См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 августа 2014 г. N 996
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
53.02.09 ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО (ПО ВИДАМ)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.09 Театрально-декорационное искусство (по видам).
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 659 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 070206 Театрально-декорационное искусство" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2010 г., регистрационный N 17953).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 13 августа 2014 г. N 996
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
53.02.09 ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО (ПО ВИДАМ)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 53.02.09 Театрально-декорационное искусство (по видам) <1> для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
--------------------------------
<1> Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.09 Театрально-декорационное искусство (по видам) реализуется по следующим видам: Художественно-гримерное оформление спектакля; Художественно-костюмерное оформление спектакля; Художественно-декорационное оформление кукольного спектакля; Художественно-бутафорское оформление спектакля. Распределение общих и профессиональных компетенций по видам подготовки специалистов представлено в разделе VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.09 Театрально-декорационное искусство (по видам) имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 53.02.09 Театрально-декорационное искусство (по видам) базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации базовой подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1>
|
среднее общее образование
|
Художник-технолог
|
1 год 10 месяцев
|
основное общее образование
|
2 года 10 месяцев <2>
|
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.
Сроки получения СПО по специальности 53.02.09 Театрально-декорационное искусство (по видам) углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации углубленной подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения <1>
|
среднее общее образование
|
Специалист по театрально-декорационному искусству
|
2 года 10 месяцев
|
основное общее образование
|
3 года 10 месяцев <2>
|
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
3.4. При приеме на обучение по ППССЗ, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает творческие задания, позволяющие определить уровень подготовленности поступающих в области рисунка, живописи.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: исследование исторического материала в рамках профессиональной деятельности, реставрация предметов декоративно-прикладного искусства, воплощение в материале сценического образа в спектакле, фильме, телевизионной постановке; организация работы коллектива исполнителей.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
театральные постановки, телевизионные и культурно-зрелищные проекты, кинофильмы;
предметы материальной культуры;
инструменты, оборудование и аппаратура;
процессы организации и управления;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Художник-технолог готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Художественно-творческая деятельность.
4.3.2. Художественно-технологическая деятельность.
4.3.3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение ФГОС СПО).
4.4. Специалист по театрально-декорационному искусству готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Художественно-творческая деятельность.
4.4.2. Художественно-технологическая деятельность.
4.4.3. Организационно-управленческая деятельность.
4.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение ФГОС СПО).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Художник-технолог должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
5.2. Художник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Художественно-творческая деятельность.
ПК 1.1. Использовать графические композиционные и живописные приемы в решении творческих замыслов и задач.
ПК 1.2. Создавать эскизы творческих проектов, соответствующих замыслу художника-постановщика.
ПК 1.3. Исследовать историческое наследие театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства.
ПК 1.4. Использовать знания истории стилей для создания эскизов творческих проектов.
ПК 1.5. Оформлять выставочные проекты.
5.2.2. Художественно-технологическая деятельность.
ПК 2.1. Реализовывать художественно-постановочные проекты в театрах, кино- и телестудиях;
ПК 2.2. Решать композиционные задачи, выполнять конструкцию, моделирование и техническую обработку изделия в соответствии с эскизом.
ПК 2.3. Создавать технологическую документацию по реализации творческих проектов.
ПК 2.4. Осуществлять работу по проведению спектаклей, киносъемок и телепередач.
ПК 2.5. Выполнять подготовку, реставрацию и реконструкцию предметов профессиональной деятельности.
ПК 2.6. Применять навыки логического и пространственного мышления при создании творческих проектов.
ПК 2.7. Использовать информационную среду электронных баз данных, архивов, медиатек, информационно-телекоммуникационных сетей в области создания творческих проектов.
5.2.3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3 Специалист по театрально-декорационному искусству должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном, языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
5.4. Специалист по театрально-декорационному искусству должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.4.1. Художественно-творческая деятельность.
ПК 1.1. Использовать графически-композиционные и живописные приемы в решении творческих замыслов и задач.
ПК 1.2. Создавать эскизы творческих проектов, соответствующих замыслу художника-постановщика.
ПК 1.3. Исследовать историческое наследие театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства.
ПК 1.4. Использовать знания истории стилей для создания эскизов творческих проектов.
ПК 1.5. Оформлять выставочные проекты.
ПК 1.6. Использовать мультимедийные технологии в создании профессиональных проектов.
5.4.2. Художественно-технологическая деятельность.
ПК 2.1. Реализовывать художественно-постановочные проекты в театрах, кино- и телестудиях.
ПК 2.2. Разрабатывать технологическую документацию с учетом повышения художественной выразительности за счет использования новых технологических приемов и материалов в реализации творческих проектов.
ПК 2.3. Осваивать и внедрять современные технологии и материалы в творческий и производственный процесс.
ПК 2.4. Осуществлять работу по проведению спектаклей, киносъемок и телепередач.
ПК 2.5. Выполнять подготовку, реставрацию и реконструкцию предметов профессиональной деятельности.
ПК 2.6. Использовать мультимедийные технологии в творческом и производственном процессе.
ПК 2.7. Применять навыки логического и пространственного мышления при создании творческих проектов.
ПК 2.8. Использовать информационную среду электронных баз данных, архивов, медиатек, информационно-телекоммуникационных сетей в области создания творческих проектов.
5.4.3. Организационно-управленческая деятельность.
ПК 3.1. Организовывать работу коллектива исполнителей (планировать и организовывать работы, выбирать оптимальные решения при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций, участвовать в оценке качества и экономической эффективности деятельности, обеспечивать технику безопасности на производственном участке).
ПК 3.2. Внедрять комплекс мероприятий по организации и управлению рабочим процессом.
ПК 3.3. Осуществлять контроль качества работы.
ПК 3.4. Владеть профессиональной терминологией, культурой устной и письменной речи.
5.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Обязательная часть математического и общего естественнонаучного учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "ЕН.01. Математика", "ЕН.02 Информатизационное обеспечение профессиональной деятельности", "ЕН.03. Экологические основы природопользования".
Обязательная часть математического и общего естественнонаучного учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "ЕН.01. Математика", "ЕН.02. Информационное обеспечение профессиональной деятельности", "ЕН.03. Экологические основы природопользования".
Обязательная часть общепрофессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "ОП.01. Живопись", "ОП.02. Рисунок", "ОП.03. Экономика и управление", "ОП.04. Охрана труда", "ОП.05. История театра", "ОП.06 Безопасность жизнедеятельности".
Обязательная часть общепрофессионального учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "ОП.01. Живопись", "ОП.02. Рисунок", "ОП.03. История театра", "ОП.04. Безопасность жизнедеятельности".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки по виду "Художественно-гримерное оформление спектакля" должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: "ПМ.01 Художественно-творческая деятельность", "МДК.01.01. Специальная композиция", "ПМ.02 Художественно-технологическая деятельность", "МДК.02.01. Грим", "МДК.02.02. Постиж", "МДК.02.03. Прическа".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки по виду "Художественно-костюмерное оформление спектакля" должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: "ПМ.01 Художественно-творческая деятельность", "МДК.01.01. Композиция театрального костюма", "ПМ.02 Художественно-технологическая деятельность", "МДК.02.01. Технология театрального костюма", "МДК.02.02. Моделирование театрального костюма".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки по виду "Художественно-декорационное оформление кукольного спектакля" должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: "ПМ.01 Художественно-творческая деятельность", "МДК.01.01. Композиция театральной куклы", "ПМ.02 Художественно-технологическая деятельность", "МДК.02.01. Технологии театра кукол".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки по виду "Художественно-бутафорское оформление спектакля" должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: "ПМ.01 Художественно-творческая деятельность", "МДК.01.01. Композиция", "ПМ.02 Художественно-технологическая деятельность", "МДК.02.01. Технология театральной бутафории".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки по виду "Художественно-гримерное оформление спектакля" должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: "ПМ.01 Художественно-творческая деятельность", "МДК.01.01. Специальная композиция", "ПМ.02 Художественно-технологическая деятельность", "МДК.02.01. Грим", "МДК.02.02. Постиж", "МДК.02.03. Прическа", "ПМ.03 Организация работы коллектива исполнителей", "МДК.03.01. Экономика, менеджмент, охрана труда".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки по виду "Художественно-костюмерное оформление спектакля" должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: "ПМ.01 Художественно-творческая деятельность", "МДК.01.01. Композиция театрального костюма", "ПМ.02 Художественно-технологическая деятельность", "МДК.02.01. Технология театрального костюма", "МДК.02.02. Моделирование театрального костюма", "ПМ.03 Организация работы коллектива исполнителей", "МДК.03.01. Экономика, менеджмент, охрана труда".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки по виду "Художественно-декорационное оформление кукольного спектакля" должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: "ПМ.01 Художественно-творческая деятельность", "МДК.01.01. Композиция театральной куклы", "ПМ.02 Художественно-технологическая деятельность", "МДК.02.01. Технологии театра кукол", "ПМ.03 Организация работы коллектива исполнителей", "МДК.03.01. Экономика, менеджмент, охрана труда".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки по виду "Художественно-бутафорское оформление спектакля" должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: "ПМ.01 Художественно-творческая деятельность", "МДК.01.01. Композиция", "ПМ.02 Художественно-технологическая деятельность", "МДК.02.01. Технологии театральной бутафории", "ПМ.03 Организация работы коллектива исполнителей", "МДК.03.01. Экономика, менеджмент, охрана труда".
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 3
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
||
Учебные циклы
|
2430
|
1620
|
|
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический
|
528
|
352
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный
|
216
|
144
|
П.00
|
Профессиональный учебный цикл в том числе:
|
1686
|
1124
|
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
820
|
546
|
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
866
|
578
|
и разделы
|
|||
вариативная часть
|
1026
|
684
|
|
итого по обязательной части ППССЗ
|
3456
|
2304
|
|
УП.00
|
учебная и производственная практики
|
6 нед.
|
216
|
ПП.00
|
|||
ПДП.00
|
производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
144
|
ПА.00
|
промежуточная аттестация
|
3 нед.
|
108
|
ГИА.00
|
государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
216
|
Общий объем образовательной программы:
|
|||
на базе среднего общего образования
|
83 нед.
|
2988
|
|
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
|
124 нед.
|
4464
|
Таблица 4
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
углубленной подготовки
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
||
Учебные циклы
|
4158
|
2772
|
|
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический
|
828
|
552
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный
|
216
|
144
|
П.00
|
Профессиональный учебный цикл в том числе:
|
3114
|
2076
|
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
879
|
586
|
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
2235
|
1490
|
и разделы
|
|||
вариативная часть
|
1350
|
900
|
|
итого по обязательной части ППССЗ
|
5508
|
3672
|
|
УП.00
|
учебная и производственная практики
|
6 нед.
|
216
|
ПП.00
|
|||
ПДП.00
|
производственная практика (преддипломная)
|
6 нед.
|
216
|
ПА.00
|
промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
180
|
ГИА.00
|
государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
216
|
Общий объем образовательной программы:
|
|||
на базе среднего общего образования
|
125 нед.
|
4500
|
|
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
|
166 нед.
|
5976
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Дополнительная работа над завершением программного задания (не более 8 академических часов в неделю) по междисциплинарным курсам профессиональных модулей базовой и углубленной подготовки "Художественно-творческая деятельность" и "Художественно-технологическая деятельность" является особым видом самостоятельной работы обучающихся. Во избежание методических ошибок, в целях соблюдения требований техники безопасности дополнительная работа над завершением программного задания проводится под руководством преподавателя, включается в расписание учебных занятий и в учебную нагрузку преподавателя.
Дополнительная работа над завершением программного задания составляет 14 недель для базовой подготовки и 23 недели для углубленной подготовки (из часов, отведенных на самостоятельную работу), проводится рассредоточенно в течение теоретического обучения, является обязательным видом самостоятельной работы.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.9. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974; N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329, ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165).
7.12. При разработке ППССЗ образовательная организация имеет право ежегодно определять объем времени по дисциплинам и профессиональным модулям ППССЗ в зависимости от содержания наиболее востребованных видов профессиональной деятельности, определяемых потребностями работодателей. Объем времени, отведенный на изучение дисциплины, не может быть менее 32 часов.
7.13. При приеме на обучение по специальности 53.02.09 Театрально-декорационное искусство необходимо учитывать условие комплектования обучающихся в группы не более 15 человек.
Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального учебного цикла проводятся в форме групповых и мелкогрупповых.
Организация приема осуществляется при условии формирования групп следующим образом:
групповые занятия - не более 25 человек из обучающихся данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;
групповые занятия - не более 15 человек по дисциплинам профессионального учебного цикла;
мелкогрупповые занятия - 6 - 8 человек по междисциплинарным курсам профессиональных модулей "Художественно-творческая деятельность", "Художественно-технологическая деятельность".
Количество времени, отводимое группе для работы с живой натурой (одна модель на 6 - 8 человек) по дисциплинам "Живопись", "Рисунок", "Скульптура <1> междисциплинарному курсу "Грим", определяется из следующего расчета, указанного в процентом отношении от количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия (в процентах):
--------------------------------
<1> Дисциплина "Скульптура" может входить в вариативную часть учебных циклов ППССЗ.
Вид ППССЗ
|
Курс
|
Рисунок
|
Живопись
|
Скульптура
|
Грим
|
Художественно-гримерное оформление спектакля
|
2
|
50
|
50
|
60
|
100
|
3
|
100
|
100
|
-
|
100
|
|
4
|
100
|
100
|
-
|
100
|
|
Художественно-бутафорское оформление спектакля
|
2
|
40
|
-
|
90
|
-
|
3
|
40
|
50
|
100
|
-
|
|
4
|
100
|
100
|
-
|
-
|
|
Художественно-декорационное оформление кукольного спектакля
|
2
|
40
|
-
|
90
|
-
|
3
|
40
|
50
|
100
|
-
|
|
4
|
100
|
100
|
-
|
-
|
|
Художественно-костюмерное оформление спектакля
|
2
|
50
|
50
|
-
|
-
|
3
|
100
|
95
|
-
|
-
|
|
4
|
100
|
81
|
-
|
-
|
7.14. ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ФГОС СПО и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования с учетом получаемой специальности <8(1)>.
--------------------------------
<8(1)> Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020), от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61749), от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828), от 12 августа 2022 г. N 732 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 сентября 2022 г., регистрационный N 70034) и от 27 декабря 2023 г. N 1028 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2024 г., регистрационный N 77121).
7.15. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.16. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.
Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 95 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной программе.
Преподаватели профессионального учебного цикла должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими СПО и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими СПО и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.
7.17. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.18. Требование к финансовым условиям реализации ППССЗ:
финансовое обеспечение реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <9> и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
--------------------------------
<9> Бюджетный кодекс Российской Федерации.
7.19. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
общегуманитарных дисциплин;
социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
физической культуры;
математики и информатики;
экологических основ природопользования;
истории театра;
экономики и управления в сфере искусства;
пластической анатомии;
рисунка;
живописи;
безопасности жизнедеятельности;
истории игрушки, куклы, костюма;
композиции костюма;
истории костюма;
натюрмортного фонда и эскизов;
театрального фонда и театрального костюма;
художественной и технологической обработки ткани;
методический.
Лаборатории:
грима;
постижа;
прически;
кукол и бутафории театра кукол;
технологии современного и исторического театрального костюма;
моделирования и конструирования современного и исторического театрального костюма.
Учебные мастерские:
скульптуры;
театрального макета;
столярная;
слесарная.
Учебный театр.
Учебные студии.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
абзацы тридцать девятый - сороковой утратили силу. - Приказ Минпросвещения России от 13.07.2021 N 450.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.20. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263).
8.6. Государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного экзамена и (или) защиты дипломного проекта (работы).
Приложение
к ФГОС СПО по специальности
53.02.09 Театрально-декорационное
искусство (по видам)
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94)
|
Наименование профессий рабочих, должностей служащих
|
1
|
2
|
13140
|
Костюмер
|
11763
|
Гример-постижер
|
11300
|
Бутафор
|
12317
|
Изготовитель игровых кукол
|