См. Документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 26 августа 2019 г. N 596

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЙ И ЗАЯВЛЕНИЙ
О РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА ИНФОРМАЦИИ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЯХ,
В ТОМ ЧИСЛЕ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"

В целях реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

1. Утвердить Инструкцию о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет" (далее - Инструкция).

2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам обеспечить исполнение Инструкции.

3. Начальникам Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействий экстремизму и терроризму, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам при проверках организации прокурорского надзора за исполнением законов об информации, информационных технологиях и о защите информации, о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму изучать деятельность подчиненных прокуратур по рассмотрению уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет".

4. Считать утратившими силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 08.09.2016 N 562 "Об организации работы по рассмотрению уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, и направлению требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию" и распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации от 08.05.2019 N 329/27р "Об организации исполнения федеральных законов от 18.03.2019 N 30-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и от 18.03.2019 N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

5. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Утверждена
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 26.08.2019 N 596

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЙ И ЗАЯВЛЕНИЙ
О РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА ИНФОРМАЦИИ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЯХ,
В ТОМ ЧИСЛЕ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"

1. Общие положения

Настоящая Инструкция разработана в целях обеспечения единого порядка реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).

Инструкция устанавливает порядок рассмотрения уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", следующих видов информации:

1) призывы к массовым беспорядкам;

2) призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;

3) призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

4) ложные сообщения об актах терроризма;

5) иная недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи и (или) повлекла указанные и иные тяжкие последствия;

6) распространяемая под видом достоверных сообщений недостоверная информация, содержащая данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащая данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях;

7) информация, направленная на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывы к воспрепятствованию использованию Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленная на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях;

8) информация, содержащая призывы к введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических и (или) иных санкций;

9) информация, содержащая обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность;

10) информация, содержащая предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей;

11) информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации";

12) информационные материалы организации, деятельность которой запрещена в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" или Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а также сведения, позволяющие получить доступ к указанным информации или материалам;

13) информация, указанная в статье 6.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

14) информация, выражающая в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации;

15) недостоверная информация, которая порочит честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывает его репутацию и связана с обвинением гражданина (физического лица) в совершении преступления.

2. Принятие уведомлений и заявлений

2.1. В органах прокуратуры рассматриваются поступившие в соответствии с частью 1 статьи 15.1-1, частью 1 статьи 15.1-2 и частью 1 статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ уведомления (далее - уведомления) и заявления (далее - заявления), направленные федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями или гражданами.

2.2. Положения Инструкции распространяются на уведомления и заявления, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, посредством почты, телеграфа, факсимильной связи, информационных систем общего пользования.

2.3. Для приема уведомлений и заявлений в форме электронного документа в органах прокуратуры Российской Федерации могут быть созданы соответствующие разделы на их информационных ресурсах.

2.4. Поступившие уведомления и заявления подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.

3. Рассмотрение уведомлений

3.1. Поступающие в органы прокуратуры уведомления рассматриваются в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящей Инструкцией.

3.2. Поступающие в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Главную военную прокуратуру уведомления в случае необходимости дополнительной проверки или уточнения указанных в них сведений могут быть направлены в нижестоящую прокуратуру по месту выявления информационного материала, его размещения или нахождения лица, направившего уведомление.

3.3. Предварительное рассмотрение уведомлений, поступивших в прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов, районов, иные территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры, осуществляется этими прокуратурами.

3.4. При поступлении уведомления на рассмотрение исполнитель незамедлительно проверяет наличие на информационном ресурсе в сети "Интернет" распространяемой с нарушением закона информации и делает снимок (скриншот) интернет-страницы (сайта) с указанием URL-адреса, времени и даты снимка, а также анализирует его содержание.

3.5. При отсутствии на указанном в уведомлении интернет-ресурсе распространяемой с нарушением закона информации исполнитель составляет рапорт непосредственному руководителю с приложением снимка (скриншота) интернет-страницы (сайта). Дальнейшее разрешение уведомления в этом случае прекращается.

3.6. При обнаружении на указанном в уведомлении интернет-ресурсе распространяемой с нарушением закона информации исполнитель осуществляет исследование всего сайта, интернет-страниц пользователей сайта, проводит мониторинг иных интернет-ресурсов на предмет возможного копирования противоправной информации.

Исполнителем могут быть запрошены в соответствии со статьями 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в уполномоченных органах или организациях сведения, подтверждающие вывод о распространении информации с нарушением действующего законодательства.

При необходимости оценки смысловой направленности информационного материала инициируется его экспертное исследование с целью получения заключения специалиста в области лингвистики, социальной психологии, религиоведения и др. К проведению таких мероприятий могут быть привлечены подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, иных органов и организаций.

Материалы о результатах предварительного рассмотрения уведомлений прокурорами городов, районов и приравненными к ним военными и иными специализированными прокурорами, подтверждающие вывод о распространении информации с нарушением закона, не позднее 10 рабочих дней с момента поступления уведомлений направляются прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией. При необходимости оценки смысловой направленности информации соответствующие материалы направляются не позднее 3 рабочих дней после получения результатов исследования (экспертизы).

На основании полученной информации составляется заключение, которое утверждается прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным и другим специализированным прокурором либо их заместителями.

Заключение должно содержать URL-адрес страницы сайта или доменное имя сайта, позволяющие идентифицировать информацию в сети "Интернет", обоснованный вывод о целесообразности направления требования в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для принятия мер по удалению информации и (или) ограничению доступа к информационным ресурсам.

К заключению прилагаются снимки экрана, материалы, подтверждающие обоснованность выводов о распространении информации с нарушением закона (копии заключения специалистов (при наличии), сведения о направлении материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, постановление о возбуждении уголовного дела, протоколы, постановления и иные документы по делам об административных правонарушениях и др.).

Заключение, утвержденное прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным и другим специализированным прокурором или его заместителем, и материалы проверки направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации не позднее 5 суток с момента поступления материалов из нижестоящей прокуратуры. Военные прокуроры заключение с материалами представляют через Главную военную прокуратуру.

В случае рассмотрения уведомлений непосредственно в прокуратуре субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуре заключения и материалы, подтверждающие вывод о распространении информации с нарушением закона, направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации не позднее 10 рабочих дней с момента поступления уведомлений, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией. При необходимости оценки смысловой направленности информации соответствующие материалы направляются не позднее 3 рабочих дней после получения результатов исследования (экспертизы). Военные прокуроры заключение с материалами представляют через Главную военную прокуратуру.

3.7. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации по результатам рассмотрения уведомлений и заключений, указанных в пункте 3.6 настоящей Инструкции, готовится требование в Роскомнадзор о принятии мер по удалению информации и (или) по ограничению доступа к информационным ресурсам в течение 10 рабочих дней с момента поступления соответствующих материалов, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией.

3.8. В случае установления факта неоднократного распространения на информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, указанной в статье 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ, управлением по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществляется подготовка требования в Роскомнадзор о принятии мер по постоянному ограничению доступа к такому информационному ресурсу.

В случае установления факта неоднократного распространения на информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, указанной в статьях 15.1, 15.1-1, 15.3-1 Федерального закона N 149-ФЗ, подготовка требования в Роскомнадзор о принятии мер по постоянному ограничению доступа к такому информационному ресурсу осуществляется Главным управлением по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3.9. При установлении в ходе рассмотрения уведомлений достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, прокурор направляет соответствующие материалы в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании.

3.10. Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные прокуратуры и Главную военную прокуратуру о результатах рассмотрения заключений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет".

3.11. О результатах рассмотрения уведомления сообщается заявителю в 30-дневный срок прокуратурой, в которую поступило уведомление.

3.12. В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", распространяемой с нарушением закона информации в ходе проводимых органами прокуратуры надзорных мероприятий работником, выявившим нарушение, составляется мотивированное заключение, которое рассматривается в порядке, установленном настоящей Инструкцией. Исходя из характера распространяемой с нарушением закона информации, заключение рассматривается в сроки, установленные разделами 3 - 9 настоящей Инструкции.

4. Особенности рассмотрения уведомлений
о распространении в информационно-телекоммуникационных
сетях, в том числе в сети "Интернет" информации, выражающей
в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое
достоинство и общественную нравственность, явное неуважение
к обществу, государству, официальным государственным
символам Российской Федерации, Конституции
Российской Федерации или органам, осуществляющим
государственную власть в Российской Федерации

4.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации уведомления, указанные в разделе 4 настоящей Инструкции, передаются в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

4.2. В целях пресечения распространения указанной в настоящем разделе информации прокуроры городов, районов, и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня информируют прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры обо всех случаях поступления сведений о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 - 5 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Направляемые материалы должны содержать описание существа правонарушения, сведения о виновном лице, о возбуждении дела об административном правонарушении, его дальнейшем движении (при наличии), адрес интернет-ресурса, позволяющего идентифицировать распространяемую с нарушением закона информацию в сети "Интернет", снимки экрана, а также копии имеющихся процессуальных документов по делу об административном правонарушении.

4.3. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры или их заместители при поступлении материалов из прокуратур городов, районов и приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, а также уведомлений от уполномоченных органов о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 - 5 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проводят проверку наличия в сети "Интернет" информации, в связи с распространением которой возбуждено дело об административном правонарушении, и в случае ее неудаления незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня направляют материалы, указанные в пункте 4.2 настоящей Инструкции, вместе с заключением о необходимости ограничения доступа к соответствующим информационным ресурсам в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по сети ИСОП, военные прокуроры - через Главную военную прокуратуру. К обозначенным материалам также прилагается проект требования о принятии мер по удалению информации и ограничению доступа к информационным ресурсам.

4.4. По результатам рассмотрения поступивших материалов Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства обеспечивает подготовку требований о принятии мер по удалению информации и ограничению доступа к информационным ресурсам, указанным в разделе 4 настоящей Инструкции, не позднее 3 рабочих дней с момента поступления материалов.

5. Особенности рассмотрения уведомлений о распространении
в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе
в сети "Интернет", информации, содержащей призывы
к осуществлению экстремистской деятельности, обоснование
и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности,
включая террористическую деятельность, информационных
материалов организации, деятельность которой запрещена
в соответствии с Федеральным законом
от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской
деятельности" или Федеральным законом
от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"

5.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации уведомления, указанные в разделе 5 настоящей Инструкции, передаются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

5.2. В случае если информационные материалы с явными признаками экстремистской деятельности имеют или могут иметь широкий общественный резонанс, очевидна необходимость оперативного пресечения их распространения, проведение экспертного исследования не требуется.

5.3. При выявлении достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, прокурор направляет соответствующие материалы в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

5.4. Поступающие в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также нижестоящие прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры из органов предварительного расследования сведения о возбуждении уголовного дела по статьям 205.2, 280, 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), связанные с распространением в сети "Интернет" информации с нарушением закона, являются основанием для осуществления мероприятий, предусмотренных разделами 3 и 5 настоящей Инструкции.

5.5. В случае обнаружения в сети "Интернет" противоправной информации в ходе проводимых органами прокуратуры надзорных мероприятий работник, выявивший нарушение, составляет рапорт на имя вышестоящего прокурора, который рассматривается в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

6. Особенности рассмотрения уведомлений
о распространении в информационно-телекоммуникационных
сетях, в том числе в сети "Интернет", информации,
содержащей призывы к массовым беспорядкам, участию
в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых
с нарушением установленного порядка

6.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации уведомления о распространении в сети "Интернет" информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, передаются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

В целях пресечения распространения указанной в настоящем разделе информации в прокуратурах субъектов Российской Федерации, в которых планируется проведение массовых (публичных) мероприятий, незамедлительно истребуются сведения об организаторах мероприятия, о дате, времени и месте его проведения, количестве участников, согласовании с уполномоченными органами власти, при необходимости иные данные.

По результатам осуществления проверочных мероприятий, исследования указанного в уведомлении интернет-ресурса, мониторинга сети "Интернет" на предмет выявления копий противоправной информации при наличии оснований составляется заключение, утверждаемое начальником управления, готовится требование об ограничении доступа к информационным ресурсам в установленном порядке.

6.2. При поступлении уведомления о распространении в сети "Интернет" информации, указанной в разделе 6 настоящей Инструкции, в прокуратуру субъекта Российской Федерации либо нижестоящие прокуратуры в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, иных органах незамедлительно истребуются сведения об организаторах мероприятия, о дате, времени и месте его проведения, количестве участников, согласовании с уполномоченными органами власти, иные данные.

Военные прокуроры при поступлении уведомлений о распространении в сети "Интернет" информации, указанной в разделе 6 настоящей Инструкции, незамедлительно передают их в соответствующие прокуратуры субъектов Российской Федерации.

По результатам осуществления предварительных проверочных мероприятий, исследования указанного в уведомлении интернет-ресурса, мониторинга сети "Интернет" на предмет выявления копий противоправной информации при наличии оснований составляется заключение, которое утверждается прокурором субъекта Российской Федерации либо его заместителем.

Заключение и материалы проверки незамедлительно с использованием средств оперативной связи направляются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, которое при наличии оснований осуществляет подготовку требования об ограничении доступа к информационным ресурсам в срок до 5 дней с момента их поступления, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно.

6.3 - 6.4. Исключены. - Приказ Генпрокуратуры России от 30.09.2020 N 512.

7. Особенности рассмотрения уведомлений
о распространении в информационно-телекоммуникационных
сетях, в том числе в сети "Интернет", под видом достоверных
сообщений недостоверной информации об использовании
Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты
интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания
международного мира и безопасности, информации об исполнении
государственными органами Российской Федерации своих
полномочий за пределами территории Российской Федерации
в указанных целях, информации, направленной на дискредитацию
использования Вооруженных Сил Российской Федерации,
дискредитацию исполнения государственными органами
Российской Федерации своих полномочий за пределами
территории Российской Федерации, а также информации,
содержащей призывы к введению в отношении Российской
Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц
политических, экономических и (или) иных санкций

7.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации уведомления о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", под видом достоверных сообщений недостоверной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащей данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, или информации, направленной на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывов к воспрепятствованию использованию Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленной на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, информации, содержащей призывы к введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических и (или) иных санкций, передаются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

7.2. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные прокуроры либо их заместители при поступлении материалов из прокуратур городов, районов и приравненных к ним специализированных прокуратур проводят проверку наличия в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, размещенной с нарушением закона, и в случае ее неудаления незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня с момента поступления уведомления направляют материалы вместе с заключением о принятии мер по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации по системе АИК "Надзор-WEB", военные прокуроры - в Главную военную прокуратуру. К материалам также прилагается проект требования о принятии мер по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам.

7.3. По результатам рассмотрения поступивших материалов управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации при наличии оснований обеспечивает подготовку требования в Роскомнадзор о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию, не позднее 3 рабочих дней с момента их поступления, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно.

7.4. Поступающие в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, прокуратуры городов и районов и приравненные к ним прокуратуры из органов предварительного расследования и иных уполномоченных органов сведения о возбуждении уголовных дел по статьям 207.3, 280.3, 284.2 УК РФ, а также дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.3.3 и 20.3.4 КоАП РФ, связанных с распространением в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации с нарушением закона, являются основанием для осуществления мероприятий, предусмотренных разделами 3 и 7 настоящей Инструкции.

8. Особенности рассмотрения уведомлений
о распространении в информационно-телекоммуникационных
сетях, в том числе в сети "Интернет", ложных
сообщений об актах терроризма и иной недостоверной
общественно значимой информации, распространяемой под видом
достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения
вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу
массового нарушения общественного порядка
и (или) общественной безопасности либо угрозу создания
помех функционированию или прекращения функционирования
объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной
инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики,
промышленности или связи

8.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации уведомления, указанные в разделе 8 настоящей Инструкции, передаются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму (за исключением поступающих из Банка России информации и материалов об угрозах создания помех функционированию или прекращения функционирования кредитных организаций, рассмотрение которых осуществляет Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства).

8.2. В целях пресечения распространения указанной в настоящем разделе информации прокуроры городов, районов, и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня информируют прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры обо всех случаях поступления сведений о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 9 - 11 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Направляемые материалы должны содержать описание существа правонарушения, наступивших неблагоприятных последствий или угрозы их наступления, сведения о виновном лице, о возбуждении дела об административном правонарушении, его дальнейшем движении (при наличии), адрес интернет-ресурса, позволяющего идентифицировать распространяемую с нарушением закона информацию в сети "Интернет", снимки экрана, а также копии имеющихся процессуальных документов по делу об административном правонарушении.

8.3. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры или их заместители при поступлении материалов из прокуратур городов, районов и приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, а также уведомлений от уполномоченных органов о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 9 - 11 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проводят проверку наличия в сети "Интернет" информации, в связи с распространением которой возбуждено дело об административном правонарушении, и в случае ее неудаления незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня с момента поступления уведомления направляют материалы, указанные в пункте 8.2 настоящей Инструкции, вместе с заключением о необходимости ограничения доступа к соответствующим информационным ресурсам в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по сети ИСОП, военные прокуроры - через Главную военную прокуратуру. К обозначенным материалам также прилагается проект требования о принятии мер по удалению информации и ограничению доступа к информационным ресурсам.

8.4. По результатам рассмотрения поступивших материалов управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму и Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечивают подготовку требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, указанным в разделе 8 настоящей Инструкции, не позднее 3 рабочих дней с момента их поступления, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно.

9. Особенности рассмотрения уведомлений о распространении
в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе
в сети "Интернет", информационных материалов иностранной
или международной неправительственной организации,
деятельность которой признана нежелательной на территории
Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом
от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц,
причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод
человека, прав и свобод граждан Российской Федерации",
сведений, позволяющих получить доступ к указанным
информации или материалам

9.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации уведомления, указанные в разделе 9 настоящей Инструкции, передаются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

9.2. Поступающие в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также нижестоящие прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры из органов предварительного расследования и иных уполномоченных органов сведения о возбуждении уголовного дела по статье 284.1 УК РФ, а также дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.33 КоАП РФ, связанных с распространением в сети "Интернет" информации с нарушением закона, являются основанием для осуществления мероприятий, предусмотренных разделами 3 и 9 настоящей Инструкции.

9.3. В случае обнаружения в сети "Интернет" информации, распространяемой с нарушением закона, в ходе проводимых органами прокуратуры надзорных мероприятий работник, выявивший нарушение, составляет рапорт на имя вышестоящего прокурора, который рассматривается в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

10. Особенности рассмотрении заявлений граждан
(физических лиц) о принятии мер по ограничению доступа
к недостоверной информации в сети "Интернет", которая
порочит честь и достоинство гражданина (физического лица)
или подрывает его репутацию и связана с обвинением
в совершении преступления

10.1. Заявления граждан (физических лиц) о принятии мер по ограничению доступа к недостоверной информации в сети "Интернет", которая порочит честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывает его репутацию и связана с обвинением в совершении преступления, рассматриваются прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными и иными специализированными прокурорами.

10.2. Заявление должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), паспортные данные заявителя, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);

2) доменное имя сайта в сети "Интернет", его сетевой адрес, указатель страницы сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать информацию, указанную в пункте 10.1 настоящего раздела;

3) мотивированное обоснование недостоверности размещенной информации. При наличии решений уполномоченных органов, подтверждающих доводы заявителя, заверенные копии таких решений прилагаются к заявлению.

10.3. В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей или ошибок в заявлении прокуроры субъектов Российской Федерации или их заместители, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры и их заместители вправе направить заявителю в течение трех рабочих дней со дня получения заявления уведомление об уточнении представленных сведений.

10.4. Если заявитель в силу объективных обстоятельств не имеет возможности истребовать в уполномоченных органах копии документов, подтверждающих доводы заявления, прокуроры субъектов Российской Федерации или их заместители, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры и их заместители вправе запрашивать такие документы в соответствии со статьями 6 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

10.5. В течение 10 рабочих дней со дня получения заявления или дополнительных (уточненных) сведений прокуроры субъектов Российской Федерации или их заместители, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры и их заместители проводят проверку содержащихся в заявлении сведений и составляют заключение о наличии оснований для принятая мер по удалению недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство заявителя или подрывает его репутацию и связана с обвинением заявителя в совершении преступления, и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления или уведомляют заявителя об отсутствии таких оснований.

Заключение, копии заявления и прилагаемых к заявлению документов, а также материалы проверки незамедлительно направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, военными прокурорами - в Главную военную прокуратуру.

10.6. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации документы, перечисленные в пункте 10.5 настоящего раздела, направляются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

10.7. В течение 5 рабочих дней со дня поступления указанного заключения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации проверяется его обоснованность, после чего Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем принимается решение об обращении в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по удалению недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство заявителя или подрывает его репутацию и связана с обвинением заявителя в совершении преступления, и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим данную информацию, в случае ее неудаления либо об отсутствии оснований для обращения в Роскомнадзор.

О принятом решении в течение 5 рабочих дней информируются прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные прокуроры или Главный военный прокурор, которыми не позднее двух рабочих дней направляется соответствующее уведомление заявителю.

Решение, указанное в пункте 10.7 настоящей Инструкции, может быть обжаловано владельцем информационного ресурса в суд в установленном порядке.

11. Особенности рассмотрения уведомлений и заявлений
о распространении в информационно-телекоммуникационных
сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей
предложение о приобретении поддельного документа,
предоставляющего права или освобождающего
от обязанностей

11.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации уведомления и заявления, указанные в разделе 11 настоящей Инструкции, передаются в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

11.2. В случае обнаружения в сети "Интернет" информации, распространяемой вопреки закону, в ходе проводимых органами прокуратуры надзорных мероприятий работник, выявивший нарушение, составляет рапорт на имя вышестоящего прокурора, который разрешается в порядке, аналогичном установленному в разделе 3 настоящей Инструкции.

11.3. При выявлении достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, прокурор направляет соответствующие материалы в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

12. Направление требований о принятии мер
по удалению информации и (или) ограничению доступа
к информационным ресурсам

12.1. По результатам рассмотрения поступивших уведомлений, заключений прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации при наличии оснований готовят требования о принятии мер в соответствии с настоящей Инструкцией.

12.2. Требования, указанные в пункте 12.1 настоящей Инструкции, должны содержать URL-адрес страницы сайта или доменное имя сайта, позволяющие идентифицировать информацию в сети "Интернет", дату ее размещения, признаки информационного материала, позволяющие идентифицировать его в сети "Интернет", а также обоснованный вывод о наличии оснований для ограничения доступа к информационным ресурсам.

К требованию прилагается снимок экрана (скриншот) с указанием времени и даты.

12.3. Требование о принятии мер по удалению информации и (или) ограничению доступа к информационным ресурсам подписывается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.

12.4. Направление требований в Роскомнадзор осуществляется работниками Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации через личный кабинет Генеральной прокуратуры Российской Федерации на официальном сайте Роскомнадзора в сети "Интернет".

Первый экземпляр требования на бумажном носителе после отправки через личный кабинет либо посредством факсимильной связи направляется в Роскомнадзор по почте, второй экземпляр с копиями снимков экрана (скриншотов) подшивается в дело.

12.5. Рассмотрение требования находится под контролем до удаления распространяемой с нарушением закона информации с интернет-ресурсов либо блокирования доступа к ним.