См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 мая 2014 г. N 439
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
26.02.01 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.01 Эксплуатация внутренних водных путей.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 610 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 180411 Эксплуатация внутренних водных путей" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2010 г., регистрационный N 17929).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 7 мая 2014 г. N 439
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
26.02.01 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 26.02.01 Эксплуатация внутренних водных путей для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 26.02.01 Эксплуатация внутренних водных путей имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 26.02.01 Эксплуатация внутренних водных путей базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации базовой подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1>
|
среднее общее образование
|
Техник
|
2 года 10 месяцев
|
основное общее образование
|
3 года 10 месяцев <2>
|
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: эксплуатация и обслуживание судов технического флота и судовых установок, механизмов и устройств; выполнение геодезических, гидрометрических и гидрологических работ при производстве водных изысканий; обеспечение надежного действия навигационного оборудования.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
суда технического флота, вспомогательные суда и другие плавучие средства, используемые при путевых работах;
судовые энергетические установки, судовые механизмы и устройства, системы, их агрегаты, узлы, детали;
внутренние водные и морские пути;
техническая и технологическая документация;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Эксплуатация и обслуживание судов технического флота.
4.3.2. Эксплуатация и обслуживание судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов.
4.3.3. Проектно-изыскательные работы на внутренних водных путях.
4.3.4. Обеспечение безопасности плавания.
4.3.5. Управление структурным подразделением.
4.3.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и иностранном (английском) языке.
5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Эксплуатация и обслуживание судов технического флота.
ПК 1.1. Выполнять вахтенные производственные задания с соблюдением соответствующих технологий.
ПК 1.2. Выполнять производственные операции.
ПК 1.3. Пользоваться техническими инструкциями, наставлениями и технологическими картами.
ПК 1.4. Эксплуатировать рабочие устройства и оборудование земснарядов.
5.2.2. Эксплуатация и обслуживание судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов.
ПК 2.1. Управлять главными двигателями и механизмами, обеспечивать их техническую эксплуатацию, содержание и ремонт в соответствии с правилами технической эксплуатации.
ПК 2.2. Осуществлять контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна, судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов.
ПК 2.3. Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации.
5.2.3. Проектно-изыскательные работы на внутренних водных путях.
ПК 3.1. Осуществлять изыскания для обеспечения всех видов путевых и добычных работ.
ПК 3.2. Производить расчеты русловых деформаций при проектировании путевых работ, трассирование землечерпательных прорезей и обеспечение их устойчивости.
ПК 3.3. Составлять наряд-задания на различные виды работ технического флота и изыскания.
ПК 3.4. Составлять схемы расстановки средств навигационного оборудования.
5.2.4. Обеспечение безопасности плавания.
ПК 4.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.
ПК 4.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна.
ПК 4.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.
ПК 4.4. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях.
ПК 4.5. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
ПК 4.6. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства.
ПК 4.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.
5.2.5. Управление структурным подразделением.
ПК 5.1. Организовывать работы коллектива исполнителей, включая планирование и организацию производственных работ; выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций.
ПК 5.2. Осуществлять контроль качества выполняемой работы; участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности; обеспечивать технику безопасности в производственном процессе.
ПК 5.3. Обеспечивать соблюдение законодательства в области внутреннего водного и морского транспорта, использования и охраны водных ресурсов, окружающей среды, недропользования.
ПК 5.4. Обеспечивать технику безопасности, разрабатывать практические мероприятия, направленные на улучшение организации работы экипажа судна.
ПК 5.5. Осуществлять административное и техническое руководство деятельностью экипажа судна.
5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
абзац исключен. - Приказ Минобрнауки России от 14.09.2016 N 1193;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Дисциплина "Физическая культура" реализуется в порядке, установленном образовательной организацией. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
6.4 Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
(час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
3024
|
2016
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально- экономический учебный цикл
|
624
|
416
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1 - 10
|
||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения;
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1 - 10
|
||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
160
|
ОГСЭ.03. Иностранный язык
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1, 1.3, 4.1
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
320
|
160
|
ОГСЭ.04.
Физическая
культура
|
ОК 2, 3, 6, 7
|
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
210
|
140
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления;
|
ЕН.01. Математика
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.3,
3.1 - 3.4, 5.2
|
|||
уметь:
применять базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
использовать изученные прикладные программные средства;
разбираться в основных понятиях автоматизированной обработки информации;
знать:
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем;
об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
|
ЕН.02. Информатика
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3,
3.1 - 3.4,
4.1 - 4.5
|
|||
уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
осуществлять процедуры по борьбе с загрязнением окружающей среды;
использовать оборудование, предназначенное для борьбы с загрязнением окружающей среды;
знать:
о взаимосвязи организмов и среды обитания;
об условиях устойчивого состояния экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
об экологических принципах рационального природопользования;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
о требованиях международных конвенций по предотвращению загрязнения окружающей среды судами;
меры предосторожности, которые необходимо предпринимать для предотвращения загрязнения морской и речной окружающей среды.
|
ЕН.03. Экологические основы природопользования
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3,
3.1 - 3.4
4.7, 5.3
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
2190
|
1460
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
856
|
570
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности;
выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;
выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
знать:
правила разработки конструкторской и технологической документации;
способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем;
законы, методы и приемы проекционного черчения;
требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;
правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;
технику и принципы нанесения размеров;
классы точности и их обозначение на чертежах;
типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;
|
ОП.01. Инженерная графика
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4,
3.1 - 3.4
|
|||
уметь:
применять основные аксиомы теоретической механики, кинематики движения точек и твердых тел, динамику преобразования энергии в механическую работу, законы трения и преобразования количества движения;
читать кинематические схемы;
определять напряжения в конструкционных элементах;
производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;
определять передаточное отношение;
составлять принципиальные схемы гидравлических систем;
производить расчеты по определению параметров работы гидросистемы;
производить расчет трубопровода и параметров истечения;
знать:
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
типы кинематических пар;
типы соединений деталей и машин;
основные сборочные единицы и детали;
характер соединения деталей и сборочных единиц;
принцип взаимозаменяемости;
виды движений и преобразующие движения механизмы;
виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
передаточное отношение и число;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;
основы гидростатики:
физические свойства жидкостей;
понятие о давлении, напоре;
законы Паскаля, Архимеда;
графоаналитическое определение сил давления;
основы понятия равновесия и остойчивости тел в жидкости;
основы гидродинамики, уравнение Бернулли;
режимы движения жидкости в трубопроводе и насадках;
физические основы функционирования гидравлических систем;
|
ОП.02. Механика
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3,
3.1 - 3.4,
4.2 - 4.6
|
|||
уметь:
использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности;
читать и составлять принципиальные, электрические и монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями, применять методы и приемы работы с диагностическим оборудованием, измерять необходимые характеристики и параметры электронных устройств;
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
собирать электрические схемы;
подключать к сети и запускать аппаратуру и электродвигатели, рассчитывать по заданным условиям типовые электронные каскады;
знать:
способы получения, передачи и использования электрической энергии;
электротехническую терминологию;
основные законы электротехники;
характеристики и параметры электрических и магнитных полей;
свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;
основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
принципы действия и устройства электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей;
правила эксплуатации электрооборудования;
|
ОП.03. Электроника и электротехника
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.3,
3.1 - 3.4,
4.2 - 4.6
|
|||
уметь:
подбирать конструкционные материалы для судов и судового оборудования по их назначению и условиям эксплуатации;
пользоваться справочной литературой и нормативными правовыми актами;
подбирать способы и режимы обработки материалов для изготовления различных деталей;
знать:
основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;
классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве;
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
особенности строения металлов и их сплавов, закономерности процессов кристаллизации и структурообразования;
виды обработки металлов и сплавов;
сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием;
основы термообработки металлов;
способы защиты металлов от коррозии;
требования к качеству обработки деталей;
виды износа деталей и узлов;
особенности строения, назначения и свойства различных групп неметаллических материалов;
свойства смазочных и абразивных материалов;
классификацию и способы получения композиционных материалов;
|
ОП.04. Материаловедение
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.3,
2.1,
3.1 - 3.3,
4.2 - 4.4
|
|||
уметь:
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
знать:
основные понятия и определения метрологии и стандартизации;
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
формы подтверждения качества;
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
требования технических регламентов, нормативных правовых актов и технических документов и отраслевых стандартов в своей служебной деятельности;
основные методы и средства измерений физических величин при эксплуатации, обслуживании и ремонте транспортных средств и оборудования;
|
ОП.05. Метрология и стандартизация
|
ОК 1 -10
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.4,
3.1 - 3.4,
4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
технически грамотно эксплуатировать судно;
производить расчеты по плавучести, остойчивости, непотопляемости и ходкости судна;
производить расчеты по снабжению судов;
знать:
общее устройство судна:
особенности конструкции различных типов судов, сравнительные характеристики судов;
классификацию судов;
основные требования Российского речного регистра и Российского морского регистра судоходства к техническому состоянию судна и техническим средствам;
основные документы по безопасности эксплуатации судна;
устройство внутренних помещений, надстроек, вооружение и оборудование судов:
канаты, тросы, цепи и их применение на судах технического флота;
якоря (стопоры), лебедки для судов технического флота и транспортных судов;
мачты, их назначение, использование мачт (автоствор) для работы земснарядов;
средства сигнализации;
основы теории судна:
геометрию корпуса судна, плавучесть, устойчивость, непотопляемость, управляемость судов, ходкость;
судовые движители;
сопротивление среды движению судна;
оценочные характеристики сопротивления среды движению судов;
спасательные средства и их снаряжение;
аварийное оборудование и средства, правила и способы их использования;
организацию службы на судах;
организацию борьбы за живучесть и способы спасения людей в аварийных ситуациях на судах;
|
ОП.06. Теория и устройство судна
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3,
4.1 - 4.7
|
|||
уметь:
вычерчивать планы съемок, профили;
выполнять поверки основных геодезических инструментов;
выполнять геодезические измерения, горизонтальные и вертикальные съемки;
обрабатывать результаты геодезических измерений;
определять площади фигур различными способами;
знать:
об основных направлениях развития топографии и инженерной геодезии;
о назначении государственных геодезических сетей и методах их построения;
условные топографические знаки;
правила эксплуатации и поверки основных геодезических инструментов;
методы геодезических измерений;
основные понятия о нивелировании III и IV классов;
|
ОП.07. Основы геодезии
|
ОК 1 -10
ПК 3.1 - 3.4
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.08.
Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3,
3.1 - 3.4,
4.1 - 4.7,
5.1 - 5.5
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
1334
|
890
|
||
ПМ.01
|
Эксплуатация и обслуживание судов технического флота
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
пользования техническими инструкциями, наставлениями и технологическими картами;
эксплуатации рабочих устройств и оборудования земснарядов;
выполнения производственных операций;
работы со средствами навигационного оборудования и светосигнальными приборами
навигационного оборудования;
уметь:
выбирать тип дноуглубительного снаряда в зависимости от условий работы;
эксплуатировать рабочие устройства и оборудование земснарядов;
осуществлять монтаж и регулировку светосигнальных приборов навигационного оборудования;
выбирать светосигнальные приборы;
выбирать светоотражающие покрытия и способы нанесения на навигационное оборудование;
знать:
устройство судов технического флота различных типов;
технический надзор за судами;
правила технической эксплуатации рабочих устройств и оборудования земснарядов;
способы управления дноуглубительными и портовыми снарядами;
технологические процессы землечерпания;
методы определения оптимального режима работы грунтового насоса;
работы со средствами навигационного оборудования и светосигнальными приборами навигационного оборудования;
правила расстановки навигационных знаков на внутренних водных путях, по координатам и с помощью спутниковых навигационных систем.
|
МДК.01.01. Технология дноуглубления, эксплуатация судов технического флота и навигационного оборудования внутренних водных путей
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
|
||
ПМ.02
|
Эксплуатация и обслуживание судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
обслуживания и эксплуатации главных и вспомогательных механизмов;
обслуживания и эксплуатации основных видов электрооборудования земснарядов;
ведения ремонтных работ систем и устройств;
уметь:
эксплуатировать главные и вспомогательные двигатели;
эксплуатировать судовые устройства и механизмы;
обслуживать дизельную энергетическую установку на всех режимах;
устранять неполадки в работе систем и устройств;
читать принципиальные схемы управления электродвигателями основных механизмов;
осуществлять подготовку к пуску, пуск, регулирование заданных режимов, обслуживание во время работы основных видов электрооборудования земснарядов;
безопасно проводить судовые работы;
выполнять ремонт главных и вспомогательных механизмов;
использовать основной мерительный инструмент для дефектации и контроля;
центровать валопровод по фланцам, устранять изломы и смещения;
знать:
иметь представления об ресурсо- и энергосберегающих технологиях;
конструктивные особенности дизелей, установленных на земснарядах, их классификацию и маркировку;
системы газораспределения, наддува, охлаждения, смазки, подачи топлива;
правила технической эксплуатации дизелей и правила Российского Речного Регистра;
правила ведения технической документации;
об основных видах износа и повреждений корпуса судна, энергетического оборудования и судовых вспомогательных механизмов;
порядок составления технической документации на судоремонт и выполнения ремонтных и монтажных работ на судне;
теоретические основы организации и технологии судоремонта;
методы дефектации при судоремонте;
методы ремонта и повышения износостойкости корпусных конструкций и деталей судовых технических средств, корпуса судна, надстроек и оборудования судна, судовых устройств, судовых систем, судового котлоагрегата двигателя;
методы сборки, монтажа и испытаний дизелей;
методы ремонта валопровода и двигателей, вспомогательных механизмов;
безопасность труда при судоремонте;
виды электрооборудования и автоматики земснарядов;
правила эксплуатации источников электроэнергии на земснарядах;
принципы работы электрооборудования в ручном и автоматическом режимах;
порядок составления технической документации на судоремонт и выполнения ремонтных и монтажных работ на судне.
|
МДК.02.01. Устройство и эксплуатация судовых энергетических установок и судового оборудования
|
ОК 1 - 10
ПК 2.1 - 2.3
|
||
ПМ.03
|
Проектно-изыскательные работы на внутренних водных путях
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
проведения изысканий на водных объектах;
составления планов землечерпательных работ;
ведения расчетов расходов и уровней воды в водоеме;
работы с основными гидрометрическими приборами;
производства разбивочных работ;
подготовки и ведения землечерпательных работ;
уметь:
выполнять поверки основных гидрометрических приборов;
производить разбивочные работы на местности;
выполнять водомерные наблюдения;
уметь определять местоположение судна с использованием системы спутниковой навигации;
составлять укрупненные планы землечерпательных прорезей и вычислять объем грунта на прорези;
определять расход воды в реке различными способами;
строить графики колебаний уровней воды в реке;
трассировать эксплуатационные и капитальные землечерпательные прорези;
составлять наряд-задание на землечерпательные работы;
знать:
об основных научно-технических проблемах и перспективах развития внутренних водных путей;
о применении спутниковых систем на водных изысканиях (автоматизированные промерные комплексы);
режимы движения воды и их влияние на деформацию русла;
требования к судоходным прорезям и отвалам грунта;
о выправительных работах на реках;
методы улучшения судоходных условий;
виды путевых работ;
состав проекта путевых работ;
виды выправительных сооружений;
методы определения оптимального режима работы грунтового насоса;
правила эксплуатации и поверки основных гидрометрических приборов;
порядок выполнения русловых съемок.
|
МДК.03.01. Гидрология, водные изыскания и путевые работы
|
ОК 1 - 10
ПК 3.1 - 3.4
|
||
ПМ.04
|
Обеспечение безопасности плавания
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практическим опыт:
действий по тревогам;
борьбы за живучесть судна;
организации и выполнения указаний при оставлении судна;
использования коллективных и индивидуальных спасательных средств;
использования средств индивидуальной защиты;
действий при оказании первой медицинской помощи;
уметь:
действовать при различных авариях;
применять средства и системы пожаротушения;
применять средства по борьбе с водой;
пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия;
применять меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов;
управлять коллективными спасательными средствами;
устранять последствия различных аварий;
обеспечивать защищенность судна от актов незаконного вмешательства;
предотвращать неразрешенный доступ на судно;
оказывать первую медицинскую помощь, в том числе под руководством квалифицированных специалистов с применением средств связи;
знать:
нормативные правовые акты в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности;
расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;
организацию проведения тревог;
порядок действий при авариях;
мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне;
виды и химическую природу пожара;
виды средств и системы пожаротушения на судне;
особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях;
виды средств индивидуальной защиты;
мероприятия по обеспечению непотопляемости судна;
методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна;
виды и способы подачи сигналов бедствия;
способы выживания на воде;
виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжения;
устройства спуска и подъема спасательных средств;
порядок действий при поиске и спасании;
порядок действий при оказании первой медицинской помощи;
мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.
|
МДК.04.01. Безопасность жизнедеятельности на судне и транспортная безопасность
|
ОК 1 - 10
ПК 4.1 - 4.4
|
||
ПМ.05
|
Управление структурным подразделением
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
в планировании и организации работы структурного подразделения на основе знания психологии личности и коллектива;
в руководстве структурным подразделением;
контроля качества выполняемых работ;
оформления технической документации организации и планирования работ;
анализа процесса и результатов деятельности подразделения с применением современных информационных технологий;
уметь:
рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда;
рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели, характеризующие эффективность выполняемых работ;
планировать работу исполнителей;
инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ;
принимать и реализовывать управленческие решения;
мотивировать работников на решение производственных задач;
управлять конфликтными ситуациями, стрессами и рисками;
обеспечивать соблюдение правил безопасности труда и выполнение требований производственной санитарии;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
использовать необходимые нормативно-правовые документы;
знать:
современные технологии управления подразделением организации;
основы организации и планирования деятельности подразделения;
принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов на производстве;
характер взаимодействия с другими подразделениями;
функциональные обязанности работников и руководителей;
принципы делового общения в коллективе;
основы конфликтологии;
основные производственные показатели работы организации и ее структурных подразделений;
методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей;
виды, формы и методы мотивации персонала, в том числе материальное и нематериальное стимулирование работников;
методы оценивания качества выполняемых работ;
деловой этикет;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
методы осуществления мероприятий по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
|
'
|
МДК.05.01. Планирование и организация работы структурного подразделения
|
ОК 1 - 10
ПК 5.1 - 5.5
|
|
ПМ.06
|
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
|
||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
648
|
432
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
3672
|
2448
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
52 нед.
|
1872
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3,
3.1 - 3.4,
4.1 - 4.7,
5.1 - 5.5
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
||||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
4 нед.
|
Таблица 3
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
68 нед.
|
Учебная практика
|
52 нед.
|
Производственная практика
|
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
4 нед.
|
Каникулы
|
18 нед.
|
Итого
|
147 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;
должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
|
39 нед.
|
промежуточная аттестация
|
2 нед.
|
каникулы
|
11 нед.
|
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974; N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165).
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки России от 14.09.2016 N 1193.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
7.15. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566.
7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
математики;
информатики;
инженерной графики;
метрологии и стандартизации;
механики;
теории и устройства судна;
технологии и организации судоремонта;
технического флота;
навигационного оборудования внутренних водных путей;
экономики и менеджмента;
экологических основ природопользования;
обеспечения безопасности плавания;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
электротехники и электроники;
материаловедения;
геодезии и водных изысканий;
судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов;
дноуглубления и добычи нерудных строительных материалов;
электрооборудования и автоматики земснарядов.
Мастерские:
слесарно-механическая мастерская.
абзац исключен. - Приказ Минобрнауки России от 14.09.2016 N 1193.
Полигоны:
геодезический полигон;
учебная база по водным изысканиям.
Тренажеры, тренажерные комплексы:
навигационные тренажеры;
тренажерный комплекс по борьбе за живучесть судна.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и сдачу государственного экзамена по специальности с обязательной аттестацией по практической подготовке.
Защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект) вводится по усмотрению образовательной организации. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Приложение
к ФГОС СПО по специальности 26.02.01
Эксплуатация внутренних водных путей
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Код по Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2013 г., регистрационный N 29322), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1348 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2014 г., регистрационный N 31163), от 28 марта 2014 г. N 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2014 г., регистрационный N 31953) и от 27 июня 2014 г. N 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2014 г., регистрационный N 33205)
|
Наименование профессий рабочих, должностей служащих
|
1
|
2
|
Бригадир изыскательской русловой партии
|
|
12192
|
Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах
|
Монтер судоходной обстановки
|
|
Моторист (машинист)
|
|
Оператор специальных устройств земснарядов
|
|
Полевой (путевой) рабочий изыскательской русловой партии
|
|
Путевой рабочий тральной бригады
|
|
18577
|
Слесарь-судоремонтник
|
Моторист-матрос
|
|
Лебедчик-моторист
|
|
13361
|
Лебедчик
|