См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ
от 17 ноября 2021 г. N 782-П

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
БАНКОМ РОССИИ БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВНОГО АДМИНИСТРАТОРА
(АДМИНИСТРАТОРА) ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ДОХОДОВ
БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

На основании статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2021, N 27, ст. 5079), пункта 1 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 2, ст. 116; 2021, N 39, ст. 6711), настоящее Положение устанавливает порядок администрирования Банком России поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов.

Глава 1. Общие положения

1.1. Бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета Банка России осуществляет Департамент национальной платежной системы.

1.2. Перечень источников доходов федерального бюджета, администрируемых Банком России, установлен приложением 1 к настоящему Положению.

Перечень структурных подразделений центрального аппарата, территориальных подразделений Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг (далее - территориальные подразделения Службы), подразделений, осуществляющих межрегиональные функции, территориальных учреждений Банка России, осуществляющих полномочия администраторов доходов федерального бюджета (далее - администраторы), установлен приложением 2 к настоящему Положению.

Перечень источников доходов федерального бюджета, закрепленных за администраторами, установлен приложением 3 к настоящему Положению.

Перечень территориальных учреждений Банка России, территориальных подразделений Службы, осуществляющих бюджетные полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, установлен приложением 4 к настоящему Положению.

Перечень источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, закрепляемых за территориальными учреждениями Банка России, осуществляющими бюджетные полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, установлен приложением 5 к настоящему Положению.

Перечень источников доходов местных бюджетов, закрепляемых за территориальными учреждениями Банка России, осуществляющими бюджетные полномочия главных администраторов (администраторов) доходов местных бюджетов, установлен приложением 6 к настоящему Положению.

Департамент национальной платежной системы при администрировании источников доходов федерального бюджета, указанных в приложении 1 к настоящему Положению, территориальные учреждения Банка России в отношении источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, указанных в приложениях 5 и 6 к настоящему Положению соответственно, также именуются администраторами учета.

Перечень источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, закрепляемых за территориальными подразделениями Службы, осуществляющими бюджетные полномочия администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, установлен приложением 7 к настоящему Положению.

Перечень источников доходов местных бюджетов, закрепляемых за территориальными подразделениями Службы, осуществляющими бюджетные полномочия администраторов доходов местных бюджетов, установлен приложением 8 к настоящему Положению.

Глава 2. Бюджетные полномочия структурных подразделений Банка России при администрировании доходов бюджета

2.1. Департамент национальной платежной системы осуществляет следующие бюджетные полномочия.

2.1.1. В качестве главного администратора доходов бюджета осуществляет следующие бюджетные полномочия:

предоставление сведений для составления и ведения кассового плана;

формирование и представление бюджетной отчетности;

представление для включения в перечень источников доходов Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета сведений о закрепленных за Банком России источниках доходов федерального бюджета на основании Перечня источников доходов федерального бюджета, администрируемых Банком России, установленного приложением 1 к настоящему Положению;

подготовку и направление на утверждение руководству Банка России методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

формирование и направление в Министерство финансов Российской Федерации прогноза поступления доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

формирование и направление в Министерство финансов Российской Федерации обоснования прогноза поступления доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2.1.2. В отношении источников доходов федерального бюджета, указанных в строках 11.1 и 11.2 раздела 11 приложения 3 к настоящему Положению, осуществляет следующие бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета:

начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет;

взыскание задолженности по платежам в федеральный бюджет;

принятие решений о возврате (об отказе в возврате) излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет;

принятие решений об уточнении платежей в федеральный бюджет;

составление и представление отчетности о поступлении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доходов, администрируемых Банком России (далее - отчетность);

предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов федерального бюджета, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2021, N 27, ст. 5179);

принятие решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет.

2.1.3. В отношении источника доходов федерального бюджета, указанного в строке 11.3 раздела 11 приложения 3 к настоящему Положению, осуществляет следующие бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета:

учет;

принятие решений об уточнении платежей в федеральный бюджет;

составление и представление отчетности.

2.1.4. В отношении источников доходов федерального бюджета, указанных в разделах 1 - 10, 12 - 19 приложения 3 к настоящему Положению, осуществляет следующие бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета:

учет и контроль за полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет;

принятие решений о возврате процентов за несвоевременное осуществление возврата государственных пошлин (далее - проценты);

составление и представление отчетности;

предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов федерального бюджета, в ГИС ГМП в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в части государственной пошлины);

принятие решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет.

2.1.5. Доводит до плательщиков на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":

коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации (далее - КБК) по видам доходов, администрируемых Банком России, с учетом групп подвида доходов бюджетов;

идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) Банка России;

код причины постановки на налоговый учет (далее - КПП) Банка России, КПП Банка России по месту нахождения территориального учреждения Банка России;

реквизиты счета, входящего в состав единого казначейского счета, открытого территориальному органу Федерального казначейства (далее - УФК) в подразделении Банка России;

реквизиты казначейского счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, открытого в УФК;

коды Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (далее - код ОКТМО) муниципального образования, на территории которого находятся Банк России, территориальные учреждения Банка России.

В случае изменения информации, указанной в настоящем подпункте, сообщает обо всех изменениях плательщикам на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих изменение информации.

2.2. Территориальные учреждения Банка России осуществляют следующие бюджетные полномочия.

2.2.1. При осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов формируют и предоставляют в соответствующий финансовый орган следующие документы (при наличии поступлений):

прогноз поступления доходов бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в сроки и по форме, которые согласованы с соответствующим финансовым органом;

аналитические материалы по исполнению бюджета в части доходов соответствующего бюджета в установленные законодательством Российской Федерации сроки;

сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта соответствующего бюджета;

сведения, необходимые для составления и ведения кассового плана;

бюджетную отчетность.

2.2.2. В отношении источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, указанных в строке 1 приложения 5 и строках 1 и 2 приложения 6 к настоящему Положению соответственно, осуществляют следующие бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов:

учет и контроль за полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет;

взыскание задолженности по платежам в бюджет;

принятие решений о возврате (об отказе в возврате) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет;

составление и представление отчетности;

предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджета, в ГИС ГМП в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

принятие решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.

2.2.3. В отношении источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, указанных в строке 2 приложения 5 и строках 3 - 10 приложения 6 к настоящему Положению соответственно, осуществляет следующие бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов:

учет;

принятие решений об уточнении платежей в бюджет;

составление и представление отчетности.

2.2.4. В отношении источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, указанных в приложениях 7 и 8 к настоящему Положению соответственно и администрируемых территориальными подразделениями Службы, осуществляют следующие бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов:

учет и контроль за полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет;

составление и представление отчетности;

принятие решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.

2.3. Департамент национальной платежной системы в отношении источников доходов федерального бюджета, территориальные учреждения Банка России в отношении источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов помимо полномочий, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Положения, осуществляют следующие полномочия.

2.3.1. Открывают в УФК лицевой счет, предназначенный для отражения операций, связанных с администрированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - лицевой счет), и обеспечивают заключение с УФК договора (соглашения) об обмене электронными документами.

2.3.2. Направляют в УФК следующие документы:

заявку на возврат по форме приложения N 18 к Порядку казначейского обслуживания, утвержденному приказом Федерального казначейства от 14 мая 2020 года N 21н "О Порядке казначейского обслуживания", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 13 июля 2020 года N 58914, 29 июля 2021 года N 64462 (далее соответственно - приказ Федерального казначейства от 14 мая 2020 года N 21н, заявка на возврат), уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа по форме приложения N 24 к приказу Федерального казначейства от 14 мая 2020 года N 21н, в целях осуществления возвратов излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, процентов, зачета (уточнения) платежей в бюджет соответственно;

карточку образцов подписей к лицевым счетам по форме приложения N 2 к Порядку открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденному приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 года N 21н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 декабря 2016 года N 44513, 13 марта 2018 года N 50327, 20 июля 2020 года N 59029, 29 июля 2021 года N 64462 (далее - приказ Федерального казначейства от 17 октября 2016 года N 21н);

сообщения в произвольной форме о неполучении выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета по форме приложения N 11 к приказу Федерального казначейства от 17 октября 2016 года N 21н и (или) приложения к выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета по форме приложения N 62 к приказу Федерального казначейства от 17 октября 2016 года N 21н, а также отчеты о состоянии соответствующего лицевого счета.

2.4. Администраторы (за исключением Департамента национальной платежной системы) в отношении закрепленных за ними источников доходов федерального бюджета осуществляют следующие бюджетные полномочия администратора доходов бюджета:

начисление, контроль за правильностью исчисления платежей в федеральный бюджет;

взыскание задолженности по платежам в федеральный бюджет;

принятие решений о возврате (об отказе в возврате) излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет;

принятие решений о зачете (уточнении, об отказе в зачете) платежей в федеральный бюджет;

предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов федерального бюджета, в ГИС ГМП в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (за исключением государственной пошлины).

2.5. Территориальные подразделения Службы в отношении закрепленных источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, указанных в приложениях 7 и 8 к настоящему Положению соответственно, осуществляют следующие бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов:

контроль за правильностью исчисления платежей в бюджет;

взыскание задолженности по платежам в бюджет;

принятие решений о возврате (об отказе в возврате) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет;

предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджета, в ГИС ГМП в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

2.6. Бюджетные полномочия, указанные в пункте 2.4 настоящего Положения, осуществляют структурные подразделения, должностные лица которых:

совершают юридически значимые действия;

составляют предписания Банка России об уплате в бюджет штрафов (далее - предписание);

составляют протоколы об административных правонарушениях и направляют их со всеми материалами дела в соответствии с законодательством Российской Федерации на рассмотрение в суд;

рассматривают дела об административных правонарушениях.

Бюджетные полномочия, указанные в подпунктах 2.2.3 и 2.2.4 пункта 2.2 и пункте 2.3 настоящего Положения, осуществляют подразделения платежных систем и расчетов территориальных учреждений Банка России (далее - ППСиР ТУ Банка России) в отношении источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, администрируемых территориальными учреждениями Банка России, территориальными подразделениями Службы.

2.7. Координацию деятельности администраторов и администраторов учета осуществляет Департамент национальной платежной системы.

Координацию деятельности структурных подразделений территориальных учреждений Банка России, в функции которых входят вопросы администрирования источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, осуществляет ППСиР ТУ Банка России.

Глава 3. Заполнение платежных поручений, платежных ордеров, инкассовых поручений, а также предписаний Банка России об уплате в бюджет штрафов и постановлений Банка России о наложении административного штрафа

3.1. Платежные поручения на перечисление платежей в бюджет оформляются плательщиками, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, при перечислении платежей со своих счетов в соответствии с правилами, установленными Положением Банка России от 29 июня 2021 года N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2021 года N 64765 (далее - Положение Банка России N 762-П), а также приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2013 года N 30913, 2 декабря 2014 года N 35053, 27 ноября 2015 года N 39883, 13 апреля 2017 года N 46369, 15 октября 2020 года N 60400 (далее - приказ Минфина России N 107н).

По каждому штрафу, поступлению денежных средств, взысканных в доход государства по решению арбитражного суда по иску Банка России в отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность на рынке ценных бумаг, поступлению по соглашению, предусмотренному статьей 11.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4193; 2021, N 24, ст. 4179) (далее - Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), заключенному с Банком России (далее - соглашение с Банком России) (далее при совместном упоминании - денежные взыскания (штрафы), государственной пошлине, иному платежу оформляется отдельное платежное поручение с учетом следующих особенностей.

3.1.1. В реквизите 16 "Получатель" указывается сокращенное наименование получателя платежа (УФК) и в скобках - сокращенное наименование территориального учреждения Банка России. При перечислении платежей, администрируемых структурными подразделениями центрального аппарата Банка России, в скобках указывается "Банк России".

3.1.2. В реквизите 24 "Назначение платежа" указываются:

при перечислении денежного взыскания (штрафа) - номер, дата и наименование документа, являющегося основанием для уплаты денежного взыскания (штрафа);

при перечислении государственной пошлины - юридически значимое действие, за которое уплачивается государственная пошлина;

при перечислении остатков денежных средств в доход соответствующего бюджета со счетов ликвидированных организаций, указанных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, открытых в учреждениях Банка России или кредитных организациях, которые не были ими закрыты, - наименование ликвидированной организации, дата ее ликвидации, а также запись "Перечисление остатка денежных средств ликвидированной организации".

3.1.3. В реквизите 61 "ИНН" получателя указывается ИНН Банка России.

3.1.4. В реквизите 103 "КПП" получателя указывается КПП Банка России по месту нахождения территориального учреждения Банка России. При перечислении платежа, администрируемого структурными подразделениями центрального аппарата Банка России, указывается КПП Банка России.

3.1.5. В зависимости от вида платежа в бюджет в реквизите 104 платежного поручения указываются соответствующие КБК.

3.1.6. В реквизите 105 указывается код ОКТМО муниципального образования, на территории которого поступают денежные средства от уплаты платежа в бюджетную систему Российской Федерации.

3.1.7. При частичной оплате платежей в бюджет, администрируемых Банком России, используются платежные ордера, заполнение реквизитов которых осуществляется в соответствии с правилами, установленными Положением Банка России N 762-П, и подпунктами 3.1.1 - 3.1.6 настоящего пункта.

3.2. Инкассовое поручение на перечисление в бюджет денежных взысканий (штрафов) заполняется территориальными учреждениями Банка России на основании исполнительных документов в соответствии с правилами, установленными Положением Банка России N 762-П, с учетом положений приказа Минфина России N 107н.

По каждому виду денежного взыскания (штрафа) заполняется отдельное инкассовое поручение с учетом следующего.

3.2.1. В реквизите 16 "Получатель" указывается сокращенное наименование получателя платежа (УФК) и в скобках - сокращенное наименование территориального учреждения Банка России или "Банк России".

3.2.2. В реквизите 61 "ИНН" получателя указывается ИНН Банка России.

3.2.3. В реквизите 103 "КПП" получателя указывается КПП Банка России по месту нахождения территориального учреждения Банка России или КПП Банка России.

3.2.4. В зависимости от вида платежа в бюджет в реквизите 104 инкассового поручения указываются соответствующие КБК.

3.2.5. В реквизите 105 инкассового поручения указывается код ОКТМО Банка России.

3.3. Предписание, постановление Банка России о наложении административного штрафа, соглашение с Банком России должно содержать информацию о КБК, ИНН, КПП, реквизитах счетов Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, коде ОКТМО, информацию, используемую в ГИС ГМП, в том числе уникальный идентификатор начисления, идентификатор плательщика.

Помимо информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, постановление Банка России о наложении административного штрафа за административное правонарушение, предусмотренное статьей (частью статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2021, N 27, ст. 5114) (далее - КоАП), указанной в части 1.3-1 статьи 32.2 КоАП (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2020, N 26, ст. 4001; 2021, N 24, ст. 4223), должно содержать информацию о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 1.3-1 статьи 32.2 КоАП.

В случае направления дела на рассмотрение в суд, а также при принудительном взыскании с плательщика платежей в бюджет через судебные органы или судебных приставов-исполнителей информация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, направляется суду, судебным приставам-исполнителям.

Глава 4. Рассмотрение заявлений плательщиков о возврате сумм излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины

4.1. Администраторы, территориальные учреждения Банка России в случае установления факта излишней уплаты (взыскания) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины обязаны сообщить об этом плательщику в письменном виде в произвольной форме в течение десяти рабочих дней со дня установления такого факта.

Для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины, администрируемых Банком России, плательщики представляют администраторам заявления о возврате (далее - заявление) в соответствии с приложениями 9, 10 к настоящему Положению. Заявление оформляется отдельно на каждую уплаченную (взысканную) сумму денежного взыскания (штрафа), государственной пошлины. Не допускается направление заявления в составе иных документов, в том числе необходимых для осуществления юридически значимых действий.

К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы (если государственная пошлина уплачена в наличной форме) или копии платежных документов (если государственная пошлина уплачена в безналичной форме).

Заявление может быть подано плательщиком в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) государственной пошлины, денежного взыскания (штрафа).

Плательщик должен представить в Банк России заявление одним из следующих способов:

на бумажном носителе. Для юридических лиц заявление должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа заявителя, или иным лицом, уполномоченным им на подписание заявления. В случае если заявление подписано уполномоченным лицом, не являющимся единоличным исполнительным органом плательщика, к указанному заявлению должна быть приложена копия документа, наделяющего указанное лицо полномочиями на подписание заявления. В документах, состоящих более чем из одного листа, листы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью с указанием цифрами и прописью количества прошитых листов, подписанной лицом, оформившим данные документы, с указанием его фамилии, имени, отчества (последнего - при наличии) и должности;

через личный кабинет участника информационного обмена на сайте Банка России в сети в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЛК) в форме электронных документов в соответствии с порядком взаимодействия Банка России с юридическими лицами при использовании ими информационных ресурсов Банка России и личного кабинета, определенным на основании частей третьей и восьмой статьи 76.9 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2015, N 29, ст. 4357; 2021, N 27, ст. 5187) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)");

через Интернет-приемную официального сайта Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" путем направления сканированной копии заявления, оформленного на бумажном носителе. Для юридических лиц заявление должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа заявителя, или иным лицом, уполномоченным им на подписание заявления. В случае если заявление подписано уполномоченным лицом, к указанному заявлению должна быть приложена копия документа, наделяющего указанное лицо полномочиями на подписание заявления.

В случае если государственная пошлина уплачена в наличной форме, плательщик должен представить в Банк России заявление на бумажном носителе в соответствии с абзацем шестым настоящего пункта с приложением подлинных платежных документов.

В случае отсутствия заявления плательщика по истечении трех месяцев со дня направления администратором сообщения в соответствии с абзацем первым настоящего пункта администратор осуществляет информирование плательщика повторно.

4.2. Администраторы, территориальные учреждения Банка России в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления рассматривают его и принимают решение о возврате (об отказе в возврате) плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины.

При принятии решения о возврате (об отказе в возврате) плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины администраторы, территориальные учреждения Банка России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, оформляют решение о возврате (об отказе в возврате) в соответствии с приложением 11 к настоящему Положению.

Решения подписываются руководителями (заместителями руководителей) администраторов, территориальных учреждений Банка России, должностными лицами, уполномоченными на это распорядительными актами администраторов, территориальных учреждений Банка России, или лицами, их замещающими.

Решение о возврате плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины оформляется администратором на бумажном носителе в одном экземпляре либо в форме электронного документа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) администратора, должностного лица, уполномоченного на это распорядительными актами администратора, территориального учреждения Банка России, или лица, его замещающего.

Решения об отказе в возврате плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины (далее - решения об отказе) оформляются администраторами, территориальными учреждениями Банка России и не позднее десяти рабочих дней после дня принятия указанного решения направляются плательщику одним из следующих способов:

через ЛК в форме электронного документа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) администратора, должностного лица, уполномоченного на это распорядительными актами администратора, территориального учреждения Банка России, или лица, его замещающего, при наличии у плательщика доступа к ЛК;

на бумажном носителе, в случае отсутствия у плательщика доступа к ЛК.

При оформлении администраторами, территориальными учреждениями Банка России решения об отказе на бумажном носителе решение составляется в одном экземпляре (с сохранением электронной копии) либо в двух экземплярах. Плательщику направляется экземпляр решения об отказе с приложением подлинных платежных документов, в случае предоставления их плательщиком с заявлением в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения.

В случае необходимости уточнения (выяснения) информации по документам, представленным плательщиком в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения, администраторы, территориальные учреждения Банка России оформляют и направляют плательщику решение об отказе в возврате с отражением в строке "Примечание" информации о необходимости повторного представления заявления, в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения, с учетом уточнения и (или) устранения причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе. При необходимости разъяснения причин, послуживших причиной отказа, и (или) уточнения (выяснения) необходимой информации, администраторами, территориальными учреждениями Банка России оформляется письмо и направляется вместе с решением об отказе в возврате.

В случае необходимости уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений, включенных в документы, представляемые УФК, и подлежащих возврату на основании заявления, и (или) необходимости уточнения информации о причинах возврата администраторы, территориальные учреждения Банка России оформляют и направляют плательщику решение об отказе в возврате, а также сообщают плательщику в письменном виде в произвольной форме о необходимости уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений. После уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений плательщику направляется сообщение в письменном виде в произвольной форме о необходимости повторного представления заявления в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения.

В случае получения заявления конкурсного управляющего решение принимается в отношении плательщика.

4.3. При принятии решения о возврате плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины администратор учета не позднее двадцати пяти календарных дней со дня регистрации заявления оформляет заявку на возврат и направляет ее в УФК. При заполнении заявки на возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины указывается КБК с применением группы подвида доходов бюджета, по которому поступила или была уточнена излишне уплаченная сумма.

При принятии решения о возврате процентов администратор учета не позднее двух рабочих дней после дня подписания решения о возврате оформляет заявку на возврат и направляет ее в УФК. При заполнении заявки на возврат процентов указывается КБК с применением группы подвида доходов бюджетов "5000" (14 - 17 разряды КБК) соответствующего КБК.

При обмене с УФК электронными документами заявка на возврат не распечатывается.

При обмене с УФК документами на бумажном носителе заявка на возврат составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр заявки на возврат направляется в УФК, второй экземпляр в целях осуществления контроля подлежит хранению в течение пяти лет с даты окончания отчетного года, в котором была составлена заявка на возврат. В случае возврата первого экземпляра заявки на возврат с приложением документа УФК, в котором указывается причина возврата, указанные документы хранятся в делах администраторов учета в вышеуказанные сроки.

4.4. При получении документов УФК об отказе в исполнении заявки на возврат администратор учета, администраторы анализируют причины возврата указанной заявки на возврат и, при необходимости уточнения у плательщика сведений, указанных в заявке на возврат, администраторы, территориальные учреждения Банка России оформляют решение об отказе в возврате в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Положения. Администраторы, территориальные учреждения Банка России не позднее десяти рабочих дней со дня получения документов УФК об отказе в исполнении заявок на возврат направляют плательщику решение и письменный запрос об уточнении необходимых реквизитов. В письменном запросе об уточнении необходимых реквизитов администраторы, территориальные учреждения Банка России сообщают плательщику о необходимости повторного представления заявления в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения. Рассмотрение повторно представленного заявления осуществляется в соответствии с настоящей главой.

4.5. Администратор учета устанавливает контроль за своевременным направлением заявки на возврат в УФК.

4.6. Решения о возврате (об отказе в возврате) подлежат хранению в течение пяти лет со дня составления.

Глава 5. Проведение зачета излишне уплаченной плательщиками государственной пошлины

5.1. Администраторы принимают решение о зачете уплаченной плательщиками государственной пошлины, администрируемой Банком России, в рамках одного КБК при условии равенства суммы уплаченной плательщиком государственной пошлины и суммы государственной пошлины, в счет которой должен быть осуществлен зачет.

5.2. Для зачета излишне уплаченной плательщиками государственной пошлины плательщики представляют администраторам заявления о зачете в письменном виде в соответствии с приложением 12 к настоящему Положению.

Заявление о зачете оформляется письмом отдельно на каждую государственную пошлину. Не допускается направление заявления о зачете в составе иных документов, в том числе необходимых для осуществления юридически значимых действий.

К заявлению о зачете прилагаются платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

5.3. Администраторы после получения заявления о зачете рассматривают его в течение десяти рабочих дней со дня регистрации ими указанного заявления.

5.4. При принятии администраторами решения о зачете плательщикам сумм уплаченной государственной пошлины или об отказе в зачете администраторы не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, оформляют решение о зачете (об отказе в зачете) в соответствии с приложением 13 к настоящему Положению.

Решения о зачете (об отказе в зачете) подписываются руководителями (заместителями руководителей) администраторов, должностными лицами, уполномоченными на это распорядительными актами структурных подразделений Банка России, или лицами, их замещающими.

Решения о зачете оформляются администраторами и направляются плательщику не позднее пятого рабочего дня после дня принятия решения одним из следующих способов:

через ЛК в форме электронного документа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) администратора, должностного лица, уполномоченного на это распорядительными актами администратора, или лица, его замещающего, при наличии у плательщика доступа к ЛК;

на бумажном носителе, в случае отсутствия у плательщика доступа к ЛК. Решение составляется в одном экземпляре (с сохранением электронной копии) либо в двух экземплярах и направляется плательщику.

Решения об отказе в зачете оформляются администратором на бумажном носителе в одном экземпляре (с сохранением электронной копии) либо в двух экземплярах. Плательщику направляется экземпляр решения об отказе с приложением подлинных платежных документов не позднее пятого рабочего дня после дня принятия решения.

5.5. Администраторы устанавливают контроль за своевременным направлением решений о зачете (об отказе в зачете) плательщикам.

5.6. Решения о зачете (об отказе в зачете) подлежат хранению в течение пяти лет со дня составления.

Глава 6. Осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины. Внутренний финансовый контроль

6.1. В случае если сумма государственной пошлины, уплаченной плательщиком за совершение Банком России юридически значимых действий, меньше суммы, установленной для данного случая, соответствующие юридически значимые действия осуществляются после уплаты государственной пошлины в полном размере.

В случае превышения суммы государственной пошлины, уплаченной плательщиком, осуществляется возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины.

6.2. Администратор учета проверяет соответствие суммы денежного взыскания (штрафа), уплаченной плательщиком, сумме, указанной в документах, являющихся основанием для уплаты (списания), отсрочки, рассрочки, приостановления уплаты денежного взыскания (штрафа), а также соответствие даты перечисления плательщиком денежного взыскания (штрафа) сроку уплаты, указанному в документах, являющихся основанием для уплаты (списания), отсрочки, рассрочки, приостановления уплаты денежного взыскания (штрафа).

В случае если сумма денежного взыскания (штрафа), уплаченного плательщиком, меньше суммы, указанной в документах, являющихся основанием для уплаты (списания), отсрочки, рассрочки, приостановления уплаты денежного взыскания (штрафа), или плательщик не перечислил в установленный срок денежное взыскание (штраф), принимаются меры по взысканию задолженности по денежным взысканиям (штрафам) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Департамент национальной платежной системы сообщает администраторам о неуплате штрафа в установленном размере.

В случае превышения суммы денежного взыскания (штрафа), уплаченного плательщиком, осуществляется возврат излишне уплаченной суммы денежного взыскания (штрафа).

В случае уплаты денежного взыскания (штрафа) в размере свыше половины суммы, но не более суммы наложенного штрафа, в двадцатидневный срок со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа при наличии возможности уплаты половины суммы наложенного административного штрафа возврат не осуществляется.

6.3. Администраторы, администратор учета устанавливают контроль за своевременным возвратом излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, администрируемых Банком России.

6.4. Департамент национальной платежной системы осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления, представления отчетности, бюджетной отчетности и ведения учета Банком России как главным администратором доходов бюджета и подведомственными Банку России администраторами доходов бюджета.

6.5. Администраторы, администратор учета осуществляют внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение ими внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления, представления отчетности и ведения учета.

Глава 7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 12 ноября 2021 года N ПСД-27/1) вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлен иной срок вступления их в силу.

Абзац четвертый графы 5 строки 33 приложения 1, строка 106 приложения 2, раздел 19 приложения 3 к настоящему Положению вступают в силу с 23 мая 2022 года.

Абзац пятый графы 5 строки 33 приложения 1, строка 17.2 приложения 3 к настоящему Положению действуют до 23 мая 2022 года.

7.2. Со дня вступления в силу настоящего Положения признать утратившими силу:

Положение Банка России от 4 декабря 2019 года N 704-П "О порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2019 года N 57073;

Указание Банка России от 18 февраля 2020 года N 5402-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 4 декабря 2019 года N 704-П "О порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 24 марта 2020 года N 57830;

Указание Банка России от 5 октября 2020 года N 5584-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 4 декабря 2019 года N 704-П "О порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 5 ноября 2020 года N 60762;

Указание Банка России от 18 ноября 2020 года N 5624-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 4 декабря 2019 года N 704-П "О порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2020 года N 61674;

Указание Банка России от 15 июня 2021 года N 5815-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 4 декабря 2019 года N 704-П "О порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2021 года N 64344.

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА