См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 апреля 2018 г. N 230
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
29.01.05 ЗАКРОЙЩИК
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; N 46, ст. 6392; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741; 2017, N 3, ст. 511; N 17, ст. 2567; N 25, ст. 3688), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069; 2016, N 16, ст. 2230; 2017, N 2, ст. 368, 2018, N 3, ст. 562), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 29.01.05 Закройщик (далее - стандарт).
2. Установить, что:
образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;
прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 262019.02 Закройщик, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 773 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29717), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. N 390 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный N 37199), прекращается 1 сентября 2018 года.
Министр
О.Ю.ВАСИЛЬЕВА
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 3 апреля 2018 г. N 230
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
29.01.05 ЗАКРОЙЩИК
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по профессии 29.01.05 Закройщик (далее - профессия).
1.2. Получение СПО по профессии допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. Обучение по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - образовательная программа) в образовательной организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.
1.4. Содержание СПО по профессии определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее - ПООП).
1.5. При разработке образовательной программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (приложение N 1 к настоящему ФГОС СПО).
1.6. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 21 Легкая и текстильная промышленность, 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.) <1>
--------------------------------
<1> Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменениями, внесенными приказом Министерством юстиции Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.9. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации <2>.
--------------------------------
<2> Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670; N 31, ст. 4765; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 57; N 9, ст. 1282; N 11, ст. 1591).
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:
на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий
увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу исходя из сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего "портной и закройщик", указанного в Перечне профессий среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662).
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 20 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которому должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно сочетанию получаемых квалификаций, указанному в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы
|
Объем образовательной программы в академических часах
|
Общепрофессиональный цикл
|
не менее 180
|
Профессиональный цикл
|
не менее 972
|
Государственная итоговая аттестация:
|
|
на базе среднего общего образования
|
36
|
на базе основного общего образования
|
72
|
Общий объем образовательной программы:
|
|
на базе среднего общего образования
|
1476
|
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
|
4428
|
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей профессии.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.
2.4. В общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 80 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
2.5. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать освоение дисциплины "Физическая культура" в объеме не менее 40 академических часов и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме не менее 36 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. Образовательная организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность обучения по образовательной программе, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
2.7. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, исходя из сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ФГОС СПО:
прием заказов на изготовление изделий;
изготовление лекал;
раскрой при пошиве и перекрой при ремонте и обновлении изделий;
пошив изделий по индивидуальным заказам;
проведение примерки изделия на фигуре заказчика;
выполнение ремонта тканей и швейных изделий.
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности:
3.4.1. Прием заказов на изготовление изделий:
ПК 1.1. Подбирать фасоны изделий с учетом особенностей фигуры и направления моды;
ПК 1.2. Выполнять зарисовку модели;
ПК 1.3. Снимать необходимые размерные признаки с фигуры заказчика;
ПК 1.4. Выбирать размерные признаки типовой фигуры;
ПК 1.5. Оформлять документацию на пошив изделий.
3.4.2. Изготовление лекал:
ПК 2.1. Выполнять расчет и построение чертежа базовой конструкции изделия;
ПК 2.2. Выполнять конструктивное моделирование;
ПК 2.3. Изготавливать лекала деталей изделий.
3.4.3. Раскрой при пошиве и перекрой при ремонте и обновлении изделий:
ПК 3.1. Выполнять раскладку лекал на материале;
ПК 3.2. Выкраивать детали изделий;
ПК 3.3. Контролировать качество раскладки лекал и выкроенных деталей.
3.4.4. Пошив изделий по индивидуальным заказам:
ПК 4.1. Выполнять поэтапную обработку швейного изделия на машинах или вручную с разделением труда или индивидуально;
ПК 4.2. Подкраивать отделочные детали и детали подкладки;
ПК 4.3. Формировать объемную форму полуфабриката, изделия с использованием оборудования для влажно-тепловой обработки;
ПК 4.4. Обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки;
ПК 4.5. Соблюдать правила безопасного труда.
3.4.5. Проведение примерки изделия на фигуре заказчика:
ПК 5.1. Определять посадку изделия на фигуре заказчика;
ПК 5.2. Уточнять положение отделочных деталей.
3.4.6. Выполнение ремонта тканей и швейных изделий:
ПК 6.1. Выявлять область и вид ремонта;
ПК 6.2. Подбирать материалы для ремонта;
ПК 6.3. Выполнять ремонт швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий и (или) материалов.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы указаны в приложении N 2 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, предусмотренных настоящим ФГОС СПО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по профессии с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
Приложение N 1
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования по
профессии 29.01.05 Закройщик
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРОФЕССИИ 29.01.05 ЗАКРОЙЩИК
Код профессионального стандарта
|
Наименование профессионального стандарта
|
1
|
2
|
33.015
|
Профессиональный стандарт "Специалист по ремонту и индивидуальному пошиву швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, изделий текстильной галантереи", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. N 1051н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2016 г., регистрационный N 40665)
|
33.016
|
Профессиональный стандарт "Специалист по моделированию и конструированию швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий по индивидуальным заказам", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1124н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 января 2016 г., регистрационный N 40792)
|
Приложение N 2
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования
по профессии 29.01.05 Закройщик
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 29.01.05 ЗАКРОЙЩИК
Основной вид деятельности
|
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Прием заказов на изготовление изделий
|
знать:
современное направление моделирования;
общие сведения о композиции;
основные законы и правила композиции;
технику зарисовки стилизованных фигур и моделей изделий;
ассортимент тканей и материалов;
свойства применяемых материалов;
размерные признаки фигуры;
правила и приемы выполнения обмера фигуры заказчика;
нормы расхода материалов на изделия;
виды документации для оформления заказа на изготовление изделия и правила их оформления;
правила, современные формы и методы обслуживания потребителя;
особенности конфекционирования материалов для швейных изделий;
основные принципы и правила определения сложности индивидуальных заказов;
стили, тенденции и направления моды в одежде текущего сезона.
уметь:
вести деловой диалог с заказчиком;
зарисовать фасон изделия;
подбирать материалы для изделия;
снимать необходимые размерные признаки с фигуры заказчика;
оформлять паспорт заказа;
использовать профессиональные инструменты для снятия размерных признаков;
определять трудоемкость выполнения заказа с учетом количества усложняющих элементов, группы сложности материала и степени сложности фигуры заказчика;
определять сроки изготовления швейных изделий различного ассортимента, количества примерок в зависимости от сложности изделия, типа фигуры;
рационально организовывать рабочее место, соблюдать требования охраны труда, осуществлять текущий уход за рабочим местом.
иметь практический опыт в:
приеме заказов на изготовление текстильных изделий;
выполнении зарисовок моделей.
|
Изготовление лекал
|
знать:
типы телосложений;
конструкцию и составные части изделий;
системы и методы конструирования;
особенности конструирования изделия одежды с учетом назначения;
особенности разработки конструкций изделий одежды с учетом телосложения;
особенности конструирования и моделирования при обновлении текстильных изделий;
порядок построения чертежей деталей изделий;
принципы конструктивного моделирования;
виды лекал, требования к качеству лекал;
методы технического размножения лекал;
методы корректировки базовых лекал для получения модельных лекал швейных изделий различного ассортимента.
уметь:
выполнять расчет и построение чертежа базовой конструкции изделия;
вносить изменения в базовую конструкцию, учитывающие особенности фигуры заказчика;
проводить моделирование базовой конструкции;
изготавливать лекала деталей изделия;
изготавливать производные и вспомогательные лекала;
разрабатывать технические описания на изделия;
копировать детали чертежа с использованием чертежных инструментов;
составлять технические описания к комплекту лекал базовых конструкций;
рационально организовывать рабочее место, соблюдать требования охраны труда, осуществлять текущий уход за рабочим местом.
иметь практический опыт в:
изготовлении лекал на изделие из различных материалов.
|
Раскрой при пошиве и перекрой при ремонте и обновлении изделий
|
знать:
оборудование, приспособления для раскроя материалов;
технологию раскроя материалов;
правила раскладки лекал на материале;
требования к качеству выкроенных деталей;
методы использования базовых лекал при раскрое изделий для индивидуального заказчика.
уметь:
выполнять раскладку лекал на материале с учетом требований технических условий;
переносить контуры лекал на материал;
выкраивать детали изделия;
проверять качество выкроенных деталей;
анализировать данные паспорта заказа и выбирать метод раскроя с учетом особенностей телосложения заказчика;
подбирать лекала базовых конструкций для раскроя швейных изделий различного ассортимента;
комплектовать детали кроя изделий различного ассортимента;
корректировать лекала с учетом индивидуальных особенностей фигуры заказчика;
пользоваться инструментами для раскроя изделий различного ассортимента из текстильных материалов;
передавать крой портным и инструктировать портных по особенностям выполнения ремонта или пошива;
рационально организовывать рабочее место, соблюдать требования охраны труда, осуществлять текущий уход за рабочим местом.
иметь практический опыт в:
раскрое материалов при пошиве и перекрое при ремонте и обновлении изделий.
|
Пошив изделий по индивидуальным заказам
|
знать:
технику графических рисунков;
технические условия выполнения ручных, машинных и утюжильных работ;
классификацию и ассортиментные группы швейных изделий;
современные потребительские требования к одежде;
виды и назначение технологического оборудования для изготовления изделий, правила его эксплуатации;
технологию пошива текстильных изделий;
требования к качеству текстильных изделий;
виды и ассортимент текстильных материалов, трикотажных полотен, кожи и меха, фурнитуры, их основные свойства;
особенности обработки трикотажных, меховых, кожаных изделий;
основные виды отделок швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента по индивидуальным заказам;
государственные стандарты Российской Федерации и технические условия, регламентирующие процесс изготовления швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий;
требования охраны труда, пожарной безопасности;
режимы и параметры влажно-тепловой обработки швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента по индивидуальным заказам;
основные виды дефектов, возникающих при изготовлении швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделии различного ассортимента.
уметь:
выполнять зарисовку моделей изделий ассортиментных групп;
составлять описание внешнего вида текстильных изделий;
выполнять технологическую обработку изделия с учетом требований к качеству;
обслуживать технологическое оборудование для изготовления текстильных изделий;
выявлять и устранять дефекты обработки текстильных изделий;
пользоваться инструментами и приспособлениями при пошиве изделий различного ассортимента из различных материалов;
применять операционно-технологические карты при изготовлении изделий различного ассортимента;
определять причины возникновения дефектов технологической обработки изделий различного ассортимента из различных материалов по индивидуальным заказам;
осуществлять поэтапный и окончательный контроль качества швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента;
рационально организовывать рабочее место, соблюдать требования охраны труда, электробезопасности, гигиены труда, пожарной безопасности, осуществлять текущий уход за рабочим местом.
иметь практический опыт в:
пошиве изделий по индивидуальным заказам, моделей одежды и образцов ассортиментных групп из различных материалов.
|
Проведение примерки изделия на фигуре заказчика
|
знать:
современные декоративные элементы в одежде;
порядок проведения примерок;
виды технологических и конструктивных дефектов одежды, причины их появления и пути устранения;
технологию обработки кроя после примерок;
степень готовности к примеркам швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента, ее зависимость от фигуры заказчика, вида изделия, сложности фасона, конструкции изделия, свойств материалов;
уметь:
определять баланс изделия;
выявлять и устранять дефекты в изделии;
находить оптимальное положение отделочных деталей изделия;
проводить обработку кроя после примерок;
осуществлять подготовку к примеркам изделий различного ассортимента из различных материалов индивидуально или с разделением труда;
определять степень готовности полуфабрикатов изделий одежды из различных материалов к примеркам на фигуре заказчика;
уточнять формы и пропорции полуфабрикатов изделий одежды из различных материалов при примерках с учетом согласованного эскиза и индивидуальных особенностей фигуры заказчика;
согласовывать с заказчиком необходимые изменения и корректировки, выявленные в процессе примерок полуфабрикатов изделий;
подкраивать мелкие детали (подборт, клапан, воротник) после примерок;
использовать профессиональные инструменты и приспособления для проведения примерок;
рационально организовывать рабочее место, соблюдать требования охраны труда, осуществлять текущий уход за рабочим местом.
иметь практический опыт в:
проведении примерок на фигуре заказчика.
|
Выполнение ремонта тканей и швейных изделий
|
знать:
характеристику материалов для ремонта и обновления изделий;
технологию ремонта изделий, виды, методы и приемы ремонта;
принципы и приемы обновления изделий;
виды физического износа швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента в различных видах одежды;
способы осуществления внутрипроцессного контроля качества ремонта швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента;
государственные стандарты Российской Федерации и технические условия, регламентирующие процесс ремонта швейных изделий.
уметь:
выполнять разнообразные виды ремонта на изделии вручную и на оборудовании;
выполнять технологические операции по ремонту и обновлению изделий;
использовать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки при выполнении ремонта изделий различного ассортимента из различных материалов по индивидуальным заказам;
контролировать качество выполнения всех видов ремонта швейных изделий различного ассортимента;
выявлять дефекты изделий и (или) материалов для выполнения ремонта изделий различного ассортимента.
иметь практический опыт в:
проведении ремонта и обновлении текстильных изделий.
|