См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 6 ноября 2019 г. N 14-10803-ГЕ/19

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копии обращения заявителя и писем Росреестра от 08.08.2019 N 14-07877-ГЕ/19, Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 13.08.2019 N ОГ-Д23-7441 по вопросу оплаты государственной пошлины представителем заявителя по доверенности при обращении за государственной регистрацией прав.

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 августа 2019 г. N ОГ-Д23-7441

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение относительно оплаты государственной пошлины представителем заявителя по доверенности при обращении за государственной регистрацией прав и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности, и не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также не уполномочено давать оценку действиям государственных регистраторов.

Письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Решение о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации или отказе в государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов.

Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дает Минфин России.

Учитывая отсутствие копий уведомлений об отказе в государственной регистрации прав, а также реквизитов таких уведомлений и сведений, идентифицирующих объекты недвижимости (их адреса (местоположение), кадастровые номера), дать пояснения по ситуации, изложенной в обращении, не представляется возможным.

Вместе тем по существу поставленных в обращении вопросов, полагаем возможным обратить внимание на следующие положения действующего законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 333.16 НК РФ государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В соответствии со статьей 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются в том числе за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено главой 25.3 НК РФ (пункт 2 статьи 333.18 НК РФ).

В соответствии со статьей 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Минфин России в письмах от 17 марта 2017 г. N 03-05-04-03/15364, от 20 марта 2017 г. N 03-05-05-03/15853 по вопросам уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав через представителей высказал позицию о том, что в соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 45 НК РФ, в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2017 г., уплата сбора, в частности государственной пошлины, за плательщика сбора может осуществляться иным лицом, в том числе представителем плательщика сбора; при уплате государственной пошлины представителем организации, являющейся плательщиком государственной пошлины, в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет должно быть указано, что представитель действует от имени плательщика; уплата государственной пошлины за совершение юридически значимых действий может быть произведена заявителем - физическим лицом через своего представителя по месту совершения данного юридически значимого действия при условии, что в платежных документах о ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно плательщиком (лицом, в отношении которого совершаются юридически значимые действия).

Учитывая изложенное, представителем юридического либо физического лица (плательщика) может быть уплачена государственная пошлина за государственную регистрацию права, ограничения права, сделки с недвижимым имуществом при условии, что в платежных документах о ее уплате будет указано, что представитель действует от имени плательщика (юридического либо физического лица, в отношении которого совершаются юридически значимые действия).

Согласно пункту 52 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 7 июля 2017 г. N 278, возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав (далее - Заявление) документов без рассмотрения осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения органом регистрации прав таких документов, а в случае, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи Заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, - в течение трех рабочих дней по истечении вышеуказанного срока.

Исходя из изложенного, принимая также во внимание положения части 7 статьи 18, пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), по мнению Департамента, отсутствие по истечении срока, указанного в статье 25 Закона о регистрации, у органа регистрации прав информации об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав лицом, названным в статье 333.17 НК РФ, оплаченной либо им лично, либо через своего уполномоченного представителя (с указанием в платежном документе об уплате соответствующей суммы государственной пошлины именно плательщиком), является основанием для возврата Заявления и документов, представленных для осуществления учетно-регистрационных действий, без рассмотрения.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
Э.У.ГАЛИШИН