См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 мая 2014 г. N 500
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
32.02.01 МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 32.02.01 Медико-профилактическое дело.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2009 г. N 433 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060105 Медико-профилактическое дело" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2009 г., регистрационный N 15460).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 мая 2014 г. N 500
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
32.02.01 МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 32.02.01 Медико-профилактическое дело для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 32.02.01 Медико-профилактическое дело имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.2. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.3. Сроки получения СПО по специальности 32.02.01 Медико-профилактическое дело базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации базового уровня
|
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1>
|
среднее общее образование
|
Санитарный фельдшер
|
2 года 10 месяцев
|
основное общее образование
|
3 года 10 месяцев <2>
|
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
среда обитания человека и состояние здоровья населения;
лабораторно-инструментальное оборудование, приборы, материалы, документация;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Санитарный фельдшер готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене).
4.3.2. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий труда работающего населения (под руководством врача по гигиене труда).
4.3.3. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий и качества питания населения (под руководством врача по гигиене питания).
4.3.4. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий воспитания и обучения детей и подростков (под руководством врача по гигиене детей и подростков).
4.3.5. Санитарно-эпидемиологические наблюдения за состоянием инфекционной и паразитарной заболеваемости населения и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий (под руководством врача-эпидемиолога).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Санитарный фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно повышать квалификацию.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
ОК 15. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
5.2. Санитарный фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене).
ПК 1.1. Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
ПК 1.2. Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
ПК 1.3. Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования специализированного транспорта.
ПК 1.4. Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по общей и коммунальной гигиене.
ПК 1.5. Участвовать в проведении социально-гигиенического мониторинга и других статистических наблюдений с использованием информационных технологий.
ПК 1.6. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий.
5.2.2. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий труда работающего населения (под руководством врача по гигиене труда).
ПК 2.1. Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований промышленных объектов с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
ПК 2.2. Участвовать в проведении расследований по установлению причин и выявлению условий возникновения профессиональных заболеваний и отравлений работающего населения.
ПК 2.3. Производить отбор проб для проведения лабораторных исследований и испытаний.
ПК 2.4. Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене труда.
ПК 2.5. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий.
5.2.3. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий и качества питания населения (под руководством врача по гигиене питания).
ПК 3.1. Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
ПК 3.2. Участвовать в проведении расследований по установлению причин и выявлению условий возникновения пищевых отравлений и заболеваний.
ПК 3.3. Производить отбор образцов продовольственного сырья и пищевых продуктов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
ПК 3.4. Проводить санитарно-эпидемиологическое обследование транспорта для перевозки продовольственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд.
ПК 3.5. Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене питания.
ПК 3.6. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий.
5.2.4. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий воспитания и обучения детей и подростков (под руководством врача по гигиене детей и подростков).
ПК 4.1. Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования образовательно-воспитательных организаций для детей и подростков с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
ПК 4.2. Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
ПК 4.3. Проводить санитарно-эпидемиологическое обследование транспорта.
ПК 4.4. Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене детей и подростков.
ПК 4.5. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий.
5.2.5. Санитарно-эпидемиологические наблюдения за состоянием инфекционной и паразитарной заболеваемости населения и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий (под руководством врача-эпидемиолога).
ПК 5.1. Осуществлять учет и регистрацию инфекционных и паразитарных заболеваний с ведением утвержденных форм государственного и отраслевого наблюдения, в том числе с использованием компьютерных технологий.
ПК 5.2. Участвовать в проведении эпидемиологических расследований очагов инфекционных и паразитарных заболеваний с отбором образцов различных факторов среды, биологического материала и выполнении комплекса первичных противоэпидемических мероприятий.
ПК 5.3. Участвовать в проведении эпидемиологических обследований объектов с отбором проб.
ПК 5.4. Принимать участие в контроле за соблюдением требований по хранению, транспортированию и использованию медицинских иммунобиологических препаратов.
ПК 5.5. Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по эпидемиологии и паразитологии.
ПК 5.6. Проводить гигиеническое воспитание населения по мерам личной и общественной профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.
ПК 5.7. Участвовать в проведении дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий на объектах и в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний, контролировать качество их проведения и оформлять соответствующую документацию.
ПК 5.8. Осуществлять элементы эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями и вести делопроизводство помощника эпидемиолога лечебно-профилактического учреждения.
ПК 5.9. Участвовать в организации производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в учреждениях здравоохранения.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
3240
|
2160
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
660
|
440
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1, 3 - 8, 10, 11, 15
|
||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1, 3 - 11, 15
|
||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
172
|
ОГСЭ.03. Иностранный язык
|
ОК 4 - 6, 8, 9
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
344
|
172
|
ОГСЭ.04. Физическая культура
|
ОК 2 - 4, 6, 8, 15
|
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
210
|
140
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
определять организационно-правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев и др.;
знать:
современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
основные принципы построения экономической системы организации;
общую организацию производственного и технологического процессов;
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета;
методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
формы оплаты труда;
|
ЕН.01. Экономика организации
|
ОК 4, 5, 9
|
|||
уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления;
|
ЕН.02. Математика
|
ОК 4, 5, 9
ПК 1.1, 1.3, 2.1, 2.4, 3.1, 3.4, 4.1, 4.3, 5.1, 5.2
|
|||
уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
|
ЕН.03.
Информационные технологии в профессиональной деятельности
|
ОК 4, 5, 9, 13
ПК 1.7, 1.5, 1.6, 2.5, 3.6, 4.5, 5.1, 5.8
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
2370
|
1580
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
1186
|
790
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
моделировать функциональные системы организма;
обнаруживать и определять показатели проявлений процессов жизнедеятельности, оценивать полученные результаты;
знать:
морфологию анатомических структур и их функциональную обусловленность;
сущность и нормы проявления процессов жизнедеятельности организма;
|
ОП.01. Анатомия и физиология человека
|
ОК 1, 12, 15
ПК 1.7, 2.2, 2.6, 3.2, 3.6, 4.5, 5.2, 5.6
|
|||
уметь:
принимать, регистрировать, отбирать пробы объектов внешней среды и пищевых продуктов;
готовить исследуемый материал, питательные среды, реактивы и оборудование для проведения микроскопических, микробиологических и серологических исследований;
проводить микробиологические исследования проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;
оценивать полученный результат и вести документацию;
знать:
классификацию и морфологию микроорганизмов, способы их идентификации;
задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборатории;
|
ОП.02. Микробиология и техника микробиологических исследований
|
ОК 13, 14
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.3, 2.4, 3.1, 3.3, 3.5, 4.1, 4.2, 4.4, 5.2, 5.3, 5.5, 5.7 - 5.9
|
|||
уметь:
готовить рабочее место, посуду, оборудование для проведения анализов с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности;
выполнять основные операции лабораторных исследований;
знать:
устройство и оборудование санитарно-гигиенических лабораторий;
правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований;
теоретические основы, принципы и методы качественного и количественного анализа;
|
ОП.03. Аналитическая химия и техника лабораторных исследований
|
ОК 13, 14
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.3, 2.4, 3.1, 3.3, 3.5, 4.1, 4.2, 4.4
|
|||
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
основные задачи и методы психологии;
определение понятий: психогигиена, психопрофилактика и психотерапия;
структуру личности;
функции и средства общения;
закономерности общения;
приемы психологической саморегуляции;
основы делового общения;
пути социальной адаптации и мотивации личности;
этапы профессиональной адаптации;
взаимосвязь общения и деятельности;
|
ОП.04. Психология
|
ОК 3, 6, 7, 8
ПК 1.6, 2.5, 3.6, 4.5, 5.6
|
|||
уметь:
оценивать состояние пациента и оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
знать:
клинические проявления типовых патологических состояний и алгоритмы оказания первой медицинской помощи;
|
ОП.05. Основы патологии и первая медицинская помощь
|
ОК 12
ПК 1.6, 2.2, 2.5, 3.2, 3.6, 4.5, 5.2, 5.8
|
|||
уметь:
проводить забор и доставку материалов от инфекционного больного в лаборатории, заполнять сопроводительную документацию;
знать:
этиологию, клинику и диагностику инфекционных заболеваний, принципы их лечения и меры профилактики;
|
ОП.06. Инфекционные заболевания с курсом ВИЧ-инфекции
|
ОК 12
ПК 5.1 - 5.9
|
|||
уметь:
использовать необходимые нормативные правовые документы;
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
знать:
основные положения Конституции Российской Федерации;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
организационно-правовые формы юридических лиц;
правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;
правила оплаты труда;
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
право социальной защиты граждан;
понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
виды административных правонарушений и административной ответственности;
нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;
|
ОП.07. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
|
ОК 2, 5, 8, 9
ПК 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.2, 5.3, 5.8, 5.9
|
|||
уметь:
подготавливать отчетные формы государственного статистического наблюдения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
знать:
структуру органов, осуществляющих Госсанэпиднадзор, их задачи, функции, принципы организации деятельности и финансового обеспечения;
порядок взаимодействия Управления Роспотребнадзора и федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии", основные положения и документы, регламентирующие их деятельность;
утвержденные формы учетно-отчетной документации;
|
ОП.08. Экономика, организация и управление в учреждениях Роспотребнадзора России
|
ОК 1 - 11, 13, 14
ПК 1.4, 1.5, 2.4, 3.5, 4.4, 5.1, 5.5, 5.8, 5.9
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.09. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 7, 11 - 13, 15
ПК 1.2, 2.2, 2.3, 3.2, 3.3, 4.2, 5.2 - 5.4
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
1184
|
790
|
||
ПМ.01
|
Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок факторов среды обитания, а также коммунальных объектов, земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений, учреждений здравоохранения с использованием лабораторно-инструментальных методов исследования и оформлением соответствующей документации;
проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;
участия в оценке состояния здоровья населения и среды обитания и в других статистических исследованиях с применением информационных технологий;
организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по коммунальной гигиене по формам установленного образца;
уметь:
моделировать профессиональную деятельность санитарного фельдшера, проводить с помощью приборов измерения факторов среды обитания, работать с санитарно-гигиенической документацией;
рассчитывать и анализировать отдельные статистические показатели здоровья населения;
оформлять утвержденную документацию в пределах своей компетенции;
производить отбор образцов для лабораторного исследования (испытания) и оформлять акт отбора пробы;
участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) факторов среды обитания, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);
участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов, земельных участков, жилых и общественных зданий, учреждений здравоохранения, специализированного транспорта и оформлять результаты обследования (расследования);
проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах общей и коммунальной гигиены;
выполнять работы по сбору, обобщению, анализу и передаче данных социально-гигиенического наблюдения с использованием информационных технологий;
знать:
характеристику факторов среды обитания и закономерности, их влияния на здоровье человека, роль гигиены в сохранении и укреплении здоровья населения;
понятие о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и основные положения государственного санитарно-эпидемиологического надзора как части государственного контроля, основные требования к организации и проведению мероприятий по контролю (надзору) и принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
систему государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
структуру органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи и принципы взаимодействия;
место и роль помощника санитарного врача и помощника врача-эпидемиолога в структуре службы, основные методы работы и функциональные обязанности;
санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;
санитарно-эпидемиологические требования к жилым и общественным зданиям и сооружениям, учреждениям здравоохранения, оборудованию и транспорту;
определение социально-гигиенического наблюдения, его цели, задачи и порядок проведения.
|
МДК.01.01. Гигиена с основами санитарно-гигиенических методов исследования
|
ОК 1 - 9, 12, 13, 15
ПК 1.1 - 1.6
|
||
МДК.01.02. Общая и коммунальная гигиена
|
|||||
МДК.01.03. Социально-гигиеническое наблюдение
|
|||||
ПМ.02
|
Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий труда работающего населения (под руководством врача по гигиене труда)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок условий труда, рабочих мест и трудовых процессов с использованием лабораторно-инструментальных методов исследований и оформлением соответствующей документации;
проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;
участия в сборе данных об общей и профессиональной заболеваемости работающего населения, проведения статистических исследований с применением информационных технологий;
организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по гигиене труда по формам установленного образца;
уметь:
производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний и оформлять акт отбора пробы;
участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) факторов производственной среды, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);
участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования промышленных объектов и оформлять результаты обследования (расследования);
проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах контроля гигиены труда;
знать:
характеристику вредных и опасных факторов производственной среды; этиологию, основы проявления и меры профилактики профессиональных заболеваний (отравлений);
санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда, рабочему месту и трудовому процессу.
|
МДК.02.01. Гигиена труда и профессиональные болезни
|
ОК 1 - 9, 12 - 14
ПК 2.1 - 2.5
|
||
ПМ.03
|
Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий и качества питания населения (под руководством врача по гигиене питания)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок условий производства, транспортировки, хранения и реализации производственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд с использованием лабораторно-инструментальных методов исследований и оформлением соответствующей документации;
проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;
участия в сборе данных о пищевых отравлениях и проведении других статистических исследований с применением информационных технологий;
организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по гигиене питания по формам установленного образца;
уметь:
производить отбор образцов продовольственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд для проведения лабораторных исследований и испытаний и оформлять акт отбора пробы;
участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) продовольственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);
участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли, специализированного транспорта и оформлять результаты обследования;
проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах контроля гигиены питания;
знать:
гигиенические основы рационального питания населения;
этиологию, основные проявления и меры профилактики пищевых отравлений и алиментарных заболеваний;
санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью и технологиям их производства, условиям хранения, транспортировки и реализации;
санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения.
|
МДК.03.01. Гигиена питания и здоровье населения
|
ОК 1 - 9, 11 - 14
ПК 3.1 - 3.6
|
||
ПМ.04
|
Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий воспитания и обучения детей и подростков (под руководством врача по гигиене детей и подростков)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок условий обучения и воспитания детей и подростков с использованием лабораторно-инструментальных методов исследований и оформлением соответствующей документации;
проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;
участия в сборе данных о заболеваемости детей и подростков и проведение других статистических исследований с применением информационных технологий;
организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по гигиене детей и подростков по формам установленного образца;
уметь:
производить отбор образцов различных факторов среды обучения и воспитания для проведения лабораторных исследований и испытаний и оформлять акт отбора пробы;
участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) токсикологических, гигиенических и других видов оценок условий обучения и воспитания детей и подростков, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);
участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования образовательных учреждений, специализированного транспорта и оформлять результаты обследования;
проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах контроля гигиены детей и подростков;
знать:
анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков и основные показатели здоровья и методы их оценки;
меры по профилактике детских болезней;
характеристику неблагоприятных факторов условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательных организациях и оздоровительных учреждениях;
санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения детей и подростков.
|
МДК.04.01. Гигиена детей и подростков с основами педиатрии
|
ОК 1 - 9, 11 - 14
ПК 4.1 - 4.5
|
||
ПМ.05
|
Санитарно-эпидемиологические наблюдения за состоянием инфекционной и паразитарной заболеваемости населения и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий (под руководством врача-эпидемиолога)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в проведении санитарно-эпидемиологических расследований в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний и эпидемиологических обследований объектов с использованием лабораторно-инструментальных методов исследования и оформлением соответствующей документации;
проведения гигиенического воспитания и обучения населения;
участие в сборе данных об инфекционной (паразитарной) заболеваемости и проведении других статистических исследований с применением информационных технологий;
участие в контроле за соблюдением требований по хранению, транспортированию и использованию медицинских иммунобиологических препаратов;
проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации на объектах и в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний;
организации и контроля за качеством проведения дезинфекционных мероприятий с оформлением соответствующей документации;
участия в контроле за профилактикой внутрибольничных инфекций в учреждениях здравоохранения различного профиля;
участия в организации производственного контроля в учреждениях здравоохранения;
уметь:
производить отбор образцов различных факторов среды и биоматериала в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний и на объектах контроля с оформлением документации;
участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования объектов и очагов инфекционных (паразитарных) заболеваний, оформлять результаты обследования (расследования);
участвовать в проведении санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, направленных на ликвидацию очагов инфекционных (паразитарных) заболеваний и предупреждение их возникновения;
проводить сбор данных об инфекционной заболеваемости, результатах иммунизации населения с ведением утвержденных форм государственного и отраслевого наблюдения и использованием информационных технологий;
проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан;
готовить различные формы дезинфицирующих растворов, работать с дезинфекционной аппаратурой, проводить дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию, контролировать качество проведенных мероприятий;
организовывать контроль за выявлением внутрибольничных инфекций, соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях здравоохранения, за условиями дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения, хранением и использованием медицинских иммунобиологических препаратов;
знать:
основные понятия эпидемиологии, характеристику факторов эпидемического процесса;
основными принципы и систему профилактики инфекционных болезней (в т.ч. иммунопрофилактики);
санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний;
цели, задачи и порядок проведения слежения за инфекционными заболеваниями, циркуляцией возбудителей, иммунологической структурой населения;
виды и методы дезинфекции, дезинсекции, дератизации, порядок проведения и методы контроля эффективности мероприятий;
особенности эпидемического процесса при внутрибольничных инфекциях;
требования к организации санитарно-противоэпидемического режима в подразделениях учреждений здравоохранения различного профиля и роль помощника врача-эпидемиолога в организации производственного контроля
|
МДК.05.01. Эпидемиология
|
ОК 1 - 9, 11 - 14
ПК 5.1 - 5.9
|
||
МДК.05.02.
Дезинфекционное дело
|
|||||
МДК.05.03.
Госпитальная эпидемиология
|
|||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
1404
|
936
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
4644
|
3096
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
23 нед.
|
828
|
ОК 1 - 6, 8, 13, 14
ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.5, 3.1 - 3.6, 4.1 - 4.5, 5.1 - 5.9
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
||||
ПДП. 00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
|||
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
4 нед.
|
|||
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
2 нед.
|
Таблица 3
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
86 нед.
|
Учебная практика
|
23 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
Каникулы
|
23 нед.
|
Итого
|
147 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 мая 2014 г.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.7. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.8. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.9. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.10. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
|
39 нед.
|
промежуточная аттестация
|
2 нед.
|
каникулы
|
11 нед.
|
7.11. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.12. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165).
7.13. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.14. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.15. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.16. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 мая 2014 г.
7.17. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
истории и основ философии;
иностранного языка;
информационных технологий в профессиональной деятельности;
анатомии и физиологии человека;
микробиологии;
аналитической химии;
психологии;
основ патологии и первой медицинской помощи;
правового обеспечения профессиональной деятельности;
экономики, организации и управления в учреждениях Роспотребнадзора России;
общей и коммунальной гигиены;
гигиены труда и профессиональных болезней;
гигиены питания;
гигиены детей и подростков с основами педиатрии;
эпидемиологии и инфекционных болезней;
дезинфекционного дела;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
микробиологических методов исследований и техники лабораторных работ;
физико-химических методов исследования и техники лабораторных работ;
гигиены с основами санитарно-гигиенических методов исследования;
санитарно-гигиенических методов исследования и техники лабораторных работ;
технических средств обучения;
компьютерный класс.
Спортивный комплекс:
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных работ и практических выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.18. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 мая 2014 г.).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.