См. Документы Федерального агентства по управлению государственным имуществом

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

ПИСЬМО
от 9 ноября 2022 г. N 16/48852

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление правового обеспечения и судебной защиты Росимущества рассмотрело направленное письмом Департамента регулирования имущественных отношений Минфина России обращение по вопросу необходимости проведения торгов для реализации движимого имущества - лома черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе хозяйственной жизни, и сообщает следующее.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Лом цветных и черных металлов, как один из видов отходов производства и потребления, является объектом права собственности в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).

Статьей 136 Гражданского кодекса установлено, что плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом.

Согласно Правилам обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 N 980, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) собственником имущества, находящегося в оперативном управлении у государственного автономного учреждения, является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации. Таким образом, собственником лома и отходов черных и цветных металлов является также Российская Федерация/субъект Российской Федерации.

Согласно ст. 298 Гражданского кодекса и ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Вместе с тем, отчуждение имущества, находящегося на праве оперативного управления у государственного автономного учреждения, без проведения торгов может расцениваться как обход конкурентных процедур и являться нарушением ст. ст. 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В связи с изложенным ФАС России в письме от 29.12.2021 N ГМ/112800/21 (справочная правовая система Консультант Плюс) рекомендует проводить торги, если на соответствующем уровне не утвержден нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок продажи имущества, находящегося в оперативном управлении.

Начальник Управления правового
обеспечения и судебной защиты
О.Ю.АВДЕЕВА