См. Документы Федеральной службы по аккредитации

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ

ПИСЬМО
от 19 января 2021 г. N 781/05-МП

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление правового обеспечения и международного сотрудничества Федеральной службы по аккредитации в пределах установленной компетенции рассмотрело обращение и по поставленным вопросам сообщает следующее.

По вопросу 1.1.

С 1 января 2021 г. вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации" (далее - Приказ N 707).

В рамках системного толкования Приказа N 707 в пункте 4 указанного приказа вместо указания на подпункт 23.2 Критериев аккредитации, утвержденных приказом N 707 (далее - Критерии аккредитации), должен применяться подпункт 24.2 Критериев аккредитации.

Таким образом, подпункт 23.2 Критериев аккредитации вступил в силу с 1 января 2021 г. одновременно с Приказом N 707.

По вопросам 1.2 и 1.2.1.

Согласно пункту 23.3 Критериев аккредитации лаборатории должны выполнять требования документов по стандартизации, в том числе ГОСТ Р 58973-2020 "Правила к оформлению протоколов испытаний", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.08.2020 N 593-ст (далее также - ГОСТ Р 58973-2020).

Датой введения в действие ГОСТ Р 58973-2020 является 1 июля 2021 года.

Учитывая изложенное, заявители, аккредитованные лица могут начать внедрять в свою деятельность ГОСТ Р 58973-2020 в соответствии с требованиями системы менеджмента лаборатории и ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" (далее - ГОСТ ISO/IEC 17025-2019).

При этом соответствие заявителя, аккредитованного лица требованиям ГОСТ Р 58973-2020 будет оцениваться в рамках предоставления соответствующих государственных услуг в области аккредитации и в рамках осуществления федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, начиная с 1 июля 2021 года.

Согласно области применения ГОСТ Р 58973-2020 указанный стандарт распространяется на процедуры оформления протоколов испытаний испытательной лабораторией (центром), выполняющей испытания продукции для целей подтверждения соответствия. ГОСТ Р 58973-2020 предназначен для применения испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации и другими заинтересованными лицами.

Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 58973-2020 протокол испытаний для целей подтверждения соответствия оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. При оформлении протокола испытаний для целей подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) протокол испытаний оформляют также с учетом требований к содержанию, изложенных в соответствующих технических регламентах Евразийского экономического союза (Таможенного союза).

С учетом изложенного, исходя из системного толкования норм Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) и Критериев по аккредитации, полагаем, что соблюдение аккредитованной на ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 лабораторией, а также заявителей, претендующих на аккредитацию в качестве испытательной лаборатории (центра) по ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, требований вышеуказанных документов по стандартизации является обязательным.

По вопросу 1.3.

Пунктом 24 Критериев аккредитации установлены дополнительные требования к лабораториям, выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в целях обязательного подтверждения (оценки) соответствия, а также к лабораториям, выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации.

Абзацами первым и вторым подпункта 24.2 Критериев аккредитации установлено, что:

работниками лаборатории, непосредственно выполняющими работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, состоящими в штате по основному месту работы, должно обеспечиваться проведение исследований (испытаний) и измерений по не менее чем половине включенных в область аккредитации международных, региональных стандартов, национальных (государственных) стандартов, включенных в перечни международных, региональных стандартов, национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятых технических регламентов и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции;

работник (работники) лаборатории, непосредственно выполняющий (выполняющие) работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, может (могут) работать по трудовому договору в составе только одной лаборатории.

На основании изложенного работники, непосредственно выполняющие работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, могут быть оформлены в одной аккредитованной испытательной лаборатории или по трудовому договору по основному месту работы, или по трудовому договору о выполнении работ по внешнему или внутреннему совместительству в соответствии со статьей 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации, - в количестве и пропорциональном соотношении, соответствующих требованиям абзаца первого подпункта 24.2 Критериев аккредитации.

Вместе с тем для работников, осуществляющих деятельность в аккредитованной лаборатории по основному месту работы, местом работы по совместительству (при наличии) не может являться другая лаборатория (того же или иного юридического лица). Также для работников, осуществляющих деятельность в аккредитованной лаборатории по договору совместительства, основным местом работы не может являться другая лаборатория (того же или иного юридического лица).

При этом полагаем, что положения абзаца второго подпункта 24.2 Критериев аккредитации распространяются на испытательные лаборатории, аккредитованные (претендующие на получение аккредитации) в национальной системе аккредитации, и не содержат ограничений для осуществления их работниками деятельности в иных лабораториях, в том числе в неаккредитованных производственных и научных лабораториях, лабораториях образовательных учреждений.

Также принимая во внимание, что формулировка абзаца второго подпункта 24.2 Критериев аккредитации распространяется на работников лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, полагаем допустимым осуществление работником, непосредственно выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в одной аккредитованной испытательной лаборатории (центре), деятельности в другой аккредитованной испытательной лаборатории (центре), не связанной с работами по исследованиям (испытаниям), измерениям, в том числе с отбором образцов, при условии соблюдения всеми сторонами требований ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 в части обеспечения беспристрастности лабораторной деятельности, включая идентификацию рисков для беспристрастности, возникающих в результате отношений персонала (пункт 4.1.4 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019).

По вопросу 1.4.

Подпунктом 29.2 Критериев аккредитации установлено требование о наличии в штате органа инспекции работников, участвующих в выполнении работ по проведению инспекции, по всем направлениям деятельности в соответствии с областью аккредитации, работающих на основе трудового договора в составе одного органа по инспекции. Не менее трех работников, участвующих в выполнении работ по проведению инспекции, должны работать в органе инспекции в штате по основному месту работы.

Позиция в части возможности работы работника аккредитованного органа инспекции, участвующего в выполнении работ по проведению инспекции, в другом аккредитованном органе инспекции, аналогична позиции в части работников аккредитованных лабораторий (вопрос 1.3). В связи с этим полагаем допустимым осуществление таким работником в другом органе инспекции деятельности, не связанной с проведением инспекций, при условии всеми сторонами требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 "Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции" (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012) в части обеспечения беспристрастности инспекционной деятельности, включая идентификацию рисков для беспристрастности, возникающих в результате контактов персонала (пункт 4.1.3 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012).

Дополнительно отмечаем, что действующим законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации не установлены запреты для руководителя органа инспекции самостоятельно выполнять работы по проведению инспекций в области аккредитации (при соблюдении требований к его компетентности), вместе с тем полагаем, что руководитель может самостоятельно выполнять работы по проведению инспекций только в случае обеспечения беспристрастности инспекционной деятельности и отсутствия конфликта интересов, а также если запрет для этого не вытекает непосредственно из требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012.

Также следует учитывать, что абзацем третьим подпункта 29.2 Критериев аккредитации установлено, что руководитель органа инспекции, его заместитель (заместители) должны работать в органе инспекции в штате по основному месту работы.

На основании изложенного руководитель органа инспекции, одновременно участвующий в выполнении работ по проведению инспекции, в указанном качестве может являться только работником, оформленным по договору выполнения работ по внутреннему совместительству (статья 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации), и в связи с этим не будет являться лицом, обеспечивающим соответствие органа инспекции требованиям абзаца первого подпункта 29.2 Критериев аккредитации.

Дополнительно отмечаем, что работник, участвующий в работах по проведению инспекций в области аккредитации, должен соответствовать Критериям аккредитации и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012, в том числе в части образования, опыта работы, навыков и профессиональных знаний.

По вопросу 1.5.

С 1 января 2021 г. на заявителей, аккредитованных лиц распространяются требования Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707.

На основании изложенного с 1 января 2021 г. к опыту работы работников испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в целях обязательного подтверждения (оценки) соответствия, а также лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации, предъявляются требования, установленные подпунктом 24.1 Критериев аккредитации.

По вопросам 1.6 - 1.8.

В соответствии с пунктом 3 Приказа N 707 абзац второй подпункта 24.4, абзац второй подпункта 29.5, абзац второй пункта 43 Критериев аккредитации не применяются в отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу указанного приказа.

Исходя из буквального толкования пункта 3 Приказа N 707 следует, что требования абзаца второго подпункта 24.4, абзаца второго подпункта 29.5, абзаца второго пункта 43 Критериев аккредитации будут применяться только в отношении лиц, проходящих процедуру аккредитации, а также аккредитованных после вступления в силу Приказа N 707.

По вопросу 1.9.

С 1 января 2021 г. на заявителей, аккредитованных лиц распространяются требования Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707.

По вопросу 1.10.

Подпунктом 23.3 Критериев аккредитации установлено, что лаборатории должны выполнять требования ГОСТ Р 58973-2020.

В соответствии с требованиями пункта 5.22 ГОСТ Р 58973-2020 протокол испытаний должен быть заверен печатью организации.

По вопросам 2.1, 2.1.1.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны безвозмездно представлять в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее - ФГИС Росаккредитации) сведения о результатах своей деятельности, об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности, состав, порядок и сроки представления которых установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.

С 1 января 2021 г. вступило в силу Положение о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации (далее - Положение), утвержденное приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 704 (далее - Приказ N 704).

Подпунктом "в" пункта 1 Положения установлено, что аккредитованные лица представляют в Федеральную службу по аккредитации сведения о наличии и использовании испытательного оборудования, вспомогательного оборудования, средств измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, необходимых для выполнения работ в соответствии с областью аккредитации, с указанием сведений об аттестации, поверке и/или калибровке применяемого оборудования, об изменении прав собственности, владения и пользования, о документах, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, испытательного оборудования, средств измерений, эталонов единиц величин, включая электронные документы или электронные образы (скан-копии) указанных документов.

Отмечаем, что упомянутые в вопросе 2.1 рассматриваемого обращения сведения об изменении сведений об аттестации, поверке и/или калибровке применяемого оборудования в течение срока использования оборудования представляют собой сведения именно о результатах периодической (плановой) аттестации либо о результатах повторной аттестации оборудования, и, соответственно, о состоянии оборудования в текущий момент времени, которое непосредственно влияет на результаты работ, выполняемых аккредитованным лицом с использованием такого оборудования.

Обращаем внимание, что согласно пункту 4 Положения испытательные лаборатории (центры) представляют в Федеральную службу по аккредитации сведения о проведенных испытаниях, при этом такие сведения в обязательном порядке включают сведения об оборудовании, средствах измерений, использованных при проведении испытаний в целях выполнения работ по обязательному подтверждению соответствия, - применительно к каждому выданному протоколу испытаний.

С учетом изложенного передача сведений во ФГИС Росаккредитации необходима в целях оперативного мониторинга национальным органом по аккредитации всех изменений, происходящих в деятельности аккредитованного лица по сравнению с исходными сведениями, заявленными при аккредитации или проверенными при проведении процедуры подтверждения компетентности, в том числе, в целях подтверждения продолжения соответствия материально-технической базы аккредитованного лица, используемой в процессе его деятельности, и является обязанностью аккредитованного лица.

В отношении передачи сведений о поверке средств измерений в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (далее - Фонд ОЕИ) отмечаем, что Приказом N 704 не установлены исключения для аккредитованных лиц в части обязанности передавать сведения во ФГИС Росаккредитации в случае, если указанные лица также обязаны передавать сведения в информационные системы других федеральных органов исполнительной власти.

При этом необходимо учитывать, что Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений (далее - Порядок) утвержден приказом Минпромторга России от 28.08.2020 N 2906.

Согласно пункту 24 Порядка сведения о результатах поверки средств измерений, предусмотренные подпунктом "л" пункта 5 указанного Порядка, на основании части 6 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) передаются в Фонд ОЕИ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими поверку средств измерений.

Таким образом, аккредитованные испытательные лаборатории (центры), использующие при осуществлении деятельности поверенные средства измерений, не являются лицами, обязанными передавать сведения о проведенной поверке в Фонд ОЕИ.

Кроме того, целью передачи сведений о поверке средств измерений в Фонд ОЕИ лицами, проводящими поверку, согласно пункту 2 вышеупомянутого Порядка, является обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективной и достоверной информации согласно части 1 статьи 20 Федерального закона N 102-ФЗ, используемой в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности.

Согласно пункту 3 Порядка указанные выше сведения находятся в открытом доступе для просмотра и предоставляются в рамках государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

При этом сведения ФГИС Росаккредитации в части, регулируемой Приказом N 704, являются закрытыми (не размещаются в открытом доступе), и предназначены для использования национальным органом по аккредитации в целях мониторинга и контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Соответственно, лица, обязанные передавать сведения о поверенных средствах измерений в Фонд ОЕИ и во ФГИС Росаккредитации, а также цели и сроки предоставления таких сведений, различаются.

На основании подпункта "а" пункта 11 Положения аккредитованные испытательные лаборатории (центры) должны представить во ФГИС Росаккредитации сведения об изменении сведений об аттестации оборудования, поверке и/или калибровке средств измерений в течение 10 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения.

По вопросу 2.2.

Подпунктом "б" пункта 4 Положения установлено требование о предоставлении аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) во ФГИС Росаккредитации сведений о результатах участия в межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаниях.

Согласно подпункту "и" пункта 11 Положения указанные сведения представляются в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующих результатов межлабораторных сличительных испытаний.

Пунктом 3.6 межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17043-2013 "Оценка соответствия. Основные требования к проведению проверки квалификации" установлено, что участник - лаборатория, организация или физическое лицо, которые получают образец для проверки квалификации и представляют результаты на рассмотрение провайдеру проверки квалификации.

Таким образом, лаборатория представляет во ФГИС Росаккредитации результаты межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаний в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующих результатов лабораторией.

При этом на основании пункта 7 и подпункта "и" пункта 11 Положения сведения об итоговом отчете о результатах проверки квалификации представляют во ФГИС Росаккредитации аккредитованные в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводящие межлабораторные сличительные испытания (также в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующих результатов провайдером МСИ).

По вопросу 2.3.

Критерии аккредитации не конкретизируют, какими документами заявитель, аккредитованное лицо может подтвердить наличие оборудования, средств измерений и т.д. на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающим право владения и пользования, согласно требованиям подпункта 24.4 Критериев аккредитации.

Вместе с тем статьей 3 Федерального закона N 412-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Право собственности и иные законные основания, предусматривающие право владения и пользования имуществом, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами в установленной сфере. Таким образом, документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание, предусматривающее право владения и пользования оборудованием, средствами измерений и т.д., должны соответствовать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

Основания для приобретения права собственности установлены главой 14 ГК РФ.

Обращаем внимание, что для государственных и муниципальных учреждений (организаций), в силу срока давности приобретения оборудования, в том числе в условиях действия утративших силу нормативных правовых актов СССР и Российской Федерации, не имеющих возможность подтвердить право собственности на указанное оборудование в соответствии с действующим законодательством, кроме внутренних документов, устанавливающих факт нахождения оборудования на балансе учреждения (организации), возможно приобрести право собственности на такое имущество в рамках приобретательной давности по решению суда в соответствии со статьей 234 ГК РФ.

При этом в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" факт нахождения имущества на балансе лица сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения. Таким образом, факт нахождения имущества на балансе лица носит учетный, а не правоподтверждающий характер.

Дополнительно отмечаем, что подпунктом "в" пункта 1 Положения не установлено требование в части представления во ФГИС Росаккредитации документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, вспомогательного оборудования, при этом предусмотрено представление сведений о наличии и использовании такого оборудования.

По вопросу 2.4.

Положение не устанавливает особенностей предоставления сведений о проведенных испытаниях, включая сведения о выданных отчетах об испытаниях (протоколах испытаний), как отнесенных, так и не отнесенных к государственной тайне.

Вместе с этим, как отмечалось ранее, аккредитованные лица в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ обязаны представлять в национальный орган по аккредитации с использованием ФГИС Росаккредитации сведения о результатах своей деятельности.

Обращаем внимание, что подсистема ФГИС Росаккредитации для предоставления сведений о результатах деятельности аккредитованными лицами, включающая в себя в том числе компонент для внесения сведений о выданных протоколах исследований (испытаний) и измерений, а равно сведения, содержащиеся в ней, не подлежат размещению в открытом доступе.

По вопросу 2.5.

Реализация пакетной загрузки данных в компоненте предоставления сведений о протоколах ФГИС Росаккредитации запланирована на 2021 год.

И.о. начальника
Управления правового обеспечения
и международного сотрудничества
М.С.ПИГАЛИЦЫН