См. Документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 февраля 2017 г. N 87
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕРРОРИЗМА
В целях совершенствования надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем (далее - легализация (отмывание) преступных доходов), финансированию экстремистской деятельности и терроризма, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам в пределах своей компетенции:
1.1. Обеспечить эффективность организации и действенность надзора за соблюдением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма.
1.2. На основе анализа состояния законности систематически проводить проверки исполнения органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля и надзора (в том числе Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Банка России, налоговых органов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор, и подведомственных ему государственных учреждений), а также их территориальными органами, обособленными подразделениями и должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению фактов несоблюдения норм указанного законодательства. В каждом случае давать оценку достаточности мер, принимаемых по устранению нарушений.
1.3. С использованием всех имеющихся полномочий реагировать на ненадлежащее выполнение органами государственного контроля и надзора функций по пресечению фактов несоблюдения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма в работе организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом.
При наличии оснований рассматривать вопросы о привлечении виновных к административной ответственности, а также о направлении материалов проверки в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
1.4. При установлении фактов, свидетельствующих о коррупционных проявлениях со стороны должностных лиц государственных органов, исполняющих обязанности по контролю за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, а также при выявлении нормативных актов указанных органов, содержащих признаки коррупциогенности, направлять материалы в подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов о противодействии коррупции, для принятия решений в соответствии с их компетенцией.
1.5. Обращать особое внимание на соблюдение законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию экстремистской деятельности и терроризма кредитными учреждениями и другими субъектами, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленными в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), в том числе при организации и реализации внутреннего контроля.
Во взаимодействии с правоохранительными органами пресекать случаи осуществления в этих учреждениях и организациях операций, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием экстремистской деятельности и терроризма.
1.6. Особое внимание уделять обеспечению надзора за:
исполнением требований законодательства при формировании уполномоченным органом перечня организаций и (или) физических лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
своевременностью, полнотой, законностью и обоснованностью применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также приостановлению финансовых операций по основаниям, предусмотренным законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
1.7. Наладить систематический обмен сведениями с Росфинмониторингом и его межрегиональными управлениями о состоянии законности в сфере операций с денежными средствами и иным имуществом. Не реже одного раза в полугодие проводить сверки информации и материалов, направленных в правоохранительные и налоговые органы в порядке статьи 8 Закона N 115-ФЗ.
1.8. При осуществлении надзора за рассмотрением правоохранительными и налоговыми органами информации и материалов, поступивших из Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений в соответствии со статьей 8 Закона N 115-ФЗ, исходить из того, что они подлежат проверке в установленном статьями 144 и 145 УПК РФ порядке при наличии данных, указывающих на признаки преступлений, в том числе предусмотренных статьями 174, 174.1, 205.1, 282.3, частью 1 статьи 205.4, частью 1 статьи 208 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). В иных случаях требовать проверки содержащихся в них сведений оперативно-розыскным путем.
1.9. Не допускать незаконного и необоснованного возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, реагировать на факты преждевременного их возбуждения при отсутствии признаков преступления, в результате совершения которого получены преступные доходы. Решительно пресекать случаи искусственного увеличения числа выявленных фактов легализации (отмывания) преступных доходов путем постановки на учет эпизодов продолжаемых деяний этой категории.
1.10. Не реже одного раза в полугодие в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), изучать дела оперативного учета и иные оперативно-служебные материалы на предмет полноты и законности принимаемых мер по выявлению, пресечению, раскрытию и предупреждению преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов, финансированием экстремистской деятельности и терроризма. Анализировать статистические данные о результатах ОРД на отмеченном направлении.
В ходе проверок оценивать уровень взаимодействия оперативных подразделений правоохранительных органов с Федеральной службой по финансовому мониторингу, своевременность и полноту оперативно-розыскных мероприятий, нацеленных на установление схем совершения упомянутых преступных посягательств.
Особое внимание уделять устранению ранее выявленных нарушений и качеству ведомственного контроля, обеспечив проверку законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета, сроков и порядка их ведения.
1.11. При осуществлении надзора за исполнением законов в ходе расследования уголовных дел о финансировании экстремистской деятельности и терроризма и преступлениях, в результате совершения которых получены легализованные в последующем преступные доходы, добиваться их изъятия из оборота путем наложения судом ареста на имущество в целях обеспечения его конфискации, предусмотренной статьей 104.1 УК РФ.
В рамках надзора за соблюдением законности при расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере экономики с причинением ущерба в крупном и особо крупном размере, террористической, коррупционной направленности принимать меры к получению из Росфинмониторинга информации о сделках и финансовых операциях лиц, причастных к совершению таких преступлений.
При изучении уголовных дел о преступлениях, связанных с легализацией преступного дохода, особое внимание уделять достаточности собранных доказательств, подтверждающих направленность умысла подозреваемого (обвиняемого) на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и имуществом, приобретенными преступным путем.
1.12. Обеспечить участие в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов, финансированием экстремистской деятельности и терроризма, наиболее квалифицированных государственных обвинителей; своевременное апелляционное обжалование судебных решений при наличии обстоятельств, свидетельствующих о неправильном применении уголовного закона и (либо) существенном нарушении уголовно-процессуального закона, повлекших значительные вредные последствия. При наличии оснований предлагать суду применять конфискацию имущества.
1.13. Наиболее актуальные проблемы организации работы по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию экстремистской деятельности и терроризма рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях, особое внимание уделять вопросам эффективного взаимодействия между правоохранительными органами, Росфинмониторингом и иными государственными органами, в том числе в целях выявления источников и каналов финансирования террористических и экстремистских организаций.
1.14. Продолжить работу по повышению квалификации подчиненных работников, в том числе с приглашением на учебные мероприятия представителей Росфинмониторинга, иных заинтересованных государственных органов. Направлять прокурорских работников для участия в межведомственных совещаниях и научно-практических семинарах по вопросам противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию экстремистской деятельности и терроризма.
2. Начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам в пределах своей компетенции по результатам надзорных мероприятий направлять имеющиеся материалы, содержащие сведения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации в целях реализации статьи 7.4 Закона N 115-ФЗ, пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 18.11.2015 N 562 "О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма".
3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам:
3.1. Анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию экстремистской деятельности и терроризма не реже одного раза в год.
3.2. О результатах надзора в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию экстремистской деятельности и терроризма по итогам года информировать управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью, а также указанные в пункте 5 настоящего приказа главные управления и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации (по направлениям деятельности) не позднее 5 февраля следующего года. Копии информации в те же сроки направлять в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах.
Военным прокурорам о состоянии работы в этой сфере докладывать в Главную военную прокуратуру, транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) - в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.
4. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах аналитические справки в части компетенции представлять в порядке, установленном для прокуроров субъектов Российской Федерации, ежегодно в срок до 20 февраля.
5. Главной военной прокуратуре, Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, Главному уголовно-судебному управлению, управлениям по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции изучать и анализировать практику прокурорского надзора по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию экстремистской деятельности и терроризма. Результаты обобщений использовать при планировании и осуществлении своей деятельности.
Информацию об итогах анализа представлять ежегодно в срок до 25 февраля в управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью, которому обобщать надзорную и судебно-следственную практику в обозначенной сфере и при необходимости вносить предложения по ее совершенствованию.
6. Управлению правовой статистики Главного организационно-аналитического управления совместно с управлением методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью, управлениями по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму и терроризму, по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, Главным управлением по надзору за исполнением федерального законодательства проработать вопросы о дополнении форм федерального статистического наблюдения и ведомственной статистической отчетности показателями, отражающими состояние законности в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию экстремистской деятельности, терроризма, и методике их формирования.
7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 19.01.2010 N 11 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" считать утратившим силу.
8. Приказ опубликовать в журнале "Законность".
9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА