См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 1 июля 2016 г. N 786

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 52.04.02
ДРАМАТУРГИЯ (УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ)

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 52.04.02 Драматургия (уровень магистратуры).

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2011 г. N 2103 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 070800 Драматургия (квалификация (степень) "магистр")" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2011 г., регистрационный N 21475).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 1 июля 2016 г. N 786

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
52.04.02 ДРАМАТУРГИЯ
(УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ магистратуры по направлению подготовки 52.04.02 Драматургия (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

НИР - научно-исследовательская работа;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе магистратуры допускается только в образовательной организации высшего образования и научной организации (далее вместе - организация).

3.2. Обучение по программе магистратуры в организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.

Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

3.3. Срок получения образования по программе магистратуры:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы магистратуры, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы магистратуры организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы магистратуры возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе магистратуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ МАГИСТРАТУРЫ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает НИР, научно-педагогическую, творческо-производственную, художественно-критическую, экспертно-консультационную и организационно-управленческую работу в театральных, концертных фильмо- и телепроизводящих организациях, в средствах массовой информации (далее - СМИ) (редакции радио и телевизионных программ, профильные издательства, службы связи с общественностью профильных организаций), в антрепризах, продюсерских компаниях, в органах управления кинематографией, телевидением и театральным искусством, кинематографическим и театральным образованием, в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по направлениям подготовки в области кинематографии, телевидения, театрального искусства, в организациях, специализирующихся на распространении аудиовизуальных и театральных произведений, в научно-исследовательских организациях.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются:

зрители как потребители художественно-творческой продукции кинематографического искусства;

творческие коллективы, режиссеры, актеры, кинооператоры, художники кино и театра, композиторы и другие творческие работники;

продюсеры, редакторы, руководители фильмопроизводящих и театрально-концертных организаций;

обучающиеся по направлению подготовки;

процесс обучения теории драматургии;

процесс обучения мастерству драматурга;

творческо-производственная и организационно-управленческая деятельность в сфере кинематографии, телевидения и театрального искусства.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:

научно-исследовательская;

научно-педагогическая;

творческо-производственная;

художественно-критическая и экспертно-консультационная;

организационно-управленческая.

При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технических ресурсов организации.

Программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академической магистратуры);

ориентированной на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладной магистратуры).

4.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований и разработок по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве российского исполнителя или соисполнителя;

сбор, обработка, анализ и обобщение научной информации, передового российского и зарубежного опыта;

разработка планов самостоятельной научно-исследовательской деятельности, участие в составлении планов и методических программ исследований и разработок, практических рекомендаций по использованию их результатов;

ведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;

участие во внедрении результатов научных исследований и разработок;

представление итогов научных исследований в виде отчетов, рефератов, научных статей;

научно-педагогическая деятельность:

осуществление на высоком научно-методическом и педагогическом уровне процесса обучения драматургии в образовательных организациях высшего образования и в иных образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в области телевидения, кинематографа и театрального искусства;

осуществление функций тьютора - современного квалифицированного преподавателя, профессионального наставника, организатора и консультанта по вопросам обучения и воспитания обучающегося;

планирование и осуществление образовательной деятельности, проектирование, разработка и реализация типовых мероприятий, внедрение авторских, инновационных технологий обучения и воспитания;

формирование у обучающихся профессиональных умений, навыков, компетенций;

формирование системы контроля качества образования обучающихся, опираясь в том числе на авторские подходы и методики в соответствии с современными требованиями развития искусства;

соблюдение прав и академической свободы обучающихся, содействование поддержанию учебной дисциплины, уважение человеческого достоинства обучающихся, защита чести и репутации учебного заведения;

соблюдение требований безопасности жизнедеятельности в образовательной деятельности и во время прохождения производственной практики;

повышение уровня профессиональной квалификации в соответствии с требованиями основной образовательной программы и ФГОС ВО;

творческо-производственная деятельность:

создание и публикация произведений драматургии;

оказание литературных услуг по переработке и адаптации произведений драматургии;

работа в составе творческого коллектива;

разработка заданий для драматурга или коллектива авторов;

редактирование произведений драматургии, разработка предложений по устранению недостатков произведения драматургии;

художественно-критическая и экспертно-консультационная деятельность:

создание и публикация критических статей, эссе, созданных на основе художественно-эстетического анализа произведений телевидения, кинематографа и театрального искусства;

проведение просветительской работы по пропаганде искусства в информационных центрах, агентствах, в иных общественных и государственных организациях;

осуществление экспертно-аналитической работы по проблемам телевидения, кинематографии, театрального искусства в фондах, архивах, информационных центрах, агентствах и иных общественных и государственных организациях;

сотрудничество со СМИ в качестве корреспондентов и обозревателей в профильных изданиях по теле-, кино- и театральному искусству в качестве авторов, литературных редакторов и ведущих радио и телевизионных художественных программ, занимать различные должности в службах по связям с общественностью арт-институтов;

участие в экспертизе произведений теле-, кино- и театрального искусства;

участие в работе отборочных групп фестивалей;

участие в работе жюри кинофестивалей и иных творческих конкурсов в сфере кинематографа;

оказание консультационной помощи по разработке инновационных проектов и программ в области телевидения, кинематографии и театрального искусства;

организационно-управленческая деятельность:

руководство творческо-производственной деятельностью создания произведения драматургии драматургом или коллективом авторов;

разработка и планирование проектов и мероприятий (театральные фестивали, кинофестивали, конкурсы произведений драматургии);

руководство творческо-производственной деятельностью в ходе реализации проекта и мероприятия;

рациональное использование имеющихся ресурсов (человеческих, финансовых, материально-технических, информационных, духовно-нравственных, технологических);

осуществление методически и технологически обоснованных действий для продвижения проектов и его рекламы;

координация действий физических и юридических лиц, задействованных в реализации проектов и мероприятий.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-4).

5.3. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, движущие силы и закономерности исторического процесса (ОПК-1);

способностью совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОПК-2);

способностью обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, использовать для решения творческих задач современные технические средства и информационные технологии (ОПК-3);

способностью в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики к самостоятельному обучению новым методам творчества и исследования, к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способностью свободно пользоваться государственным языком Российской Федерации и иностранным языком как средством профессионального общения (ОПК-5);

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-6);

способностью использовать на практике умения и навыки в организации творческих, исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОПК-7);

способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОПК-8);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности (ОПК-9);

способностью ощущать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью и готовностью к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям (ОПК-10);

способностью нести ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения на основе обширных знаний в данной научной области и смежных областях знаний, находить и принимать решения в условиях различных мнений (ОПК-11);

способностью использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, в компьютерных сетях, с программными средствами, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (ОПК-12);

способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОПК-13);

способностью осознать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования различных методов инновационной деятельности (ОПК-14);

способностью проводить научные исследования с применением современных методов и специализированных средств, оценивать их результаты, оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной научной работы (ОПК-15);

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-16);

способностью демонстрировать углубленное представление о месте телевидения, кинематографа и театрального искусства в культурной жизни общества, о его роли в созидании художественных ценностей, об основных тенденциях в развитии кино-, теле- и театрального искусства и об особенностях этого процесса в современных условиях (ОПК-17);

способностью собирать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и интерпретировать информацию из различных источников, как по профилю деятельности, так и в смежных областях художественного творчества для формирования осознанных и квалифицированных суждений по соответствующим творческим, социальным, научным и этическим проблемам (ОПК-18);

способностью к динамичной деятельности: работать с разноплановыми интеллектуальными и практическими задачами с высокой скоростью и точностью, гибко переключаясь с одних задач на другие (ОПК-19);

способностью реализовывать в своей профессиональной деятельности ценностно-смысловые принципы: политкультурность, гуманистическое восприятие мира, адекватную социальную самоидентификацию, инновационность, креативность, смысло-обусловленное обновление знаний (ОПК-20).

5.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:

научно-исследовательская деятельность:

способностью осознавать цели, задачи, логику и этапы научного познания, современные методы, средства и этапы планирования и организации научно-исследовательской деятельности, структуру научного исследования, экспериментальные основы изучения явлений, принципы проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации (результатов проводимых исследований и разработок), в том числе с применением электронно-вычислительной техники, и использовать их на практике (ПК-1);

способностью планировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность, работать с научной литературой, анализировать, выделять главное, видеть проблему исследования, выявлять противоречия, формулировать гипотезы, осуществлять подбор соответствующих средств (приборы) для проведения исследования, делать выводы (ПК-2);

способностью понимать социально-психологические и социально-экономические факторы, влияющие на восприятие произведения кинематографа в зависимости от национально-исторических особенностей (ПК-3);

научно-педагогическая деятельность:

способностью осуществлять обучение в образовательных организациях высшего образования и в иных образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в области телевидения, кинематографа и театрального искусства (ПК-4);

способностью воплощать в образовательной деятельности разнообразные педагогические методики (ПК-5);

способностью вырабатывать у обучающегося собственный исполнительский или педагогический подход к искусству разных периодов и стилей (ПК-6);

способностью запоминать необходимый материал и воспроизвести текст, применить в педагогической практике собственный практический опыт (ПК-7);

способностью педагогически воздействовать на обучающихся и выполнять функции тьютора, оказывать эмоциональную поддержку и консультационную обучающимся в овладении профессией, анализировать индивидуальные особенности обучающегося, определять возможные точки его личностного роста, структурировать проблемы его саморазвития, прогнозировать перспективы его деятельности, изыскивать возможности устранения причин его неуспешности, помогать обучающемуся в его самоанализе, в самостоятельном разрешении проблем и принятии им ответственности за результаты работы, предвидеть реакции обучающегося на те или иные педагогические действия (ПК-8);

способностью корректно строить взаимодействие с "проблемными", социально дезадаптированными обучающимися и использовать знание психологии межличностного общения (ПК-9);

способностью производить отбор обучающихся для занятий историей и теорией искусства, исходя из особенностей кандидата, оценивать потенциальные возможности обучающихся и на этой основе выстраивать стратегию обучения и воспитания, видеть и исправлять ошибки обучающихся (ПК-10);

способностью формировать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения, качеству усвоения знаний, понимания методик осмысления пластического знака (ПК-11);

способностью анализировать факторы формирования и закономерности развития современного языка искусства, особенностей и перспектив развития искусства и педагогики и на этой основе анализировать и аргументированно критически разобрать процесс исполнения произведения искусства, провести сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций (ПК-12);

способностью осуществлять управление познавательными процессами, моделировать процесс формирования творческой личности, исходя из реальных возможностей обучающегося, на высоком научном, методическом и педагогическом уровнях (ПК-13);

способностью реагировать на требования, предъявляемые к преподавателю обществом, применять в своей работе теоретические и практические достижения науки и практики, способностью к рефлексии, критической оценке и осмысливанию собственной педагогической деятельности (ПК-14);

способностью ясно выражать свои мысли, терпеливо слушать других, общаться на позициях диалога, уважения, терпимости (при несогласии), эмпатии, воспринимать деятельность обучающихся и коллег в том смысле, в каком они ее осмысливают сами (ПК-15);

способностью договариваться, спокойно разрешать конфликты, используя принцип сотрудничества во взаимоотношениях участников образовательного процесса ("преподаватель-родитель", "преподаватель-обучающийся", "преподаватель-воспитатель") (ПК-16);

способностью формировать систему контроля качества образования в соответствии с требованиями образовательной деятельности, опираясь, в том числе, на авторские подходы и методики (ПК-17);

способностью выстраивать динамику развития детского сообщества и воспитательного действия, участвовать в жизнедеятельности студенческого сообщества и видеть пути его сплочения (ПК-18);

способностью критически и конструктивно осмысливать свой опыт и опыт коллег в целях развития студенческого сообщества (ПК-19);

творческо-производственная деятельность:

способностью, опираясь на знание законов драматургии, создавать произведения в различной стилистике и различных жанрах (ПК-20);

способностью в своем творчестве выражать основные конфликты современности, воздействовать через произведения драматургии на зрителя (ПК-21);

способностью прогнозировать воздействие произведения телевидения, кинематографа на зрителя (ПК-22);

способностью к конструктивному диалогу с редактором и продюсером (ПК-23);

способностью к творческому сотрудничеству с творческим коллективом (ПК-24);

способностью оценить художественную ценность конкретного произведения драматургии, его зрительский и коммерческий потенциал, характер его воздействия на общество (ПК-25);

способностью осуществлять творческий диалог с драматургом (ПК-26);

способностью прогнозировать зрительский интерес к тем или иным видам произведения теле-, кино- и театрального искусства (ПК-27);

художественно-критическая и экспертно-консультационная деятельность:

способностью выявлять систему ценностных ориентаций общества, определять его эстетические, духовные потребности в конкретном произведении кинематографа (ПК-28);

способностью использовать специальную литературу как по профилю деятельности, так и по другим видам искусства (ПК-29);

способностью анализировать сущность художественной моды и ее национально-историческую специфику, способностью понимать истоки и структуру общественной оценки явлений искусства, причины популярности-непопулярности, востребованности-невостребованности тех или иных произведений кинематографа и деятелей искусства (ПК-30);

способностью осуществлять экспертно-аналитическую работу по проблемам кинодраматургии и киноискусства в целом, анализировать специфику российского и международного художественного рынков в современных условиях и прогнозировать их развитие (ПК-31);

способностью рассматривать художественный текст произведения в социальном, культурном и историческом контексте как структуру смысла, как единство формы и содержания (ПК-32);

способностью осознавать художественную критику как творческую деятельность, способствующую повышению качества художественного продукта (ПК-33);

способностью воплотить в результатах деятельности свою индивидуальность и эстетические идеалы, применяя творческий, нестандартный подход к решению профессиональных задач (ПК-34);

способностью создавать собственный авторский продукт в разных жанрах художественной критики: арт-рецензии, аналитические статьи, творческие портреты, проблемные очерки, эссе, созданные на основе художественно-эстетического анализа искусства (ПК-35);

способностью принимать практическое участие в качестве научного консультанта, редактора при создании или исполнении произведений кинодраматургии (ПК-36);

способностью вести художественно-просветительскую работу по пропаганде киноискусства в концертных и театральных организациях, в музеях, в художественных галереях, в библиотеках, в фондах, в архивах, в информационных центрах, в агентствах, в иных общественных и государственных организациях (ПК-37);

организационно-управленческая деятельность:

способностью осуществлять эффективное управление творческими коллективами, персоналом производящих студий и продюсерских компаний, применять современные методы мотивации, координации и контроля (ПК-38);

способностью участвовать в продюсировании отдельных проектов, мероприятий в сфере телевидения, кинематографа и театра, используя современные методы продвижения продукта кинематографа (ПК-39).

5.5. При разработке программы магистратуры все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, включаются в набор требуемых результатов освоения программы магистратуры.

5.6. При разработке программы магистратуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы магистратуры на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы магистратуры требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. Структура программы магистратуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).

6.2. Программа магистратуры состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

Блок 2 "Практики, в том числе НИР", который в полном объеме относится к вариативной части программы;

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации. <1>

--------------------------------

<1> Перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355).

Структура программы магистратуры

Таблица

Структура программы магистратуры
Объем программы магистратуры в з.е.
Блок 1
Дисциплины (модули)
90
Базовая часть
27 - 30
Вариативная часть
60 - 63
Блок 2
Практики, в том числе НИР
21 - 24
Вариативная часть
21 - 24
Блок 3
Государственная итоговая аттестация
6 - 9
Объем программы магистратуры
120

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы магистратуры, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" и Блока 2 "Практики, в том числе НИР" программ академической или прикладной магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.5. В Блок 2 "Практики, в том числе НИР" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

педагогическая практика;

НИР.

Способы проведения учебной и производственной практик:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ магистратуры организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры. Организация вправе предусмотреть в программе магистратуры иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.

6.6. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.7. При разработке программы магистратуры обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.8. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 60 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Общесистемные требования к реализации программы магистратуры.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической работы и НИР обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети "Интернет", как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84, N 27, ст. 3979, N 29, ст. 4389, ст. 4390), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).

7.1.3. В случае реализации программы магистратуры в сетевой форме требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы магистратуры в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы магистратуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.7. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации программы магистратуры в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных "Web of Science" или "Scopus", или не менее 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры.

7.2.1. Реализация программы магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы магистратуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

75 процентов для программы академической магистратуры;

60 процентов для программы прикладной магистратуры.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания в области искусства и культуры (Заслуженного деятеля искусств, Заслуженного работника культуры, Заслуженного артиста или Народного артиста (СССР, республик в составе бывшего СССР, Российской Федерации), лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.

7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

10 процентов для программы академической магистратуры;

20 процентов для программы прикладной магистратуры.

7.2.5. Общее руководство научным содержанием программы магистратуры определенной направленности (профиля) должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ магистратуры.

7.3.1. Минимально необходимый для реализации программы магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе:

отдел технических средств обучения (медиатеку), включающий: фильмо- и видеотеку, содержащую кино- и видеофильмы и видеозаписи мастер-классов;

просмотровые залы, обеспечивающие проекцию кино-, теле- и других экранных произведений на аналоговых и цифровых носителях;

научно-исследовательский фонд, представляющий из себя материально-техническую и методическую базу научных, архивных, исследовательских материалов по вопросам теории и истории отечественного и зарубежного кинематографа, теории и истории культуры и искусства, специализированную литературу и учебно-методические материалы по теории и практике драматургии, в том числе библиотеку литературных сценариев короткого и полного метра.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе магистратуры.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ магистратуры.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).