См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 27 октября 2014 г. N 1361

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
54.02.03 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ
И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2010 г. N 730 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 072709 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 августа 2010 г., регистрационный N 18059).

Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 27 октября 2014 г. N 1361

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
54.02.03 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ
И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.

При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.

3.2. Сроки получения СПО по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
Наименование квалификации базовой подготовки
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1>
среднее общее образование
Художник-технолог
2 года 10 месяцев
основное общее образование
3 года 10 месяцев <2>

--------------------------------

<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.

<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

3.2. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.

Сроки получения СПО по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.

Таблица 2

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
Наименование квалификации углубленной подготовки
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения <1>
среднее общее образование
Художник-технолог
3 года 10 месяцев
основное общее образование
4 года 10 месяцев <2>

--------------------------------

<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.

<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.

3.4. При приеме на обучение по ППССЗ, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263.

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает творческие задания, позволяющие определить уровень подготовленности поступающих в области рисунка, живописи.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: художественно-графическое оформление текстильных материалов и швейных изделий.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

текстильные изделия, выпускаемые на фабриках или текстильных предприятиях, а также выполненные вручную в условиях художественных мастерских;

технологические процессы художественного оформления текстильных изделий на предприятиях и в организациях текстильной и легкой промышленности;

нормативная техническая документация;

первичные трудовые коллективы.

4.3. Художник-технолог (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения.

4.3.2. Разработка изделий текстильной и легкой промышленности с применением современных способов художественного оформления.

4.3.3. Техническое исполнение оформления изделий с учетом технологических параметров.

4.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

4.3.2. Художник-технолог (углубленной подготовки) готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения.

4.3.2. Разработка изделий текстильной и легкой промышленности с применением современных способов художественного оформления.

4.3.3. Техническое исполнение оформления изделий с учетом технологических параметров.

4.3.4. Авторская разработка художественных изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

5.1. Художник-технолог (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

5.2. Художник-технолог (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения.

ПК 1.1. Планировать работу коллектива исполнителей.

ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение технологической дисциплины, промышленной безопасности и охраны труда, противопожарной защиты на производственном участке.

ПК 1.3. Обучать персонал правилам безопасного выполнения работ.

5.2.2. Разработка изделий текстильной и легкой промышленности с применением современных способов художественного оформления.

ПК 2.1. Использовать отечественный и зарубежный опыт в области художественного оформления изделий текстильной и легкой промышленности.

ПК 2.2. Разрабатывать эскизы оформления промышленных и эксклюзивных образцов товаров.

ПК 2.3. Разрабатывать кроки новых рисунков в соответствии с модой и художественными направлениями в оформлении тканей, новые приемы колорирования, новые гаммы цветов, создаваемых красителями различных марок.

ПК 2.4. Применять законы построения текстильных композиций в разработке проектов оформления тканей и других изделий текстильной промышленности.

ПК 2.5. Применять средства компьютерной графики в работе над эскизами текстильных изделий.

5.2.3. Техническое исполнение оформления изделий с учетом технологических параметров.

ПК 3.1. Выбирать колористические решения при разработке художественных проектов.

ПК 3.2. Выбирать способ гравирования, ширины валов, последовательности кладки валов (при многовальных рисунках), способы изготовления шаблонов.

ПК 3.3. Выбирать прогрессивные способы крашения и печатания, применяемые красители.

ПК 3.4. Выполнять технологические операции, связанные с реализацией художественного проекта.

ПК 3.5. Анализировать причины возникновения браков выпускаемой продукции и разработка мероприятий по их предупреждению и устранению.

ПК 3.6. Участвовать в разработке прогрессивных ресурсосберегающих технологических процессов.

5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

5.3. Художник-технолог (углубленной подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

5.4. Художник-технолог (углубленной подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.4.1. Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения.

ПК 1.1. Планировать работу коллектива исполнителей.

ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение технологической дисциплины, промышленной безопасности и охраны труда, противопожарной защиты на производственном участке.

ПК 1.3. Обучать персонал правилам безопасного выполнения работ.

ПК 1.4. Контролировать выполнение производственных заданий на предмет соответствия требованиям стандартизации и сертификации.

5.4.2. Разработка изделий текстильной и легкой промышленности с применением современных способов художественного оформления.

ПК 2.1. Использовать отечественный и зарубежный опыт в области художественного оформления изделий текстильной и легкой промышленности.

ПК 2.2. Разрабатывать эскизы оформления промышленных и эксклюзивных образцов товаров.

ПК 2.3. Разрабатывать кроки новых рисунков в соответствии с модой и художественными направлениями в оформлении тканей; разрабатывать новые приемы колорирования, новые гаммы цветов, создаваемых красителями различных марок.

ПК 2.4. Применять законы построения текстильных композиций в разработке проектов оформления тканей и других изделий текстильной промышленности.

ПК 2.5. Применять средства компьютерной графики в работе над эскизами текстильных изделий.

ПК 2.6. Применять материалы с учетом их формообразующих, художественных и образно-эстетических свойств.

5.4.3. Техническое исполнение оформления изделий с учетом технологических параметров.

ПК 3.1. Выбирать колористические решения при разработке художественных проектов.

ПК 3.2. Выбирать способ гравирования, ширины валов, последовательности кладки валов (при многовальных рисунках), способы изготовления шаблонов.

ПК 3.3. Выбирать прогрессивные способы крашения и печатания, применяемые красители.

ПК 3.4. Выполнять технологические операции, связанные с реализацией художественного проекта.

ПК 3.5. Анализировать причины возникновения браков выпускаемой продукции и разработка мероприятий по их предупреждению и устранению.

ПК 3.6. Контролировать выполнение производственных заданий в соответствии с технологической картой.

ПК 3.7. Участвовать в разработке прогрессивных ресурсосберегающих технологических процессов.

5.4.4. Авторская разработка художественных изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

ПК 4.1. Выбирать методы и способы решения художественных и производственных задач.

ПК 4.2. Выполнять эскизы, кроки, проекты оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.

ПК 4.3. Выполнять произведения живописи и станковой графики.

ПК 4.4. Осуществлять авторский контроль выполнения реализации проекта.

ПК 4.5. Организовывать коммерческую деятельность, владеть методами расчета экономической эффективности производства товаров.

5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 3

Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки

Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В том числе часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплины, междисциплинарного курса (МДК)
Код формируемой компетенции
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
3402
2268
ОГСЭ.00
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
564
376
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
48
ОГСЭ.01. Основы философии
ОК 1, 3 - 8
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
48
ОГСЭ.02. История
ОК 1, 3, 4, 6, 8
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
140
ОГСЭ.03. Иностранный язык
ОК 4 - 6, 8, 9
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
280
140
ОГСЭ.04. Физическая культура
ОК 2 - 4, 6, 8
ЕН.00
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
216
144
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
применять математические методы для решения профессиональных задач;
использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях;
знать:
основные понятия и методы математического синтеза и анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;
ЕН.01. Математика
ОК 2 - 9
ПК 1.3, 2.5
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных компьютеров;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
об основных этапах решения задач с помощью информационно-коммуникативных технологий (далее - ИКТ), методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
о программном и аппаратном обеспечении ИКТ, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
ЕН.02. Информатика
ОК 2 - 9
ПК 1.3, 2.5
уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
знать:
принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории.
ЕН.03. Экологические основы природопользования
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3
П.00
Профессиональный учебный цикл
2622
1748
ОП.00
Общепрофессиональный учебный цикл
726
484
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
распознавать и классифицировать волокна по внешнему виду, происхождению, свойствам;
знать:
классификацию и получение текстильных волокон;
ассортимент, свойства текстильных материалов и их влияние на режимы технологических процессов отделочного производства
ОП.01. Материаловедение
ОК 1 - 9
ПК 2.1, 2.3, 3.3 - 3.5
уметь:
применять синтез цветов текстильной промышленности;
знать:
физические основы учения о цвете;
взаимодействие света с веществами;
основные свойства цветов;
физиологические основы учения о цвете;
восприятие цветов;
виды контрастов; значение контраста цветов в художественном проектировании ткани;
пространственные свойства цветов, гармонию цветов;
ОП.02. Цветоведение
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.5
уметь:
выполнять рисунки различных предметов, архитектурных деталей с учетом линейной и воздушной перспективы;
оформлять выполненные проекты шрифтовыми надписями, применять графические средства и материалы в разработке художественных эскизов;
знать:
принципы и правила перспективного изображения предметов;
законы шрифтовых гарнитур и их художественную выразительность;
возможности и средства художественной графики;
ОП.03. Перспектива, шрифтовая и художественная графика
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.5
уметь:
выполнять зарисовки образцов изучаемых тканей и костюмов;
использовать стилевые характеристики в искусстве различных эпох при разработке художественных проектов;
знать:
западноевропейское изобразительное искусство, искусство Древнего мира, искусство средних веков, искусство Западной Европы;
искусство и костюмы России, народов Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и Балтии;
зарубежные ткани, русские ткани, народные ткани стран Балтии и СНГ;
ОП.04. История изобразительного и прикладного искусства
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.5
уметь:
выполнять схематические зарисовки различных частей тела человека, определять положение костей в теле человека по выступам костной поверхности, применять на практике конструктивные схемы и измерительные точки в изображении фигуры человека;
использовать анатомические термины при описании определенных костей и мышц, уметь выполнять рисунок фигуры человека схемой и свободно применять на практике знания о пропорциях человеческого тела и головы человека;
знать:
анатомические термины, строение скелета человека, виды и строение основных суставов, формы и функции костей и мышц, основные пластические точки и пропорции человеческого тела;
объемно-пространственную форму тела человека, основные опорные точки человеческой фигуры, о центре тяжести и равновесии;
методику изображения пластических форм человеческого тела;
ОП.05. Основы пластической анатомии
ОК 1 - 9
ПК 1.1,
3.1 - 3.2
уметь:
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
находить и использовать экономическую информацию;
решать в рамках изученного материала практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации в различных сферах деятельности человека;
знать:
общие положения экономической теории;
основы микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике России; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
методику разработки бизнес-плана;
основы организации работы коллектива исполнителей;
принципы делового общения в коллективе;
информационные технологии в сфере управления производством;
ОП.06. Экономика организации
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.5
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
68
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 3.6
ПМ.00
Профессиональные модули
1896
1264
ПМ.01
Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации труда в производственном подразделении;
планирования работы коллектива исполнителей;
осуществления контроля выполнения производственных заданий;
обеспечения соблюдения технологической дисциплины;
обеспечения безопасности и охраны труда;
уметь:
проводить обучение персонала правилам безопасного выполнения работ;
проводить инструктаж по технике безопасности и охране труда;
оформлять технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
использовать необходимые нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
знать:
основные задачи и направления производственного подразделения;
квалификационные требования;
требования по технике безопасности и охране труда;
организацию производственного и технологического процессов;
функции, виды и психологию менеджмента;
принципы делового общения в коллективе;
информационные технологии в сфере управления производством;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные положения Конституции Российской Федерации;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности
МДК.01.01. Основы организации труда в производственном подразделении
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3
ПМ.02
Разработка изделий текстильной и легкой промышленности с применением современных способов художественного оформления
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
использования отечественного и зарубежного опыта в области художественного оформления изделий текстильной и легкой промышленности;
разработки эскизов оформления промышленных и эксклюзивных образцов товаров;
разработки кроков новых рисунков в соответствии с модой и художественными направлениями оформления тканей;
разработки новых приемов колорирования, новых гамм цветов, создаваемых красителями различных марок;
применения законов построения текстильных композиций в разработке проектов оформления тканей и других изделий текстильной промышленности;
применения средств компьютерной графики в работе над эскизами текстильных изделий;
уметь:
разрабатывать эскизы художественного проекта оформления изделий;
применять законы построения композиций печатного рисунка при изготовлении изделий текстильной и легкой промышленности;
применять живописные приемы при осуществлении художественных проектов по оформлению изделий;
применять законы цветовых гармоний при оформлении изделий текстильной и легкой промышленности;
использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
выполнять рисунки различных предметов, архитектурных деталей с учетом линейной и воздушной перспективы;
оформлять выполненные проекты шрифтовыми надписями;
применять графические средства и материалы в разработке художественных эскизов;
знать:
технологическую последовательность художественного оформления изделий;
разнообразные приемы художественного оформления изделий текстильной и легкой промышленности;
методы работы над композицией;
принципы гармонизации цветов в художественном оформлении ткани;
состав, функции и возможности использования информационных технологий;
принципы и правила перспективного изображения предметов, законы шрифтовых гарнитур и их художественную выразительность, возможности и средства художественной графики
МДК.02.01. Оформление изделий текстильной и легкой промышленности
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.6
ПМ.03
Техническое исполнение оформления изделий с учетом технологических параметров
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выбора колористических решений при разработке художественных проектов;
выбора способов гравирования, ширины валов, последовательности кладки валов (при многовальных рисунках), способов изготовления шаблонов;
выполнения технологических операций, связанных с реализацией художественного проекта;
проведения анализа причин возникновения браков выпускаемой продукции и разработке мероприятий по их предупреждению и устранению;
работы с технологической документацией и справочной литературой;
выбора оптимальных технологических процессов согласно ассортименту и назначению тканей;
оценивания соответствия технологии и оборудования производственному заданию;
уметь:
использовать декоративные и технические приемы выполнения текстильного рисунка;
применять красители при разработке многоцветных рисунков;
выбирать способ отделки текстильных материалов и изделий;
осуществлять контроль технологических процессов отделки;
составлять смесовые рецепты красителей в крашении и печатании;
знать:
общие вопросы теории химического строения органических веществ;
характеристики красителей и их применение;
способы, рецептуры и режимы крашения текстильных материалов, применяемое оборудование;
технологические процессы печатания текстильных материалов;
пороки, возникающие в процессе отделки текстильных материалов, способы их предупреждения и устранения;
приемы колористического оформления текстильных материалов в зависимости от их структуры и назначения
МДК.03.01. Технология колорирования текстильных изделий
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.6
ПМ.04
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
1458
972
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
4860
3240
УП.00
Учебная практика
17 нед.
612
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.5,
3.1 - 3.6
ПП.00
Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
ПА.00
Промежуточная аттестация
5 нед.
ГИА.00
Государственная итоговая аттестация
8 нед.
ГИА.01
Подготовка выпускной квалификационной работы
6 нед.
ГИА.02
Защита выпускной квалификационной работы
1 нед.
ГИА.03
Государственный экзамен
1 нед.

Таблица 4

Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам
90 нед.
Учебная практика
12 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
5 нед.
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
Промежуточная аттестация
5 нед.
Государственная итоговая аттестация
8 нед.
Каникулы
23 нед.
Итого
147 нед.

Таблица 5

Структура программы подготовки специалистов среднего звена
углубленной подготовки

Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В том числе часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплины, междисциплинарного курса (МДК)
Код формируемой компетенции
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
4536
3024
ОГСЭ.00
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
930
620
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
48
ОГСЭ.01. Основы философии
ОК 1, 3 - 8
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
48
ОГСЭ.02. История
ОК 1, 3, 4, 6, 8
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
48
ОГСЭ.03. Психология общения
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
238
ОГСЭ.04. Иностранный язык
ОК 4 - 6, 8, 9
ПК 1.1 - 1.4
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
476
238
ОГСЭ.05. Физическая культура
ОК 2 - 4, 6, 8
ЕН.00
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
216
144
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
применять математические методы для решения профессиональных задач;
использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях;
знать:
основные понятия и методы математического синтеза и анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;
ЕН.01. Математика
ОК 2 - 9
ПК 1.3, 2.5
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных компьютеров;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
основные этапы решения задач с помощью ИКТ, методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
о программном и аппаратном обеспечении ИКТ, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
ЕН.02. Информатика
ОК 2 - 9
ПК 1.3, 2.5
уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
знать:
принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории.
ЕН.03. Экологические основы природопользования
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3
П.00
Профессиональный учебный цикл
3390
2260
ОП.00
Общепрофессиональные дисциплины
756
504
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
распознавать и классифицировать волокна по внешнему виду, происхождению, свойствам;
знать:
классификацию и получение текстильных волокон;
ассортимент, свойства текстильных материалов и их влияние на режимы технологических процессов отделочного производства;
ОП.01. Материаловедение
ОК 1 - 9
ПК 2.1, 2.3, 3.3 - 3.5, 4.1, 4.2, 4.4
уметь:
применять синтез цветов текстильной промышленности;
знать:
физические основы учения о цвете;
взаимодействие света с веществами;
основные свойства цветов;
физиологические основы учения о цвете;
восприятие цветов;
виды контрастов;
значение контраста цветов в художественном проектировании ткани;
пространственные свойства цветов, гармонию цветов;
ОП.02. Цветоведение
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.5
уметь:
выполнять рисунки различных предметов, архитектурных деталей с учетом линейной и воздушной перспективы;
оформлять выполненные проекты шрифтовыми надписями;
применять графические средства и материалы в разработке художественных эскизов;
знать:
принципы и правила перспективного изображения предметов;
законы шрифтовых гарнитур и их художественную выразительность;
возможности и средства художественной графики;
ОП.03. Перспектива, шрифтовая и художественная графика
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.5
уметь:
выполнять зарисовки образцов изучаемых тканей и костюмов;
использовать стилевые характеристики в искусстве различных эпох при разработке художественных проектов;
знать:
западноевропейское изобразительное искусство, искусство Древнего мира, искусство средних веков, искусство Западной Европы;
искусство и костюмы России, народов СНГ и стран Балтии;
зарубежные ткани, русские ткани, народные ткани стран Балтии и СНГ;
ОП.04. История изобразительного и прикладного искусства
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.5
уметь:
выполнять схематические зарисовки различных частей тела человека, определять положение костей в теле человека по выступам костной поверхности, применять на практике конструктивные схемы и измерительные точки в изображении фигуры человека;
использовать анатомические термины при описании определенных костей и мышц;
выполнять рисунок фигуры человека схемой и свободно применять на практике знания о пропорциях человеческого тела и головы человека;
знать:
анатомические термины, строение скелета человека, виды и строение основных суставов, формы и функции костей и мышц, основные пластические точки и пропорции человеческого тела;
объемно-пространственную форму тела человека, основные опорные точки человеческой фигуры, о центре тяжести и равновесии;
методику изображения пластических форм человеческого тела;
ОП.05. Основы пластической анатомии
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.5
уметь:
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
находить и использовать экономическую информацию;
решать в рамках изученного материала практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации в различных сферах деятельности человека;
знать:
общие положения экономической теории;
основы микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике России; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
формы оплаты труда в современных условиях;
методику разработки бизнес-плана;
основы организации работы коллектива исполнителей;
принципы делового общения в коллективе;
информационные технологии в сфере управления производством;
ОП.06. Экономика организации
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.5
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
68
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 4.6
ПМ.00
Профессиональные модули
2634
1756
ПМ.01
Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения.
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации труда в производственном подразделении;
планирования работы коллектива исполнителей;
осуществления контроля выполнения производственных заданий;
обеспечения соблюдения технологической дисциплины;
обеспечения безопасности и охраны труда;
уметь:
проводить обучение персонала правилам безопасного выполнения работ;
проводить инструктаж по технике безопасности и охране труда;
оформлять технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
использовать необходимые нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
знать:
основные задачи и направления производственного подразделения;
квалификационные требования;
требования по технике безопасности и охране труда;
организацию производственного и технологического процессов;
функции, виды и психологию менеджмента;
принципы делового общения в коллективе;
информационные технологии в сфере управления производством;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные положения Конституции Российской Федерации;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности.
МДК.01.01. Основы организации труда в производственном подразделении
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.4
ПМ.02
Разработка изделий текстильной и легкой промышленности с применением современных способов художественного оформления
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
использования отечественного и зарубежного опыта в области художественного оформления изделий текстильной и легкой промышленности;
разработки эскизов оформления промышленных и эксклюзивных образцов товаров;
разработки кроков новых рисунков в соответствии с модой и художественными направлениями оформления тканей;
разработки новых приемов колорирования, новых гамм цветов, создаваемых красителями различных марок;
применения законов построения текстильных композиций в разработке проектов оформления тканей и других изделий текстильной промышленности;
применения средств компьютерной графики в работе над эскизами текстильных изделий;
уметь:
разрабатывать эскизы художественного проекта оформления изделий;
применять законы построения композиций печатного рисунка при изготовлении изделий текстильной и легкой промышленности;
применять живописные приемы при осуществлении художественных проектов по оформлению изделий;
применять законы цветовых гармоний при оформлении изделий текстильной и легкой промышленности;
использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
выполнять рисунки различных предметов, архитектурных деталей с учетом линейной и воздушной перспективы, оформлять выполненные проекты шрифтовыми надписями, применять графические средства и материалы в разработке художественных эскизов;
использовать живописные средства в осуществлении художественных проектов;
выполнять этюды складок тканей, простых и сложных натюрмортов из предметов быта в различной цветовой гамме, этюдов растительных форм и чучел птиц и животных, натюрмортов из предметов, различных по материалу и фактуре, натюрмортов с гипсовым слепком маски и головы человека;
вести поэтапную работу над портретом и фигурой человека, реалистично изображать натуру живописными средствами;
выполнять копии с портретных репродукций, выявлять форму предметов цветом, использовать в работе различные живописные материалы;
знать:
технологическую последовательность художественного оформления изделий;
разнообразные приемы художественного оформления изделий текстильной и легкой промышленности;
методы работы над композицией;
принципы гармонизации цветов в художественном оформлении ткани;
состав, функции и возможности использования информационных технологий;
принципы и правила перспективного изображения предметов, законы шрифтовых гарнитур и их художественную выразительность, возможности и средства художественной графики.
МДК.02.01. Оформление изделий текстильной и легкой промышленности
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.6
ПМ.03
Техническое исполнение оформления изделий с учетом технологических параметров
В результате изучения профессионального модуля
обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выбора колористических решений при разработке художественных проектов, способов гравирования, ширины валов, последовательности кладки валов (при многовальных рисунках), способов изготовления шаблонов;
выполнения технологических операций, связанных с реализацией художественного проекта;
проведения анализа причин возникновения браков выпускаемой продукции и разработке мероприятий по их предупреждению и устранению;
работы с технологической документацией и справочной литературой;
выбора оптимальных технологических процессов согласно ассортименту и назначению тканей;
оценивания соответствия технологии и оборудования производственному заданию;
уметь:
использовать декоративные и технические приемы выполнения текстильного рисунка;
применять красители при разработке многоцветных рисунков;
выбирать способ отделки текстильных материалов и изделий;
осуществлять контроль технологических процессов отделки;
составлять смесовые рецепты красителей в крашении и печатании;
знать:
общие вопросы теории химического строения органических веществ;
характеристики красителей и их применение;
способы, рецептуры и режимы крашения текстильных материалов, применяемое оборудование;
технологические процессы печатания текстильных материалов, пороки, возникающие в процессе отделки текстильных материалов, способы их предупреждения и устранения;
приемы колористического оформления текстильных материалов в зависимости от их структуры и назначения.
МДК.03.01. Технология колорирования текстильных изделий
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.7
ПМ.04
Авторская разработка художественных изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выбора методов и способов решения художественных и производственных задач;
выполнения эскизов, кроков, проектов оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства;
выполнения произведений живописи и станковой графики;
осуществления авторского контроля выполнения реализации проекта;
владения информационной, правовой и коммуникативной культурой;
применения различных техник ручной росписи тканей;
применения специальных графических эффектов в разработке эскизов оформления текстильных изделий;
уметь:
разрабатывать проекты изделий декоративно-прикладного искусства;
работать в программных средствах изучаемой в данном курсе конкретной информационной системы;
рассчитывать экономическую эффективность разработанной продукции;
анализировать и планировать свою проектную и предпринимательскую деятельность;
знать:
нормативно-правовые акты и справочные материалы по тематике работы;
технологию выполнения авторских изделий;
художественные приемы оформления изделий декоративно-прикладного искусства;
функциональные возможности современных программ, используемых для создания мультимедийного продукта.
МДК.04.01. Основы организации авторских разработок
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.5
ПМ.05
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
1944
1296
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
6480
4320
УП.00
Учебная практика
27 нед.
972
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.6,
3.1 - 3.7,
4.1 - 4.5
ПП.00
Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
ПА.00
Промежуточная аттестация
7 нед.
ГИА.00
Государственная итоговая аттестация
8 нед.
ГИА.01
Подготовка выпускной квалификационной работы
6 нед.
ГИА.02
Защита выпускной квалификационной работы
1 нед.
ГИА.03
Государственный экзамен
1 нед.

Таблица 6

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам
120 нед.
Учебная практика
13 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
14 нед.
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
Промежуточная аттестация
7 нед.
Государственная итоговая аттестация
8 нед.
Каникулы
33 нед.
Итого
199 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.

Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППССЗ образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько), согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;

обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;

обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

7.6. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.7. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для групп (подгрупп) девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенную на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
39 нед.
промежуточная аттестация
2 нед.
каникулы
11 нед.

7.10. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329, ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 23, ст. 2930; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247).

7.12. При приеме на обучение по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности необходимо учитывать условие комплектования обучающихся в группы не более 15 человек.

Организация приема осуществляется при условии формирования групп следующим образом:

групповые занятия - не более 25 человек из обучающихся данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;

мелкогрупповые занятия - 10 - 15 человек для занятий по общепрофессиональным дисциплинам, иностранному языку, междисциплинарным курсам.

7.13. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.14. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 95 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе.

Преподаватели профессионального учебного цикла должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими СПО и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими СПО и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.

7.15. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) программы подготовки специалистов среднего звена. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований российских журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.16. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263.

7.17. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений

Кабинеты:

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

иностранного языка;

математики;

информатики;

материаловедения;

цветоведения;

перспективы, шрифтовой и художественной графики;

истории изобразительного и прикладного искусства;

основы пластической анатомии;

методический.

Лаборатории:

экологии и безопасности жизнедеятельности;

испытания материалов;

органической химии.

Мастерские:

отделки хлопчатобумажных тканей и колорирования рисунка.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в Интернет,

актовый зал.

Реализация ППССЗ должна обеспечивать:

выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от вида деятельности.

При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.18. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам <1>.

--------------------------------

<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).

8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект) и государственные экзамены. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Государственная итоговая аттестация включает:

выпускную квалификационную работу (дипломная работа, дипломный проект) - "Создание текстильного рисунка заданного характера";

государственный экзамен по междисциплинарным курсам "Оформление изделий текстильной и легкой промышленности", "Технология колорирования текстильных изделий".

Приложение
к ФГОС СПО по специальности 54.02.03
Художественное оформление изделий
текстильной и легкой промышленности

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94)
Наименование профессий рабочих, должностей служащих
1
2
12565
Исполнитель художественно-оформительских работ
19521
Художник росписи по тканям
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области