ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2013 г. N 661

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ

В соответствии с частью 9 статьи 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 "Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 2013 г. N 661

ПРАВИЛА
РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ

1. Настоящие Правила определяют порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (далее - стандарты) и внесения в них изменений.

2. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов и вносимых в стандарты изменений (далее - проекты) с привлечением учебно-методических объединений в системе образования, образовательных, научных и иных организаций, представителей работодателей (далее - разработчики), а также органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц, разработку по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации проектов стандартов ассистентуры-стажировки и по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации проектов стандартов ординатуры.

Проекты в части, касающейся общего образования, разрабатываются с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и мероприятий плана реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

Разработчики проектов стандартов профессионального образования и проектов вносимых в указанные стандарты изменений обеспечивают учет в проектах положений соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

3. Министерство образования и науки Российской Федерации с целью рассмотрения проектов создает совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - совет) и рабочие группы по стандартам общего образования, по стандартам среднего профессионального образования, по стандартам высшего образования, а также рабочую группу по рассмотрению проектов, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну (далее - рабочие группы), в состав которых входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных и научных организаций, объединений работодателей и общественных организаций. Совет рассматривает проекты на заседаниях, проводимых по мере необходимости. Совет и рабочие группы действуют на основе положения, утверждаемого Министерством.

4. Министерство образования и науки Российской Федерации организует разработку проектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

5. Проекты могут быть разработаны в инициативном порядке на безвозмездной основе.

6. Проекты, содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, разрабатываются, рассматриваются и утверждаются в соответствии с настоящими Правилами с учетом требований, предъявляемых к защите этих сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Разработанные проекты направляются разработчиками в Министерство образования и науки Российской Федерации для рассмотрения и утверждения.

Разработанный проект в части, касающейся общего образования, направляется разработчиками в Министерство образования и науки Российской Федерации с обязательным приложением пояснительной записки, содержащей описание особенностей разработанного проекта, научное обоснование необходимости его разработки, оценку соответствия содержащихся в нем требований к результатам освоения и структуре основных общеобразовательных программ (в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, а также к их объему) приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации и мероприятиям плана реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, с учетом которых разрабатывался проект.

Разработанный проект в части, касающейся профессионального образования, до направления в Министерство образования и науки Российской Федерации направляется разработчиком в совет по профессиональным квалификациям по соответствующему виду профессиональной деятельности (при наличии) (далее - совет по профессиональным квалификациям) для проведения экспертизы проекта, оценки соответствия содержащихся в нем требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ в части, касающейся профессиональной компетенции, положениям соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

Совет по профессиональным квалификациям в течение 30 календарных дней со дня получения проекта проводит его экспертизу и оценку соответствия содержащихся в нем требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ в части, касающейся профессиональной компетенции, положениям соответствующих профессиональных стандартов (при наличии), по итогам которых подготавливает и направляет разработчику предложения по совершенствованию проекта (при наличии) либо информирует разработчика об отсутствии указанных предложений.

При наличии предложений по совершенствованию проекта в части, касающейся профессионального образования, разработчик проекта обеспечивает его доработку до направления в Министерство образования и науки Российской Федерации.

При направлении в Министерство образования и науки Российской Федерации проекта в части, касающейся профессионального образования, разработчик прилагает к нему предложения по совершенствованию проекта (при наличии) либо информирует об отсутствии указанных предложений.

8. Министерство образования и науки Российской Федерации не менее чем за 2 месяца до даты заседания совета, на котором планируется рассмотреть проекты, размещает их на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт) для информирования общественности и обеспечения рассмотрения проектов заинтересованными организациями и гражданами, за исключением проектов, указанных в пункте 6 настоящих Правил.

8(1). Проект в части, касающейся профессионального образования, с приложением предложений по совершенствованию проекта (при наличии) не менее чем за 2 месяца до даты заседания совета направляется Министерством образования и науки Российской Федерации в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет) для рассмотрения.

Национальный совет в течение 15 календарных дней со дня получения проекта рассматривает его, оценивает на соответствие профессиональным стандартам и направляет результаты оценки, а также предложения по совершенствованию проекта (при наличии) в Министерство образования и науки Российской Федерации.

9. Министерство образования и науки Российской Федерации организует проведение независимой экспертизы проектов организациями, федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - независимые эксперты):

а) объединениями работодателей, научными и иными организациями, осуществляющими деятельность в соответствующей сфере, - в отношении проектов, касающихся среднего профессионального и высшего образования;

б) общественными организациями, действующими в системе общего образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" и федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия образования" в отношении проектов в части, касающейся общего образования;

в) Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - в отношении проектов, содержащих вопросы подготовки граждан к военной службе.

10. В целях проведения независимой экспертизы Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 7 дней со дня размещения проектов на сайте направляет проекты независимым экспертам.

Независимый эксперт:

а) проводит экспертизу:

проекта в части, касающейся общего образования, в том числе в части его научного обоснования с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и мероприятий плана реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;

проекта в части, касающейся профессионального образования, в том числе учета положений соответствующих профессиональных стандартов (при наличии);

б) направляет в Министерство образования и науки Российской Федерации экспертное заключение по форме, установленной Министерством (далее - экспертное заключение), подписанное руководителем или уполномоченным им должностным лицом, в течение 15 дней со дня получения проекта.

11. Прием предложений от заинтересованных организаций и граждан по проектам, размещенным на сайте, осуществляется в течение 15 дней со дня размещения проекта на сайте.

12. Проекты с прилагаемыми к ним предложениями совета по профессиональным квалификациям (при наличии) и экспертными заключениями (далее - комплект документов) направляются Министерством образования и науки Российской Федерации в совет в течение 5 дней со дня истечения срока получения экспертных заключений.

При направлении в совет проекта в части, касающейся общего образования, в комплект документов включается пояснительная записка, предусмотренная пунктом 7 настоящих Правил.

При направлении в совет проекта в части, касающейся профессионального образования, в комплект документов включаются представленные Национальным советом результаты оценки проекта на соответствие профессиональным стандартам и предложения по совершенствованию проекта (при наличии).

13. Проекты с прилагаемым комплектом документов рассматриваются:

в течение 14 дней со дня их получения советом - на заседаниях рабочих групп;

в течение 30 дней со дня их получения советом - на заседании совета на основании результатов рассмотрения рабочими группами.

Рассмотрение проектов стандартов профессионального образования и проектов вносимых в указанные стандарты изменений осуществляется в том числе в части учета в них положений соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

14. По результатам рассмотрения проекта совет принимает одну из следующих рекомендаций Министерству образования и науки Российской Федерации:

утвердить проект;

отклонить проект;

направить проект на доработку с последующим утверждением;

направить проект на доработку с последующим повторным рассмотрением.

14(1). В случае отказа Национального совета в одобрении проекта в части, касающейся профессионального образования, совет рекомендует направить проект на доработку с последующим повторным рассмотрением либо отклонить его.

15. Решение совета оформляется протоколом, который направляется в Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 5 дней со дня проведения заседания совета.

16. Министерство образования и науки Российской Федерации на основании рекомендаций совета, содержащихся в протоколе, в течение 10 дней принимает одно из следующих решений:

утвердить проект;

отклонить проект;

направить проект на доработку с последующим утверждением;

направить проект на доработку с последующим повторным рассмотрением.

17. Стандарт утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

18. Министерство образования и науки Российской Федерации направляет разработчику решение об отклонении проекта либо о направлении проекта на доработку (с приложением проекта) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения.

19. Доработанный проект направляется разработчиком в Министерство образования и науки Российской Федерации.

При поступлении в указанное Министерство доработанного проекта, по которому было принято решение о направлении его на доработку с последующим утверждением, такой проект утверждается.

При поступлении в Министерство доработанного проекта, по которому было принято решение о направлении его на доработку с последующим повторным рассмотрением, осуществляется повторное размещение указанного проекта на сайте, проведение его независимой экспертизы и рассмотрение советом в соответствии с настоящими Правилами.

20. При представлении разработчиком в Министерство образования и науки Российской Федерации проекта вносимых в стандарт изменений, не носящих смыслового характера, размещение указанного проекта на сайте, его независимая экспертиза и рассмотрение советом не проводятся.

Изменения, внесенные в стандарт, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

21. В целях обеспечения формирования требований стандартов профессионального образования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии):

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации информацию об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, внесенных в профессиональные стандарты) в течение 10 календарных дней со дня их вступления в силу;

Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 20 календарных дней со дня получения от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации информации об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, внесенных в профессиональные стандарты) направляет информацию о профессиональных стандартах разработчикам;

разработчики в месячный срок проводят анализ указанной информации и направляют в Министерство образования и науки Российской Федерации сведения о том, что профессиональные компетенции стандартов профессионального образования соответствуют требованиям профессиональных стандартов либо требуются доработка стандартов и (или) разработка проектов новых стандартов в целях обеспечения формирования требований стандартов профессионального образования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов. При необходимости разработчики проводят указанный анализ во взаимодействии друг с другом, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, советом по профессиональным квалификациям, объединениями работодателей либо работодателями. Взаимодействие осуществляется в порядке, определяемом его участниками самостоятельно;

Министерство образования и науки Российской Федерации в месячный срок рассматривает указанные сведения, полученные от разработчиков, и при необходимости обеспечивает в порядке, установленном настоящими Правилами, разработку и рассмотрение проектов стандартов профессионального образования (вносимых в указанные стандарты изменений) не позднее года после утверждения соответствующих профессиональных стандартов.