ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Введение
Лесные ресурсы являются национальным достоянием. Площадь земель лесного фонда Российской Федерации составляет около 1,2 млрд. гектаров, лесами покрыто более 46% территории страны. Общий запас лесных насаждений превышает 100 млрд. куб. метров.
Согласно Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176, одним из приоритетных направлений решения основных задач в области обеспечения экологической безопасности является осуществление мер по рациональному использованию лесных ресурсов, сохранению экологического потенциала лесов.
Существующие системные проблемы лесной отрасли препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их качества и продуктивности, развитию экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия.
Более половины преступлений в области охраны окружающей среды составляют деяния, связанные с незаконными рубками (уничтожением, повреждением) лесных насаждений. Однако большая их часть остается нераскрытой, а нанесенный ущерб - невозмещенным, в том числе из-за неустановления правоохранительными органами виновных лиц.
До настоящего времени отсутствует полный цикл прослеживаемости древесины от ее заготовки до вывоза либо изготовления конечной продукции. При этом получают распространение преступные деяния, связанные с исполнением должностных полномочий руководителями и работниками органов лесного хозяйства.
Вовлечение древесных ресурсов в теневой оборот обусловлено отсутствием достоверной информации о количественном и качественном состоянии лесов, низкой эффективностью государственного лесного контроля (надзора), надзора в сфере оборота древесины. Нередко для улучшения статистики должностные лица предпринимают попытки сокрытия реальных масштабов пожаров и незаконных рубок деревьев на вверенной им территории.
Не теряют актуальности вопросы повышения результативности работы органов управления лесным хозяйством по профилактике лесных пожаров и их тушению, качества готовности регионов к борьбе с огнем и недопущения неправомерного использования бюджетных средств, выделенных на эти цели.
Учитывая комплексный характер указанных вопросов, их решение требует скоординированного межведомственного взаимодействия и согласованных усилий органов власти всех уровней.
Прокуратурой Российской Федерации осуществляется последовательная и целенаправленная работа по надзору за исполнением законодательства в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Согласно пункту 3.15 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.04.2021 N 198 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере" (далее - приказ N 198) прокурорам следует сосредоточить усилия на вопросах противодействия нелегальным заготовке и обороту древесины и иных лесных ресурсов, соблюдения уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления требований законов при управлении и распоряжении землями лесного фонда (иными категориями земель, занятых лесными насаждениями) и лесными ресурсами, выполнения мероприятий по воспроизводству лесов, реализации функций по государственному контролю, а также обеспечить профилактическую направленность надзора в области охраны лесов от пожаров.
1. Источники информации о нарушениях
лесного законодательства
В соответствии с пунктом 9 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", пунктом 3.1 приказа N 198 надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов должен обеспечиваться с учетом складывающейся на поднадзорной территории экологической обстановки.
Прокурор должен обладать полной и объективной информацией, характеризующей состояние законности в сфере лесных правоотношений.
В этих целях необходимо наладить системный анализ текущей ситуации в регионе, используя поступающие в органы прокуратуры обращения граждан и юридических лиц, сведения органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, в том числе размещенные на официальных сайтах в сети "Интернет", материалы уголовных, административных, гражданских и арбитражных дел, публикации в средствах массовой информации.
Источниками получения информации также могут служить сведения государственного лесного реестра, материалы лесного плана субъекта Российской Федерации и государственной инвентаризации лесов, лесохозяйственные регламенты лесничеств, планы тушения пожаров, проекты освоения лесов, лесовосстановления и лесоразведения.
Значительный объем данных о лесах, об их использовании, охране, защите и воспроизводстве содержится в ведомственной и федеральной статистической отчетности.
Так, формы отчетов региональных органов лесного хозяйства об осуществлении ими переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.03.2022 N 144 и содержат сведения о:
доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям (форма N 1-ОИП);
поступлении платы за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации (форма N 2-ОИП);
численности и заработной плате работников (форма N 3-ОИП);
выдаче разрешений на осуществление геологического изучения недр, о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, о заключении соглашений об установлении сервитутов на землях лесного фонда (форма N 4-ОИП);
закреплении на местности границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, о наличии картографических материалов лесоустройства в цифровой форме (форма N 5-ОИП);
использовании лесных участков, предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование, сервитут, публичный сервитут (форма N 6-ОИП);
возникновении лесных пожаров, их ликвидации и эффективности тушения по целевому назначению лесов (форма N 7-ОИП);
осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны (форма N 8-ОИП);
заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений и контрактов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, в которые включены условия купли-продажи лесных насаждений (форма N 9-ОИП);
очагах вредителей и болезней леса (форма N 10-ОИП);
отнесении земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса; об изменении лесных культур последнего десятилетия по состоянию закладки лесных культур последнего десятилетия; о закладке лесных культур по породам, заготовке семян лесных растений и выращивании посадочного материала; об обороте репродуктивного материала лесных растений, используемого для целей воспроизводства лесов и лесоразведения; о "компенсационном" лесовосстановлении и лесоразведении (форма N 11-ОИП);
отводе лесосек и рубках лесных насаждений (форма N 12-ОИП);
аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (форма N 13-ОИП);
проведении лесоустройства на землях лесного фонда (форма N 14-ОИП);
расходах субъекта Российской Федерации на реализацию переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (форма N 15-ОИП);
расходовании средств субвенций из федерального бюджета, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (форма N 16-ОИП);
строительстве, содержании и ремонте лесных дорог, предназначенных для вывозки древесины (форма N 17-ОИП);
показателях (индикаторах) эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" (форма N 18-ОИП).
Осуществляющие хозяйственную деятельность в лесах граждане, в том числе индивидуальные предприниматели и юридические лица, также предоставляют в органы лесного хозяйства отчеты об использовании лесов (форма 1-ИЛ утверждена приказом Минприроды России от 21.08.2017 N 451, ежемесячная периодичность), охране лесов от пожаров (форма 1-ОЛ утверждена приказом Минприроды России от 09.03.2017 N 78, ежеквартальная периодичность), о воспроизводстве лесов и лесоразведении (форма 1-ВЛ утверждена приказом Минприроды России от 21.08.2017 N 452, ежеквартальная периодичность).
Согласно Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р, развитие информатизации в лесном хозяйстве предусматривает коренную модернизацию всех имеющихся информационных систем, их взаимную интеграцию и обмен данными как с информационными системами иных органов государственной власти, так и с системами, используемыми бизнес-сообществом. Цифровой трансформацией лесной отрасли являются переход от обмена бумажными документами к обмену данными, введение реестровых моделей, отказ от дублирующей и излишней информации.
В настоящее время в целях получения информации о лесопользователях и проводимых ими работах на лесных участках, оценки законности оборота заготовленной древесины, своевременного принятия мер к пресечению нелегальной деятельности прокурорам необходимо анализировать сведения единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (далее - ЛесЕГАИС), которая включает документированные данные о:
лицах, осуществляющих заготовку древесины;
документах, являющихся основаниями для использования лесных участков;
договорах купли-продажи лесных насаждений;
контрактах на выполнение работ по сохранению лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины;
проекте освоения лесов;
лесных декларациях;
отчетах об использовании лесов;
сделках с древесиной и совершивших их юридических лицах (индивидуальных предпринимателях);
фактическом объеме полученной древесины;
маркировке древесины;
лицах, владеющих на праве собственности или ином законном основании древесиной и местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры;
адресах (местоположении) мест (пунктов) складирования древесины, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, о производственных мощностях объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений и используемых при осуществлении мероприятий по сохранению лесов и при заготовке древесины, и об автотранспортных средствах, применяемых для транспортировки древесины.
В соответствии с Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" с 01.01.2025 цифровой основой для ведения государственного лесного реестра, оказания государственных услуг и функций в сфере лесного хозяйства, обеспечения прослеживаемости всей цепочки движения древесины (от заготовки на лесосеке до производства продукции или вывоза за рубеж, включая все промежуточные этапы) должна стать федеральная государственная информационная система лесного комплекса, которая заменит иные разрозненные информационные системы, используемые в настоящее время в лесном хозяйстве (включая ЛесЕГАИС), и позволит получать, обрабатывать, хранить и использовать информацию о состоянии лесов, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании, охране, о защите и воспроизводстве.
Для обобщения информации в сфере охраны лесов от пожаров прокурору следует дополнительно ознакомиться со сводным планом тушения лесных пожаров субъекта Российской Федерации, который содержит общую характеристику лесов на территории региона и предусматривает:
меры по охране земель и земельных участков, имеющих общую границу с лесничествами, и по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, расположенных на таких землях;
перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, порядок их привлечения и использования в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
перечень сил и средств подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований, сил и средств, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами (в том числе иных юридических лиц) и порядок их привлечения;
мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
сводную информацию о готовности субъекта Российской Федерации к пожароопасному сезону.
Графическая часть сводного плана тушения лесных пожаров включает карты-схемы распределения земель субъекта Российской Федерации по зонам охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств), мест дислокации лесопожарных формирований, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, межрегионального взаимодействия при тушении лесных пожаров, схемы привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, сил и средств иных юридических лиц, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами, функционирования специализированной диспетчерской службы на территории региона, а также оперативного обмена информацией о пожарной опасности и лесных пожарах на территории региона.
Информационно-аналитическая работа должна носить системный и непрерывный характер, основываться на комплексном использовании различных источников (включая электронные) и способов получения сведений о состоянии законности в области лесных отношений.
2. Организация и проведение надзорных мероприятий
В силу статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (с учетом пункта 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.07.2023) на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения лесного законодательства, требующих принятия мер прокурорского реагирования, прокурором или его заместителем принимается решение о проведении проверки, если соответствующие сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без ее проведения.
Типовые формы решения о проведении проверки и мотивированного решения о расширении предмета проверки утверждены приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2017 N 172 "О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Такие решения должны приниматься в строгом соответствии с требованиями, определенными в письме Генерального прокурора Российской Федерации от 24.03.2022 N 76/2-16-2022.
При организации надзорных мероприятий следует учитывать, что компетенция федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления в области лесных отношений четко разграничена в статьях 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Объекты прокурорского надзора в сфере лесопользования можно объединить в следующие группы:
федеральные органы государственной власти (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства и его территориальные органы (статья 81 ЛК РФ), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее подразделения - в части федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) федерального значения);
органы власти субъектов Российской Федерации (реализуют основную часть функций по организации использования и сохранения государственного лесного фонда при реализации переданных им в соответствии со статьей 83 ЛК РФ полномочий Российской Федерации, а также собственные полномочия в отношении лесов, отнесенных к региональной собственности, на основании статьи 82 ЛК РФ, осуществляют управление ООПТ регионального значения, расположенных в том числе на землях лесного фонда);
органы местного самоуправления (компетенция в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, определена статьей 84 ЛК РФ и статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
специализированные государственные (муниципальные) учреждения, выполняющие мероприятия по лесоустройству и сохранению лесов (включая работы по их охране, защите, воспроизводству, лесоразведению);
администрации ООПТ всех уровней;
лесопользователи (юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, включая подведомственные ФСИН России учреждения).
Кроме того, в рамках надзора за исполнением лесного законодательства дополнительной оценке подлежит деятельность территориальных подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в части реализации функций по профилактике ландшафтных пожаров и борьбы с ними), Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (по вопросам контроля за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, прилегающих к лесному фонду, исполнения законодательства о карантине растений, об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения) и Федеральной службы судебных приставов (в части принудительного исполнения судебных решений о возмещении ущерба, причиненного природными пожарами, незаконной рубкой лесных насаждений, загрязнением лесов, освобождении самовольно занятых лесных участков).
Выбор конкретных объектов зависит от целей и поводов проверочных мероприятий.
Повышению результативности проверок будет способствовать участие в них специалистов для решения возникающих вопросов, в том числе в сфере лесоустройства, дендрологии, лесопатологии, лесной энтомологии и др.
В ходе надзорных мероприятий в региональных органах лесного хозяйства первоочередное внимание следует обращать на:
соответствие требованиям федерального законодательства издаваемых нормативных правовых актов;
своевременность разработки и утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов лесничеств, полноту их содержания, внесение в них необходимых изменений;
изменение площади земель, занятых лесами, причины и обоснованность таких процессов;
качество подготовленных специализированными организациями материалов лесоустройства на основании договоров, заключаемых с региональными органами власти и лесопользователями, в том числе их соответствие требованиям лесоустроительной инструкции, соотношение с ранее утвержденными лесоустроительными документами, недопустимость случаев необоснованного выбытия лесных земель и их застройки и др.;
уровень взаимодействия с органами Рослесхоза по вопросам формирования плана проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда (с учетом существующего и планируемого освоения лесов и зон такого освоения, в том числе в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, определенных лесным планом субъекта Российской Федерации);
соблюдение процедур перевода земель из одной категории в другую, принятия и утверждения документов территориального планирования, предусматривающих включение лесов в границы населенных пунктов;
законность распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований (соблюдение процедур их формирования, заключения договоров аренды (пользования), определения размера арендной платы);
наличие оснований для изменения договоров аренды лесных участков, предусмотренных статьей 74.1 ЛК РФ;
обеспеченность проектами освоения лесов лесных участков, предоставленных в аренду и постоянное (бессрочное) пользование;
соблюдение процедуры проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов и законность соответствующих заключений;
исполнение обязанности по внесению в ЛесЕГАИС необходимых сведений о лесопользователях;
обоснованность заключения (изменения) и исполнения договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе для государственных (муниципальных) нужд (соответствие фактического использования древесины заявленному назначению);
реализацию полномочий по приему и проверке лесных деклараций и отчетов об использовании лесов;
правильность ведения государственного лесного реестра, достоверность включаемых в него сведений;
целевое использование бюджетных средств, в том числе межбюджетных трансфертов на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений;
эффективность реализации программных мероприятий в рамках федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология";
выполнение функций по обеспечению воспроизводства лесов (лесовосстановление, уход за лесами, лесное семеноводство и т.д.);
результативность деятельности по администрированию платежей за пользование лесами, расчету и взысканию причиненного лесному фонду ущерба, а также взысканию задолженности по плате за использование лесов.
В рамках проверки исполнения законодательства об инвестиционной деятельности в области освоения лесов прокурорам необходимо установить:
перечень реализуемых в регионе приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
соблюдение уполномоченными органами порядка рассмотрения заявок о включении проекта в указанный перечень и их утверждения;
наличие оснований для заключения договоров аренды лесных участков без проведения аукциона;
соответствие условий договора аренды о возможности заготовки древесины в полном объеме критериям, установленным пунктом 25 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 (о возможности такой заготовки в период, начинающийся за 6 месяцев до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающей инфраструктуры, и последующий период, для проектов с общим объемом инвестиций более 20 млрд. рублей - в период, начинающийся за 12 месяцев до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающей инфраструктуры, и последующий период);
соотношение ежегодного допустимого объема изъятия древесины на лесных участках и годовой потребности в древесном сырье, рассчитанной исходя из содержания проекта, товарной структуры и породного состава;
своевременность и результативность мероприятий по контролю за ходом реализации проектов и использованием лесов;
обоснованность завершения проектов при наличии невыполненных инвесторами обязательств и осуществлении ими заготовки древесины в предусмотренных проектами объемах;
соблюдение инвесторами требований по срокам и объемам работ, связанных с восстановлением лесов и их противопожарным обустройством.
Детальной оценке подлежит полнота реализации уполномоченными органами лесного хозяйства и подведомственными им учреждениями мероприятий по защите лесов, прежде всего:
выполнение мер санитарной безопасности (лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, лесопатологические обследования, предупреждение распространения вредных организмов и др.), их соответствие лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентам лесничеств;
соблюдение порядка проведения лесопатологических обследований, достоверность их результатов (особенно при назначении санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении здоровых лесных насаждений);
своевременность и обоснованность осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов и ликвидации их очагов;
соблюдение Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047, при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий;
исполнение учреждениями требования о реализации древесины, заготовленной в том числе при проведении мероприятий по сохранению лесов и полученной из такой древесины необработанных и обработанных лесоматериалов на организованных торгах, проводимых в соответствии с законодательством об организованных торгах (за исключением реализации древесины государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
Особого внимания заслуживают вопросы обеспечения уполномоченными органами исполнительной власти (с учетом компетенции, определенной статьями 81 - 83 ЛК РФ) пожарной безопасности в лесах, в том числе:
своевременность разработки в отношении лесничеств планов тушения лесных пожаров и сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, их соответствие требованиям нормативных правовых актов, лесному плану региона;
готовность и достаточность сил и средств для тушения лесных пожаров (в том числе привлекаемых по соглашениям), их фактическое наличие;
качество и полнота выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов (включая строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, а также посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, пожарных наблюдательных пунктов, пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы, других лесных горючих материалов и иные меры), объем финансирования для их реализации;
соблюдение порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
достоверность статистической отчетности о количестве и площади лесных пожаров;
введение ограничений пребывания граждан в лесах, их соответствие порядку, определенному приказом Минприроды России от 06.09.2016 N 457;
своевременность и эффективность принимаемых органами лесного хозяйства и специализированными учреждениями мер по тушению пожаров, выявлению и устранению их причин;
обоснованность установления зон контроля лесных пожаров и решений о приостановлении (прекращении) тушения огня в них.
Для регионов, на территории которых имеются зоны радиоактивного загрязнения, также следует установить:
сведения о радиационном загрязнении радионуклидами и зонировании по радиационному признаку земель лесного фонда (отражение данных о таком загрязнении в материалах лесоустройства);
исполнение требований Особенностей осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов, утвержденных приказом Минприроды России от 08.06.2017 N 283 (далее - Особенности);
укомплектованность лесопожарных формирований необходимыми средствами защиты от радиации и техникой;
проведение специальной подготовки и медицинского обследования лиц, направляемых на тушение лесных пожаров в загрязненные радионуклидами леса;
выполнение предусмотренной Особенностями методики тушения очагов возгорания;
соблюдение лесопользователями соответствующих ограничений, в том числе при заготовке древесины и тушении пожаров.
В рамках проверок территориальных подразделений Рослесхоза и подведомственных ему учреждений, осуществляющих отдельные полномочия, прежде всего, необходимо оценивать соблюдение ими законодательства при реализации функций по контролю за осуществлением органами власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в лесной сфере (в том числе при расходовании бюджетных средств, оказании государственных услуг и управлении имуществом), а также:
достоверность статистической отчетности о площади пожаров и об объемах незаконных рубок;
выполнение мероприятий по постановке границ лесничеств и лесных участков на государственный кадастровый учет;
проведение государственной инвентаризации лесов, выполнение лесоустройства;
организацию государственного мониторинга воспроизводства лесов, их охраны и защиты, лесного семеноводства и лесовосстановления;
обеспечение государственного лесопатологического мониторинга в лесах, расположенных на землях лесного фонда, эффективность контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований;
соблюдение порядка рассмотрения проектов лесных планов субъектов Российской Федерации и сводных планов тушения лесных пожаров;
достоверность выводов о готовности регионов к пожароопасному периоду, соответствии нормативам численности лесопожарных формирований, количества лесопожарных станций, укомплектованности и исправности средств выявления и тушения пожаров;
качество эксплуатации ЛесЕГАИС и мониторинга содержащихся в ней сведений;
реализацию полномочий по федеральному государственному надзору в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними.
В деятельности органов исполнительной власти и подведомственных им специализированных учреждениях, реализующих полномочия по федеральному государственному лесному контролю (надзору), необходимо обратить внимание на:
оперативность и результативность мероприятий по контролю, обеспечение их профилактической направленности, в том числе по фактам незаконных рубок лесных насаждений, нарушений требований пожарной безопасности в лесах;
реальное устранение нарушений лесного законодательства, привлечение виновных лиц к ответственности;
эффективность мер, принимаемых для возмещения ущерба, причиненного лесному фонду (своевременность, полнота и обоснованность предъявления соответствующих требований в досудебном и судебном порядке, результаты их рассмотрения и исполнения);
организацию межведомственного взаимодействия с иными органами контроля и правоохранительными органами, оперативность направления материалов, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, в органы предварительного расследования, качество их подготовки;
соблюдение требований законодательства об административных правонарушениях и о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
Отдельно следует проанализировать исполнение органами лесного хозяйства функций лесной охраны, в том числе:
осуществление систематического патрулирования лесов в соответствии с нормативами и в порядке, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
определение состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов;
результативность мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений гражданами, пребывающими в лесах, требований лесного законодательства;
соблюдение порядка производства по делам об административных правонарушениях, выявленных в рамках патрулирования лесов, а также предъявления в суды исков по фактам нарушений требований лесного законодательства;
своевременность направления в органы местного самоуправления уведомлений о выявлении самовольной постройки в лесном фонде.
Кроме того, в подразделениях Рослесхоза и региональных органах лесного хозяйства необходимо проверить:
организацию взаимодействия с органами Росреестра по вопросам пересечения участков лесного фонда с землями иных категорий;
законность и обоснованность решений об изменении информации государственного лесного реестра в связи с приведением его в соответствие с Единым государственным реестром недвижимости;
реализацию полномочий по защите имущественных прав и интересов Российской Федерации в отношении земель лесного фонда;
исполнение поручений Рослесхоза об оспаривании генеральных планов муниципальных образований в случаях выявления пересечений границ лесничеств и населенных пунктов, а также об организации исполнения соответствующих судебных решений.
Наиболее ценные леса располагаются на ООПТ, в связи с чем законодательством установлены особенности их правового режима и дополнительные требования к охране, защите и воспроизводству.
В ходе проверок государственных учреждений, осуществляющих управление ООПТ, необходимо установить:
созданы ли лесничества на землях ООПТ, занятых лесами, определены ли их границы;
утверждены ли лесохозяйственные регламенты таких лесничеств, лесопарков, проекты освоения лесов;
все ли леса, расположенные на ООПТ, отнесены к категории защитных;
соблюдаются ли ограничения и запреты, предусмотренные законодательством, а также положением о конкретной ООПТ;
выполняются ли правила пожарной безопасности в лесах на ООПТ;
законность и полноту деятельности инспекторов при патрулировании лесов и осуществлении контрольных мероприятий;
эффективность расходования средств федерального бюджета, выделенных на выполнение надзорных функций, охрану и защиту лесов, их целевое использование.
Дополнительно в территориальных органах Росприроднадзора оценке подлежат законность и своевременность принятия мер в рамках государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны на землях ООПТ федерального значения (в том числе при патрулировании лесов в соответствии с установленными нормативами, составлении документов о результатах проведения проверок соблюдения лесного законодательства; выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений и осуществлении контроля за их исполнением в установленный срок, а также при предъявлении исков в суд; осуществлении производства по делам об административных правонарушениях; реализации полномочий по направлению материалов, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, в правоохранительные органы; взаимодействии с иными органами государственного надзора (контроля) и правоохранительными органами).
В органах местного самоуправления следует проверить:
соответствие федеральному законодательству принятых в рамках полномочий муниципальных правовых актов в области лесных отношений;
законность владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в муниципальной собственности (определение их границ, формирование лесничеств, проведение лесоустройства, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов);
факты необоснованного распоряжения землями государственного лесного фонда и расположенными на них лесными ресурсами, в том числе при разработке и утверждении документов территориального планирования, сокращении площади городских лесов;
организацию мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также в населенных пунктах, примыкающих к ним;
осуществление муниципального контроля в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности (своевременность, полноту принятых мер по выявлению и устранению нарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, возмещению причиненного ущерба).
При проверке лесопользователей необходимо акцентировать внимание на следующих аспектах:
выполнение условий арендных и иных соглашений, обоснованность передачи прав по ним третьим лицам;
соблюдение требований лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, в том числе в части целевого использования лесов, возведения капитальных и некапитальных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;
внесение платы за пользование лесными ресурсами;
соблюдение правил использования лесов, заготовки древесины, санитарной и пожарной безопасности в лесах, ухода за лесами, лесовосстановления;
своевременность предоставления обязательных сведений в ЛесЕГАИС, ее достоверность.
В целях выявления фактов хранения и переработки неучтенного древесного сырья и иных нарушений обязательных требований оценке также подлежат:
соблюдение собственниками, пользователями мест (пунктов) складирования древесины, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры обязанностей по осуществлению учета древесины, определению ее объема, видового (породного) и сортиментного состава, передаче всей предусмотренной законодательством информации в ЛесЕГАИС;
соответствие лесоприемных пунктов требованиям к размещению и характеристикам складов древесины;
наличие мощностей для переработки и вывоза отходов лесопиления либо договоров на проведение таких работ со сторонними организациями;
факты предоставления недостоверных сведений о местонахождении складов древесины, их незаконной постановки на учет, хранения и реализации неучтенной лесной продукции и несоответствия ее фактического количества внесенным в ЛесЕГАИС сведениям.
3. Типичные нарушения лесного законодательства
Ежегодно органами прокуратуры выявляется значительное число нарушений в сфере лесопользования. К наиболее распространенным из них относятся:
принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления незаконных правовых актов;
несоблюдение порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр;
отсутствие в лесохозяйственных регламентах актуальной информации о категориях лесов;
нарушения при распоряжении землями лесного фонда (в том числе необоснованное включение таких земель в границы населенных пунктов и перевод в иные категории земель, внесение недостоверных сведений в лесохозяйственные регламенты и проекты освоения лесов в части нормативов и параметров разрешенного использования лесов, заключение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины и купли-продажи лесных насаждений в отношении территорий, на которых такая деятельность запрещена);
бездействие уполномоченных органов по принятию мер к возврату земель лесного фонда, имеющих пересечения с землями населенных пунктов, а также незаконно отчужденных из государственной собственности;
нарушения при утверждении заключений государственных экспертиз проектов освоения лесов;
игнорирование органами лесного хозяйства случаев использования лесопользователями участков без проектов освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы;
ненадлежащее администрирование платежей за пользование лесами, непринятие мер к взысканию задолженности по ним;
отсутствие должного контроля за реализацией мероприятий федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" (в том числе несвоевременное освоение бюджетных средств, ненадлежащая эксплуатация приобретенной лесохозяйственной и лесопожарной техники, отсутствие должного контроля за качеством лесовосстановления и др.);
несвоевременная передача должностными лицами лесничеств сведений в ЛесЕГАИС;
незаконная рубка деревьев по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, не имеющих намерений заготавливать древесину в личных целях;
некачественное проведение лесопатологических обследований лесных насаждений, включение в акты недостоверных сведений;
неполное выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий;
несвоевременное рассмотрение органами и учреждениями лесного хозяйства материалов дистанционного мониторинга и ненадлежащее проведение натурных проверок по ним;
невыполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах (ненадлежащее противопожарное обустройство лесов, недостаточность материально-технического обеспечения противопожарных формирований, несоответствие планов тушения лесных пожаров фактическому наличию сил и средств, формальное проведение мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, несвоевременное выявление и тушение лесных пожаров);
бездействие органов местного самоуправления по организации мероприятий по лесоустройству городских лесов;
незаконное уменьшение площади городских лесов (в том числе путем изменения территориальных зон, в границах которых они расположены);
нарушения требований лесного законодательства при осуществлении профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов;
ненадлежащее проведение органами и учреждениями лесного хозяйства контрольных и профилактических мероприятий, игнорирование ими требований законодательства при производстве по делам об административных правонарушениях.
4. Меры прокурорского реагирования, принимаемые
в связи с нарушениями лесного законодательства
По итогам правовой оценки выявленных нарушений лесного законодательства, с учетом их характера, распространенности, способствующих им факторов, наступивших (возможных) последствий прокурор определяет меры реагирования, предусмотренные статьями 9.1, 23 - 25.1, 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ):
предостережение о недопустимости нарушения закона;
требование об изменении нормативного правового акта;
протест на противоречащий закону правовой акт;
представление об устранении нарушений федерального законодательства;
постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
обращение в суд с заявлением (вступление в дело) для защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства;
постановление о направлении материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Целью их применения являются предотвращение и пресечение правонарушений в области лесного хозяйства, привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности, возмещение вреда, причиненного окружающей среде и интересам государства, а также побуждение уполномоченных органов власти, должностных лиц и лесопользователей к корректировке сложившихся правоотношений и их приведение в соответствие с действующим законодательством.
Предостережение о недопустимости нарушения закона направляется прокурором или его заместителем в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.1999 N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" определено, что основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако с учетом правовой оценки конкретной ситуации предостережение должностному лицу может быть направлено одновременно наряду с другими мерами прокурорского реагирования.
Применению предостережений должна предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Обязательными условиями применения данной формы прокурорского реагирования являются строгий контроль исполнения требований, изложенных в предостережении, и применение к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренных законом мер ответственности.
Протест прокурора является действенной мерой реагирования, например, на изданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации правовые акты (устанавливающие незаконные запреты, исключающие некоторые обязанности и предоставляющие права, не предусмотренные федеральным законодательством и др.); на правовые акты органов местного самоуправления, наделяющие муниципальные учреждения и службы не свойственными им полномочиями, в том числе относящимися к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации; на незаконные правовые акты о назначении административных наказаний и др.
Протест приносится безотлагательно и подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.
В случае его отклонения необходимо рассматривать вопрос об обращении в пределах компетенции в суд с заявлением об оспаривании нормативного (ненормативного) правового акта уполномоченного органа, организации или их должностных лиц.
При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые его издали, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Представление прокурора вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Государственные органы и их должностные лица, руководители коммерческих и некоммерческих организаций обязаны в течение месяца принять меры по устранению допущенных правонарушений и обстоятельств, им способствовавших, и сообщить об их результатах прокурору в письменной форме.
Фактическое устранение нарушений должно находиться на контроле органов прокуратуры. Неисполнение законных требований прокурора, изложенных в представлении, является основанием для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ может быть вынесено прокурором при выявлении любого административного правонарушения. Вместе с тем согласно пункту 2.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.02.2015 N 78 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях" прокурорам следует учитывать, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
В частности, при анализе данных статистических отчетов, ЛесЕГАИС целесообразно одновременно проверять их достоверность, своевременность предоставления и в случае выявления нарушений инициировать привлечение виновных лиц к административной ответственности по статьям 8.28.1 (нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней), 19.7 (непредставление сведений (информации) либо 19.7.14 (непредставление сведений либо представление недостоверных сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) КоАП РФ.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор обращается с иском (заявлением) в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; обеспечивает участие в рассмотрении судами гражданских, административных и арбитражных дел, возбужденных как по искам (заявлениям) прокуроров, так и по делам, в которых прокурор вступил в процесс для дачи заключения, а также своевременно приносит представления на незаконные судебные акты.
В силу пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ прокурор уполномочен выносить мотивированное постановление о направлении материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Одновременно следует учитывать, что подготовке такого постановления должна предшествовать прокурорская проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования. В случае поступления в прокуратуру из контролирующего органа сообщения о преступлении, не требующего такой проверки, прокурор, руководствуясь требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2007 N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях", должен перенаправить его по подведомственности в соответствующий правоохранительный орган.
Недопустимы случаи, при которых постановления о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании фактически подменяют ранее поступившие сообщения о преступлениях, выявленных контролирующими органами.
При выборе форм реагирования следует руководствоваться приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 15.04.2021 N 198 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере", от 31.08.2023 N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", от 31.08.2023 N 581 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности", от 11.01.2021 N 2 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве", от 07.07.2017 N 473 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве", указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 04.08.2021 N 432/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования".
Перечень основных нормативных правовых актов, необходимых
для подготовки и проведения надзорных мероприятий
1. Лесной кодекс Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
5. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
6. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
7. Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель".
8. Федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве".
9. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
10. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
11. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
12. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
13. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
14. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 N 1151 "Об утверждении Положения о формировании и использовании федерального фонда семян лесных растений".
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов".
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 N 377 "Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы".
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 N 378 "Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации".
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 N 687 "Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах".
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства".
23. Постановление Правительства Российской Федерации 21.09.2020 N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения".
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах".
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)".
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1099 "О федеральном государственном надзоре в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними".
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.2021 N 1112 "Об утверждении Правил проведения административного обследования лесов".
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 N 2017 "Об утверждении требований к размещению и характеристикам складов древесины".
30. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2022 N 166 "О подготовке и утверждении плана проведения лесоустройства".
31. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров".
32. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года".
33. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 N 999-р "Об утверждении Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов".
34. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р "Об утверждении перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов".
35. Приказ Минприроды России от 23.06.2014 N 276 "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров".
36. Приказ Минприроды России от 05.04.2017 N 156 "Об утверждении Порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинга".
37. Приказ Минприроды России от 20.12.2017 N 692 "Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки и внесения в него изменений".
38. Приказ Минприроды России от 28.07.2020 N 494 "Об утверждении правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений".
39. Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 534 "Об утверждении Правил ухода за лесами".
40. Приказ Минприроды России от 05.08.2020 N 564 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов".
41. Приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 908 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности".
42. Приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 910 "Об утверждении Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования".
43. Приказ Минприроды России от 01.12.2020 N 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации".
44. Приказ Минприроды России от 12.08.2021 N 558 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях".
45. Приказ Минприроды России от 27.09.2021 N 686 "Об утверждении Порядка проведения государственной инвентаризации лесов".
46. Приказ Минприроды России от 15.12.2021 N 955 "Об утверждении Порядка и Нормативов осуществления лесной охраны".
47. Приказ Минприроды России от 15.12.2021 N 958 "Об утверждении Методических рекомендаций в форме типового Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов".
48. Приказ Минприроды России от 29.12.2021 N 1024 "Об утверждении Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления".
49. Приказ Минприроды России от 01.04.2022 N 244 "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров".
50. Приказ Минприроды России от 05.08.2022 N 510 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции".
51. Приказ Минсельхоза России N 901, Минприроды России N 926 от 27.12.2022 "Об утверждении типового положения о межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения".
52. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".
53. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2017 N 172 "О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".
54. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.04.2021 N 198 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере".
55. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 04.08.2021 N 432/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования".
56. Письмо Рослесхоза от 23.03.2022 N ИС-55-54/6687 "О создании лесничеств на землях населенных пунктов, занятых городскими лесами".