Утверждаю
Руководитель Росгидромета
М.Е.ЯКОВЕНКО
06.08.2018

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

I. Общее описание "дорожной карты"

1. План мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности деятельности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - "дорожная карта") направлен на повышение эффективности деятельности ее подведомственных учреждений. "Дорожная карта" разработана в соответствии со Стратегией деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 1458-р, и Планом мероприятий второго этапа (на период до 2020 года) реализации Стратегии, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 N 2289-р.

2. Целью "дорожной карты" является повышение эффективности деятельности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды за счет автоматизации деятельности гидрометеорологической службы и совершенствования функциональной структуры модели ее управления, создание благоприятных условий для повышения уровня оплаты труда и социальной защищенности работников подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений Росгидромета за счет использования средств федерального бюджета и других источников финансового обеспечения их деятельности.

В 21 веке актуальными для Российской Федерации являются следующие вызовы в области гидрометеорологии и геофизики. Увеличивается число наблюдаемых опасных природных (гидрометеорологических) явлений, приводящих к человеческим жертвам и существенным экономическим потерям (наводнения, засухи, сильные ливни, грозы, град, шквалы, смерчи). Недостаточная точность и ограниченная заблаговременность гидрометеорологических прогнозов во многих случаях не позволяет принимать эффективные управленческие решения (в коммунальном хозяйстве, энергетике, сельском хозяйстве). Сохраняется большая неопределенность в будущих изменениях климата регионов Российской Федерации. Повышение точности прогнозов изменения климата необходимо для долгосрочного планирования социально-экономического развития Российской Федерации, принятия обоснованных стратегических решений. Оптимальные решения могут приводить в будущем к эффективному использованию ресурсов (ограниченных) и минимизации потерь от негативных последствий изменения климата. Существенным является загрязнение природной среды в результате экономической деятельности, в том числе в результате техногенных и природных катастроф, аварий на предприятиях атомной и химической промышленности. Стабилизация экологической ситуации и решение острых экологических проблем имеет большое значение для обеспечения социально-экономического развития Российской Федерации. Возрастает негативное влияние иных геосфер, прежде всего ионосферы Земли (верхней атмосферы) и околоземного космического пространства, на безопасность и эффективность функционирования современных технических систем (космическая техника, воздушный транспорт). Перечисленные выше вызовы требуют для адекватного ответа привлечения суперкомпьютерных вычислительных ресурсов, а также концентрации научно-методических, информационно-технологических, кадровых ресурсов.

С целью оптимизации затрат на развитие и эксплуатацию такого высокозатратного ресурса, как высокопроизводительные вычислительные комплексы и центры обработки и хранения данных, с учетом развития средств телекоммуникации в Российской Федерации, Росгидромет ориентируется на централизацию таких ресурсов в основных своих центрах (г. Москва, г. Новосибирск, г. Хабаровск), выполняющих роль Мирового и Региональных центров Всемирной метеорологической организации. В 2018 году произведена установка высокопроизводительных вычислительных комплексов в Мировом метеорологическом центре в г. Москве, в региональных специализированных метеорологических центрах в г. Новосибирске и г. Хабаровске, проведено предварительное тестирование высокопроизводительных вычислительных комплексов. По результатам тестирования комплексы Росгидромета включены в список Топ50 самых мощных компьютеров СНГ (http://top50.supercomputers.ru/), в котором заняли второе место (пиковая производительность 1293 терафлопс) и 28/29 места (пиковая производительность 79 терафлопс) соответственно. Ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на III квартал 2018 года. В настоящее время многие метеорологические центры имеют вычислительные мощности, превышающие производительность нового комплекса в Москве (например, ECMWF 2x4 PFlops, MetOffice/8+2x3 PFlops, Meteo France/2x2,5 PFlops, KMA/2x2,9 PFlops, NCAR/1,5 PFlops, NOAA/0,7 PFlops+2x2 PFlops). Темпы развития современных методов моделирования процессов в атмосфере и океане наряду с темпом развития наблюдательных платформ для решения оперативных задач прогноза погоды и опасных явлений в атмосфере и океане, поставленных перед Росгидрометом, а также задач, связанных с моделированием климата, требуют обновления компьютерных вычислительных мощностей с увеличением производительности в 10 - 15 раз, телекоммуникационных средств и соответствующего обучения персонала с периодичностью 1 раз в 5 лет, что подтверждается практикой ведущих зарубежных стран. В 2019 - 2020 годах запланировано дальнейшее развитие вычислительных мощностей в Мировом метеорологическом центре в г. Москве. Общая совокупная пиковая производительность комплекса составит более 2PFlops.

В ходе реализации Проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2" осуществляется замена устаревшего оборудования и установка новейших технических средств в ключевых компонентах наблюдательных сетей Росгидромета (метеорологической, аэрологической, агрометеорологической), поставка мобильных автоматизированных поверочных лабораторий, мобильных гидрологических лабораторий, запланированы модернизация труднодоступных станций, восстановление специализированной гидрологической сети, а также комплексная модернизация гидрологической наблюдательной сети в бассейне реки Волга.

В целях приведения в соответствие с рекомендациями Всемирной метеорологической организации плотности наблюдательных подразделений Росгидромета в части обеспечения требований к достоверности получаемой гидрометеорологической информации, планируется восстановление пунктов государственной наблюдательной сети: метеорологических (в том числе труднодоступных станций), аэрологических, агрометеорологических гидрологических, радиолокационных, за загрязнением атмосферного воздуха в городах с населением более 100 тыс. чел.

Климатические изменения требуют принятия мер по развитию и использованию на современном научно-технологическом уровне технологий активного воздействия на опасные гидрометеорологические процессы. Развитие работ по активному воздействию на опасные гидрометеорологические процессы предусматривается за счет создания в составе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Функциональной подсистемы активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы и явления, урегулирования полномочий Росгидромета и других органов власти (федерального, регионального и местного значения) в указанной сфере, развития инфраструктуры, модернизации и технического перевооружения специализированных организаций Росгидромета, развития сети снеголавинных наблюдений.

Реализация "дорожной карты" приведет к повышению эффективности деятельности учреждений Росгидромета по своевременному предупреждению об опасных гидрометеорологических явлениях и экстремально высоком загрязнении окружающей среды, вызывающих чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Будут реализованы растущие потребности погодозависимых отраслей экономики (гражданской авиации, речного и морского транспорта, сельского хозяйства, энергетики и других отраслей), природоохранных органов, а также населения Российской Федерации в гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей среды путем повышения качества и эффективности гидрометеорологического обеспечения их потребностей в соответствующих данных в условиях быстроменяющегося климата.

3. Реализация "дорожной карты" осуществляется Росгидрометом с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. Отчет о ходе реализации "дорожной карты", в том числе информация о финансовом эффекте предусмотренных "дорожной картой" мероприятий, подготавливается Росгидрометом и направляется ежеквартально в Минприроды России и Минфин России.

"Дорожной картой" предусматриваются мероприятия по:

1) Совершенствованию функциональной структуры модели управления гидрометеорологической службой;

2) Приоритизация и оптимизация расходов, предусматриваемых на реализацию полномочий в установленной сфере деятельности, в связи с автоматизацией деятельности гидрометеорологической службы, использованием и развитием современных информационных технологий, конкретизацией функций локальных, территориальных и федеральных систем наблюдений за загрязнением окружающей среды, реализацией задач по сохранению и расширению российского присутствия в Антарктике, развитию системы государственного мониторинга морских акваторий;

3) Созданию условий для роста доходов от оказания платных услуг, выполнения платных работ;

4) Совершенствованию системы оплаты труда и укрепление кадрового потенциала в системе Росгидромета.

II. Целевые показатели "дорожной карты"

Наименование целевого показателя
Единица измерений
Текущее значение <1>
Плановый период
2018 год
2019 год
2020 год
1.1. Количество крупных научно-производственных центров
штук
-
0
2
4
2.1. Оправдываемость штормовых предупреждений об опасных природных явлениях
процент
90
90 - 92
90 - 92
90 - 92
2.2. Уменьшение количества неоправдавшихся прогнозов опасных гидрометеорологических явлений по отношению к текущему значению за счет использования новых технологий прогнозирования
процент
0
10
30
2.3. Оправдываемость суточных прогнозов погоды по субъектам Российской Федерации
процент
93
94
94
94 - 96
2.4. Заблаговременность прогнозов погоды по административным центрам Российской Федерации с достоверностью не ниже 70 процентов
сутки
6
6
7
8 - 9
2.5. Оправдываемость долгосрочных прогнозов притока воды в водохранилища
процент
80
81
81 - 82
81 - 82
2.6. Оправдываемость прогнозов погоды по аэродромам
процент
86
87
87
88
2.7. Уровень нормативно-правового обеспечения деятельности локальных, территориальных и федеральных систем наблюдений за загрязнением окружающей среды <2>
процент
25,0
50,0
85,0
2.8. Доверие населения прогнозам Росгидромета <3>
процент
60
65
68
70
2.9. Сокращение неэффективных, мало востребованных услуг по отношению к текущему значению
процент
-
1
4
6
2.10. Степень внедрения современных форм и технологий в деятельности учреждений по отношению к текущему значению
процент
1
5
10
2.11. Количество восстановленных пунктов государственной наблюдательной сети, в том числе:
метеорологических,
штук
1689
<4>
0
38
83
в том числе ТДС
246
0
6
14
аэрологических
115
0
0
2
агрометеорологических
1048
0
9
21
гидрологических
3303
0
115
383
радиолокационных
33
4
5
11
за загрязнением атмосферного воздуха в городах населением более 100 тыс. чел./количество городов
672/221
0/0
4/6
5/12
2.12. Доля автоматизированных метеорологических станций по отношению к текущему количеству автоматизированных метеорологических станций
процент
20,6
23,5
32,5
58,3
2.13. Доля автоматизированных гидрологических постов на реках и озерах по отношению к текущему количеству автоматизированных гидрологических постов на реках и озерах
процент
21,0
26,1
32,2
39,2
2.14. Количество пунктов снеголавинных наблюдений
штук
18
24
32
40
2.15. Количество противоградовых командных пунктов и пунктов воздействия
штук
183
215
240
266
3.1. Расчетный годовой суммарный экономический эффект от использования специализированной гидрометеорологической информации (авиация, сельское хозяйство, морской транспорт, речной транспорт, автотранспорт, дорожное хозяйство, магистральные трубопроводы, производство, передача, распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды)
млрд. рублей
30
31
32
33,6
3.2. Удовлетворенность потребностей авиационных
пользователей качеством прогнозов погоды по аэропортам (по результатам опросов экипажей воздушных судов) <5>
процент
88 - 89
89 - 90
90 - 91
91 - 92
4.1. Повышение эффективности и качества предоставления услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по отношению к текущему значению
процент
-
1
5
10
4.2. Доля сотрудников организаций Росгидромета, отнесенных к категории основного персонала, прошедших повышение квалификации (переобучение), относительно значения за 2017 год
процент
10
15
20
25
4.3. Доля молодых специалистов в общем количестве сотрудников учреждений государственной наблюдательной сети
процент
12,7
13
14
16
4.4. Укомплектованность кадрового резерва руководителей подведомственных учреждений Росгидромета
процент
-
5
15
35
4.5. Штатная численность работников подведомственных учреждений Росгидромета, всего, в том числе:
человек
37393
37409
38138
40641
научных, всего
5315
5315
5315
5315
оперативно-производственных, всего
3571
3571
3571
3571
наблюдательной сети, всего, в том числе:
26898
26912
27643
29620
АУП
1467
1467
1467
1467
основной персонал
21176
21188
21742
23372
обслуживающий персонал
3194
3198
3373
3724

--------------------------------

<1> Среднее значение за 2012 - 2017 гг.

<2> Состав конкретных правовых актов определен "Дорожной картой" по реализации Концепции совершенствования системы мониторинга загрязнения окружающей среды с учетом конкретизации задач федерального, регионального и локального уровней на 2017 - 2025 годы, утвержденной приказом Росгидромета от 02.02.2017 N 23.

<3> Рассчитывается 1 раз в три года АНО "Левада-Центр" по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения в возрасте 18 лет и старше. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью.

<4> Количество пунктов государственной наблюдательной сети по состоянию на 01.07.2018.

<5> ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" ежегодно проводит анализ результатов опроса авиационных пользователей на предмет популярности и эффективности использования метеорологической информации. Опрос пользователей осуществляется путем анкетирования летных экипажей в аэропортах, имеющих авиаметеорологические подразделения (АМЦ, АМСГ) с прогностической частью.

III. "Дорожная карта"

Задачи (мероприятия)
Контрольные события
Результат
Ответственный исполнитель
Срок
1. Совершенствование функциональной структуры модели управления гидрометеорологической службой
1.1. Совершенствование деятельности научно-исследовательских учреждений в части создания крупных научно-производственных центров
Акты Росгидромета о создании крупных научно-производственных центров
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
1.2. Внедрение ведомственной системы оценки результативности деятельности научно-исследовательских учреждений
Акты Росгидромета о внедрении ведомственной системы оценки результативности деятельности научно-исследовательских учреждений
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
1.3. Совершенствование деятельности научно-исследовательских учреждений в части оказания специализированных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
Проекты актов, направленные в Минприроды России
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
1.4. Инвентаризация существующих и перспективных способов получения внебюджетных доходов
Отчет, направленный в Минприроды России
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
1.5. Оптимизация имеющегося функционала Росгидромета (аудит и корректировка имеющихся полномочий)
Проекты актов, направленные в Минприроды России
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
1.6. Определение приоритетных направлений развития инфраструктуры государственной наблюдательной сети и иного государственного имущества, используемого Росгидрометом для реализации полномочий
Отчет, направленный в Минприроды России
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
1.7. Подготовка проектов актов, необходимых для создания и функционирования функциональной подсистемы активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы и явления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Предложения, направленные в Минприроды России
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
2. Приоритизация и оптимизация расходов, предусматриваемых на реализацию полномочий в установленной сфере деятельности, в связи с автоматизацией деятельности гидрометеорологической службы, использованием и развитием современных информационных технологий, конкретизацией функций локальных, территориальных и федеральных систем наблюдений за загрязнением окружающей среды, реализацией задач по сохранению и расширению российского присутствия в Антарктике, развитию системы государственного мониторинга морских акваторий
2.1. Совершенствование нормирования затрат на выполнение работ и содержание основных типов наблюдательных подразделений в системе Росгидромета
Приказ Росгидромета
Росгидромет
II квартал 2018 г.
2.2. Разработка типовой организационной структуры управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС), требований к численности персонала по каждому структурному подразделению УГМС (ЦГМС), по регламенту взаимодействия между структурными подразделениями УГМС (ЦГМС)
Акты Росгидромета
Росгидромет
I квартал 2020 г.
2.3. Внесение изменений в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ, оказываемых бюджетными учреждениями в сфере деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения
Обновленный перечень в системе "Электронный бюджет"
Росгидромет
II квартал 2018 г.
2.4. Развитие системы мониторинга, прогнозирования, предупреждения об опасных и неблагоприятных погодных явлениях в городах миллионниках (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград)
Акты Росгидромета о вводе в эксплуатацию
Росгидромет
IV квартал 2020 г.
2.5. Утверждение комплексной программы мероприятий по оптимизации структуры и проводимым наблюдениям государственной наблюдательной сети
Акт Росгидромета
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
2.6. Подготовка финансово-экономического обоснования приведения в соответствие с рекомендациями Всемирной метеорологической организации плотности наблюдательных подразделений Росгидромета в части обеспечения требований к достоверности получаемой гидрометеорологической информации
Предложения, направленные в Минприроды России
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
2.7. Расширение программ автоматических наблюдений измерений на государственной наблюдательной сети
Акты Росгидромета о вводе в эксплуатацию
Росгидромет
Ежегодно в IV квартале, начиная с 2018 г.
2.8. Установка автоматических станций взамен законсервированных труднодоступных станций, имеющих приоритетное значение
Акты Росгидромета об открытии
Росгидромет
IV квартал 2020 г.
2.9. Модернизация эталонной базы Росгидромета для обеспечения единства измерений государственной наблюдательной сети
Акты Росгидромета о вводе в эксплуатацию
Росгидромет
IV квартал 2020 г.
2.10. Разработка проекта плана оптимизации государственной наблюдательной сети за загрязнением окружающей среды
Утвержденный план
Росгидромет
IV квартал 2020 г.
2.11. Модернизация станций ракетного зондирования (атмосферы) в центры коллективного пользования в интересах метеорологических, геофизических и специальных ракетных исследований
Акты Росгидромета о вводе в эксплуатацию
Росгидромет
IV квартал 2020 г.
2.12. Внедрение высокопроизводительных вычислительных комплексов в учреждениях Росгидромета
Акты Росгидромета о вводе в эксплуатацию
Росгидромет
1 этап - III квартал 2018 г.
2 этап - II квартал 2020 г.
2.13. Внедрение системы "бесшовного" моделирования и прогнозирования метеорологических условий на сверхкраткие сроки (включая наукастинг), краткие и средние сроки на базе суперкомпьютерного вычислительного комплекса
Акты Росгидромета о внедрении
Росгидромет
IV квартал 2020 г.
2.14. Создание Региональных центров ИКАО в поддержку метеорологического обеспечения международной аэронавигации в рамках инициатив ИКАО: Консультативного центра космической погоды (SWXC); Регионального центра по опасным явлениям погоды (RHWAC)
Акты о вводе в эксплуатацию двух региональных центров ИКАО
Росгидромет
IV квартал 2020 г.
2.15. Разработка и создание специализированного программного обеспечения по автоматизированной оценке авиационных прогнозов погоды
Акт о вводе в эксплуатацию Центра верификации авиационных метеорологических прогнозов
Росгидромет
I квартал 2019 г.
2.16. Внедрение международных стандартов в практику авиаметеорологического обеспечения полетов гражданской авиации
Предложения по внесению изменений в ФАП-60, направленные в Минтранс России
Росгидромет
III квартал 2019 г.
2.17. Анализ замечаний по предоставлению метеорологической информации экипажам воздушных судов
Донесение
Росгидромет
введено 18.06.2018
2.18. Развитие национального сегмента Глобальной рамочной основы климатического обслуживания (ГРОКО) в рамках Климатического центра Росгидромета
Доклад, направленный в Правительство Российской Федерации
Росгидромет
IV квартал 2020 г.
3. Создание условий для роста доходов от оказания платных услуг, выполнения платных услуг
3.1. Утверждение программы комплексных мероприятий по определению существующих потребностей делового сообщества в работах и услугах системы Росгидромета в целях трансформации системы специализированного гидрометеорологического обслуживания
Утвержденная программа
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
3.2. Анализ передового международного опыта по оказанию платных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях с целью оценки возможности ее внедрения в деятельность учреждений Росгидромета
Отчет, направленный в Минприроды России
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
3.3. Совершенствование системы предоставления услуг организациям "погодозависимых" отраслей (авиация, энергетика, ж/д и автотранспорт, СМИ и население, коммунальные службы, сельское хозяйство, судоходство, страхование)
Акт Росгидромета
Росгидромет
IV квартал 2019 г.
3.4. Утверждение плана мероприятий Росгидромета по нормативно-правовому регулированию порядка финансирования работ по активному воздействию
Утвержденный план мероприятий
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
3.5. Развитие инфраструктуры, модернизация и техническое перевооружение специализированных организаций активного воздействия Росгидромета
Обосновывающие материалы, размещенные в подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в перечне несогласованных вопросов
Росгидромет
III квартал 2018 г.
3.6. Подготовка предложений по методическим рекомендациям по разработке Росгидрометом показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников
Предложения, направленные в Минприроды России
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
4. Совершенствование системы оплаты труда и укрепление кадрового потенциала в системе
4.1. Утверждение новой редакции Положения по оплате труда работников организаций Росгидромета
Акт Росгидромета
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
Росгидромета
4.2. Подготовка критериев оценки эффективности деятельности 2018 г. подведомственных Росгидромету учреждений, а также порядка их утверждения
Акт Росгидромета
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
4.3. Разработка (изменение) показателей эффективности деятельности подведомственных Росгидромету учреждений и их руководителей (на основании методических рекомендаций, разработанных Минприроды России)
Акт Росгидромета
Росгидромет
I квартал 2019 г.
4.4. Проведение мероприятий по возможному привлечению на повышение заработной платы не менее одной трети средств, получаемых за счет оптимизации неэффективных расходов учреждений, а также по привлечению средств от приносящей доход деятельности
Доклад, направленный в Минприроды России
Росгидромет
IV квартал 2018 г., далее ежегодно
4.5. Оптимизация структуры сети и штатной численности подведомственных учреждений (в целях получения дополнительного резерва средств на повышение оплаты труда)
Акт Росгидромета
Росгидромет
IV квартал 2018 г.
4.6. Утверждение графика мероприятий по переводу работников учреждений, подведомственных Росгидромету на эффективный контракт
Утвержденный график
Росгидромет
III квартал 2018 г.
4.7. Организация мероприятий для основного персонала, направленных на повышение квалификации (переобучение), в том числе посредством дистанционных методов обучения
Утвержденный график
Росгидромет
Ежегодно
4.8. Формирование кадрового резерва руководителей подведомственных учреждений Росгидромета
Акты Росгидромета
Росгидромет
По мере подготовки
4.9. Подготовка и заключение Отраслевого соглашения по подведомственным учреждениям Росгидромета с соответствующей профсоюзной организацией с целью обеспечения условий для установления дополнительных гарантий работникам и укрепления социального партнерства
Отраслевое соглашение
Росгидромет
I квартал 2018 г.