См. Документы Федеральной службы безопасности Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 26 марта 2022 г. N 125

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ОБЪЕКТАХ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФСБ РОССИИ

В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1>, абзацем третьим пункта 1 части первой и частью четвертой статьи 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <2> и пунктом 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 <3>, приказываю:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 50, ст. 8415.

<2> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 24, ст. 4188.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2007, N 1, ст. 205.

утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного геологического контроля (надзора) на объектах, подведомственных ФСБ России.

Директор
А.БОРТНИКОВ

Утвержден
приказом ФСБ России
от 26 марта 2022 г. N 125

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ОБЪЕКТАХ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФСБ РОССИИ

I. Общие положения

1. Федеральный государственный геологический контроль (надзор) на объектах, подведомственных ФСБ России (далее - государственный геологический надзор), осуществляет подразделение службы технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России, на которое возложены организация и осуществление государственного геологического надзора (далее - надзорный орган).

2. Предметом государственного геологического надзора в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, является соблюдение лицами, указанными в пункте 16 настоящего Порядка (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <1> (далее - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации <2> (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации <3> (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).

--------------------------------

<1> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 24, ст. 4188.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2022, N 1, ст. 39.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; Российская газета, 2022, 11 марта, N 52.

3. Государственный геологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, за исключением требований, являющихся предметом федерального государственного горного надзора в соответствии со статьей 38 Закона "О недрах" <1>, в том числе по следующим вопросам:

--------------------------------

<1> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 24, ст. 4188.

а) наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах" <2>;

--------------------------------

<2> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3067.

б) соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах", недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

в) ведение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона "О недрах" <3>, обеспечение ее сохранности;

--------------------------------

<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3067.

г) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;

д) достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

е) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды;

ж) своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;

з) выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции;

и) сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;

к) сохранность образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр;

л) предотвращение самовольного пользования недрами;

м) предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;

н) достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;

о) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

п) исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;

р) ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

4. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках государственного геологического надзора, относятся:

а) проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона "О недрах";

б) проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона "О недрах";

в) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах" <1>;

--------------------------------

<1> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 24, ст. 4188.

г) план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах" <2>;

--------------------------------

<2> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 24, ст. 4188.

д) разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона "О недрах" <3>;

--------------------------------

<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5135.

е) решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (за исключением питьевых и технических), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона "О недрах", оформленное в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации <4>.

--------------------------------

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2020, N 12, ст. 1657.

5. Объектами государственного геологического надзора являются деятельность контролируемых лиц в области использования и охраны недр, участки недр, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр на объектах, подведомственных ФСБ России (далее - объекты надзора).

6. При осуществлении государственного геологического надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, предполагающая отнесение объектов надзора к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска) и определяющая интенсивность профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

7. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) надзорного органа на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов надзора к категориям риска согласно приложению к настоящему Порядку.

8. Учет объектов надзора осуществляется:

а) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

б) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах надзора, представляемой надзорному органу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации, в том числе сведений, содержащихся в государственном реестре работ по геологическому изучению недр, государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.

II. Участники отношений государственного
геологического надзора

9. Участниками отношений государственного геологического надзора являются должностные лица надзорного органа, уполномоченные на осуществление государственного геологического надзора (далее - инспекторы), контролируемые лица и иные участники государственного геологического надзора (свидетели, эксперты, экспертные организации, специалисты).

10. Инспекторами являются:

а) руководитель надзорного органа, являющийся главным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на объектах, подведомственных ФСБ России);

б) заместитель руководителя надзорного органа, являющийся заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на объектах, подведомственных ФСБ России);

в) должностные лица надзорного органа, которые в соответствии с должностными регламентами, должностными инструкциями уполномочены на осуществление государственного геологического надзора.

11. Лицо, претендующее на замещение должности руководителя надзорного органа (его заместителя), должно соответствовать следующим квалификационным требованиям:

а) наличие высшего образования, соответствующего направлению деятельности, либо высшего образования и профессиональной переподготовки по программе, соответствующей направлению деятельности;

б) стаж государственной службы (работы), связанной с осуществлением контрольных (надзорных) функций в области охраны окружающей среды (за исключением производственного экологического контроля), не менее 5 и 3 лет для руководителя контрольного органа и его заместителя соответственно;

в) наличие классной квалификации не ниже "специалист 2 класса" (для военнослужащих);

г) наличие профессиональных знаний и навыков, требования к которым установлены нормативными правовыми актами ФСБ России и которые необходимы для исполнения должностных обязанностей <1> (для военнослужащих).

--------------------------------

<1> Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими органов федеральной службы безопасности, утвержденные приказом ФСБ России от 5 апреля 2010 г. N 159 (зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16992), с изменениями, внесенными приказом ФСБ России от 30 августа 2012 г. N 439 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2012 г., регистрационный N 25534) (далее - Квалификационные требования).

12. Лицо, претендующее на замещение иной должности в надзорном органе, исполнение должностных обязанностей по которой связано с осуществлением государственного геологического надзора, должно соответствовать следующим квалификационным требованиям:

а) наличие высшего образования, соответствующего направлению деятельности, либо высшего образования и профессиональной переподготовки по программе, соответствующей направлению деятельности;

б) наличие профессиональных знаний и навыков, требования к которым установлены нормативными правовыми актами ФСБ России и которые необходимы для исполнения должностных обязанностей <1> (для военнослужащих).

--------------------------------

<1> Квалификационные требования.

13. Инспектор обязан:

а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

б) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений надзорного органа;

в) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

г) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного геологического надзора;

д) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

е) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

ж) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании;

з) соблюдать установленные настоящим Порядком сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий.

14. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов федеральной службы безопасности и решения надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) здания, помещения (за исключением жилых помещений), сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются на объектах, подведомственных ФСБ России, и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты);

б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

в) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей, военнослужащих и (или) работников контролируемых лиц, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос военнослужащих и (или) работников контролируемого лица, в том числе должностных лиц, ограничения доступа к производственным объектам, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

е) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;

ж) совершать иные действия, предусмотренные настоящим Порядком.

15. Инспектор не вправе:

а) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям надзорного органа;

б) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица (его представителя), за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица (его представителя) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

г) требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;

д) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного геологического надзора и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

ж) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

з) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.

16. Государственный геологический надзор осуществляется в отношении:

подразделений ФСБ России, органов федеральной службы безопасности, юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, деятельность, действия (бездействие) или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному геологическому надзору;

других государственных органов, органов местного самоуправления, граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному геологическому надзору.

17. Взаимодействие контролируемого лица с надзорным органом, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через законного или уполномоченного представителя. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом контролируемого лица или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. В качестве свидетеля может выступать лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

19. Участие лица в качестве свидетеля является добровольным.

20. В качестве свидетелей не могут привлекаться судья, прокурор, следователь, дознаватель, должностное лицо налогового органа, инспектор в отношении сведений, которые стали им известны в связи с исполнением служебных обязанностей.

21. За предоставление заведомо ложных сведений свидетель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем он должен быть предупрежден.

22. В качестве эксперта может привлекаться не имеющий личной заинтересованности в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, имеющий специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованный <1> Росприроднадзором и (или) его территориальными органами <2> в целях привлечения к осуществлению экспертизы, проводимой при осуществлении федерального государственного контроля (надзора).

--------------------------------

<1> Пункт 2 Правил аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2328 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 180).

<2> Пункт 5 Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1095 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5525).

В качестве экспертных организаций могут привлекаться подведомственные Росприроднадзору центры лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам либо иные не заинтересованные в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Работники экспертной организации, которые будут выступать в качестве экспертов, определяются экспертной организацией.

23. При осуществлении экспертизы эксперт, экспертная организация:

а) осуществляют подготовку заключения на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;

б) не должны разглашать сведения, полученные в результате осуществления экспертизы, и передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) должны соблюдать установленные сроки осуществления экспертизы;

г) могут знакомиться с документами и материалами, относящимися к осуществлению экспертизы;

д) могут отказаться после получения документов и материалов, в том числе проб и (или) образцов продукции (товаров), от осуществления экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне их компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в их компетенцию;

е) могут запросить в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения документов и материалов для осуществления экспертизы дополнительные материалы и документы, в том числе пробы и (или) образцы продукции (товаров), необходимые для осуществления экспертизы;

ж) могут уточнять поставленные перед ними вопросы в соответствии со своими специальными и (или) научными знаниями и компетенцией;

з) могут включать в заключение выводы об обстоятельствах, которые имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия и в отношении которых не были поставлены вопросы.

24. За дачу заведомо ложного заключения эксперт, экспертная организация несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем они должны быть предупреждены.

25. В ходе осуществления государственного геологического надзора надзорный орган может привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия надзорному органу, в том числе при применении технических средств. Для расчета размера вреда (ущерба), причиненного охраняемым законом ценностям, в качестве специалистов могут привлекаться работники подведомственных Росприроднадзору центров лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам.

26. При осуществлении отдельных контрольных (надзорных) действий специалист:

а) участвует в совершении действий, требующих специальных знаний и навыков, либо совершает такие действия, дает пояснения в отношении совершаемых им действий;

б) удостоверяет своей подписью факт совершения действий, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а при необходимости удостоверяет содержание и результаты этих действий, оформляя заключение;

в) не должен разглашать сведения, полученные в рамках его участия в совершении контрольных (надзорных) действий, и передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) может знакомиться с материалами, связанными с совершением действий, в которых он принимает участие;

д) может знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания в отношении совершаемых им действий, подлежащие занесению в указанные документы.

27. За дачу заведомо ложных пояснений и (или) совершение неправомерных действий специалист несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем он должен быть предупрежден.

III. Организация проведения контрольных
(надзорных) мероприятий

28. При осуществлении государственного геологического надзора проводятся:

а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;

б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.

29. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана, утверждаемого руководителем Службы обеспечения деятельности ФСБ России, первым заместителем руководителя Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

30. В зависимости от категории риска, к которой отнесен объект надзора, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:

а) для категории чрезвычайно высокого риска - 1 раз в год;

б) для категории высокого риска - 1 раз в 2 года;

в) для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;

г) для категории среднего риска - не чаще чем 1 раз в 4 года;

д) для категории умеренного риска - не чаще чем 1 раз в 5 лет.

31. В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

32. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по следующим основаниям:

а) наличие у надзорного органа подтвержденных сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

б) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации;

в) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

г) истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного в соответствии с подпунктом "а" пункта 64 настоящего Порядка.

33. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании решения надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, которое подготавливается надзорным органом, подписывается руководителем надзорного органа или его заместителем, регистрируется и заверяется печатью.

Решение надзорного органа о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего командирование инспектора, подготавливается на основании решения, являющегося основанием для командирования.

Решение надзорного органа о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, не предусматривающего командирование инспектора, подготавливается на основании решения начальника службы технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

34. В решении надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются:

а) дата, время и место принятия решения;

б) кем принято решение;

в) основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

г) вид федерального государственного контроля (надзора);

д) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность инспектора (инспекторов, в том числе руководителя группы инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;

е) объект надзора, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;

ж) адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов надзора, в отношении которых проводится контрольное (надзорное) мероприятие (может не указываться в решении надзорного органа о проведении рейдового осмотра);

з) сведения о контролируемом лице, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие (может не указываться в решении надзорного органа о проведении рейдового осмотра);

и) вид контрольного (надзорного) мероприятия;

к) перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия;

л) предмет контрольного (надзорного) мероприятия;

м) срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом может не указываться в решении надзорного органа о проведении рейдового осмотра);

н) перечень документов, представление которых контролируемым лицом необходимо для оценки соблюдения обязательных требований (в случае, если в рамках контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрено представление контролируемым лицом документов в целях оценки соблюдения обязательных требований);

о) иные сведения (по решению надзорного органа, в том числе о применении проверочных листов).

35. В случае принятия решения о применении при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий проверочных листов, они прилагаются к решению надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

36. О проведении контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением инспекционного визита, контролируемое лицо уведомляется надзорным органом посредством почтовой или иной связи не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия и не менее чем за 1 рабочий день до начала проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

IV. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

37. Государственный геологический надзор осуществляется посредством проведения следующих видов контрольных (надзорных) мероприятий:

а) инспекционный визит;

б) рейдовый осмотр;

в) документарная проверка;

г) выездная проверка.

38. Инспекционный визит проводится путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом.

Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо производственного объекта.

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- инструментальное обследование;

- истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо производственного объекта.

Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте не может превышать 1 рабочий день.

39. Рейдовый осмотр проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют и (или) пользуются несколько лиц, находящихся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.

Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение и (или) пользование производственным объектом.

В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- досмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- отбор проб (образцов);

- инструментальное обследование;

- испытание;

- экспертиза.

Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней.

При проведении рейдового осмотра инспектор вправе взаимодействовать с находящимися на производственном объекте лицами.

В случае, если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт) в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.

40. Документарная проверка проводится по месту нахождения надзорного органа и ее предметом являются сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений надзорного органа.

В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении надзорного органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц государственного геологического надзора.

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- экспертиза.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении надзорного органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, надзорный орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого требования. Указанные в данном требовании документы направляются в надзорный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования.

В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у надзорного органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного геологического надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого требования. Контролируемое лицо, представляющее в надзорный орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у надзорного органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного геологического надзора, вправе дополнительно представить в надзорный орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления надзорным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в надзорный орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации надзорного органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у надзорного органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного геологического надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в надзорный орган.

41. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим и (или) пользующимся производственными объектами, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений надзорного органа.

Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо производственного объекта.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- досмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- отбор проб (образцов);

- инструментальное обследование;

- испытание;

- экспертиза.

42. Осмотр заключается в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков) и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров) без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Осмотр не проводится в отношении жилых помещений.

Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

43. Досмотр заключается в проведении визуального обследования помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров) и иных предметов со вскрытием помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), в том числе с удалением примененных к ним пломб, печатей или иных средств идентификации, с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Досмотр не проводится в отношении жилых помещений.

Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только с применением видеозаписи.

По результатам досмотра инспектором составляется протокол досмотра, в который вносится перечень досмотренных помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров), а также вид, количество и иные идентификационные признаки исследуемых объектов, имеющих значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

44. Опрос заключается в получении инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.

Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

45. Получение письменных объяснений заключается в запросе инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (далее - объяснения).

Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.

Инспектор вправе собственноручно составить объяснения со слов лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.

46. Истребование документов заключается в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации.

Копии изготовленных на бумажном носителе документов представляются на бумажном носителе или на машинном носителе информации в виде электронных образов (скан-копий) документов. В случае проведения инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки копии документов на машинном носителе информации представляются при наличии технической возможности ознакомления инспектора с указанными копиями во время проведения соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае представления копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, представляются контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае, если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно в течение 1 рабочего дня со дня получения требования ходатайством в письменной форме уведомляет инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение 1 рабочего дня со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий документ, вручаемый контролируемому лицу под подпись или направляемый контролируемому лицу почтовым отправлением или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого документа.

47. Отбор проб (образцов) заключается в изъятии (выборке) инспектором, экспертом или специалистом проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

По результатам отбора проб (образцов) инспектором, экспертом или специалистом составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора, эксперта или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов), иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).

В случае отказа контролируемого лица или его представителя от подписания протокола отбора проб (образцов) инспектор, эксперт или специалист делает соответствующую отметку в указанном протоколе.

48. Инструментальное обследование заключается в совершении инспектором или специалистом по месту нахождения производственного объекта действий с использованием специального оборудования и (или) технических приборов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

При проведении инструментального обследования используются измерительные, испытательные приборы и инструменты, мини-лаборатории и переносные аппараты, прошедшие в случае необходимости метрологическую поверку, а также государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам инструментального обследования инспектором или специалистом составляется протокол инструментального обследования, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице, предмет обследования, используемые специальное оборудование и (или) технические приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования.

49. Испытание заключается в совершении специалистом по месту осуществления им деятельности действий с использованием специального оборудования и (или) технических приборов, указанных в абзаце втором пункта 48 настоящего Порядка, для исследования проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

По результатам испытания специалистом составляется протокол испытания, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы специалиста, составившего протокол, сведения о контролируемом лице, предмет испытания, используемые специальное оборудование и (или) технические приборы, применяемые методики испытания, результат испытания, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении испытания, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для проведения оценки результатов испытаний.

50. Экспертиза заключается в проведении исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники и которые поставлены инспектором в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Конкретное экспертное задание может включать одну или несколько из следующих задач экспертизы:

- установление фактов, обстоятельств;

- установление тождества или различия;

- установление объективных свойств и состояний имеющихся в наличии образцов;

- проведение оценки образца на соответствие заданным критериям;

- установление соответствия образца существующим принципам и нормам права;

- установление соответствия образца заданной системе нормативно-технических требований;

- установление последствий изменения образца по заданной программе его развития.

Экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией по поручению надзорного органа.

При назначении и осуществлении экспертизы контролируемые лица имеют право присутствовать при осуществлении экспертизы и давать объяснения эксперту, а также знакомиться с заключением эксперта или экспертной организации.

Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения производственного объекта непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.

Время осуществления экспертизы зависит от вида экспертизы и устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае по соглашению между надзорным органом и экспертом или экспертной организацией.

Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.

51. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

52. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается инспектором самостоятельно.

53. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте.

54. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

55. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.

В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

56. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи прилагаются к акту.

57. Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

V. Оформление результатов контрольного
(надзорного) мероприятия

58. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт. В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы (в случае их применения) прилагаются к акту.

59. Оформление акта производится инспектором на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, за исключением случая, указанного в пункте 62 настоящего Порядка.

60. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

61. Контролируемое лицо или его представитель знакомятся с содержанием акта и подписывают его на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, указанных в пункте 63 настоящего Порядка.

В случае отказа или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта инспектором в акте делается соответствующая отметка.

62. В случае, если оформление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания его проведения невозможно, в том числе по причине непоступления на указанный день документов, составленных по результатам совершения контрольных (надзорных) действий, указанных в пунктах 49 и 50 настоящего Порядка, инспектор оформляет акт в течение 10 рабочих дней после устранения обстоятельств, препятствовавших его оформлению.

63. В случае, указанном в пункте 62 настоящего Порядка, а также в случае проведения документарной проверки надзорный орган направляет контролируемому лицу акт в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.

64. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом инспектор обязан:

а) выдать контролируемому лицу после оформления акта предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - предписание);

б) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения и о доведении до сведения контролируемых лиц информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт доведения такой информации, в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность контролируемого лица, эксплуатация (использование) им производственных объектов представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;

в) принять меры по осуществлению надзора за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения.

65. Если акт, предписание и иные документы, составляемые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением документарной проверки), содержат информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, вторые экземпляры указанных документов направляются посредством почтовой связи контролируемым лицом в адрес надзорного органа в течение 10 рабочих дней со дня окончания контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, указанных в пункте 63 настоящего Порядка.

66. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение предписания невозможно в установленные сроки, до их истечения руководитель надзорного органа (его заместитель) на основании обращения контролируемого лица может отсрочить исполнение предписания на срок до 1 года, о чем принимается соответствующее решение.

67. По истечении срока исполнения контролируемым лицом предписания либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено предписанием, надзорный орган оценивает исполнение предписания на основании представленных документов и сведений, полученной информации. Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении предписания, надзорный орган оценивает исполнение предписания путем проведения одного из контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных настоящим Порядком.

68. В случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного пунктом 67 настоящего Порядка, надзорным органом будет установлено, что предписание не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу предписание с указанием новых сроков его исполнения.

69. При неисполнении предписания в установленные сроки надзорный орган информирует по данному вопросу руководство службы технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

VI. Проведение профилактических мероприятий

70. По решению руководителя надзорного органа (его заместителя) могут проводиться следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) профилактический визит (за исключением профилактического визита, предполагающего командирование инспектора);

д) консультирование.

71. Профилактический визит, предполагающий командирование инспектора, проводится по решению руководителя Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

72. Надзорный орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

73. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного геологического надзора, подготавливается надзорным органом один раз в год и утверждается руководителем Службы обеспечения деятельности ФСБ России, первым заместителем руководителя Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

74. В случае наличия у надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, надзорный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Контролируемое лицо вправе в срок не позднее 30 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в надзорный орган возражение в отношении указанного предостережения любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт подачи такого возражения. Надзорный орган рассматривает указанное возражение и по итогам его рассмотрения направляет контролируемому лицу мотивированный ответ в течение 30 рабочих дней со дня получения возражения.

75. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо производственным объектам, которыми он владеет и (или) пользуется, о соответствии объектов надзора критериям отнесения объектов надзора к категориям риска (приложение к настоящему Порядку), об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В ходе профилактического визита инспектором могут осуществляться консультирование контролируемого лица, а также сбор сведений, необходимых для отнесения объектов надзора к категориям риска.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого уведомления, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, с периодичностью не чаще 1 раза в год, но не реже 1 раза в 5 лет, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в отношении которой осуществляется государственный геологический надзор.

Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству инспектора, проводящего профилактический визит, руководитель надзорного органа (его заместитель) может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.

При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) надзорного органа для принятия решения надзорного органа о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

76. Консультирование осуществляется инспекторами по телефону, на личном приеме в сроки, определенные руководителем надзорного органа (его заместителем), либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований.

VII. Обжалование решений, действий (бездействия) инспекторов

77. Жалоба на решение, действия (бездействие) инспектора подается контролируемым лицом в письменной форме в службу технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба рассматривается руководителем надзорного органа (его заместителем). Жалоба на решение, действия (бездействие) руководителя надзорного органа (его заместителя) рассматривается начальником службы технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

78. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 20 рабочих дней со дня ее поступления.

79. Лица, указанные в абзаце втором пункта 77 настоящего Порядка, могут принять решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:

жалоба подана после истечения срока подачи жалобы;

поступило заявление об отзыве жалобы от контролируемого лица, ее подавшего;

имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

ранее в службу технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям.

80. При рассмотрении жалобы у контролируемого лица, подавшего жалобу, могут быть запрошены дополнительная информация и документы, относящиеся к предмету жалобы. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса до момента получения информации и документов.

81. Лицо, рассматривающее жалобу, по итогам ее рассмотрения принимает одно из следующих решений:

а) оставляет жалобу без удовлетворения;

б) отменяет решение инспектора полностью или частично;

в) отменяет решение инспектора полностью и принимает новое решение;

г) признает действия (бездействие) инспектора незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Приложение
к Порядку (пп. 7, 75)

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НАДЗОРА К КАТЕГОРИЯМ РИСКА

1. Объекты надзора относятся к следующим категориям риска:

а) к категории значительного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 <1> (далее - Критерии);

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 2, ст. 447; 2021, N 42, ст. 7116.

б) к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории в соответствии с Критериями;

в) к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с Критериями;

г) к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с Критериями.

2. Объекты надзора, которые относятся в соответствии с пунктом 1 настоящих Критериев к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно в случае, если объект размещается:

а) в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

б) в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением случая, если объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в) в границах водно-болотного угодья международного значения;

г) во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

д) в Арктической зоне Российской Федерации;

е) в водоохранных зонах следующих водных объектов:

- поверхностные водные объекты, расположенные на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации;

- водные объекты или их части, находящиеся на землях обороны и безопасности, а также используемые для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

- внутренние морские воды Российской Федерации;

- территориальное море Российской Федерации;

- особо охраняемые водные объекты либо водные объекты, расположенные полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- водные объекты или их части, объявленные рыбохозяйственными заповедными зонами;

- водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

- водные объекты, по которым проходит государственная граница Российской Федерации;

- водные объекты или их части, используемые для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год.

3. Объекты надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих Критериев к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта надзора к категории риска:

а) постановление о назначении административного наказания контролируемому лицу и (или) его должностному лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3, 7.4, 7.5, частью 1 статьи 8.7, статьей 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьей 8.11, частью 1 статьи 8.13 (в части нарушения водоохранного режима на водосборах подземных водных объектов), частью 1 статьи 8.17 (в части нарушения требований по безопасному проведению поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, буровых работ либо условий лицензии на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку минеральных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации), частью 1 статьи 15.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <1>, вынесенного должностными лицами надзорного органа или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами надзорного органа;

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2010, N 1, ст. 1; 2015, N 10, ст. 1416; 2016, N 15, ст. 2066; 2019, N 16, ст. 1820; N 52, ст. 7819; 2021, N 11, ст. 1703.

б) приговор суда, вынесенный за совершение преступлений, предусмотренных статьей 255 Уголовного кодекса Российской Федерации <2>;

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2019, N 52, ст. 7818.

в) решение суда, предусматривающее обязанность контролируемого лица по возмещению вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, либо направленное контролируемому лицу требование о добровольном возмещении такого вреда, которое не признано недействительным.

4. Объекты надзора, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящих Критериев к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.

5. Объекты надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих Критериев к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 3 настоящих Критериев, и одновременном соблюдении требований законодательства Российской Федерации о недрах.