См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 27 сентября 2021 г. N 686

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЛЕСОВ

В соответствии с частью 5 статьи 90 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2021, N 27, ст. 5131), на основании подпункта 5.2.147 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586), приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения государственной инвентаризации лесов в соответствии с приложением к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 592 "Об утверждении Порядка проведения государственной инвентаризации лесов" (зарегистрирован Минюстом России 13 января 2017 г., регистрационный N 45233);

пункт 7 изменений, которые вносятся в отдельные нормативные правовые акты Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 100 (зарегистрирован Минюстом России 21 августа 2020 г., регистрационный N 59399).

Министр
А.А.КОЗЛОВ

Приложение
к приказу Минприроды России
от 27.09.2021 N 686

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЛЕСОВ

I. Общие положения

1. Порядок проведения государственной инвентаризации лесов (далее - Порядок, ГИЛ соответственно) разработан в соответствии с частью 5 статьи 90 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2021, N 27, ст. 5131) (далее - Лесной кодекс) и устанавливает правила проведения ГИЛ.

2. В соответствии с подпунктом 5.4.5 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5068), ГИЛ осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства, в том числе через подведомственные организации (далее - исполнитель работ), в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий.

3. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства участвуют в контроле за проведением ГИЛ, рассмотрении и приемке ее результатов.

4. В соответствии со статьей 90 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2021, N 27, ст. 5131) в рамках ГИЛ проводятся следующие мероприятия:

оценка состояния лесов, их количественных и качественных характеристик;

анализ качества проведения и результативности мероприятий по сохранению лесов;

анализ качества проведения и результативности мероприятий по использованию лесов и выявления воздействия неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате нарушений законодательства;

анализ, оценка и прогноз изменения состояния лесов в целях стратегического планирования в области лесного хозяйства.

5. ГИЛ предусматривает комплексное использование данных дистанционного зондирования Земли (далее - ДЗЗ) в сочетании с наземными методами. Перед проведением наземных работ по оценке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, анализа качества проведения и результативности мероприятий по сохранению лесов проводится необходимое техническое обучение исполнителей работ.

6. Планирование объемов и определение объектов работ по мероприятиям ГИЛ, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, осуществляются ежегодно в IV квартале года, предшествующего году проведения работ.

7. Использование при проведении ГИЛ информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр. 8220 - 8235; 2021, N 24, ст. 4188).

II. Оценка состояния лесов, их количественных
и качественных характеристик

8. Объектами работ по оценке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик являются леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий в границах субъектов Российской Федерации.

9. При проведении оценки, указанной в пункте 8 настоящего Порядка, объектами исследований являются участки леса, на которых каждые 10 лет (далее - цикл работ) проводятся полевые наблюдения с определением количественных и качественных характеристик лесов (далее - постоянные пробные площади, ППП), и участки леса, на которых определение количественных и качественных характеристик лесов проводится дистанционными методами с использованием данных ДЗЗ (далее - фотопробы).

Для установления взаимосвязи между характеристиками лесов, полученными по результатам полевых наблюдений (далее - таксационные характеристики), и характеристиками, полученными по данным ДЗЗ, на участках леса проводится наземная таксация.

10. Распределение ППП или фотопроб на территории лесов субъектов Российской Федерации осуществляется исполнителем работ в границах цифровой сети, состоящей из ячеек-шестиугольников (далее - гексагональная сеть).

11. Каждая ППП или фотопроба распределяется в границах гексагональной ячейки (гексагона) случайным образом.

Форма ППП представляет собой круг площадью 0,05 га.

Форма фотопробы представляет собой квадрат размером 2 x 2 км.

12. Критерием точности оценки количественных и качественных характеристик лесов является погрешность определения общего запаса древесины лесных насаждений, устанавливаемая по субъекту Российской Федерации или части субъекта Российской Федерации.

13. В зависимости от степени интенсивности использования лесов и ведения лесного хозяйства в субъектах Российской Федерации оценка количественных и качественных характеристик лесов осуществляется с учетом погрешности определения общего запаса древесины.

В зависимости от погрешности определения общего запаса древесины в лесах закладываются таксационно-дешифровочные участки (далее - ТДУ) или таксационно-дешифровочные полигоны (далее - ТДП).

14. Расчет необходимого количества ППП или фотопроб выполняется с использованием математических зависимостей при уровне доверительной вероятности 68% и основывается на погрешности определения общего запаса древесины, дисперсии запасов древесины и их совместного варьирования методами имитационного моделирования.

В случае наличия локальной территории, имеющей неразвитую дорожно-транспортную сеть, или имеющей факторы, связанные с опасностью для здоровья человека (далее - локально труднодоступная территория) в пределах субъекта (части субъекта) Российской Федерации, расчетный размер стороны гексагона для данной локальной территории может быть кратно увеличен.

15. Работы по оценке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик включают:

а) отбор необходимого количества ППП предыдущего цикла работ для проведения повторных наблюдений с определением изменений характеристик и установлением тенденций изменения состояния лесов. Периодичность повторных наблюдений зависит от погрешности определения общего запаса древесины;

б) оконтуривание при дешифрировании данных ДЗЗ границ территорий, занятых лесной и кустарниковой растительностью (далее - лесная площадь);

в) разделение (классификация) по материалам ДЗЗ лесной площади путем группировки по однородным количественным и качественным характеристикам лесов в зависимости от разнообразия ландшафтов, количества древесных и кустарниковых пород, их возраста;

г) определение местоположения (координат) ППП и ТДУ, а также фотопроб и ТДП для текущего цикла работ;

д) закладка ППП, ТДУ и ТДП в течение вегетационного периода с проведением на них исследований и измерений количественных и качественных характеристик лесов методом натурного обследования инструментальным и глазомерно-измерительным способами;

е) камеральное дешифрирование фотопроб;

ж) проведение выборочных натурных измерений основных таксационных характеристик насаждений методом наземной таксации на ТДП, размещенных на территории не менее чем 10% фотопроб, отобранных случайным способом из общего количества фотопроб, с последующим определением корреляционных зависимостей между наземными и дешифровочными характеристиками лесов и статистической оценкой погрешностей их дистанционного определения;

з) корректировка разделения характеристик лесов, выделенных в процессе дешифрирования на фотопробе, на основании информации, полученной с ТДП;

и) классификация лесной площади по материалам ДЗЗ и верификация данных ДЗЗ с учетом характеристик насаждений, полученных на ППП, ТДУ, фотопробах, в том числе ТДП, с визуализацией пространственной информации о количественных и качественных характеристиках лесов с последующим ее представлением на картах-схемах (далее - картографирование лесов);

к) комплексная статистическая обработка данных, анализ, систематизация и обобщение результатов, подготовка ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации по результатам работ, содержащих в том числе паспорта ППП, фотопроб и карточки таксации ТДУ, ТДП с приложением соответствующих аналитических записок по субъектам Российской Федерации и Российской Федерации в целом.

16. Длительность одного цикла работ в Российской Федерации составляет 10 лет. Длительность проведения работ на территории субъекта Российской Федерации не должна превышать 5 лет в течение одного цикла работ.

17. Планирование объектов и объемов работ в течение цикла работ проводится с учетом давности закладки ППП в субъекте Российской Федерации в предыдущем цикле работ. Картографическая информация о площади лесов Российской Федерации, актуализированная по состоянию на предыдущий год на основе результатов обработки актуальных спутниковых данных ДЗЗ, формируется ежегодно в течение цикла работ.

18. Закладка ППП или размещение фотопроб на землях, расположенных в пограничной зоне, осуществляются в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы Российской Федерации или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности - на основании разрешения, а в остальной части пограничной зоны - с уведомлением пограничных органов <1>.

--------------------------------

<1> Статья 18 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3418).

19. На ППП измеряются и определяются количественные и качественные характеристики лесов, производится фотофиксация ППП.

20. Технической основой работ являются материалы ДЗЗ, данные, полученные с ППП и фотопроб, позволяющие определить количественные и качественные характеристики лесов.

21. При проведении работ по оценке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик предусматривается сплошное картографирование лесов Российской Федерации с определением их основных количественных и качественных характеристик, с созданием набора соответствующих референсных карт-схем. Для картографирования лесов и определения их характеристик используются методы автоматизированной обработки данных ДЗЗ в сочетании с моделями хода роста лесных насаждений и информацией, полученной на ППП, ТДУ и фотопробах. Используемые для картографирования и определения характеристик лесов данные ДЗЗ включают в себя спутниковые изображения различного разрешения, в том числе:

а) спутниковые изображения пространственного разрешения до 300 м/пиксель, обеспечивающие полное ежедневное покрытие всей территории Российской Федерации, в том числе архивные данные за предшествующий период продолжительностью не менее 10 лет;

б) спутниковые изображения пространственного разрешения до 30 м/пиксель, обеспечивающие полное ежемесячное покрытие всей территории Российской Федерации, в том числе архивные данные за предшествующий период продолжительностью не менее 5 лет.

22. В целях оценки состояния лесов, их количественных и качественных характеристик субъектов Российской Федерации дистанционными способами используются данные ДЗЗ с пространственным разрешением не хуже 30 м/пиксель и давностью съемки не более 3-х лет от года проведения работ на ППП или года дешифрирования фотопроб.

23. Архив данных ДЗЗ должен включать в себя весь использованный при проведении работ набор спутниковых изображений.

24. Оценка состояния лесов, их количественных и качественных характеристик дистанционным методом проводится на основе классификации лесной площади по данным ДЗЗ с выделением насаждений, различающихся породно-возрастной структурой и продуктивностью.

25. На ТДУ, расположенных в границах гексагонов в местах закладки ППП, закладываются круговые реласкопические площадки или круговые перечетные площадки постоянного радиуса с фиксацией их координат и определяются средние значения лесотаксационных показателей в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. N 122 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2018 г., регистрационный N 50859), с изменениями, внесенными приказами Минприроды России от 6 февраля 2020 г. N 51 (зарегистрирован Минюстом России 8 апреля 2020 г., регистрационный N 58023), от 12 мая 2020 г. N 270 (зарегистрирован Минюстом России 6 ноября 2020 г., регистрационный N 60780) (далее - приказ N 122), с занесением данных перечета деревьев в карточку таксации, рекомендуемый образец которой приведен в приложении 1 к Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом N 122.

С использованием выявленных зависимостей и связей между таксационными характеристиками ТДУ и ТДП и дешифровочными характеристиками производится классификация лесной площади по данным ДЗЗ (обучаемая классификация лесной площади).

26. В целях дешифрирования и оценки количественных и качественных характеристик лесов в границах фотопроб используются данные ДЗЗ, в том числе аэрофотосъемки или съемки с беспилотного воздушного судна (далее - БВС) с пространственным разрешением не хуже 2,5 м/пиксель и давностью съемки не более 3-х лет от года дешифрирования фотопроб. В случае отсутствия полного покрытия данными ДЗЗ требуемой территории, давность данных ДЗЗ может быть увеличена.

III. Анализ качества проведения и результативности
мероприятий по сохранению лесов

27. Объектами работ по анализу качества проведения и результативности мероприятий по сохранению лесов (далее - анализ мероприятий) являются лесничества, расположенные на землях лесного фонда.

28. Определение субъектов Российской Федерации для ежегодного анализа мероприятий осуществляется с учетом:

плановых проверок исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2021, N 24, ст. 4188) полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемых Федеральным агентством лесного хозяйства;

результатов оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса полномочий Российской Федерации в области лесных отношений;

итогов работ по анализу мероприятий предыдущего года.

29. Анализу мероприятий подлежат не менее 10% лесничеств каждого из субъектов Российской Федерации, включенных в план работ.

В лесничествах, включенных в план проведения работ по анализу мероприятий предшествующего года, с самой высокой долей лесных участков с выявленными нарушениями лесоводственных требований, установленных разделом 3 приложения 2 к приказу Минприроды России от 27 июня 2016 г. N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2016 г., регистрационный N 45040) и лесным законодательством, оценивается качество устранения органами государственной власти субъектов Российской Федерации выявленных нарушений в объеме не менее 20% от количества лесных участков с устраненными нарушениями.

30. Анализу мероприятий подлежат лесохозяйственные мероприятия в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 6 августа 2019 г. N 529 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2020 г., регистрационный N 57558), а также отнесение земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса <2>, рубки лесных насаждений в соответствии с частью 2 статьи 16 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2015, N 27, ст. 3997).

--------------------------------

<2> Часть 1 статьи 64.1 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 30, ст. 4547).

31. Анализ мероприятий проводится наземным способом путем натурного обследования лесных участков (лесотаксационных выделов, их частей или совокупности лесотаксационных выделов) с возможностью применения материалов ДЗЗ (в том числе аэрофотосъемки или съемки с помощью БВС).

32. При анализе мероприятий выполняются:

а) получение (по запросу Федерального агентства лесного хозяйства, территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства или исполнителя работ по анализу мероприятий) и анализ исходных данных, в том числе полученных из государственных информационных систем, официальных сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на лесничество (лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, договоры аренды лесных участков, договоры безвозмездного пользования лесными участками, решения о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесных участков, соглашения об установлении сервитута или осуществлении публичного сервитута, договоры купли-продажи лесных насаждений, проекты освоения лесов, лесные декларации, технологические карты лесосечных работ, материалы отвода и таксации лесосек, отчеты об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, проекты лесовосстановления, проекты лесоразведения, проекты ухода за лесами, акты лесопатологического обследования, информация о выполнении мероприятий по сохранению лесов в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2021, N 24, ст. 4188), данные статистической отчетности);

б) отбор лесных участков для натурного обследования методом случайной выборки в границах лесничества по лесохозяйственным мероприятиям;

в) натурное обследование лесных участков, в которых были выполнены мероприятия по сохранению лесов в течение года, предшествующего году обследования, а также лесных участков с устраненными нарушениями лесоводственных требований и требований лесного законодательства по результатам анализа мероприятий, обследованных в предыдущем году;

г) анализ мероприятий на их соответствие лесоводственным требованиям и лесному законодательству с оформлением результатов натурного обследования лесного участка и фотофиксацией лесных участков;

д) еженедельное направление информации о выявленных нарушениях лесоводственных требований и лесного законодательства в органы государственной власти субъектов Российской Федерации с целью организации соответствующих проверочных мероприятий, в том числе в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны);

е) комплексная обработка данных, анализ и обобщение результатов, анализ результативности выполнения мероприятий по сохранению лесов, подготовка по результатам работ ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации.

33. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства в случаях несогласия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с результатами натурного обследования проводят натурные проверки на соответствующих лесных участках в объеме не менее 50% лесных участков, по которым имеются несогласия.

34. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по результатам анализа мероприятий обязаны устранить выявленные нарушения лесоводственных требований и лесного законодательства, в том числе в полевых условиях, с внесением необходимых изменений в виде документированной информации в государственный лесной реестр (далее - ГЛР).

35. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства осуществляют контроль за предоставлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации информации об устранении нарушений лесоводственных требований и лесного законодательства, выявленных по результатам анализа мероприятий, в соответствии с Порядком осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденным приказом Минприроды России от 3 июля 2019 г. N 434 (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2019 г., регистрационный N 56791), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 10 декабря 2020 г. N 1042 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2020 г., регистрационный N 61987).

36. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по результатам анализа мероприятий в случае выявления нарушений лесоводственных требований и требований лесного законодательства принимают меры реагирования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5528).

IV. Анализ качества проведения и результативности
мероприятий по использованию лесов и выявления воздействия
неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате
нарушения законодательства

37. Анализ качества проведения и результативности мероприятий по использованию лесов и выявления воздействия неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате нарушения законодательства (далее - дистанционный мониторинг использования лесов) проводится с использованием методов дистанционного зондирования.

Объектами дистанционного мониторинга использования лесов, при котором осуществляется ежемесячное (непрерывный дистанционный мониторинг) или ежегодное (дистанционный мониторинг) слежение за состоянием использования лесов в целях выявления признаков нарушений лесного законодательства в течение года выполнения работ, являются лесничества (участковые лесничества), расположенные на землях лесного фонда.

38. При дистанционном мониторинге (непрерывном дистанционном мониторинге) учету подлежат лесные участки, предоставленные в пользование для видов использования лесов, определенных статьями 29, 29.1, 43 - 46 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464; 2021, N 27, ст. 5129, ст. 5131, ст. 5132), а также рубки лесных насаждений в соответствии со статьей 16 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2015, N 27, ст. 3997).

39. Определение субъектов Российской Федерации и лесничеств (участковых лесничеств) для проведения работ по дистанционному мониторингу (непрерывному дистанционному мониторингу) проводится с учетом оценки возможности возникновения нарушений лесного законодательства, основанной на анализе показателей уровня использования лесов, имеющейся ресурсной базы древесины, перспективной к заготовке, транспортной доступности, наличия путей сбыта, а также информации о нарушениях лесного законодательства, выявленных в прошлые годы (далее - риск-ориентированный подход).

Работы проводятся преимущественно в многолесных районах с интенсивным уровнем использования лесов, большими объемами заготовки и переработки древесины, высокой долей арендованных лесных участков для видов использования лесов, определенных статьями 29, 29.1, 43 - 46 Лесного кодекса, и где были выявлены факты незаконных рубок лесных насаждений в предыдущие годы, в том числе по материалам дистанционного мониторинга (непрерывного дистанционного мониторинга).

40. Работы по дистанционному мониторингу (непрерывному дистанционному мониторингу) проводятся на лесных участках или их частях, где использование лесов осуществлялось в течение текущего и предыдущего годов.

41. Работы по дистанционному мониторингу (непрерывному дистанционному мониторингу) включают:

а) получение (по запросам Федерального агентства лесного хозяйства, территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства, исполнителя работ) от органов государственной власти субъектов Российской Федерации материалов последнего лесоустройства, государственного лесного реестра, данных о выявленных случаях незаконных рубок лесных насаждений, сведений из отраслевой отчетности, от подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства организаций информации о пожарах, ветровалах, иных неблагоприятных природных факторах негативного воздействия на леса;

б) актуализацию дорожно-транспортной сети, гидрографической сети и границ категорий защитных лесов в отношении лесничеств (участковых лесничеств) по материалам последнего лесоустройства и данным ГЛР;

в) получение и обработку материалов ДЗЗ (в том числе аэрофотосъемки или БВС) с пространственным разрешением не хуже 15 м/пиксель, полученных по результатам съемки, проведенной в течение текущего года и не позднее двух предыдущих лет;

г) совмещение ортотрансформированных данных ДЗЗ и векторной информации о лесничестве (участковом лесничестве), анализ данных ДЗЗ, полученных на одну и ту же территорию в разные периоды времени (далее - разновременные данные ДЗЗ);

д) получение, обработку и анализ информации из единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (далее - ЛесЕГАИС) об использовании лесов по данным государственных контрактов, государственных заданий, отчетов об использовании лесов, договоров купли-продажи лесных насаждений, лесных деклараций, договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного пользования лесными участками, решений о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесных участков, иных материалов, запрашиваемых исполнителем работ у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

е) контурно-аналитическое дешифрирование материалов ДЗЗ, в том числе методами автоматизированной обработки с последующей векторизацией границ лесных участков, где осуществлялось использование лесов, а также имелось воздействие неблагоприятных природных факторов на леса, вычисление площадей отдешифрированных лесных участков, верификация с информацией из ЛесЕГАИС с целью выявления и определения признаков нарушений лесного законодательства;

ж) направление в течение трех рабочих дней с даты дешифрирования информации о выявленных признаках нарушений лесного законодательства (карточек дешифрирования мест использования лесов, ведомостей выявленных признаков нарушений) в соответствующие территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства и органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

з) верификацию в натуре результатов дешифрирования (по требующим проверки в полевых условиях) по всем лесным участкам, по которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации не согласны с результатами дистанционного мониторинга (непрерывного дистанционного мониторинга), с опознаванием на местности и проведением инструментальной съемки границ лесного участка и определением его площади;

и) анализ и обобщение результатов, подготовку по результатам работ ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации.

42. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации проводят документарные и натурные проверки выявленных признаков нарушений лесного законодательства, в том числе по фактам непредоставления, несвоевременного предоставления или предоставления недостоверной информации в ЛесЕГАИС, по результатам дистанционного мониторинга (непрерывного дистанционного мониторинга) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)".

43. В случае несогласия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с результатами дешифрирования материалов ДЗЗ назначается натурное обследование. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнителя работ проводят натурное обследование не менее 50% лесных участков по дистанционному мониторингу и всех лесных участков по непрерывному дистанционному мониторингу в каждом субъекте Российской Федерации.

44. В случаях непринятия мер реагирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации на выявляемые дистанционным мониторингом (непрерывным дистанционным мониторингом) признаки нарушений лесного законодательства или предоставления недостоверной информации о неподтверждении результатов дистанционного мониторинга (непрерывного дистанционного мониторинга) территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства действуют в соответствии с полномочиями, установленными Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства, утвержденным приказом Минприроды России от 30 января 2015 г. N 38 (зарегистрирован Минюстом России 6 мая 2015 г., регистрационный N 37149), с изменениями, внесенными приказами Минприроды России от 19 октября 2016 г. N 540 (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2016 г., регистрационный N 45024), от 12 декабря 2017 г. N 660 (зарегистрирован Минюстом России 12 января 2018 г., регистрационный N 49623), от 10 декабря 2020 г. N 1047 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2020 г., регистрационный N 61920), в том числе, направляют материалы в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

V. Анализ, оценка и прогноз изменения состояния
лесов в целях стратегического планирования в области
лесного хозяйства

45. По итогам завершения работ по закладке ППП и размещению фотопроб в субъекте Российской Федерации, Российской Федерации в целом, в текущем цикле работ подготавливаются соответствующие аналитические обзоры о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках с приложением картографических материалов, в том числе краткие аналитические обзоры, для размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

46. Краткие аналитические обзоры о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках по субъектам Российской Федерации и Российской Федерации в целом размещаются Федеральным агентством лесного хозяйства на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в I полугодии года, следующего за годом их разработки.

47. Информация, полученная в ходе осуществления оценки состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, используется в целях стратегического планирования в области лесного хозяйства.

VI. Информационное обеспечение государственной
инвентаризации лесов

48. Копии аналитических обзоров о состоянии лесов, количественных и качественных характеристиках лесов, ежегодных отчетов о мероприятиях ГИЛ по субъектам Российской Федерации направляются Федеральным агентством лесного хозяйства (территориальными органами Федерального агентства лесного хозяйства, исполнителем работ) в органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

49. Созданные при проведении ГИЛ пространственные данные и картографические материалы подлежат включению в ведомственный фонд пространственных данных Федерального агентства лесного хозяйства, созданный в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 51).

50. Результаты ГИЛ используются для внесения документированной информации в ГЛР, при внесении изменений в лесные планы субъектов Российской Федерации, проведении лесоустройства, государственного лесопатологического мониторинга, государственного мониторинга воспроизводства лесов, при осуществлении контроля за эффективностью и качеством исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, при осмотре мест рубок и выявлении нарушений лесного законодательства, при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Сведения ГИЛ, полученные в ходе осуществления ГИЛ, используются для оценки достоверности сведений о незаконных рубках <3>, предоставляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

--------------------------------

<3> Часть 2 статьи 90.1 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2021, N 6, ст. 958).

51. Результаты ГИЛ являются достоверным источником получения информации об актуальных объемах поглощения парниковых газов лесами Российской Федерации и используются при подготовке Национального доклада о кадастре выбросов и абсорбции парниковых газов и национальных сообщений в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата и Киотским протоколом, который представляется Российской Федерацией во исполнение своих обязательств по Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 46, ст. 5204), ратифицированной Федеральным законом от 4 ноября 1994 г. N 34-ФЗ "О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 28, ст. 2927).

52. Получение и обработка результатов ГИЛ проводится с использованием специализированных, в том числе отраслевых, геоинформационных систем.

53. Учет, архивация, систематизация, хранение, использование и предоставление информации, полученной в результате ГИЛ, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2021, N 27, ст. 5183) и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

54. Формирование, учет, комплектование, архивация, хранение, ведение и актуализация документированной информации, полученной по результатам ГИЛ, ГИЛ всех предыдущих лет, обеспечивается федеральным государственным учреждением, подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, обеспечивающим проведение мероприятий ГИЛ, на постоянной основе в специально оборудованных местах, исключающих ее утрату, посредством ведения номенклатуры дел в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области