См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 января 2018 г. N 32
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
13.01.07 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; N 46, ст. 6392; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741; 2017, N 3, ст. 511; N 17, ст. 2567; N 25, ст. 3688), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069; 2016, N 16, ст. 2230; 2017, N 2, ст. 368, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11 января 2018 г.), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 13.01.07 Электромонтер по ремонту электросетей (далее - стандарт).
2. Установить, что:
образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;
прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 140407.03 Электромонтер по ремонту электросетей, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 737 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29546), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. N 390 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный N 37199), прекращается 1 сентября 2018 года.
Министр
О.Ю.ВАСИЛЬЕВА
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 15 января 2018 г. N 32
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
13.01.07 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по профессии 13.01.07 Электромонтер по ремонту электросетей (далее - профессия).
1.2. Получение СПО по профессии допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. Обучение по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - образовательная программа) в образовательной организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.
1.4. Содержание СПО по профессии определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее - ПООП).
1.5. При разработке образовательной программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (приложение N 1 к настоящему ФГОС СПО).
1.6. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 20 Электроэнергетика <1>.
--------------------------------
<1> Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.9. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации <2>.
--------------------------------
<2> Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670; N 31, ст. 4765, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29 декабря 2017 г.).
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:
на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу исходя из следующего сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, указанных в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662):
электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики и электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи;
электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики и электромонтер по ремонту вторичной коммутации и связи;
электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики и электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 20 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно сочетанию получаемых квалификаций, указанному в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 1
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы
|
Объем образовательной программы в академических часах
|
Общепрофессиональный цикл
|
не менее 180
|
Профессиональный цикл
|
не менее 972
|
Государственная итоговая аттестация:
|
|
на базе среднего общего образования
|
36
|
на базе основного общего образования
|
72
|
Общий объем образовательной программы:
|
|
на базе среднего общего образования
|
1476
|
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
|
4428
|
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей профессии.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.
2.4. В общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 80 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей N 1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
2.5. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать освоение дисциплины "Физическая культура" в объеме не менее 40 академических часов и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме не менее 36 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, исходя из сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ФГОС СПО:
Таблица N 2
Соотнесение основных видов деятельности и квалификаций
квалифицированного рабочего, служащего при формировании
образовательной программы
Основные виды деятельности
|
Наименование квалификаций квалифицированного рабочего, служащего
|
Ремонт аппаратуры релейной защиты и автоматики
|
электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики и электромонтер по ремонту вторичной коммутации и связи
|
Ремонт воздушных линий электропередачи
|
электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики и электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи
|
Ремонт вторичной коммутации и связи
|
электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики и электромонтер по ремонту вторичной коммутации и связи
|
Ремонт и монтаж кабельных линий
|
электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики и электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий
|
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности:
3.4.1. Ремонт аппаратуры релейной защиты и автоматики:
ПК 1.1. Определять пригодность аппаратуры релейной защиты, автоматики и средств измерения;
ПК 1.2. Выполнять сборку, регулировку, ремонт, испытания, техническое обслуживание реле средней сложности;
ПК 1.3. Выполнять сборку, регулировку, испытание, техническое обслуживание защит средней сложности;
ПК 1.4. Проводить испытание изоляции цепей вторичной коммутации;
ПК 1.5. Выполнять ремонт и техническое обслуживание испытательных устройств.
3.4.2. Ремонт воздушных линий электропередачи:
ПК 2.1. Выполнять ремонт, монтаж, демонтаж и техническое обслуживание линий электропередачи на напряжение до 110 кВ;
ПК 2.2. Выполнять верховые проверки на отключенных линиях напряжением до 110 кВ;
ПК 2.3. Выполнять проверку, реконструкцию, ремонт деревянных и металлических опор;
ПК 2.4. Выполнять такелажные работы, проводить проверку такелажного оборудования и оснастки.
3.4.3. Ремонт вторичной коммутации и связи:
ПК 3.1. Выполнять ремонт и техническое обслуживание аппаратуры вторичной коммутации и связи;
ПК 3.2. Проводить проверки диспетчерского оборудования и вторичной коммутации;
ПК 3.3. Ремонтировать и регулировать реле средней сложности;
ПК 3.4. Выполнять техническое обслуживание и ремонт комплектных испытательных устройств.
3.4.4. Ремонт и монтаж кабельных линий:
ПК 4.1. Выполнять монтаж, демонтаж и ремонт кабельной линии и вводных устройств кабельной арматуры;
ПК 4.2. Выполнять разметку и разделку кабеля с применением механизмов;
ПК 4.3. Выполнять оконцевание и соединение силовых кабелей;
ПК 4.4. Ремонтировать и выполнять монтаж концевых, соединительных муфт и заделок;
ПК 4.5. Осуществлять эксплуатацию кабельных линий электропередачи.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы указаны в приложении N 2 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, предусмотренных настоящим ФГОС СПО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по профессии с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
Приложение N 1
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования
по профессии 13.01.07 Электромонтер
по ремонту электросетей
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРОФЕССИИ 13.01.07 ЭЛЕКТРОМОНТЕР
ПО РЕМОНТУ ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ
Код профессионального стандарта
|
Наименование профессионального стандарта
|
1
|
2
|
20.030
|
Профессиональный стандарт "Работник по техническому обслуживанию и ремонту кабельных линий электропередачи", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1165н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный N 40861)
|
20.031
|
Профессиональный стандарт "Работник по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1178н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный N 40853)
|
20.032
|
Профессиональный стандарт "Работник по обслуживанию оборудования подстанций электрических сетей", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1177н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный N 40844)
|
Приложение N 2
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования
по профессии 13.01.07 Электромонтер
по ремонту электросетей
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 13.01.07 ЭЛЕКТРОМОНТЕР
ПО РЕМОНТУ ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ
Основной вид деятельности
|
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Ремонт аппаратуры релейной защиты и автоматики
|
знать:
основные дефекты аппаратуры релейной защиты, автоматики и средств измерения;
технические характеристики обслуживаемого оборудования;
назначение реле;
конструкцию и принцип действия, основные параметры, схемы подключения;
приемы работ по сборке, ремонту и регулировке реле;
аппаратуру, способы и порядок проведения испытания реле;
принцип действия защиты;
схемы соединения элементов защиты;
основные параметры защиты;
аппаратуру, способы и порядок проведения испытания защиты;
источники и схемы питания постоянного и переменного оперативного тока;
типы и технические характеристики изоляции;
назначение, конструкцию испытательных приборов;
методики проведения испытаний;
назначение, схему устройств испытательного оборудования;
порядок проведения испытания.
уметь:
выявлять дефекты, определять причины неисправности;
определять пригодность аппаратуры к дальнейшей эксплуатации;
определять возможность восстановления элементов и узлов обслуживаемого оборудования;
выполнять маркировку выводов деталей, разбирать и собирать механизмы реле, проводить регулировку реле, обрабатывать детали по чертежам;
проводить испытания реле;
выполнять чистку, промывку узлов и деталей;
выполнять маркировку и наладку элементов схемы;
выявлять и устранять дефекты электрических схем;
проводить настройку и регулировку схем;
испытывать схемы защит;
проводить замер изоляции при помощи приборов;
выявлять и устранять дефекты изоляции;
выполнять сборку схем испытательных устройств;
выявлять и устранять дефекты устройств;
проводить поверку испытательных устройств.
иметь практический опыт в:
определении пригодности аппаратуры к дальнейшей эксплуатации;
перемотке катушек реле;
настройке характеристик срабатывания реле, ревизии и устранении дефектов в схеме внутренних соединений;
проверке действия на отключение газовой защиты;
подборе, установке, проверке приборов световой и звуковой сигнализации;
проведении замеров изоляции;
сборке схем испытательных устройств;
проведении поверки испытательных устройств.
|
Ремонт воздушных линий
электропередачи
|
знать:
основные характеристики воздушных линий электропередачи и их классификацию;
конструкцию проводов и тросов;
конструкцию изоляторов, их технические данные, способы отбраковки;
конструкции сцепной арматуры, поддерживающих и натяжных зажимов;
устройство защитной арматуры;
дефекты, возникающие в арматуре, разрядниках, молниеотводах на линиях электропередачи и способы их устранения;
приемы работ по безопасности при проведении верхолазных работ;
способы проведения верховой проверки, типы и конструкции натяжной, сцепной арматуры, детали крепления проводов, тросов и изоляторов;
требования, предъявляемые к обслуживаемому оборудованию;
конструкцию и классификацию опор;
технические требования к деревянным опорам;
допуски при сборке деревянных опор;
методы проверки на загнивание деревянных опор;
технологию антисептирования древесины опор;
инструменты, применяемые при замерах опор;
требования, предъявляемые к фундаментам опор;
технические условия на производство и приемку строительных и монтажных работ при сооружении фундаментов;
марки сталей, применяющихся при изготовлении металлических опор;
конструкцию и требования, предъявляемые к грузоподъемным машинам и механизмам, устройствам и приспособлениям;
способы крепления грузов;
строительные нормы и правила, регламентирующие деятельность.
уметь:
выполнять слесарные операции по изготовлению конструкций и деталей;
определять причины неисправности, составлять техническую документацию;
проводить монтаж и демонтаж линии, средств изоляции и грозозащиты, ответвлений, заземляющих спусков и контуров заземления;
проводить проверки высоковольтной линии электропередачи с выемкой проводов и тросов из зажимов, детальную проверку подвесной арматуры;
проводить обследование линии электропередачи;
оформлять техническую документацию;
выполнять заготовку, установку деревянных опор, проводить проверку на загнивание деревянных опор, антисептирование древесины опор;
выполнять ремонт фундамента опор, проводить проверку ржавления, очистку и окраску металлических опор;
проводить проверку ржавления металлических траверс, железобетонных опор;
оформлять результаты обследования и составления технической документации;
выполнять перемещение грузов, натягивание проводов и тросов при помощи грузоподъемных механизмов и специальных приспособлений, проверять исправность такелажного оборудования.
иметь практический опыт в:
смене гирлянды подвесных изоляторов;
замере стрелы провеса и визировке;
сращивании способом обжатия и опрессования;
установке и снятии разрядников 35 кВ под напряжением;
ремонте заземления опор;
верховых осмотрах линии электропередачи;
составлении схем и паспортов;
выемке проводов и тросов из зажимов;
замене опор, заготовке, установке деревянных опор, проверке на загнивание деревянных опор;
антисептировании древесины;
очистке и окраске металлических опор;
ремонте фундамента;
оформлении результатов обследования и составлении технической документации;
креплении и перемещении грузов, натягивании проводов и тросов.
|
Ремонт вторичной коммутации и связи
|
знать:
виды повреждения в электрических установках;
основы полупроводниковой техники;
принципиальные и монтажные схемы обслуживаемого оборудования;
схемы управления и сигнализации выключателей с дистанционным приводом;
принцип передачи и приема информации по линиям электропередачи, по многоканальным системам;
назначение, конструкцию диспетчерского оборудования и вторичной коммутации;
конструкцию, принцип действия реле;
способы регулирования;
назначение, технические характеристики, схемы комплектных устройств, испытательного оборудования;
порядок и методы проведения испытания.
уметь:
выявлять и устранять неисправности аппаратуры, выполнять сборку и разборку аппаратуры и цепей вторичной коммутации;
проводить осмотры;
опробовать действия срабатывания систем сигнализации, каналов связи, высокочастотных систем уплотнения;
выявлять и устранять неисправности реле, разбирать и собирать механизмы реле, проводить регулировку реле;
выявлять неисправности комплектных устройств, определять пригодность аппаратуры к дальнейшей эксплуатации, возможность восстановления элементов и узлов обслуживаемого оборудования.
иметь практический опыт в:
подборе, установке, проверке, ремонте приборов звуковой и световой сигнализации;
проверке срабатывания систем сигнализации;
регулировке реле телеуправления;
ремонте комплектных испытательных устройств.
|
Ремонт и монтаж кабельных линий
|
знать:
марки кабелей и кабельной арматуры;
конструкцию силовых кабелей, кабельной арматуры и область их применения;
технологический процесс прокладки кабелей;
последовательность операций при работе с кабельной продукцией;
характер повреждения, способы определения и устранения;
методы, технологию проведения разделки кабеля;
механизмы, применимые для разделки кабеля;
особенности конструкций кабелей;
способы соединения и оконцевания токопроводящих жил кабеля;
технологию соединения и оконцевания кабеля;
конструкцию, технические характеристики прессов и приспособлений для оконцевания и соединения силовых кабелей;
способы, технологии выполнения заделок;
типы и технические характеристики изоляционных материалов;
назначение, конструкцию, технические характеристики, технологии изготовления соединительных, стопорных и концевых муфт;
способы фазировки кабельных жил;
технические характеристики эпоксидных смол и термоусадочных материалов;
особенности хранения маслонаполненных кабелей и кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена;
строительные нормы и правила, регламентирующие деятельность.
уметь:
определять целостность кабеля, пригодность кабельной арматуры;
прокладывать кабельные линии в траншеях, лотках, каналах, туннелях и на кабельных полках;
выполнять монтаж кабельных конструкций;
пользоваться измерительными устройствами;
выполнять разделку кабеля;
пользоваться прессами для оконцевания кабельных наконечников и соединения кабельных жил;
выполнять заделку концов с применением изоляционных материалов;
устанавливать концевые и соединительные муфты с применением эпоксидных смол, термоусадочных материалов;
доливать масло в маслонаполненные кабельные линии электропередачи;
устанавливать баки питания для кабельных линий электропередачи напряжением 110 - 500 кВ;
управлять сложными универсальными и специальными приспособлениями и механизмами с электрическим и пневматическим приводом.
иметь практический опыт в:
прокладке кабельных линий;
монтаже кабельных конструкций;
разделке кабеля;
использовании прессов, выполнении оконцевания и соединения кабелей;
изготовлении и установке кабельных муфт и воронок, конструкций для крепления;
техническом обслуживании и эксплуатации кабельных линий;
ревизии кабельных линий электропередачи напряжением до 330 кВ;
контроле наличия и правильности эксплуатации средств механизации и транспортных средств, специального оборудования и приспособлений, применяемых при ремонте, своевременности их доставки на ремонтируемые объекты и перемещения между объектами;
испытании маслоподпитывающих систем;
контроле утечки масла;
сушке и вакуумировании муфт.
|