противообвальных конструкций

3) Строительство и реконструкция (4)

- создание новых методов оценки эффективности и планирования дорожных работ с учетом доступного в регионе производства работ ресурсного обеспечения

- разработка эффективных конструктивных решений временных дорог и искусственных сооружений при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте

- совершенствование подходов к производству работ по укладке и уплотнению асфальтобетонных слоев с учетом передового зарубежного опыта

4) Капитальный ремонт (5)

5) Эксплуатация (текущий ремонт и содержание) (6)

- Исследование возможности применения фрикционных грунтовок для повышения надежности, долговечности и ремонтопригодности болтовых соединений мостовых сооружений

- Совершенствование средств и методов обеспечения антикоррозионной защиты искусственных сооружений

- Исследования в области геотехнического мониторинга сооружений инженерной защиты с дальнейшей разработкой актуализированных требований и правил его проведения

6) Диагностика (7)

- Разработка современных методов обследования и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений

- Применение методов лазерного сканирования для оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог

- Внедрение систем непрерывного мониторинга напряженно-деформированного состояния несущих конструкций на оползнеопасных и геологически сложных участках автомобильных дорог, искусственных и защитных сооружениях

- Разработка методик оценки технического состояния и работоспособности водопропускных сооружений

Цифровизация дорожной отрасли

1) Подготовка изменений (дополнений) в ФЗ-257 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части понятий и требований в отношении цифровой (инфокоммуникационной и инструментальной) инфраструктуры, предназначенной для обеспечения содержания дорожного хозяйства, управления дорожным движением и движения высокоавтоматизированных транспортных средств, обеспечения комплексной безопасности транспортных систем, предоставления пользовательских сервисов, создания и обеспечения деятельности испытательных полигонов

2) Разработка методики оценки и ранжирования уровня цифровизации и применения цифровых инновационных технологий для обеспечения содержания дорожного хозяйства, управления дорожным движением и движения высокоавтоматизированных транспортных средств, обеспечения комплексной безопасности транспортных систем и предоставления пользовательских сервисов на федеральных и региональных автомобильных дорогах

3) Разработка комплекса документов нормативно-технического регулирования в области внедрения и содержания цифровой дорожной инфраструктуры обеспечения содержания дорожного хозяйства, управления дорожным движением и движения высокоавтоматизированных транспортных средств, обеспечения комплексной безопасности транспортных систем и предоставления пользовательских сервисов на федеральных и региональных автомобильных дорогах

4) Разработка системного проекта развития (оснащения) Ситуационного центра Федерального дорожного агентства для обеспечения автоматизированного сбора и анализа сводных показателей содержания дорожного хозяйства, организации и состояния дорожного движения, обеспечения комплексной безопасности транспортных систем, предоставленная цифровых пользовательских сервисов участникам дорожного движения, а также разработки матрицы рисков и обеспечения риск-ориентированного управления на автомобильных дорогах Федерального дорожного агентства

5) Совершенствование автоматизированных систем управления дорожным движением

Утверждено
распоряжением
Федерального дорожного агентства
от 03.03.2021 N 771-р

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО
ХОЗЯЙСТВА НА ПЕРИОД 2021 - 2025 ГОДЫ

Рисунок (не приводится)